• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Школьный портфель и здоровье школьника

Опубликовано Сафиуллина Резеда Сахиевна вкл 26.10.2014 - 22:47
Автор: 
Закирова Эльвина , Султанова Гульнара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya_portfel.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                      «Средняя общеобразовательная школа №4»

Школьный портфель и здоровье школьника

Авторы:  Закирова Эльвина ,

Султанова Гульнара

МАОУ СОШ №4, 10 класс

Научный руководитель:

Сафиуллина  Резеда Сахиевна,

МАОУ СОШ №4,

учитель физической культуры

Набережые Челны

2013 год

Оглавление

Введение …………………………………………………  ………………………...……….3 стр.

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………….……4
  2. Методика и материалы…………………………………………………………….…5
  3. Изложение и обсуждение результатов исследования
  1. Состояние здоровья учащихся школы № 4…………………………………….5
  2. Порфели школьников и их влияние на самочувствие детей (результаты собственных исследований)………………………………………………...……8

 Заключение.  Выводы. Рекомендации для школьников и родителей……………….....…9

Список литературы………………………………………………………………….………..10

Приложения……………………………………………………………………………………11

Введение

        В начале учебного года в средствах массовой информации появились статьи о том, что с 1 октября в России вступили в силу новые санитарные нормы в отношении детской одежды. Регулируют они не только одежду, но и вес школьных ранцев. И действительно, в соответствии с санитарными нормами вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов  должен быть не более 500-700 г. Вес учебников из расчёта на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должен превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов учащимися 1-2 классов  - до 1,2 кг. С физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца [4]. С момента вступления в силу новых санитарных норм прошло уже немало времени, однако ученики продолжают нести в школу свои тяжелые портфели.    

Проблема школьных портфелей действительно является актуальной. Ведь в наше время одним из самых распространенных заболеваний школьников является сколиоз - боковое искривление позвоночника и плоскостопие. Раньше сколиоз был профессиональным заболеванием таких профессий, как швея, носильщик, скрипач, то есть он развивался у людей с длительными ассиметричными нагрузками на мышцы спины. Сейчас же картина изменилась. По последним данным Министерства здравоохранения Российской Федерации 30-40 % детей младшего школьного возраста имеют нарушение осанки и плоскостопие. Данные нарушения опорно-двигательного аппарата оказывают негативное влияние на деятельность всех систем органов человека, особенно опасны они для неокрепшего детского организма. [1, с. 8-9]

Почему так получилось? Причина этих заболеваний кроется в том, что с приходом в школу, у детей меняется образ жизни: они садятся за парты и мышцы их из большей активности, динамического состояния, переходят к статической работе. Статическая работа вредна, так как при этой работе происходит постоянное напряжение мышц, которое затрудняет кровообращение. Полезной является динамическая работа, так как человек  выполняя движения, сокращает и расслабляет мышцы, что ускоряет циркуляцию крови. Все это усугубляется еще и тем, что посещение школы требует от ребенка наличия большого количества учебников и тетрадей. Вот почему портфели учеников становятся очень тяжелыми, в некоторых случаях неподъемными. Донести такой портфель до школы – задача не из легких. Многие дети чувствуют себя уставшими уже в начале учебного дня. Насколько остро обстоит данная проблема среди учащихся нашей школы и можно ли ее решить в данный момент, облегчив портфели учащихся?

Цель исследования: изучить проблему влияния тяжелых портфелей  на самочувствие младших школьников МАОУ СОШ №4.

Задачи:

1. Изучить основные причины развития заболеваний опорно-двигательной системы.

2. Провести исследование по измерению массы портфелей и учебников  младших школьников.

3. Разработать рекомендации, способствующие снижению нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

I. Теоретическая часть. Обзор литературы.

Здоровье человека во многом определяется состоянием его опорно-двигательного аппарата. В настоящее время сколиоз является одним из самых распространенных и тяжелых заболеваний людей. Это заболевание влияет на всю деятельность человека.

