• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Британский Характер как ключ к пониманию английской культуры»

Опубликовано Гусейнова Эльвира Гусейн гызы вкл 01.09.2014 - 13:05
Гусейнова Эльвира Гусейн гызы
Автор: 
Аппазиди Николетта

 

Целью данной работы является обосновать реальность существования феномена национального характера как важного этнообразующего признака нации и на этой основе выявление и систематизация типических черт характера английского народа.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

-   изучить теоритическую базу;

- проанализировать и раскрыть сущность национального характера как социально-философской категории;

- обосновать статус национального характера в качестве стержневой основы национальной психологии;

- проанализировать различные формы проявления национального характера в различных сферах уклада жизни, их взаимосвязь и взаимодействие;

- проанализировать черты национального характера (на примере английского и русского народов;

Начать мне бы хотелось с общих определений понятий характер и национальный характер.

уровень его воспитанности и культуры.

В своей работе мы опираемся на определение характера, данное Фроммом:«Характер - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенномобществе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon british_character.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

«Британский Характер как ключ к пониманию английской культуры»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….....стр.1

ГЛАВА 1..ПОНЯТИЕ «ХАРАКТЕР» И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………….стр.3

  1. ПОНЯТИЕ «НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ…………………………………………………………………….стр.

1.2.ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ……………………………………………………………………………………........стр.

ГЛАВА 2.БРИТАНСКИЙ ХАРАКТЕР И ЕГО ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ……………….....................................................................................................стр.

2.1.СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ АГЛИЙСКОГО ХАРАКТЕРА………………………………стр.

2.2.РУССКИЙ ХАРАКТЕР И ЕГО ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ………………………………………………….………………………………стр.

ГЛАВА 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БРИТАНСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУР……………………………………………………………………………….…….стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...стр.

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является обосновать реальность существования феномена национального характера как важного этнообразующего признака нации и на этой основе выявление и систематизация типических черт характера немецкого народа.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

-   изучить теоритическую базу;

- проанализировать и раскрыть сущность национального характера как социально-философской категории;

-   обосновать статус национального характера в качестве стержневой основы национальной психологии;

-  проанализировать различные формы проявления национального характера в различных сферах уклада жизни, их взаимосвязь и взаимодействие;

-  проанализировать черты национального характера (на примере английского и русского народов;

Актуальность данной темы обусловлена  возросшим интересом к проблеме национального характера со стороны различных отраслей гуманитарного знания: философии, культурологии, этнопсихологии, политологии, истории, социологии. Актуальным также является осмысление сложных процессов формирования и проявления национального характера в русле системного, сравнительного подхода к пониманию феномена британского характера.
    В данной работе были применены следующие
методы исследования: сравнительный метод, метод научного описания, обобщение.

Объектом исследования является феномен национального характера, а предметом – особенности его проявления в разных сферах жизни английского этноса.

Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования материала и результатов исследования на уроках английского языка при изучении культурологического ознакомления со страной изучаемого языка.  Материалы доклада могут быть использованы также в исследованиях, посвященных изучению национального характера британцев.

Для написания исследовательской работы были проанализированы следующие источники:

1)      работы философов, социологов, психологов в области межэтнических отношений.

2)      источники Интернет

 Материалом исследования выступают  работы Стефаненко Татьяны Гавриловны, Бердяева Николая Александровича.

Основное содержание доклада:

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, степень её разработанности, формулируются цель и задачи исследования, отмечается новизна и её теоретические и методологические основы.

Первая глава работы – «Понятие характер и проблемы его исследования». В первой главе раскрывается само понятие «характер», проблемы, связанные с его исследованием. Также мы рассматриваем компонент «национальный характер» в современном мире, что он в себя включает, какими философами и психологами были предприняты попытки его раскрыть и что они сами включают в понятие «национальный характер».

Вторая глава работы  - «Британский характер: черты, присущие англичанам». Проанализировав опыт философов, социологов, психологов современности и прошлых лет мы раскрываем сущность британского характера, описываем его основные черты и признаки.

Третья глава работы – « Анализ характеров британцев и русских». Мы сравниваем черты английского и русского характеров  в различных сферах жизни и пытаемся найти сходства и различия.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ «ХАРАКТЕР» И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, других удовлетворяют простые виды.

В процессе общения о характере человека судят по его манере поведения, способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое и т. д.).

При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры.

В своей работе мы опираемся на определение характера, данное Фроммом: «Характер - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе»[8.c.24].

Мы говорим о характере, когда отмечаем степень самостоятельности человека, его трудолюбие и настойчивость, целеустремленность и упорство. Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование. Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы.

Он тесно связан с потребностями и интересами и явно проявляется тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и актуальные потребности.

В отличие от других личностных качеств характер формируется в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью.

Например, интересы, социальные установки могут меняться в течение всей жизни человека.

Изменение характера возможно, но это происходит лишь в исключительных случаях, например, когда человек тяжело заболевает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кризиса, в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе.

Таким образом, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малаᴨȇра, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса.

В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос». Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. В связи с этим она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Ларошфуко, Лабрюйер, Вовенарг). Характер - одно из стержневых понятий и в литературоведении.

Большое место проблема характера занимала и в нашей отечественной психологии, в работах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурского, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию. Можно сказать, что в нашей психологии создалась своего рода традиция рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом асᴨȇкте, причем в противоположность французским психологам-функционалистам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии.

Однако, нам хотелось бы подробнее остановиться на  классификации характера.

Классификация характеров

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.

Экстравертированный тип . Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интровертированный тип . Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Возможна также классификация на конфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.

Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера . Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

1.1. ПОНЯТИЕ «НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Национальный характер — совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, национальный характер проявляется в национальном темпераменте, во многом обусловливая способы эмоционально-чувственного освоения политической реальности, скорость и интенсивность реакции политических субъектов на происходящие политические события, формы и методы презентации ими своих политических интересов, способы борьбы за их реализацию. В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер, и что определенные черты характера закреплены за той или иной нацией. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью, радушием.

