В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание — жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать — средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых — и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.
Я на досуге из многочисленных видов спорта предпочитаю плавание, что послужило темой для моей работы.
Передо мной была поставлена цель:
- увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание. При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из школьников заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.
Задачами на пути достижения указанной цели является:
Гипотеза:
будет ли современным детям интересно узнать об истории развития плавания, заинтересоваться этим видом спорта, как сохраняющим здоровье.
Исследование проводилось следующими методами:
Были использованы несколько методов исследования:
1. Теоретический ( изучение литературы).
2. Практический .
3. Опрос ребят на заданную тему и сравнение результатов с заболеваемостью.
Ребятам были розданы бланки с вопросами и дана подробная инструкция.
Ответы ребят обрабатывались, сопоставлялись с журналом посещаемости и были сделаны выводы.
Для хорошего качества и достоверности результатов проводить эксперимент помогали родители и педагоги.
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_v_zhizni_chelovekaisprav.doc | 182 КБ |
plavanie_ispravlennoekonechnyy.ppt | 339 КБ |
Содержание.
Введение.
1.1. История плавания.
1.2.Оздоровительное значение плавания.
1.3. Прикладное значение плавания.
2. .Практическая часть.
3. Заключение.
4. Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание — жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать — средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых — и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.
Я на досуге из многочисленных видов спорта предпочитаю плавание, что послужило темой для моей работы.
Передо мной была поставлена цель:
- увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание. При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из школьников заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.
Задачами на пути достижения указанной цели является:
Гипотеза:
будет ли современным детям интересно узнать об истории развития плавания, заинтересоваться этим видом спорта, как сохраняющим здоровье.
Исследование проводилось следующими методами:
Были использованы несколько методов исследования:
1. Теоретический ( изучение литературы).
2. Практический .
3. Опрос ребят на заданную тему и сравнение результатов с заболеваемостью.
Ребятам были розданы бланки с вопросами и дана подробная инструкция.
Ответы ребят обрабатывались, сопоставлялись с журналом посещаемости и были сделаны выводы.
Для хорошего качества и достоверности результатов проводить эксперимент помогали родители и педагоги.
Новизна, теоретическая и практическая значимость.
Результаты проведенного исследования должны позволить мне говорить о возможности коррекции здоровья с помощью занятий по плаванию.
Новизна работы состоит в том, что исследования подобного рода в нашем классе проводится впервые.
С результатами исследования будут ознакомлены учащиеся, педагоги, родители, что будет способствовать уменьшению заболеваемости в классе.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В изученных литературных источниках информации оказалось достаточно. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволят нам расширить свой кругозор и открыть новый подход к нашему здоровью. Плавание. Что же это за уникальный вид спорта, ценность которого признана всеми с незапамятных времен? Но нельзя говорить о лечебных свойствах плавания, не узнав об истории развития этого удивительного вида спорта. \
1.1. История плавания.
Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.
До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые... плавать и читать не умеют, вверить службу?”
Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.
Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.
Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось и как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура, и в других разных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград как в мирное время, так и в ходе военных действий.
Ученые датируют третьим тысячелетием до нашей эры наиболее древние из найденных изображений людей, плывущих способами, чем-то похожими на плавание кролем и брассом - если использовать для сравнения современную терминологию.
Однако, хотя в Древней Греции и проводились соревнования по плаванию, в программу состязаний древнегреческих Олимпийских игр оно не входило.
Спортивное плавание как вид спорта начало развиваться на рубеже XV-XVI в. н. э. Одним из примеров могут служить соревнования пловцов, состоявшиеся в 1515 году в Венеции. Регулярные соревнования по плаванию начались в Европе с середины XIX века. В 1837 году в Англии была создана первая в мире Ассоциация любителей спортивного плавания. В 1889 году в Будапеште прошли первые международные соревнования по плаванию, в которых участвовали спортсмены из Австрии, Венгрии, Германии и Швеции, а в 1890 году состоялся первый чемпионат Европы по этому виду спорта.
В конце XIX в., когда началось строительство искусственных бассейнов, спортивное плавание приобрело широкую популярность в различных странах мира. Отражением этого стало включение соревнований по плаванию в программу первых Олимпийских игр современности, состоявшихся в 1896 году в Афинах и с тех пор этот вид спорта неизменно входит в программу всех Игр Олимпиад.
Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом брасс и способом на боку без выноса рук из воды. Брасс - пожалуй, самый давний из используемых ныне стилей спортивного плавания: он ведет свою родословную еще с последней четверти XVIII в., а его название, по-французски слово "брасс" означает "замах", характеризует основные черты этого стиля - плавание одновременными широкими гребками. Плавание на боку без выноса руки из воды имеет столь же солидный возраст. Затем стал использоваться вариант такого плавания, заимствованный англичанами у жителей Индии, - с проносом одной руки над водой, "овер арм", что обеспечивало заметное возрастание скорости. В 70-х годах XIX века появился так называемый "треджен-стиль", названный по фамилии англичанина, заимствовавшего этот стиль плавания во время своего пребывания в Южной Америке: спортсмен плывет на груди, держа голову над водой, руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над поверхностью воды, а ноги во время гребка одной из рук выполняют движение "ножницы".
В начале XX века появился новый стиль плавания, оказавшийся самым совершенным и быстрым из известных человеку способов плавания, внешне напоминавший движения ползущего человека и потому получивший название "кроль" - это слово в переводе с английского означает "ползти". Впервые такой стиль плавания продемонстрировал Ален Викхем, родившийся на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных жителей. В дальнейшем первоначальная техника плавания кролем, вольным стилем - так называемый двухударный кроль, при котором на гребок каждой руки приходится одно движение ноги, - неоднократно совершенствовалась.