  1. Вызывает нарушение мозгового кровообращения, а, следовательно, оказывает влияние на  мышление, психику, эмоции, значительно подрывает физическое здоровье.
  2. Приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, в частности к гипертонии, что сопровождается головными болями, болью в затылке, тошнотой, слабостью, нарушением зрения, слуха.
  3. Способствует ослаблению иммунной системы, в результате чего чаще развиваются такие заболевания респираторной системы, как бронхит, астма, аллергия.
  4. Приводит к развитию желудочно-кишечных заболеваний: колитов, запоров[2]. Все эти заболевания развиваются в большинстве случаев уже у людей более старшего возраста, но закладывается почва для их развития именно в детском возрасте. Ведь период с 1 года до 16 лет является самым важным для формирования опорно-двигательного аппарата. Если до 6-7 лет ребенок способен активно двигаться, то с приходом в школу его двигательная активность снижается почти на половину, а это приводит к значительному возрастанию нагрузки на мышцы при статической работе. Сначала дети чувствуют боли в руках, ногах, плечах, затылке, спине, думая, что это усталость. Но на самом деле это свидетельствует о начале заболевания, об утомлении нервной системы. Исследования ученых показали, что у 85 % отмечается  значительное снижение подвижности мышц затылка, а у 29 % она почти отсутствовала. [1 , с. 156]. Тяжелые сумки тоже не облегчают жизнь детей. Особенно большие трудности они приносят тем, кто имеет некоторое отставание  в физическом развитии от среднестатистических норм, а физическое развитие – важнейший показатель правильности протекания процессов роста и развития.

Причиной раннего сколиоза у детей является малая двигательная активность. Именно физические упражнения - наиболее эффективное средство профилактики нарушения осанки. При хорошо развитых мышцах становятся менее опасными для здоровья и тяжелые портфели, и  неудобная мебель, и длительное сидение за партой.

 II. Материалы и методика

Исследование проводились в МАОУ СОШ №4  среди учащихся 1, 2, 3 и 4 классов.  Всего в исследованиях был задействовано 20 человек из 1 класса, 21 человек из 2 класса, 22 человека из 3 класса и 22 человека из 4 класса. Для измерения веса школьных портфелей использовались цифровые весы, взятые в школьной столовой. Кроме того, среди учащихся    1 класса был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснялось их отношение к проблеме тяжелых школьных сумок. Для исследования использовались данные медицинских карт учащихся по физическому развитию (вес учащихся, заболевания опорно-двигательного аппарата, близорукость), предоставленные фельдшером школы.

III. Изложение и обсуждение результатов исследования

  1. Состояние здоровья учащихся школы №4

В начале нашей работы мы решили обратиться к материалам исследования состояния здоровья учащихся младшего звена нашей школы за три последних учебных года с 2010 по 2012 гг. Результаты исследования представлены в таблице №1

Таблица №1

Распределение обучающихся по группам здоровья

за 3 учебных года с 2010 по 2012 гг.

№

п\п

Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1кл

2кл

3кл

4кл

1кл

2кл

3кл

4кл

1кл

2кл

3кл

4кл

2

Медицинская группа - l

12

10

9

7

15

12

9

9

14

11

9

8

3

Медицинская группа - ll

64

67

75

68

62

65

69

73

68

78

64

59

4

Медицинская группа - lll

5

5

7

8

2

4

6

7

5

6

8

8

Анализ данных показывает, что число учащихся, имеющих 1 группу здоровья,  уменьшается при переходе из первого класса в четвертый класс, а число школьников с 3 группой здоровья, наоборот, возрастает. Это наблюдается в течение всех 3 учебных лет. Таким образом, мы можем сказать, что к окончанию школы более 2/3 учащихся начальной школы  имеют отклонения в состоянии здоровья.

Так как ношение тяжестей, прежде всего, приводит к нарушению осанки, развитию плоскостопия, то мы обратили внимание на состояние опорно-двигательного аппарата у учащихся нашей школы.

Таблица №2

Показатели состояния опорно-двигательного аппарата детей

за 3 учебных года с 2010 по 2012 гг.

№

п\п

Заболевания

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1кл

2кл

3кл

4кл

1кл

2кл

3кл

4кл

1кл

2кл

3кл

4кл

1

Нарушение опорно-двигательного аппарата

8

13

19

21

6

16

27

29

10

17

20

27

Как видим, среди учащихся начального звена к 4 классу все большее количество учеников имеют проблемы с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отрицательная динамика наблюдается в течение всех 3-х учебных лет.

        

Таблица №3

Сравнительная характеристика уровня здоровья учащихся 1 - 4 классов

Класс

Кол-во учащихся

Группа здоровья

Кол-во учащихся с заболевания

ми о-д аппарата

I

II

III

1 Б

20

12 (55%)

6 (30%)

1(5%)

2(10%)

2 В

25

1 (4%)

23 (92%)

1 (4%)

6 (25%)

3А

24

6(26%)

16(66%)

2(8%)

10(38%)

4В

23

6(24%)

17(68%)

2(8%)-

10(40%)

Более наглядными будут факты, если проследить состояние здоровья выпускников начальной школы  на данный момент времени и на период их поступления в школу (в 1 классы) (таблица №4)

Таблица № 4

Сравнительная характеристика состояния здоровья учащихся 4-ых классов на  момент поступления в школу и на сегодняшний день

Класс

Группы здоровья

Нарушения зрения и близорукость

Нарушения осанки и сколиоз

I

II

III

IV

1 класс (2009г.)