Следует отметить, что  само понятие национального характера волнует как зарубежных, так и отечественных исследователей, опирающихся в дискуссиях по этому поводу на философское наследие прошлого. "Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи.

Понятие национального характера не теоретико-аналитическое, а оценочно-описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, за ними - географы, этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы вкладывали в это понятие разное содержание. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента, эмоциональных реакций народа, другие акцентировали внимание на социальных установках, ценностных ориентациях, хотя социальная и психологическая природа этих феноменов различна. 

В исследованиях национального характера можно выделить три основные группы ученых. Одни авторы, обращают внимание на неповторимости каждой нации. Другая группа исследователей склонна считать, что само понятие “национальный характер” является фикцией, мифом, не имеющей научной подоплеки, сугубо идеологической и потому ненаучной категорией, пригодной лишь для спекулятивных умозаключений. 
Третья группа ученых занимает промежуточную позицию между двумя крайними точками зрения. Они считают, что понятие “национальный характер” имеет теоретико-методологическую ценность, хотя и ограниченную в силу больших методических трудностей его эмпирического изучения. Вместе с тем в любой нации есть некие доминанты, которые и позволяют говорить о национальном характера как объективном феномене народного бытия.

В своей работе мы опираемся на классификацию национального характера, которую дают нидерландские ученые X. Дуийкер и Н. Фрийд.

1. Национальный характер понимается как проявление определенных психологических черт, характерных для всех членов данной нации и только для них. Это распространенная, но уже редко встречающиеся в науке концепция национального характера.

2. Национальный характер определяется как «модальная личность», т. е. как относительная частота проявления среди взрослых членов какой-либо нации личностей определенного типа.

3. Национальный характер может пониматься как «основная структура личности», т. е. как определенный образец личности, доминирующий в культуре данной нации.

4. Национальный характер может пониматься как система позиций, ценностей и убеждений, разделяемых значительной частью данной нации.

5. Национальный характер может определяться как результат анализа психологических аспектов культуры, рассматриваемых в определенном, особом смысле.

6. Национальный характер рассматривается как интеллект, выраженный в продуктах культуры, т. е. в литературе, философии, искусстве и т. п.

Элементы национального характера закладывались на ранних, доклассовых этапах развития общества. Они служили важнейшим способом стихийного, эмпирического, обыденного отражения окружающей действительности. На последующих этапах исторического развития на национальный характер оказывает влияние политическая система общества, однако его ценностно-смысловое ядро остается константным, хотя и корректируется политической жизнью, режимом, системой в целом. В кризисных ситуациях, в периоды обострения национальных проблем и противоречий те или иные черты национального характера могут выходить на передний план. Черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национальной психики, в немалой степени являются продуктами определенных исторических условий и культурных влияний.

Принято считать, что национальный характер — составной элемент и одновременно основа психологического склада нации и национальной психологии в целом. Однако именно взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность и эмоциональных, и рациональных элементов составляет психологический склад нации или национальный характер, который проявляется и преломляется в национальной культуре, образе мыслей и действий, стереотипах поведения, обуславливая специфичность каждой нации, ее отличие от других.

Бальтасар Грасиан справедливо заметил: каждому народу, “даже весьма просвещенному”, народу с позитивными чертами, “свойствен какой-либо природный недостаток”, который “соседи обычно подмечают... со смехом либо со злорадством”. А посему каждый народ “свой грех да памятует, а не тыкает другому его грех” [1.с.36-39]. 
      Национальный характер не есть величина абсолютно постоянная. Он меняется, хотя и медленно. То, что характер нации будет во многом зависеть от моральных причин, должно быть очевидно самому поверхностному наблюдателю, поскольку нация есть не что иное, как собрание индивидуумов. Изучая национальный характер, необходимо иметь в виду следующие моменты. Начнем с того, что любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает в себе пары противоположностей — добро и зло, трудолюбие и леность, свободолюбие и раболепие, смирение и бунт, жесткость и сострадание и т. д. Вычленение одних черт вовсе не исключает существование других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент. Раскрыть негативные и усилить позитивные черты психологии народа — значит раскрыть его наиболее значимые социально-психологические черты. Но ни одна из них, взятая сама по себе, не является абсолютно уникальной. Уникальна структура психологических особенностей нации, характер взаимосвязи между элементами. Все элементы, входящие в эту структуру, являются общими, присущими не только данному народу, но и многим другим. Но вот приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Поэтому речь идет о доминировании, но не безраздельном господстве тех или иных черт.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «национальный характер» необходимо понимать широко и многогранно, так как многие  ученые, философы, занимающиеся проблемами национального характера рассматривают его сквозь призму качеств, ценностей, разделяемых данным народом.

1.2.ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Понятие “национальный характер”, попытки описать которое заняли у антропологов несколько десятилетий, и по сей день порой кажутся мифологемой. В этой главе мы хотим рассмотреть различные подходы ученых, философов, психологов и социологов о национальном характере.

Широко распространенное убеждение, что "члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики" могло бы быть неоспоримым, если бы между учеными существовало хоть мало-мальское согласие в том, о каких собственно "некоторых психологических характеристиках" здесь идет речь. "Наблюдение, что народы различны, — общее место. Но без ответа остается вопрос: действительно ли эти различия являются национальными различиями, то есть, характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, то есть, разнятся ли они от одной нации к другой?"

