Человечество издавна уделяло большое внимание воде, поскольку хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
kolodets.docx | 103.57 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куртамышского района
«Пушкинская основная общеобразовательная школа»
Районный конкурс научно-исследовательских работ для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений Куртамышского района
«Я - исследователь»
Номинация: Естественные науки (химия, биология, экология).
Тема:
« КОЛОДЕЦ »
Выполнила: ученица 5 класса
МКОУ Куртамышского района
«Пушкинская ООШ
Воробьева Виктория
Научный руководитель:
Воробьева Л.В
учитель химии и биологии
2014 год
Оглавление.
Введение.
Вода - источник и гробница всего сущего во вселенной.
Символ непроявленного, первичной материи.
Жидкость все проверяющая
Платон
Человечество издавна уделяло большое внимание воде, поскольку хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье.
При выполнении работы меня заинтересовал колодец, находящийся в 450-500 метрах от озера в огороде моего дедушки. Мы решили исследовать воду из этого колодца и сравнить её с другими образцами воды, взятых в колодцах, находящихся в селе Пушкино.
Вера в целебную силу вытекающей из земли воды коренится в античных и даже доисторических культах. Колодец часто является в рамках картины мира шахтой для входа в подземный мир (сказка о госпоже Метелице) или в "воды глубин", где прячутся таинственные силы.
(http://www.akvada.ru/o%20kolod.html)
Колодец — гидротехническое сооружение для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке или насос)
Актуальность: Мы считаем тему своей работы актуальной, так как воду из этого колодца большинство местных жителей использует как питьевую, а также для солений, люди говорят, что они получаются вкуснее, дольше хранятся. Многие считают эту воду целебной. Мы полагаем, что многим будет интересно узнать, что за вода в этом колодце.
Цель: Исследовать гидрофизические и гидрохимические показатели колодезной воды.
Задачи: 1. Изучить органолептические (цвет, запах, вкус, прозрачность), химические и биологические показатели качества воды.
2. Сравнить воду из колодца с водой из других колодцев, расположенных на территории села.
3.Выяснить какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека.
Объект и предмет исследования: колодец и питьевая вода
Метод исследования: эксперимент, анализ, наблюдение
Практическая направленность работы: использовать материал на уроках биологии, во внеурочное время, на классных часах.
Методы исследования, результаты.
Колодец № 1 находится в 450-500 метрах от озера по восточному берегу. Глубина колодца примерно 400 см, столб воды 230 см. Для подъёма воды используется ведро на цепи, колодец закрыт крышкой.
Пробы были взяты в пластиковые бутылки ёмкостью 0,5 литра, вымытые без применения синтетических моющих средств. Перед набором воды бутылки несколько раз ополоснули набираемой водой.
Для определения прозрачности воды нам потребовался мерный цилиндр и напечатанный на бумаге текст. Текст был помещён под цилиндр, и в него медленно наливалась вода для каждого образца по отдельности. Вода наливалась до тех пор, пока текст, становился нечитаемым. Если прозрачность воды меньше 31 см, то она непригодна для питья. Прозрачность образца воды под №1 – 42см.
Цвет воды мы определяли на фоне белого листа бумаги. Напротив листа бумаги подносилась пробирка с образцом воды, и определялся цвет, сравнивали взятую пробу с эталоном – налитую в такую же пробирку дистиллированной водой. Определять цветность воды можно двумя способами – сбоку и сверху – в обоих случаях на фоне листа белой бумаги. Цвет у воды №1 отсутствует.
Запах мы определяли, нагревая колбу с водой над спиртовкой до 50 градусов и движением руки направляли воздух к себе. Запаха у этого образца воды нет.
Вкус: обычно различают горький, солёный, кислый и сладкий вкус воды, различные привкусы. Соли магния ( более 1мг/л) придают горький вкус; хлористого натрия и калия ( более 500мг/л) солёный вкус. Соли закиси железа ( 0,9мг/л) придают вяжущий вкус, гуминовые кислоты – болотный, продукты гниения – затхлый, гнилостный, соли алюминия – сладкий. Вкус и привкус у воды данного образца так же отсутствует.
