• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Школьный мел и его влияние на здоровье учителей и учащихся»

Опубликовано Мокроусова Наталья Викторовна вкл 09.10.2014 - 12:51
Мокроусова Наталья Викторовна
Автор: 
Жураковская Нина
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...3
Актуальность работы, проблема, методы исследования………………….4
Цель, задачи…………………………………………………………………..5
 Происхождение, свойства и применение мела.............................................6
Влияние школьного мела на здоровье учеников и учителей……………..8
Анкета для учителей и учащихся…………………………………………...9
Анализ анкет…………………………………………………………………10
Экспериментальное определение физико-химических свойств мела…...12
Вывод по экспериментальной части, наши рекомендации для
 уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при 
постоянном контакте с мелом………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...21
Список источников…………………………………………………………..22
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mel.docx60.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ Пеля-Хованская СОШ

Исследовательская работа

«Школьный мел и его влияние

на здоровье учителей и учащихся»

                                                                     Работу выполнил: ученик 10 класса

                                                       Вилков Андрей Сергеевич

                                                                        Руководитель: учитель химии

                                                                   Мокроусова Наталья Викторовна

                                                  с.Пеля – Хованская

 2014г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Актуальность работы, проблема, методы исследования………………….4

Цель, задачи…………………………………………………………………..5

 Происхождение, свойства и применение мела.............................................6

Влияние школьного мела на здоровье учеников и учителей……………..8

Анкета для учителей и учащихся…………………………………………...9

Анализ анкет…………………………………………………………………10

Экспериментальное определение физико-химических свойств мела…...12

Вывод по экспериментальной части, наши рекомендации для

 уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при

постоянном контакте с мелом………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………...21

Список источников…………………………………………………………..22

Введение

      Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классах на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела? Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не  примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек  мела, совершает  чудеса.

      В настоящий момент еще не найдена альтернатива известкового мела (восковый мел не подходит для использования на школьных досках). Сейчас в школах появляются интерактивные, маркерные доски и другие средства обучения. Однако школьный мел как существовал много сотен лет в школах, так и остался до сих пор. Качество школьного мела это проблема любого учебного заведения. Наша школа не является исключением. Я решил выяснить причину того, отчего школьный мел, то сыпется, то оставляет чуть заметный след, а чаще царапает доску.

Актуальность работы

заключается в том, что мел, используемый потребителем, отличается по качеству. А всегда ли качество связано с безопасностью для здоровья?

Проблема

 низкое качество школьного мела может привести к заболеваниям учащихся и педагогов.

В ходе работы использованы следующие

 методы исследования:

- поиск и анализ достоверной информации из достоверных источников;

- химический эксперимент;

- анкетирование учителей и анализ результатов.

Цель: 

Изучение физических и химических свойств и влияние на организм

  человека школьного мела.

Задачи:

  1. Собрать достоверную информацию о происхождении, составе, свойствах и применении школьного мела.
  2. Провести эксперименты по изучению качественного и количественного состава различных сортов школьного мела, пригодности для использования.
  3. Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.
  4. Оценить влияние мела на здоровье человека

Происхождение, свойства и применение мела

Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.

Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В составе мела обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др.  Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов, которые составляют подгруппу периодической системы элементов. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек. В океанах и морях оседают на дно раковины отмерших корненожек. За тысячи и миллионы лет скопляются громадные толщи раковинок, которые впоследствии при геологических перемещениях земной коры могут оказаться на суше в виде меловых и известковых гор (например, на Украине). Таким образом, ничтожно малые по своим размерам и грандиозные по своей массовости простейшие входят в состав земной коры.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95%состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция).

Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), резиновой, бумажной, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.

При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания.


Влияние школьного мела на здоровье

учеников и учителей

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания.

Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно. Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Для выяснения воздействия мела на здоровье человека мы опросили наших учителей, которые в силу специфики своих предметов вынуждены постоянно пользоваться мелом

.

Анкета для учителей и учащихся

  1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?

2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?

 а) на кожу рук:

1.сушит

2.аллергическая реакция

3.другое

4.нет  последствий

б) на дыхательную систему:

 1.кашель

 2.проявления астмы

 3.другое

 4.нет последствий.

  1. Можно ли заменить доску и мел в школе? Если да, то чем?

Анализ анкет

Проанализировав анкеты учителей нашей школы, мы пришли к выводу, что 100% учителей не довольны качеством мела, поступающего  в нашу школу (сильно пачкает руки, царапает доску и осыпается). Учащиеся ещё добавили одно плохое качество - плохо отстирывается от школьной формы, если случайно им испачкаешься;

По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела. Половина опрошенных отметили, что вынуждены постоянно пользоваться увлажняющим кремом для рук.

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски.

Экспериментальное определение

 физико-химических свойств мела

Основные показатели качества

          При изучении литературы по данной теме мы выявили следующие показатели, которыми должен обладать мел, используемый в школах: 

  • крошится  при письме;
  • пачкает руки;
  • чистота (белый);
  • твердые вкрапления

       

                                 

   

Данные показатели исследуемых образцов привели в таблице

 «Основные показатели качества мела».

Мел

Цвет

Сыпучесть

Маркость

Твёрдые вкрапления

Твёрдый, мягкий

Кусковой

Серо – белый

Средняя

Средняя

Имеются

Твёрдый

Круглый

Белый

Большая

Большая

Отсутствуют

Мягкий

Прямоугольный

Белый

Средняя

Средняя

Отсутствуют

Твёрдо - мягкий

Качественный анализ школьного мела

Основным компонентом мела является карбонат кальция. Природный (пиленый) мел не содержит никаких других компонентов. При изготовлении формованных мелков в порошок мела добавляются вещества – связующие, например, крахмал или гипс.