Английский философ Давид Юм в "Трактате о человеческой природе" писал: "Там, где некоторое количество людей объединяются в политическую структуру, обстоятельства заставляют их часто вступать в контакты друг с другом - по вопросам обороны, торговли, управления, что, при наличии общего языка, должно привести к появлению сходства в манерах, а также общего, или рационального характера в сочетании с индивидуальным. Хотя природа порождает все виды характера и понимания в изобилии, это не означает, что они присутствуют в одинаковых пропорциях и что в каждом обществе элементы работоспособности и лени, доблести и коварства, ума и глупости смешаны единым образом. Если на заре развития общества можно найти преобладание одного из элементов, то это естественно приведет к преобладанию его в дальнейшей композиции и придаст оттенок национальному характеру".

В своей  работе "О национальных характерах" (1769), в которой в общей форме отражены взгляды на национальную психологию (национальный характер). Среди факторов, формирующих национальный характер, Ю. выделял физические, к которым относит природные условия жизни общества (воздух, климат), определяющие психический склад, черты темперамента, традиции труда и быта. Однако в становлении национальных черт психологии определяющим Ю. считал социальные (моральные) факторы, к которым относит обстоятельства социально-политических отношений общества (формы правления, социальные перевороты, изобилие или нужду, в которой живет население, положение нации в отношении соседей и т. д.). По мнению Ю., общие черты национального характера людей формируются на основе общения в профессиональной деятельности (общие склонности, обычаи, привычки, аффекты). Общие интересы нации способствуют становлению общенациональных черт ее духовного облика, единого языка и других элементов национальной жизни[8.с.132-135].

Франц Боас рассматривал национальный культуру как историческое явление. Культура, в понимании Боаса, это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Боас утверждал, что данные этнологии доказывают, что не только наш язык, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим. Он считал, что мы должны понять процесс развития индивидуальных культур, прежде чем сможем попытаться установить законы развития культуры всего человечества.

Боас утверждал, что ученые призваны наблюдать действительно происходящее в разных культурах без навязывания предвзятых мнений и предрассудков. Не неси себя другим, а неси других к себе, не уставал повторять он.

Исследование требует переработки большого количества данных. Собирание массы фактов — единственный способ открыть, как формируются и прогрессируют культуры. Жизнь народов и развитие культур нельзя объяснить одной большой теорией эволюции или городской психологией, а только путем изучения точных фактов их истории.

Алекс Инкельсон и Даниэль Левенсон предприняли личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера связан был прежде всего с попыткой описать национальный характер при помощи понятия «модальной личностной структуры»,. По представлению этих ученых, национальный характер соответствует прочно сохраняющимся личностным чертам и типам личности, являющимся модальными для взрослых членов данного общества. Таким образом, личностно-центрированный подход к исследованию «национального характера», как его видели Инкельс и Левенсон, представляет собой изучение степени распространенности в рамках того или иного общества определенных личностных характеристик. «Модальной личностью» является тип, к которому относятся большинство членов данного общества. В свою очередь, национальный характер связан с частотой распространения определенных типов личности в этом обществе. Причем подразумевалось, что самые различные личностные типы могут быть представлены в любой из наций, но одни из них встречаются особенно часто, а другие — реже или совсем редко. В рамках личностно-центрированного подхода «компоненты национального характера» являются относительно постоянными личностными характеристиками, к которым относятся черты характера, способы проявления импульсов и аффектов, концепция себя и т. п. В своей совокупности они являются высокоуровневой абстракцией, которая отражает стабильную, обобщенную диспозицию, и могут выражаться в различных конкретных поведенческих формах. Последние, конечно, детерминируются социокультурными рамками, требованиями ситуации и обстоятельствами, навыками, интересами, вкусами индивида, что необходимо учитывать при исследовании. Поэтому поведение, которое внешне кажется различным, может выражать единую подспудную диспозицию.

Инкельс и Левенсон пришли к выводу: «При нынешнем ограниченном состоянии познания и исследовательской технологии нельзя утверждать, что какая-либо нация имеет национальный характер».

ГЛАВА 2.БРИТАНСКИЙ ХАРАКТЕР И ЕГО ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ

Во времена царствования Петра I русские путешественники, побывавшие на Туманном Альбионе, дали характеристику национальному характеру англичан: «Английские люди доброобразны, веселоваты, телом белы, очи имеют светлы, во всем изрядны, подобны итальянцам. Житие их во нраве и обычаях чинно и стройно. Воинскому чину искусны, храбры, мужественны, против всякого недруга безо всякого размышления стоят крепко, не скрывая лица своего. Морскому плаванию паче иных государств зело искусны. Пища их большая статья от мяс, яства прохладные, пива добрые и в иные страны оттоле пива идут». Так отзывались об англичанах несколько веков назад. А что же изменилось с тех пор? Какие национальные особенности, отличные от российских, имеют англичане?

Английский национальный характер представляет собой результат богатейшей истории страны, ее традиций, привычек поведения; он является отражением особенностей ее климата, природы, географических особенностей. Описать английский характер не просто, для этого надо описать, по сути дела, всю английскую историю и культуру. Но о каких-то характерных особенностях английского характера можно говорить и по отдельности, хотя, несомненно, существует опасность, которая случалась со многими авторами, впасть в некоторую крайность, упрощение или преувеличение.

Английский национальный характер сложился под влиянием географических и климатических особенностей страны, которые не отличаются большим разнообразием. Умеренность и отсутствие контрастов в природе проявляются в темпераменте англичан и их приверженности к компромиссам. Любовь к природе отражает их ностальгию по утерянному сельскому раю, идеализированному представлению о деревне. Английский загородный дом иллюстрирует стремление англичан к уединению. Сельская жизнь символизирует стабильность, безмятежность, порядок, соблюдение традиций, что является проявлением английского консерватизма.