Жёсткость воды мы определили с помощью мыльного раствора. Мыльный раствор был изготовлен из мягкой воды и хозяйственного мыла. В каждый образец воды был добавлен этот раствор. Если вода жёсткая должен появляться мыльный осадок, так называемые мыльные хлопья. Если же вода мягкая должна появляться пена. Вода под №1 – мягкая.
pH мы определяли с помощью универсальной индикаторной бумаги. В пробирки были налиты образцы воды, в каждую пробирку была опущена индикаторная бумага, затем мы сравнили показатели цвета индикаторной бумаги с таблицей. Из чего выяснили что рН образца №1 равен 7.0. Следовательно, среда нейтральная, пригодная для питья.
Для определения сульфатов нам потребовался BaCl2. Мы налили образцы воды в три пробирки и добавили BaCl2.
SO42-+ BaCl2 = BaSO4 + 2Cl
О приблизительном содержании сульфатов судят по количеству выпавшего осадка BaSO4. Отсутствие мути говорит о содержании сульфатов менее 5 мг/л; слабая муть, появляющаяся через несколько минут – 5-10мг/л; сильная муть, сразу же оседающая, - 100мл/л.
В образце воды под №1 содержание SO42- равно менее 5 мг/л.
Хлориды мы определяли по той же технологии, только вместо BaCl2 мы добавили AgNO3.
Cl- + AgNO3= AgCl + NO3-
Вода №1: содержание хлоридов равно 100мг/л.
Сухой остаток: на весах взвешивали чистую фарфоровую чашку, записывали результат. Мерным цилиндром отмеряли 50 мл исследуемой воды и выливали её в чашку. Чашку ставили на водяную баню, выпаривали из неё воду. После этого взвешивали чашку вместе с сухим остатком.
Расчёт для колодца № 1.
М=119,260г- масса пустой фарфоровой чашки.
М=168,370г- масса фарфоровой чашки с водой.
М=119,320г- масса фарфоровой чашки с сухим остатком.
Сухой остаток равен 60мг. Имеет белый цвет (показатель чистоты воды).
Образцы воды №2 и №3 были взяты с колодцев улицы Береговая и улицы Центральная, примерно в 150 метрах от озера.
Исследование воды в колодце №2.
Глубина колодца 280 см, столб воды 170 см. Прозрачность 30 см. Для добывания воды используется ведро на цепи, колодец закрыт крышкой
Цвет светло жёлтый.
Запах илистый, интенсивностью в 2 балла.
Имеется неопределяемый привкус.
Вода мягкая, но имеется незначительный мыльный осадок.
рН равен 6.0. , среда слабо кислотная.
Содержание сульфатов равно 10-100мг/л.
Содержание хлоридов равно менее 5мг/л.
Сухой остаток равен 250 мг. Имеет жёлто-зелёный оттенок.
Исследование воды в колодце №3.
Глубина колодца 320 см, столб воды 160 см. Для добывания воды используется журавль, колодец закрыт крышкой.
Прозрачность 27, 3 см.
Цвет жёлтый.
Запах мокрой древесины интенсивностью 3 балла.
Имеется неопределимый привкус.
Вода мягкая, с незначительным мыльным осадком.
рН равен 6.0., среда слабо кислотная.
Содержание сульфатов равно 10-100мг/л.
Содержание хлоридов равно 100мг/л.
Сухой остаток 360 мг. Имеет жёлтый цвет.
Все три колодца ухожены, регулярно проводится чистка жителями села, хлорирование. Вода используется для питья. В начале весны колодцы № 2 и № 3 очень сильно заполняются водой, в конце лета и зимой могут вычерпываться.