1.2. Оздоровительное значение плавания.
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, оно способствует формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, помогает вырабатывать правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких.
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений, способствуют формированию хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.
Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.
Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.
Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.
В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.
Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный враг для не умеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.
Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности.
Несчастные случаи на воде происходят также в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.
Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Обект и методы исследования.
В своей работе мы исследовали плавание, как вспомогательное средство для сохранения здоровья, насколько эффективно это, отношение ребят к такому виду сохранения здоровья .
В данной работе были проведены исследования, для того, чтобы дать оценку эффективности влияния плавания на человеческий организм.
Объектом нашего исследования стали :
1. Изучение литературы по данному материалу.
2. Ученики 2 «а» класса МОУ СОШ №27 г. Озерска.
Продолжительность эксперимента-с сентября 2007 года по январь 2008 г.
Были использованы несколько методов исследования:
1. Теоретический ( изучение литературы).
2. Практический ( изучение на практике использование продукта в семье).
3. Опрос ребят на заданную тему и сравнение результатов с заболеваемостью.
Ребятам были розданы бланки с вопросами и дана подробная инструкция.
Ответы ребят обрабатывались, сопоставлялись с журналом посещаемости и были сделаны выводы.
Для хорошего качества и достоверности результатов проводить эксперимент помогали родители и педагоги.
Учащимся второго класса был предложен тест на тему: «Что ты знаешь о плавании, и какую пользу приносит человеку умение плавать?»
ТЕСТ.
Проанализировав ответы учащихся, видно, что все понимают, какую большую роль в жизни человека играет плавание. Благодаря тому, что наш город окружен множеством природных водоемов, большинство детей познакомились с водой в достаточно раннем возрасте: 3-5 лет. Достигнув школьного возраста, многие из них уже умели достаточно хорошо держаться на воде, а уроки в бассейне помогли им овладеть техникой различных видов плавания. Порадовало то, что из двадцати девяти второклассников, принявших участие в тестировании, только три человека на вопрос – нравятся ли тебе уроки физкультуры, проводимые в бассейне, дали отрицательный ответ.
О пользе плавания для здоровья детей говорит и статистика простудных заболеваний за прошедшие два года: 2007г. и 2008г. На протяжении этих двух лет уроки физкультуры в нашем классе проводятся в бассейне, и за этот, казалось бы, небольшой период количество заболеваний, связанных с простудой, снизилось на 40%.
За период с сентября по ноябрь 2007 года число заболевших ОРВИ составило 15 человек, а за аналогичный период 2008 года – 9 человек.
Выводы.
И, в заключении, я хотела бы рассказать об одной своей хорошей знакомой, для которой плавание стало не просто увлечением, а смыслом всей жизни. Это Анастасия Ежова, бывшая ученица школы №21.
В бассейн Настя пришла в 2002 году, учась в третьем классе, после того, как родители перевели ее из 36-ой школы в школу № 21, уроки физкультуры в которой проходили в бассейне. Сначала плавание ее не привлекало. Это было до тех пор, пока она не приняла участие в городских соревнованиях в составе школьной команды и не заняла первое место в эстафете. И она вдруг открыла для себя, что ей нравится соревноваться, побеждать и плавать ей тоже понравилось. Так она пришла в секцию по плаванию в бассейн « Архимед» к тренеру Завьяловой Оксане Валерьевне.
Первые победы пришли достаточно быстро. Настя занимает первое место в региональных соревнованиях, которые проводились в г. Кыштыме, всего лишь через три месяца, после того, как она серьезно начала заниматься плаванием. Потом были победы и призовые места на других соревнованиях: городских, областных и даже республиканских. В 2004 году ей присваивают звание «Кандидат в мастера спорта», то есть за два года занятий ей удалось достичь такого результата. На первый взгляд может показаться, что ей все достается легко, но только сама Анастасия знает какой титанический труд стоит за этим.
В 2007 году она поступает в Школу олимпийского резерва в г.Санкт Петербурге, где обучается в течение года. Но из-за серьезной болезни ей приходится прервать свое обучение и вернуться в г.Озерск.
Сегодня Настя заканчивает 11 класс в школе № 30 и продолжает упорно тренироваться, восстанавливает свою форму, принимает участие в различных соревнованиях. В ноябре 2008г. в городе Челябинске на чемпионате области по плаванию Настя установила два рекорда города: на дистанции 100м кролем и эстафете 4х100м в составе женской команды из г.Озерска.
После окончания школы Анастасия планирует
поступать в Государственный институт физической
культуры им. Лесгафта. Поскольку из-за болезни от
карьеры профессиональной спортсменки ей пришлось
отказаться, а жизнь свою без плавания она не представляет,
Настя решила стать детским тренером по плаванию.
Институт им. Лесгафта считается лучшим спортивным ВУЗом страны, поступить туда очень и очень, трудно, но Настя уверена, что у нее все получится, и мы от всей души желаем ей осуществления всех ее планов!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате нашей работы, исследовав литературу, проведя эксперимент и опросив одноклассников, я могу сделать вывод:
Плавание- необходимо человеку, как в лечебных целях, так и профилактических.
Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.
Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отпуск на бесчисленных водоемах. Большое число детей вовлекается в занятия водными видами спорта. Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания. Однако успешное изучение спортивных способов плавания зависит от умения преподавателя подобрать необходимые упражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Но если ребята не станут классными кролистами или брассистами, не нужно расстраиваться. Даже не став большим спортсменом, ребенок научится основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать - это ему не раз пригодится в жизни.
Спортивное плавание - один их самых массовых видов спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях. В рамках спортивных состязаний плавание совершенствовалось в наибольшей степени. Сегодня - это один из наиболее массовых и популярных видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Стеклянный Человечек
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
"Портрет". Н.В. Гоголь