Современная Британия - страна контрастов. По мнению психологов, политологов и по результатам опросов, национальный характер и психология британцев изменилась незначительно. Британцы остаются спокойными, сдержанными, довольно консервативными. Для них характерно ностальгическое стремление к традиционным ценностям, желание сохранить свою индивидуальность. Жители Британских островов, как и многие другие народы в конце XX - начале XXI века стремятся осознать свою национальную идентичность и сохранить самобытность и уникальность своей культуры. Интерес к своей национальной принадлежности проявляется в сохранении и воссоздании старинных обычаев, традиций, культуры, сохранении чистоты языка, укреплении положительного образа страны и народа.

Современная Британия сочетает в себе противоречивые элементы, и, можно предположить, что никогда не существовало такое понятие, как подлинно британский национальный характер. Скорее можно говорить о различных национальных характерах и культурных идентичностях. Различия характерны не только для англичан, шотландцев или ирландцев, противоречия заметны также и у жителей различных районов страны, например, жителей промышленного севера и более богатого юга. Особенности характера проявляются в образе жизни, в традициях, в пристрастиях, которые отражаются в языке, произношении и акцентах.

Помимо языка и традиций национальный характер отражается в национальных культурных символах, исторических личностях и литературных персонажах. Основными культурными символами Британии в настоящее время являются образы 'Britannia', 'Albion' 'John Bull', a также исторические личности, настоящие и вымышленные, такие как король Артур и рыцари Круглого стола, королева Виктория, герцог Веллингтонский и Уинстон Черчилль. Национальные культурные символы являются эмблемой славного прошлого страны, воплощают традиционные ценности англичан и вызывают ностальгические чувства.

Англичане стремятся сохранить свои традиционные ценности и те символы, которые, по их мнению, характеризуют национальные особенности и идентичность. Может быть, поэтому англичан иногда называют странными ('quaint') и консервативными ('conservative'), а Британию - страной традиций ('land of tradition').

Представление народа о самом себе является важной составляющей этничности и национальной идентичности. Для выявления основных черт национального характера используются различные методики опросов общественного мнения. Результаты опросов свидетельствуют о том, что современное британское общество живет в соответствии с установленными нормами и правилами, осознавая свои национальные традиции и последние изменения, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами. Общество находится в постоянном развитии, несмотря на приписываемые ему характеристики консервативности и странности и подвержено неизбежным трениям между прошлым и настоящим.

      Опросы общественного мнения показывают, что англичане верят, что их основными национальными качествами являются терпимость, умеренность, компромисс. Они предпочитают практичный здравый смысл и недосказанность. Однако, за последние годы англичане стали более агрессивными и менее терпимыми.

Наряду с любовью к уединению ('privacy'), сдержанность ('reserve') и замкнутость считаются основными чертами характера англичан, что проявляется в таких формах поведения, как рукопожатие или соблюдение формальностей. Рукопожатие встречается гораздо реже у англичан, чем у других народов, но очень часто это означает не сдержанность или высокомерие, а отказ от формальностей, и является проявлением дружбы. Строгое соблюдение формальностей характерно в основном на работе, в то время как вне работы англичане терпимы к «странному», экстравагантному поведению, эксцентризму в одежде. Сдержанность и эксцентричность - черты, которые наиболее часто ассоциируются с британским национальным характером, стали стереотипическими, хотя по сути своей они взаимоисключающие.

Этничность проявляется в языке, и акцент продолжает оставаться одной из важнейших характеристик социального положения человека в Британии.

2.1.СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ АГЛИЙСКОГО ХАРАКТЕРА

Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека "рассортировать" полученную им информацию, "разложить ее по полочкам" в сознании.

И все же, стереотипы - преимущественно неточные образы реальности: они могут быть основаны на "ошибке", на привычке принимать предвзятость за истину.

Понятием стереотипа (в понимании У. Липпмана) описывались реальные и социально важные свойства психики. Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск эмпирических данных о механизмах и формах стереотипизирования, о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его содержание факторах. 

Такой подход неизбежно привел американских авторов в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа прежде всего как этнического феномена. Но и до сих пор этнические стереотипы рассматриваются ими как разновидность социальных стереотипов. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.
     Отечественная психологическая школа также уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов. В результате проведенных исследований в отечественной науке сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане - целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане - устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане - сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно.

Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы [9.с356-361].

Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

При изучении этнических стереотипов чаще всего используются методы прямого опроса, намного более простые и доступные, но имеющие серьезный недостаток, заключающийся в возможном влиянии на результаты социальной желательности тех или иных личностных черт.

Наиболее популярны среди социальных психологов следующие опросные техники:

    * приписывание качеств из набора личностных черт;
    * биполярные шкалы;
    * процентная методика Дж. Бригема;
    * выявление «диагностического коэффициента» К. Макколи и К. Ститта.

Первую методику типа «Приписывание качеств» предложили Д. Кац и К. Брейли в 30-е гг. XX века [Katz, Braly, 1933]. В исследовании этих авторов студентам Принстонского университета было предложено выбрать из 84 черт наиболее характерные для 10 этнических групп: белых американцев, негров, китайцев, англичан, немцев, итальянцев, ирландцев, японцев, евреев и турок. После первоначального выбора испытуемых просили вернуться к составленным ими десяти спискам и отметить пять качеств, являющихся наиболее типичными для членов каждой группы. Учитывая только эти пять качеств, Кац и Брейли выделили 12 чаще всего приписываемых каждому народу черт.

Методика получила необыкновенно широкое распространение как в США (например, она использовалась для изучения стереотипов еще трех поколений принстонских студентов — в начале 50-х годов, в конце 60-х годов и на рубеже двадцатого и двадцать первого веков), так и в других странах (во многих государствах Западной Европы, Ливане, Пакистане, Филиппинах и др.). Сторонники описательного направления изучения стереотипов считают методику «Приписывание качеств» непревзойденной до настоящего времени, хотя и критикуют за ограничение описания групп предварительно составленным списком черт, который может не содержать качества, релевантные той или иной группе. Но этот недостаток может быть сглажен, если списки черт составлять, используя неструктурированную информацию, получаемую с помощью свободных описаний, и более релевантную мнениям испытуемых, чем навязанный набор категорий '.