Чтобы узнать, какие связующие вещества применялись для изготовления имеющихся в классе мелков, проводится качественный анализ.

Практическая работа «Качественный анализ мела»

Оборудование:        1)микроскоп; 2)предметное стекло; 3)пипетка; 4)штатив лабораторный с кольцом и муфтой; 5)воронка; 6)пробка с газоотводной трубкой; 7)ступка с пестиком; 8)химический стакан; 9)пробирки; 10)фильтровальная бумага; 11)стеклянные палочки; 12)образцы школьного мела; 13)дистиллированная вода; 14)известковая вода; 15)соляная кислота (разб.); 16)фарфоровая ложечка; 17)спиртовка; 18)спички; 19)пинцет; 20)спиртовый раствор йода; 21)тиосульфат натрия;  22)йодид калия.

Распознавание карбонат - анионов (СО32-).

В  пробирку внесли несколько кусочков мела и прилили небольшое количество разбавленной соляной кислоты HCl. Быстро закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2 – 3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдали, как через известковую воду походят пузырьки углекислого газа. Известковая вода помутнела. Следовательно, в состав мела входят карбонат - анионы (СО32-).

СаСО3 + 2HCl → СаCl2 + СО2↑ + Н2О

СО32- + 2Н+ → СО2↑ + Н2О

СО2 + Са(ОН)2 → СаСО3↓ + Н2О

Вывод: Наличие в составе мелка карбоната кальция подтверждается с помощью соляной кислоты (выделяющийся углекислый газ вызывает помутнение известковой воды).

Распознавание крахмала.

            Крахмал обнаружить просто. Например, если при прокаливании мелка он чернеет, то можно сделать вывод, что в его состав входит крахмал (углеводы при нагревании легко обугливаются). В качестве реактива на крахмал можно использовать и раствор йода. Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода. На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась с круглым мелом (цвет синий). С остальным и образцами мела окраска спиртового раствора йода не менялась.

Микрокристаллическая реакция на гипс.

Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микрокристаллоскопической реакции. Каждый исследуемый образец мела измельчили в ступке и массу 1 грамм растворили  в 2 мл. дистиллированной воды. Тщательно перемешали полученный раствор стеклянной палочкой. Полученный раствор профильтровали. Затем каплю фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в состав мела), имеющие форму характерных иголок и игольчатых друз.

Небольшие кусочки мела каждого исследуемого образца прокалили в пламени спиртовки. Пламя спиртовки приобрело  красно – оранжевую окраску у каждого образца мела, что подтверждает наличие катионов кальция. 

Определение катионов кальция (Са2+).

Результаты исследований:

Мел

Окраска пламени спиртовки

Выделение углекислого газа

Наличие гипса

Окраска раствора йода

Кусковой

Красно-оранжевый

Бурно

Имеется

Коричневый

Круглый

Красно-оранжевый

Медленно

Небольшое количество

Синий

Прямоугольный

Красно-оранжевый

Медленно

Имеется

Коричневый

Вывод: Образцы мела все содержат ионы кальция и карбонат - анион, следовательно, в нём присутствует карбонат кальция (CaCO3). Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал.

Вывод по экспериментальной части

  1. Все исследуемые образцы мела содержат в своём составе катионы кальция.
  2. Примеси в наших образцах были гипс, крахмал и клей.
  3. Кусковой мел состоит из карбоната кальция и огромного количества примесей, пачкает руки, плохо пишет.
  4. Круглый мел состоит из карбоната кальция, сильно пачкает руки, мягко пишет, крошится т.к. в качестве связывающего вещества в нём крахмал.
  5. Прямоугольный мел содержит карбоната кальция, мало крошится и меньше всего пачкает руки, но очень карябает доску, т. к.  в качестве связывающего вещества содержит помимо гипса - клей.

Наши рекомендации для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом

  1.  во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»;
  2. после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук;
  3. стирать мел с доски только влажной тряпкой;
  4. промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Изучив литературу, я рекомендую учителям тщательно мыть тряпку от мела и не стирать мел с доски сухой тряпкой.  Уменьшить  негативное влияние мела на кожу рук можно, если завернуть мел бумагой, а лучше фольгой. Еще один вариант решения проблемы супучести мела: заранее обработать поверхность мела канцелярским силикатным клеем.

Проведение исследования позволило мне научиться планировать и проводить химические эксперименты и получать достоверные результаты.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Карцова А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова; – СПб.: Авалон,

     2005. С. 101-103.

  1. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.  - 543 с.
  2. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. -  688 с.
  3. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; – М.: Химия, 1995. 136
  4. Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев. М.: Филолог, 1995. 380 с.
  5. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. / Б.Д. Степин, Л.Ю. Алкберова. – М.: Химия, 1995. 270 с.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

http://www.proshkolu.ru/user/lkolganovado/blog/9963/

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=565737

http://www.k-silikat.ru/chalk.php

http://www.lformula.ru/index.php?part=him005&page=020


Поделиться:

Ворона

Солнечная система. Взгляд со стороны

Сказки пластилинового ослика

Агния Барто. Сережа учит уроки

Рисуем ананас акварелью