Колодцы в начале лета ежегодно чистится местными жителями. Вода в колодце всегда очень холодная, прозрачная и с удовольствием пьётся. Из этой воды получается вкусный чай. Мы считаем, что колодцы № 1, № 2 и №3 подпитываются родниками, а удаленность от озера влияет на вкус воды.
Последние три года озеро «Растотурское» испытывает большую антропогенную нагрузку и колодцы тоже. Нынешнее лето не исключение. От колодца вдоль берега тянется разнотравная степь. Большой участок степи вокруг колодца вытоптан, сделано несколько кострищ, мусорная свалка, ведро с колодца постоянно исчезает. Отдыхающие безобразно ведут себя возле колодца. Учащиеся школы проводят акцию «Чистый берег», но с каждым годом мусора становится всё больше.
Выводы и предложения
В результате исследования был изучены гидрофизические и гидрохимические свойства воды трёх колодцев; самой чистой оказалась вода из колодца № 1 : она прозрачная, не имеет запаха, вкуса, имеет нейтральную среду, цвет сухого остатка - белый; по физическим показателям она пригодна для питья.
Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей. Вода, которую мы потребляем, обязательно должна быть чистой, то есть умеренно жёсткая вода без избыточного содержания железа, фтора, тяжелых металлов, соответствующая гигиеническим нормам. Если человек принимает загрязненную жесткую воду, то следственно часто болеет.
Если Вы хотите вести здоровый образ жизни, то с чистой воды нужно начинать в первую очередь. Качество воды определяется по наличию в ней химических включений. Уже с помощью обоняния и зрения человек может определить качество воды. Не чисто кристальная вода и подозрительный запах воды уже говорит человеку о том, что она не чистая. Мы настоятельно рекомендуем полностью заменить жесткую и загрязненную воду на очищенную, фильтрованную воду.
ВЫБОР ЗА ВАМИ. ЧИСТАЯ ВОДА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ!
Список литературы:
1.Боголюбов А.С . Сравнительная комплексная характеристика малых рек и ручьёв/ А.С. Боголюбов, Д.Н.Засько. – Экосистема, 1999.
2. Дружинин С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы. / С.В.Дружинин.
Москва , Чистые пруды, 2008.
3.Папулов Н.И. Методы исследований экосистем водоёмов: методическое пособие/
Н.И. Папулов. – Курган, 2007.
4.Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%EE%E4%E5%F6
http://www.akvada.ru/o%20kolod.html
http://www.smachno.ua/blogs/blog_17609/6358.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Родник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Колодец
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Подземные воды
http://www.ngpedia.ru/cgi-bin/findimg.exe?
http://ozpp.ru/standard/pravila/sanpin214107401/
Приложение
Лабороторные исследования.
Химические и физические показатели воды.
Проба воды | Запах | Вкус | Цвет | Столб воды | Прозрачность |
№ 1 | О баллов | Отсутствует | Отсутствует | 230 см | 42 см |
№ 2 | 2 балла, илистый | Имеется неразличимый привкус | Светло жёлтый | 170см | 30 см |
№ 3 | 3 балла, мокрая древесина | Имеется неразличимый привкус | Жёлтый | 160см | 27, 3 см |
Проба воды | рН | Хлориды | Сульфаты | Жёсткость воды | Сухой остаток |
№ 1 | 7.0 | 100мг/л | Менее 5мг/л | Мягкая | 60 мг |
№ 2 | 6.0 | 10-100мг/л | Менее 5мг/л | Мягкая | 250 мг |
№ 3 | 6.0 | 100мг/л | 10-100мг/л | Мягкая | 360 мг |
Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка запаха, балл |
Нет | Запах не ощущается | 0 |
Очень слабая | Запах не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании | 1 |
Слабая | Запах замечается потребителем, если обратить на это внимание | 2 |
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде | 3 |
Отчётливая | Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья | 4 |
Очень сильная | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению | 5 |
О чем поет Шотландская волынка?
Снег своими руками
Как нарисовать ветку ели?
Развешиваем детские рисунки дома
Иван Васильевич меняет профессию