В настоящее время широко распространены и методики изучения стереотипов, в которых использованы наборы черт, составляемые на основе пар полярных противоположностей (метод полярного профиля). Наборы биполярных шкал по форме ничем не отличаются от семантического дифференциала, однако для выявления содержания стереотипов подходят не коннотативные, а денотативные шкалы, привязанные к объективным свойствам этноса, вернее, к тем, которые воспринимаются в качестве таковых

Создатель процентной методики Дж. Бригем также использовал набор качеств, но просил испытуемых указать, какой процент индивидов определенной этнической группы обладает каждым из них [Brigham, 1971]. Преимуществом процентной методики можно считать имплицитное допущение, что представители любой общности различаются по своим психологическим характеристикам. Психологи, использующие технику «Приписывание качеств», часто отмечают, что большой процент испытуемых отказывается вычленять черты, наиболее типичные для целого народа, например, давать этнической общности характеристики типа «склонность к наукам» или «непоседливость». Эта проблема может быть смягчена при использовании процентной методики, так как психологически проще приписывать «склонность к наукам» не этносу, а лишь части — пусть и весьма значительной — его членов. Стереотип в этом случае состоит из черт, которыми, по мнению испытуемых, обладает наибольший процент членов изучаемой группы.

По мнению К. Макколи и К. Ститта, при использовании процентной методики возникает серьезная проблема: многие черты, которые получают оценку, близкую к 100%, не могут быть включены в стереотип. Например, хотя 100% членов какой-либо группы будет приписано такое качество, как «смертность», оно не является отличительной характеристикой данного народа. Поэтому Макколи и Ститт предложили модификацию методики Бригема, включив в нее оценку процента «всех людей в мире», обладающих каждой чертой из списка. Эта процедура позволяет вывести индекс, названный, как и методика, диагностическим коэффициентом [McCauley, Stitt, 1978].

Значение диагностического коэффициента, превышающее единицу, говорит о том, что данная черта воспринимается как более характерная для данной группы, чем для людей в целом, а значение диагностического коэффициента меньше единицы означает, что данная черта воспринимается как менее характерная для данной группы, чем для людей в целом. Таким образом, если 43,1% немцев и 32,1% людей в целом воспринимаются выборкой как «склонные к наукам», то диагностический коэффициент составляет 1,34 (43,1 : 32,1 = 1,34) и показывает, что склонность к наукам является частью стереотипа немцев.

Необходимо отметить, что многие испытуемые затрудняются указать процент всех людей в мире, обладающих той или иной чертой. Видимо, причиной этого является отсутствие стереотипов в отношении такой глобальной общности, как человечество. Встает вопрос: необходимы ли подобные оценки? Может быть, как считают многие исследователи, и нет. Ведь при использовании методики «Приписывание качеств» и процентной методики испытуемых практически никогда не просят оценивать наличие качеств, не являющихся различительными для групп. Еще Кац и Брейли сконструировали свой набор личностных черт из атрибуций, сделанных несколькими группами испытуемых, которых просили составить перечень свойств, наиболее типичных для 10 этнических групп. Учитывая, что одной из основных функций стереотипов является межгрупповая дифференциация, логично предположить, что именно по этим свойствам группы воспринимались испытуемыми как различающиеся между собой, и такие качества, как «смертность», в этот набор попасть не могли. Поэтому для определения содержания стереотипов, видимо, можно ограничиться процентной методикой и методикой «Приписывание качеств».

К основным стереотипизирующим чертам англичанина можно отнести: консерватизм Английский консерватизм проявляется во всем, во всех сферах жизни- от домашних предпочтений  и заканчивая устоявшимися традициями. Это может проявляться в выборе одного и того же магазина, пищи и т.д.

Почитание традиций – отдельный параграф в национальных особенностях англичан. Порой, они даже сами не знают, откуда пошла та или иная традиция, но традиция – это традиция, ее нужно соблюдать, этим все сказано. Нечто, что прошло достойную проверку временем и имеет право на существование в дальнейшем. Как, например, красные почтовые ящики, зеленые изгороди из бирючины, мужские полупальто с капюшоном и деревянными пуговицами… Основной критерий сохранения какого-либо обычая является не то, во что это превратилось теперь, а то, каким это было когда-то. Судейские, как и прежде, заседают в париках, члены Парламента надевают складные цилиндры, хоть бы кто хихикнут, нет, все молчат. Раз так было раньше, значит так должно быть и сейчас. Многие традиции ушли корнями глубоко в 16 – 17 века. Так, во многих старинных университетах есть установленные правила поведения, в зависимости от положения в обществе, где и как ходить, обедать, и т.д. На итоговые экзамены или на выпуск в определенных высших учебных заведениях нужно одевать мантию.

2.2.РУССКИЙ ХАРАКТЕР И ЕГО ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ

Характер русского народа был сформирован преимущественно под влиянием времени и пространства. История и географическое положение нашей родины также внесли свои коррективы. Постоянная опасность от возможных набегов и войн сплотили людей, родили особый патриотизм, стремление к сильной централизованной власти. Климатические условия, надо сказать не самые благоприятные, заставили народ сплотиться, закалили особо крепкий характер. Огромные просторы нашей страны придали особый размах поступкам и чувствам русского человека. Хотя эти обобщения и условны, но все же можно выделить общие черты и закономерности.

