• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Топонимика села Хогот

Опубликовано Алтаева Вера Ользоновна вкл 15.09.2014 - 18:05
Алтаева Вера Ользоновна
Автор: 
Манжуева Таня

Целью данной работы  является исследование происхождения названия села Хогот, как  отображение особенностей  географического объекта, истории, языковой культуры и традиций  его жителей. 

В рамках поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

- сбор сведений о происхождении названия села Хогот;

- поиск действительных причин возникновения названия села, выяснение смыслового значения названия, установление их правильного названия и произношения, в связи бурятских и русских названий.

Гипотеза:  любое географическое название достоверно свидетельствует об истории, об особенностях ландшафта данной местности, о древнем расселении народа.

Объект исследования: происхождение названия села Хогот.

Предмет исследования: смысловые значения происхождения названия села Хогот.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Каждый человек, кем бы он ни был, где бы он ни находился, должен знать историю своей родины, своего края, своего города, села, деревни. Знания истории, прошлого, играют большую роль в воспитании чувства патриотизма и причастности каждого к судьбе своего народа;  в познании законов и перспективы развития общества, поэтому в настоящее время уделяется немалое внимание как изучению истории в целом, так и отдельных регионов, районов, городов и даже села.

История села Хогот интересная и богатая: известная своими людьми, которых, по праву можно считать патриотами своей Родины. Среди них есть почетные жители села, района и округа, ветераны Великой Отечественной войны, воины, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане, Чечне и простые люди, не имеющие званий, но прославляющие село добрыми делами. Они представляют большую ценность для нынешних и будущих поколений, у которых есть чему учиться и чем гордиться.

Целью данной работы  является исследование происхождения названия села Хогот, как  отображение особенностей  географического объекта, истории, языковой культуры и традиций  его жителей. 

В рамках поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

- сбор сведений о происхождении названия села Хогот;

- поиск действительных причин возникновения названия села, выяснение смыслового значения названия, установление их правильного названия и произношения, в связи бурятских и русских названий.

Гипотеза:  любое географическое название достоверно свидетельствует об истории, об особенностях ландшафта данной местности, о древнем расселении народа.

Объект исследования: происхождение названия села Хогот.

Предмет исследования: смысловые значения происхождения названия села Хогот.

Топонимика села Хогот

Топонимика - интереснейшая наука. Вспоминая свое детство, писатель К.Г. Паустовский рассказывал, что он любил рассматривать географические карты, "изучая течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги…  повторял как стихи звучные названия Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры". Действительно, звучание таких названий будоражит воображение людей, вызывает представление о чем-то далеком и таинственном. В результате многовекового изучения географических названий сформировалась топонимика - специальная наука, занимающаяся исследованием их происхождения, смыслового значения, развития и использования.

Как много в России мелких поселений с причудливыми и даже смешными названиями! Имена селам и деревням обычно давали сами люди, по названиям каких то географических объектов, по фамилиям, часто встречающимся в этом поселении, каким то историческим событиям и т.д. Часто названия поселений говорят сами за себя. Иногда чтобы докопаться до правды об их происхождении приходится приложить немало усилий, а в некоторых случаях добиться достоверных фактов невозможно.
Интересно название и моего села.

Село Хогот находится в северной части Баяндаевского района Иркутской области.

Первыми поселенцами села Хогот были эхириты. Первоначальное ядро эхиритов занимало довольно большую  территорию, это территории современного Качугского, Баяндаевского и Эхирит – Булагатского районов. В последующий период в связи со столкновениями с эвенками из-за охотничьих угодий,  частой засухой,  началось движение на свободные территории. Одни оказались на Ольхоне, другие в Баргузине и в дельте р. Селенги.

Родоначальник  эхирит - Зонхи. По версии, записанной Н.И. Алтаевым, Зонхи имел 4-х сыновей: Алагтай, Хэнгэлдэр, Шоно, Хуудаг.

Алагтай был женат на девушке из рода Сэгээнуут,  её звали Абазай. Они поселились на территории горного Алтая и оттуда кочевали с одного места на другое, постепенно добрались до Восточной Сибири и окончательно обосновались на реке Лене.  

Алагтай после рождения третьего ребенка был убит в межплеменных столкновениях. Братья Алагтая Хэлдэнгэр, Шоно, Хуудаг после его смерти начали притеснять Абазай, старались отнять у нее детей, имущество и стадо. Тогда Абазай вынуждена была перебраться с детьми и имуществом к своим сэгээнутам.

Шло время. Дети выросли, стали ходить на охоту вместе с матерью. Впоследствии они стали меткими стрелками, охотниками, самостоятельно добывали дичь. За это родственники стали ненавидеть их, завидовать. Для них дети стали пришельцами, чужаками. Абазай поняла, что на родине отца не проживет, и была вынуждена вернуться в род мужа. С потомков Абазая начинается родословная семей, проживавших в селе Хогот.