12

11

0

0

0

1(2,3%)

4 класс (2012г.)

6

15

2

0

3(7%)

           7(15%)

Опираясь на данные таблицы, мы можем сказать, что к окончанию начальной школы уменьшилось кол-во детей с первой группой здоровья, а увеличилось со второй и третьей группами. К тому же, при поступлении в первый класс нарушения осанки были выявлены лишь у 2,3% школьников, а по окончании школы нарушения обнаружены у 15% учащихся.

  1. Порфели школьников и их влияние на самочувствие детей (результаты собственных исследований)

С первых дней своей школьной жизни, дети носят  тяжелые портфели, и это продолжается 6 дней в неделю, на протяжении 11 лет жизни. О серьезности этой проблемы говорят и последние санитарные правила и нормативы о весе школьных портфелей.

Санитарные нормы в отношении массы школьных портфелей

Вес школьного портфеля учащихся не должен превышать:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 – 2,5 кг

5-6 – 3 кг

7-9 – 3,5 кг

9-12 – 4 кг

В ходе исследования измерялся вес портфелей школьников. Измерение проводилось в 1 – 4 классах. Учёными установлено: пустой портфель должен весить  300-500г;  оптимальный  вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле:

Вес ученика  · 10 : 100 (  10% от веса ученика)

Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

Результаты измерений представлены в таблице  «Масса школьных портфелей учеников»

Масса  школьных портфелей учащихся 1 класса

№ п/п

Фамилия

Имя

учащегося

Масса ученика,  кг

Масса школьного портфеля с учебниками

Вес  пустого школьного портфеля, гр

Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка

1

Шакирова Алия

21

3

700

14%

2

Хабибрахманова Д

28

4

1200

15%

3

Мингалимов А.

31

4,5

900

15%

4

Ганеев Салим

25

4

1100

16%

5

Ганеев Расим

23

3,5

700

15%

6

Сабиров Наиль

25

2

600

9%

7

Мукарянова А

20

2

700

10%

8

Гимадеева Айгуль

21

1,8

500

8%

9

Сабирова Лиана

29

2

600

9%

10

Степанов Вадим

18

3

1000

17%

11

Миннуллина В.

25

2,5

700

10%

12

Магаутдинова Д.

22

3

900

14%

13

Султанов Данил

25

3

900

12%

14

Ямалеева Жанна.

23

1,8

600

9%

15

Латыпов Данис

29

2,8

780

9%

16

Тукачев Адель

28

3,3

700

11%

17

Хабибрахманова Д

20,5

2,4

600

11%

18

Гимадиева Сабина

24

3,5

1100

14%

19

Гайнуллина Салия

24,7

2,5

700

10%

20

Шакирова К.

24

3

900

13%

среднее

13%

Масса  школьных портфелей учащихся 1 класса

( в процентах)

Масса  школьных портфелей учащихся 2 класса

№ п/п

Фамилия

Имя

учащегося

Масса ученика,  кг

Масса школьного портфеля с учебниками

Вес  пустого школьного портфеля,гр

Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка

1

Трутнев А.

25

3

600

12%

2

Ахметзянов Е.

28

4,5

1200

17%

3

Беданинов А.

22

3

3300

14%

4

Камалова Ф.

30

4,5

800

16%

5

Сергеева М.

31

5

1000

18%

6

Газизов Н.

28

4,5

900

17%

7

Гилязов А

25

3

700

12%

8

Муртазин А.

27

3

700

11%

9

Бахтиева Л.

24

4,5

1100

18%

10

Шакиров Д.

35

5

1200

14%

11

Шарифуллина

22

5

900

22%

12

Нургалин Д.

36

5,3

700

15%

13

Губайдуллин

30

4

700

13%

14

Зиннуров Ж.

32

4

1100

13%

15

Гайнанова Д.

18

3

700

16%

16

Стрелков А.

23

4

700

18%

17

Уламасов Г.

23

4

700

18%

18

Латфуллин С.

28

5

1100

16%

19

Фархутдинова

31

4

900

13%

20

Валиуллина К.

25

6

1300

24%

21

Фазлеева Г.