Каждый национальный характер имеет свои, лишь ему одному присущие особенности душевного склада, которые проявляются в его неповторимой национальной индивидуальности. Русский человек, например, непохож на индуса, немец - на англичанина, француз - на турка. Причём речь в данном случае идет не о внешнем, физическом различии, а об отличии душевного склада, мировосприятия, психологических особенностей, менталитета. У каждого народа своя судьба, свой исторический путь, своя культура, свои веками выработанные и выверенные духовные традиции, методы и практика поиска Истины, своя национальная идеология и свой национальный закон бытия. С разрушением национального закона бытия, удерживающего каждого отдельного человека от падения в бездну греха и разложения, разрушается и гибнет всё общество, весь народ в целом. Попрание национальных законов и национальной идеологии неизбежно ведет к засилью и господству в пределах данного этноса антинациональных сил и к последующей его гибели. И любое ущемление прав, какого бы то ни было народа, на национальные законы и свою собственную национальную идеологию есть не что иное, как ущемление его права на существование. 

В русском характере выделяются такие качества как соборность и народность, устремленность к чему-то бесконечному. Наша нация обладает веротерпимостью и этнотерпимостью. У русского человека постоянно есть недовольство тем, что есть на данный момент, он всегда хочет чего-то иного. Особенность русской души объясняется, с одной стороны, «витанием в облаках», а с другой - неумением совладать со своими эмоциями. Мы или сдерживаем их насколько это возможно, или выпускаем наружу разом. Может поэтому в нашей культуре так много душевности.

Наиболее точно особенности русского национального характера отражаются в произведениях народного творчества. Здесь стоит выделить сказки и былины. Русский мужик желает лучшего будущего, но реально что-либо делать для этого ему лень. Он лучше прибегнет к помощи золотой рыбки или говорящей щуки. Самый, наверно, популярный персонаж наших сказок - это Иван-дурак. И это неспроста. Ведь за внешне безалаберным, ленивым, ничего не умеющем делать сыном обыкновенного русского мужика скрывается чистая душа. Иван добрый, отзывчивый, смекалистый, наивный, жалостливый. В конце сказки он всегда оказывается в выигрыше перед расчетливым и прагматичным царским сыном. Поэтому народ считает его своим героем.

Чувство патриотизма у русского народа, как мне кажется, не вызывает сомнения. Издавна борьбу с захватчиками и оккупантами вели и старики и дети. Достаточно вспомнить Отечественную войну 1812 года, когда весь народ, вся армия просила дать битву французам.

Нельзя не сказать о веселом и задорном нраве, о чувстве юмора русских. Как бы ни было тяжело, русский человек всегда найдет место веселью и радости, а уж если не тяжело и все хорошо, то размах веселью обеспечен. О широте русской души говорили, говорят и еще будут говорить. Русскому человеку просто необходимо разгуляться на полную, произвести фурор, пустить пыль в глаза, хоть, пускай, для этого надо отдать последнюю рубаху.

С давних времен в русском характере не находилось место корысти, никогда материальные ценности не выходили на передний план. Русский человек всегда мог приложить огромные усилия во имя высоких идеалов, будь то защита Родины или отстаивание священных ценностей.

Стоит еще отметить такую черту, которой одновременно и удивляешься, и восторгаешься - это отзывчивость русского народа. Она закладывается в нас с детства. Также присутствует в русском человеке такие  ценности как щедрость, широта души, открытость, храбрость.

Русскому присуща "устремленность к чему-то бесконечному. У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Эсхатологическая устремленность принадлежит к структуре русской души. Странничество - очень характерное русское явление, в такой степени незнакомое Западу. Странник ходит по необъятной русской земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется. Странник ищет правды, ищет Царства Божьего, он устремлен вдаль. Странник не имеет на земле своего пребывающего града, он устремлен к Граду Грядущему. Народный слой всегда выделял из своей среды странников... Есть не только физическое, но и духовное странничество. Оно есть невозможность успокоиться ни на чем конечном, устремленность к бесконечному" (Н.А.Бердяев).

А.И.Солженицын считал, что главными отличительными чертами русского народа являются следующие:

 доверчивое смирение с судьбой;

 любимые русские святые — смиренно-кроткие молитвенники (не спутаем смирение по убежденью — и безволие);

русские всегда одобряли смирных, смиренных, юродивых;
     сострадательность; готовность помогать другим, делясь своим насущным;
    «способность к самоотвержению и самопожертвованию» Тютчев тоже объяснял православными истоками;
     готовность к самоосуждению, раскаянию — и публичному; даже преувеличение своих слабостей и ошибок;
     вообще вера как главная опора характера; роль молитвы; «Русский человек не способен обходиться без сердечного общения с Богом».

Русский характер обладает неограниченными возможностями и такими свойствами, которых нет ни у одного народа. Вот почему говорят о загадочной русской душе.
А.И. Солженицын считает, что русскому народу присущи также:
  открытость, прямодушие;
  естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
  юмор, в большой доле; многогранно и выразительно сверкают им русские пословицы;
  великодушие; «русские — люди непрочной ненависти, не умеют долго ненавидеть» (Достоевский);
  уживчивость; лёгкость человеческих отношений; «чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» (Г. Федотов);
  отзывчивость, способность всё «понять»; размах способностей, в самом широком диапазоне; «широкий, всеоткрытый ум» (Достоевский);
  широта характера, размах решений: Чем с плачем жить, так с песнями умереть.

Со времен своего возникновения Россия показала себя страной необычной, не похожей на других, что вызывало любопытство и придавало загадочность. Россия не соответствует шаблонам, не попадает ни под какие мерки, все в ней не схоже с большинством. И от этого ее характер, характер ее народа, весьма сложный и противоречивый, труден для понимания иностранцам.

В наши дни ученые и исследователи стали находить все большую роль национального характера в развитии общества в целом. Он является единой, целостной системой, обладающей иерархией черт и качеств, влияющих на образ мыслей и действий данной нации. Он переходит к людям от поколения к поколению, изменить его путем принятия административных мер довольно тяжело, но все-таки возможно, правда для масштабных изменений нужно большое количество времени и сил.