Название  «Хогот»  происходит от бурятского hogooto (дословно — место, где водятся маралы, изюбри) или от названия травы «hогооборн», растущей на кочках.

Имеется и третья версия происхождения названия села Хогот — слово означает «вешки», «верстовые столбы».

Хогот в простонародии  называли «Уртоо» т.е. стоянка для отдыха ямщиков, их коней при проезде по Якутскому тракту.

По версии, записанной со слов жителей села Хогот, наше село изначально существовало, как небольшая стоянка в период отдыха ямщиков.

Село было перевалочным пунктом, по которому проходили этапы заключенных. Здесь побывали остатки армии Колчака, пленные японцы. Проездом был революционер Михаил Фрунзе, а Нестор Каландаришвили останавливался здесь с отрядом красноармейцев.

В Хоготе были постоялый двор с конюшней, избы для ночевки, пересыльная тюрьма, военные казармы, почта. От тюрьмы сейчас остались только частоколы. Появление промышленных людей, священников привело к увеличению численности населения села.

Во второй половине XVIII века возрастает интерес к Байкалу. Хогот все более приобретал черты центра для близ расположенных улусов. В конце XIX века  жители улуса Хогот под давлением  сложившихся экономико-политических условий были вынуждены отказаться от привычного уклада жизни. Начавшаяся интенсивная русификация на окраинах царской России стала ломать коренной  быт не только бурят, но и якутов, эвенков, тувинцев и других народов. Рядом с бурятскими улусами стали появляться русские, белорусские поселения, населенными выходцами с Белоруссии и из центральной России. Например, на Хоготовских родовых землях стали возникать такие земли, как Воронцовка, Бойцы. Для развития этих деревень отводились земли, урезанные от поместий хоготовцев. Соседство с русскими, белорусскими поселениями имело и свои плюсы, так как буряты Хогота и улусов стали осваивать новое для себя дело – земледелие.

Заключение

С древнейших времен и по настоящее время в культурах всех народов названия играли и продолжают играть роль этнокультурных и языковых символов. Названия  мест проживания людей (топонимы) есть суть  продукта многовекового развития культур разных народов, результат их встреч на перекрестках  истории. История топонимов заключает в себе языковое и  культурное многообразие жизни народов.  Дело в том,  что топонимы (географические названия) сохраняют комплексную информацию, накопившуюся в них за все время их существования. Важный информационный компонент у названий – исторический.

Географические названия вызывают глубочайший интерес не только у ученых, но и у каждого любознательного человека. Совокупность географических названий, или топонимия, - народное творчество, создаваемое веками. Географические названия возникали в конкретных исторических условиях, их происхождение тесно связано с общественной жизнью и языками народов, населяющих те или иные местности. Анализ топонимов села Хогот позволяет сделать следующие выводы:
1. В топонимии села Хогот наблюдаются географические названия как русского, так и бурятского происхождения

2. В названии села Хогот отражены два  принципа номинации: а) собственное свойство объекта (вторая версия названия села) б) отношение к другим объектам (третья версия названия села).

Все сказанное позволяет считать исторические названия памятником духовной культуры   народа, и, как всякий другой памятник такого рода, он подлежит социально-правовой охране, является объектом экологии культуры.  

        

Источники и литература

Материалы архива

1.Государственный архив Усть– Ордынского округа (ГАУОО) Оп.3.Д.11л.3.

2. Устные беседы, воспоминания старожилов села, ветеранов тыла и труда, материалы из личного архива Ангаровой Л.О., Огневой Н.Г., Алтаева Н.А.

Статистический сборник

1.Домовая книга Хоготовской сельской администрации. С. 4

Периодическая печать

1.Восточно - Сибирская правда- 2008. 12 августа  

2.СМ – номер один .2004.11 июня

Исследования

1.Байкальская сторона: Книга о родном крае.- Иркутск, 1998. Вып.1.- 288с.

2.История Сибири.- Ленинград: Наука. 1968. – Т.1.- 453с.; т.2.- 538с.

3.Рабецкая З.И Иркутское краеведение: Учебное пособие.- Иркутск: «Символ», 2004г.

4.Разбуженная степь: Сб., посвященный 50-летию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.- Иркутск, 1998.- 207с.

5.Тархаманов Е.Е., Демешек Л.М., Санжиева Т.Е.история Усть- Ордынского Бурятского автономного округа: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.- Улан- Удэ: издательство Бурятского государственного университета, 2003.


Поделиться:

Мастер-класс "Корзиночка"

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Красочные картины Джастина Геффри