26

4

1100

15%

среднее

16%

Масса  школьных портфелей учащихся 2 класса

( в процентах)

Масса  школьных портфелей учащихся 3 класса

№ п/п

Фамилия

Имя

учащегося

Масса ученика,  кг

Масса школьного портфеля с учебниками(кг)

Вес  пустого школьного портфеля

Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка

1

Нуруллина Р

31

3,5

600

11%

2

Муслахов Д.

46

4

700

10%

3

Лемешков Р..

29

3,5

900

12%

4

Гарипова А.

33

4

700

13%

5

Хакимова Н

25

3,5

600

14%

6

Фазлеева А.

26

4

1000

15%

7

Харисова

35

4

900

12%

8

Сафиуллин И..

24

3,5

700

15%

9

Мухамеджанова

35

4

900

12%

10

Фардиева А

26

4,5

900

18%

11

Исламов Р.

27

4,5

1100

18%

12

Дорофеев Д.

22

4

1000

19%

13

Валиев Р.

28

4

800

15%

14

Исламова Р

24

3,5

700

15%

15

Хикматуллина А

34

4,5

1100

14%

16

Ахмадиева А.

28

4

900

14%

17

Зиастинов А

31

4

1000

13%

18

Гарипов Р.

36

4

700

11%

19

Гадельшин И

33

4,5

700

14%

20

Валиев Р

33

4,3

1100

13%

21

Егоров Д

30

3

600

10%

22

Баглай Э

27

4

1000

15%

среднее

14%

Масса  школьных портфелей учащихся 3 класса

( в процентах)

Масса  школьных портфелей учащихся 4 класса

№ п/п

Фамилия

Имя

учащегося

Масса ученика,  кг

Масса школьного портфеля с учебниками

Вес  пустого школьного портфеля, гр

Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка

1

Зиатдинов Д

37

5

600

13%

2

Хакимов Р

30

4

700

13%

3

Хукшин М

39

4,5

900

11%

4

Андреева Ф.

28

4

700

15%

5

Мухамадуллин.

41

5

600

12%

6

Зиганшина Н.

28

3

1000

10%

7

Белалов А

32

4

900

12%

8

Баязитов А.

38

4

700

10%

9

Галаев Л.

40

5

900

12%

10

Омаров Д.

33

4

700

12%

11

АксеноваВ.

45

5

1100

11%

12

Балякина Д.

54,5

4,5

1000

9%

13

Мустафин Д.

33

4

800

12%

14

Нургалиев Ж.

38

4

700

10%

15

Ахметгалеев Д.

33

4,5

1100

14%

16

Файрушин Ф

55

4

900

8%

17

Нигматуллина А

28

5

1200

18%

18

Фатыхов С.

60

4

700

7%

19

Ахметвалеев С.

38

3,5

700

9%

20

Ахметгареев К.

33

4,3

1100

13%

21

Нуруллин Ж.

30

3

600

10%

22

Гатауллин Н

27

4

1000

15%

среднее

12%

Масса  школьных портфелей учащихся 4 класса

( в процентах)

Анализ данных таблицы показывает, что в нарушении санитарных норм вес портфеля учащихся превышает допустимые нормы в 2 раза и составляет более 10% от массы тела.

     Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме Перекос правого плеча и  ведёт   к нарушениям осанки

Поэтому более негативное воздействие на организм ребенка тяжесть портфелей оказывает в период обучения в начальной школе.

А как же государство заботится о состоянии здоровья наших школьников? Мы решили провести также взвешивание учебников , которыми пользуются учащиеся начальных классов