К русскому национальному характеру проявляется интерес не только за рубежом, но и мы сами пытаемся его понять, хотя проходит это не совсем успешно. Мы не можем понять свои поступки, объяснить некоторые исторические ситуации, хотя замечаем некоторую оригинальность и нелогичность в своих действиях и мыслях.

Сегодня в нашей стране происходит перелом, который мы переживаем с трудом и, на мой взгляд, не совсем верно. В XX веке произошла утрата многих ценностей, произошел упадок национального самосознания. И чтобы выйти из этого состояния, русский народ должен, прежде всего, разобраться в себе, вернуть прежние черты и привить ценности, искоренить недостатки.

ГЛАВА 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БРИТАНСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУР

В данной главе мы делаем попытку рассмотреть английские вербальные и невербальные средства коммуникации. Национальные различия - это слишком сложная и обширная тема, чтобы охватить ее в одной главе. Поэтому мы с вами ограничимся основами, с которыми вам придется столкнуться за рубежом. 
 Среди вербальных нами выделена речь англичан, а среди невербальных- мимика и жесты.

Невербальные средства коммуникации

Мимика

Улыбка

Выражения лица и улыбки истолковываются одинаково практически повсеместно. Пол Экман из университета Калифорнии в Сан-Франциско показывал людям из разных стран фотографии с выражениями счастья, гнева, страха, печали, отвращения и удивления. Большинство людей безошибочно распознавали выражения счастья, печали и отвращения. Почти все узнали выражение удивления (в 20 странах из 21), страха (в 19 странах из 21) и гнева (в 18 странах из 21). Единственное исключение составили японцы, которые выражение страха единогласно приняли за удивление. 
Экман отправился в Новую Гвинею, чтобы изучить обычаи племен, практически отрезанных от остального мира. И здесь он получил те же результаты. Островитяне распознали все выражения, за исключением страха, которое они, подобно японцам, приняли за удивление. 

Экман сфотографировал те же выражения лиц на Новой Гвинее, а затем показал снимки американцам, которые безошибочно определили все эмоции. Это еще раз доказывает, что улыбка и выражения лица имеют практически универсальное значение. 
То, что многие выражения являются врожденными, доказала доктор Линда Камрас из университета Де Пол в Чикаго. С помощью системы кодирования выражений лица она фиксировала реакции американских и японских младенцев. Эта система позволяет исследователям выделять и каталогизировать выражения лиц. Доктор Камрас обнаружила, что маленькие японцы и американцы выражают свои эмоции совершенно одинаково. 

Напряженная верхняя губа

Этот жест связан с напряжением верхней губы и остальных лицевых мышц с тем, чтобы лицо выражало как можно меньше эмоции. Именно благодаря ему англичане прослыли специалистами по контролю над эмоциями. Когда принцы Филипп, Чарльз, Гарри и Уильям шли за гробом Дианы в 1997 году, на лице каждого из них можно было видеть такое выражение, из-за чего люди во всем мире решили, что королевская семья не испытывает ни малейшего сожаления по поводу смерти принцессы. 

Особый вариант этого мимического жеста придумал в свое время английский король Генрих VIII, отличавшийся очень маленьким ртом. Когда он напрягал верхнюю губу, его рот выглядел еще меньше. Привычка английского монарха привела к тому, что маленький рот в XVI веке стал считаться признаком превосходства. Англичане и сегодня часто поджимают губы, чувствуя, что кто-то их подавляет или угрожает им.

Жесты

Поскольку  мы сосредоточены на языке телодвижений, надо сказать, что во всем мире сигналы имеют практически одно и то же значение. Национальные различия проявляются в размерах личного пространства, в визуальном контакте, частоте прикосновений и оскорбительных жестах. Наибольшее количество местных жестов - в арабских странах, в странах Азии и в Японии.
Приветствия

Незнание различий в стиле рукопожатия может привести к множеству забавных и неловких ситуаций. Англичане, обычно пожимают руки при встрече и при прощании. Большинство европейцев пожимает руки несколько раз в течение дня. Было подсчитано, что средний француз пожимает руки полчаса в день. Жители Индии и других стран Азии, а также арабы удерживают руку и после того, как рукопожатие завершилось. Немцы и французы энергично встряхивают руку собеседника один-два раза. Англичане встряхивают руку при рукопожатии три-пять раз, а американцы - от пяти до семи раз. Интереснее всего наблюдать за рукопожатиями делегатов из разных стран на международных конференциях. Американцам немцы с их короткими рукопожатиями кажутся холодными и отстраненными.
Когда речь заходит о приветственных поцелуях, то жители Скандинавских стран ограничиваются одним поцелуем, французы — двумя, а голландцы, бельгийцы и арабы — тремя. Жители Австралии, Новой Зеландии и стран Северной Америки очень смущаются, если при встрече им приходится целоваться, что приводит к комичным столкновениям носов. Англичане стараются всеми способами избегать поцелуев, отступая назад. Если же увернуться не удается, то они используют традиционный европейский двойной поцелуй. В своей книге «Взгляд с вершины» покоритель Эвереста сэр Эдмунд Хиллари вспоминает свою первую встречу с проводником Тенцингом Норгеем. При встрече сэр Хиллари вполне по-английски пожал проводнику руку. Но Норгей обнял и расцеловал англичанина. Таково традиционное тибетское приветствие. 

Общение

Англичане во время разговора более всего напоминают паралитиков. Необходимость разговора с итальянцами или французами повергает их в ужас, и они всячески стараются этого избежать. Французы во время разговора активно жестикулируют кистями и предплечьями. У итальянцев в разговоре участвуют и руки, и все тело. Англичане неподвижно выслушивают собеседников. 