Взвешивание учебников:  1 класс

№

Название учебника

Вес учебника, г

Выводы

1

Букварь

360

Выше нормы на 60г

2

Математика

180г

Соответствует норме

3

Окружающий мир

220г

Соответствует норме

4

 Тетрадь по музыке

185г

Соответствует норме

5

Прописи

180

Соответствует норме

6

Әлифба

480

Выше нормы на180г

Взвешивание учебников:  2 класс

№

Название учебника

Вес учебника, г

Выводы

1

Рус язык

320

Выше нормы на 20г

2

Математика

180г

Соответствует норме

3

Окружающий мир

220г

Соответствует норме

4

Татарский язык

320г

Выше нормы на 20г

5

Уку

340

Выше нормы на 40г

6

Чтение

300

Соответствует норме

Взвешивание учебников:  3 класс

№

Название учебника

Вес учебника, г

Выводы

1

Руссский язык

300

Соответствует норме

2

Математика

240г

Соответствует норме

3

Окружающий мир

300г

Соответствует норме

4

Татарский язык

360г

Выше нормы на 60г

5

Уку китабы

340

Выше нормы на 40г

6

Литер чтение

300

Соответствует норме

7

Английский

340

Выше нормы на 40г

Взвешивание учебников:  4 класс

№

Название учебника

Вес учебника, г

Выводы

1

Русский язык

320

Выше нормы на 20г

2

Математика

260г

Соответствует норме

3

Окружающий мир

300г

Соответствует норме

4

Татарский язык

340г

Выше нормы на 40г

5

Уку китабы

340

Выше нормы на 40г

6

Литер чтение

320

Выше нормы на 20г

7

Английский

340

Выше нормы на 40г

Анализ данных по взвешиванию учебников показывает, что во всех классах есть учебники, не соответствующие гигиеническим требованиям к изданиям учебников для начального образования. Вес учебного издания для возрастной группы 1-4 классы не должен превышать 300г.

Как же сами учащиеся относятся к этому вопросу, видят ли они в этом серьезную проблему? (Таблица №6)

Таблица № 6

Результаты социологического опроса среди учащихся 1 класса

Вопрос

Количество учащихся ответивших утвердительно «да»

1. Считаете ли вы тяжелыми ваши портфели?

10 (47%)

2. Чувствуете ли вы себя уставшими после ношения тяжелых сумок?

1 (5%)

3. Болят ли ваши мышцы шеи и спины?

10 (47%)

4. Помогают ли вам ваши родители нести портфели, провожая в школу?

5 (24%)

5. Занимаетесь ли вы дополнительно после школы физическими упражнениями (в секциях)?

12 (57%)

Анализ результатов социологического опроса показал, что 47%  учащихся считают свои портфели тяжелыми и чувствуют боли в шее и спине, что указывает на начальный этап развития сколиоза. 15 учеников родители провожают до школы, но только пятеро из родителей несут за детей их портфели. К сожалению, 43 % учащихся не занимаются дополнительно физическими упражнениями, что повышает риск развития сколиоза.

Заключение

Выводы:

  1. С каждым годом при переходе из класса в класс состояние здоровья учащихся ухудшается.
  2. Вес портфелей школьников 1 класса не соответствует новым санитарным нормам и превышает допустимые нормы почти в 2 раза.
  3. Школа не располагает достаточными средствами для решения данной проблемы, но может повысить ответственность родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

Рекомендации для школьников и родителей

1. Собирать портфель правильно: класть в него только школьные принадлежности.

2. Ежедневно проверять портфель: убрать  все ненужные предметы, а учебники и тетради брать только по расписанию уроков.

3.Для обеспеченных родителей рекомендуем приобрести дополнительный комплект учебников, чтобы ребенку в школу носить лишь тетради.

4.Детям, имеющим отклонение в здоровье ОДА, выдавать 2 комплекта учебников для работы в школе и дома.

5.Родителям, по возможности, провожать детей в школу и встречать после уроков, но не носить за них весь портфель, а лишь  облегчить его, взяв на себя часть ноши ребенка.

6.Укреплять мышцы шеи и спины ребенка через дополнительные занятия физической культурой  во внеурочное время  как в спортивных секциях, так и дома.

Прежде всего, родители, заинтересованные в здоровье своих детей, могут помочь своему ребенку, облегчив ему либо портфель, либо сделав ребенка более сильным и выносливым.

        Существует ли решение данной проблемы. Надеемся, что да. Возможно уже в скором  будущем, благодаря развитию информационных технологий, созданию электронных учебников, ученики будут приносить в школу небольшой и легкий портативный компьютер, где будет располагаться вся необходимая информация для обучения и развития ученика. А в сумке школьника будут лежать только тетради и набор канцелярских принадлежностей.  Достаточно фантастическим выглядят перспективы будущей школы, но надеемся, что ученикам будут созданы все условия для успешного обучения и укрепления здоровья.  Хотелось бы, чтобы в школе была удобная мебель, хорошо оборудованные спортивные залы, бассейны. Если бы все это было в школах настоящих, то и в облегчении школьных портфелей не было бы такой необходимости.

Литература

1.Зайцева В. Когда рост и вес не соответствуют друг другу // Здоровье детей №21, 1-15 ноября 2008, с. 8-10

2.Мазуревич В. И. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере. Мурманск, 1994 г.

3.Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда. Санкт-Петербург, 2006, с.28-36

4.Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02, 2.4.7. Гигиена детей и подростков//Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования/

        

        


Поделиться:

Рукавичка

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Юрий Алексеевич Гагарин

Ребята и утята