В Англии один и тот же жест может трактоваться по-разному, в зависимости от ситуации. Например, считается нормальным подозвать в ресторане официанта щелчком большого и среднего пальцев или сгибанием указательного пальца по направлению к себе. Но в любом обществе или просто на улице эти жесты будут считаться верхом невоспитанности. В Англии ловят такси или попутную машину, подняв вверх большой палец правой руки , подняв вверх зонт или размахивая поднятой рукой. Привлечь внимание англичанин может похлопыванием в ладоши. В английском общении не считается оскорбительным, разговаривая с женщиной, держать руки в карманах или держать во рту сигарету, трубку, также разговаривая с кем-то, держать ноги на столе, на ручке кресла или далеко вытянув ноги вперед.

Жест, когда указательный палец правой руки совершает круговые движения около виска, не касаясь его , у англичан равен оскорбительным словам: “mad, crazy”. Русскому мычащему вопросу “У?” у англичан соответствует такой мимический комплекс: поднятые брови, поднятая к носу и выдвинутая вперед нижняя губа; он может сопровождаться диффузным звуком, похожим на “uh”. В английских школах, колледжах, институтах желание и готовность отвечать на заданный преподавателем вопрос передают не поднятием руки, а поднятием указательного пальца правой руки.

На пальцах считают англичане так: пальцы левой руки выбрасываются из центра ладони в стороны. Если в счете участвуют обе руки, то указательный палец правой руки отводит от центра ладони в сторону сначала мизинец, безымянный, средний пальцы и т.д. Если счет ведется одной рукой, то первым в сторону выбрасывается большой палец, затем указательный, средний и т.д. Если англичанин совершенно ничего не знает о чем-то, и ему нечего сказать, то он делает следующие движения: указательные пальцы обеих рук касаются закрытых глаз, правая ладонь покрывает рот, обе ладони закрывают уши.

Англичанин, желая сказать, что муж у жены находится под башмаком, опускает вниз большой палец. А вот жест, говорящий о том, что человек сыт по горло: горло охватывается большим и указательным пальцами правой руки или человек зевает, ударяя ладонью правой руки по раскрытому рту. Когда англичанин сообщает об увольнении с работы, его правая рука сжата в кулак и вытянута вперед (как будто человек держит кого-то за воротник), правая нога согнута в колене, а затем выбрасывается вперед. Когда хотят сообщить о том, что человек слишком много говорит и не умеет держать язык за зубами, кисти обеих рук смыкают вместе у запястья и совершают движения, напоминающие закрывающуюся и открывающуюся пасть акулы.

В английском общении скандирование при аплодисментах выражает неодобрение. Выражая неудовольствие, англичанин опускает вниз большой палец, а выражая недоверие или иронию, неоднократно сгибает большой палец правой руки. Выдвижение левого или правого плеча вперед - жест недружелюбия, нежелания вступать с кем-то в общение. Жест, передающий легкость, с которой, по мнению говорящего, было или будет совершено какое-то действие, - это щелчок большим и средним пальцами правой или левой руки; жест выполняется на уровне груди справа налево (слева направо) снизу вверх.

Жест, передающий испуг или страх , - обе руки подняты от плеча, но от локтей раскинуты в стороны на уровне головы или над головой ладонями вперед. Выражая восторг, восхищение при восприятии какой-то информации, англичанин ударяет ладонью по бедру спереди выше колена, а выражая скептицизм, поднимает брови.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека. Национальный характер можно понять в соотнесении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа и его истории и религии. Национальный характер отражает особенности исторического развития этноса, также некоторые своеобразные черты духовного облика народа, которые проявляются в традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды, свойственных данному этносу, и которые запечатлены в национальных особенностях культуры и языка. Национальный характер раскрывается в искусстве, фольклоре, творчестве, традициях, нравах.

Я думаю, что, существуя, национальный характер не наследуется от предков, но приобретается в процессе воспитания. Он гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены отдельного народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.

Многое, даже очень многое закладывается в человека во время его становления как личности, гражданина общества в раннем возрасте. Всё, что вложат в ребёнка его родители, будет помогать ему в дальнейшей жизни, в последующие периоды развития, которые уже не будут продвигаться так стремительно, накладывая свои, присущие только им, отпечатки.

Большинство определенных черт характера, таких, как трудолюбие, патриотизм, мужество, целеустремленность, являются общечеловеческими. Безусловно, это ни в коей степени не зависит от самого народа, от национальности или от цвета кожи. Каждый человек должен, нет, просто обязан обладать этими качествами, присущими только человеку, человеку разумному.

И речь может идти не о монопольном обладании какой-либо этнической общностью той или иной черты, а лишь о различиях между отдельными народами в формах (оттенках и стилях) ее проявления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальтасар Грасиан  «Карманный оракул. Критикон», серия «Литературные памятники»»: Наука; Москва; 1984.- С.286

2.Боас Ф. История и наука в антропологии: ответ / Пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. — СПб.- Университетская книга, 1997. — Т.1.-С.535.

3. Боас Ф. Ум первобытного человека. М. - Л., 1926.-С.327

4. Кант И. Собрание сочинений.- Т.2,М.,1964. – С.174

5. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c.

6. Нарский И.С. Философия Давида Юма. М., МГУ, 1967.- С.357

 7.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. М.: Аспект Пресс, 7.Философский энциклопедический словарь. М. 1983. – С.754.

8. Фромм З.Ю. Человек для себя. М.: Коллегиум,1990.-С.54

9.Юм Д.- Сочинения в 2-х томах  (Сер. Философское наследие (2-е изд., дополн. и испр.) М.: Мысль, 1996.- С.735, 800.

 10. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 7 "Искусство", 1964.- С.86
11. Ярошевский
 М.Г. История психологии. М., "Мысль", 1976.- С.463


Поделиться:

Ворона

Музыка космоса

Цветущая сакура

Лавовая лампа

Сказочные цветы за 15 минут