• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа по теме ««Язык SMS: Быть или не быть?»

Опубликовано Хворова Ольга Владимировна вкл 04.11.2014 - 9:34
Хворова Ольга Владимировна
Автор: 
Касаева Екатерина

Язык SMS – что это такое? Быть или не быть ему в нашей жизни? Об этом наше исследование.

Изучение языка SMS в нашей стране только начинается. Исследователи современных информационных технологий опираются на опыт зарубежных ученых.  SMS – это, по существу, - новая область нашей действительности, лингвистические и психические аспекты которого только осознаются и изучаются. В связи с этим обращение к языку SMS с целью изучения его особенностей представляется актуальным.

Цель проекта - изучить особенности языка SMS  и определить быть или не быть ему в нашей жизни?

Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:

  • Проанализировать литературу, посвященную изучению языка SMS;
  • Познакомиться с историей создания языка SMS и его отличительными признаками;
  • Сформировать правильное отношение к данному языковому  явлению у одноклассников;
  • Выявить особенности употребления языка SMS в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_2.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа по теме ««Язык SMS: Быть или не быть?»

В какой стремительный век нам с вами довелось жить! Все составляющие нашего существования находятся в состоянии какого-то изменения. Меняются границы, названия стран…  Меняется климат… Меняется даже наш язык. Мобильные телефоны сообщают своим владельцам информацию на каком-то непонятном, можно сказать – тарабарском языке.

Сначала его применяли только в мобильных. Потом в электронных письмах, а сейчас и вовсе разговаривают, используя SMS – ные сокращения.

        -Т    de?

       - В 6koJIe, a 4to?

       - DaBai   vsTpeTuMcR!  Ro 4 sosky 4.

      - R To#e. Ok. 3BoHu. ZZZ!

Вам не понятно? Вот перевод:

- Ты где?

- В школе, а что?

- Давай встретимся! Я очень соскучился.

- Я тоже. Звони, целую.

Язык SMS – что это такое? Быть или не быть ему в нашей жизни? Об этом наше исследование.

Изучение языка SMS в нашей стране только начинается. Исследователи современных информационных технологий опираются на опыт зарубежных ученых.  SMS – это, по существу, - новая область нашей действительности, лингвистические и психические аспекты которого только осознаются и изучаются. В связи с этим обращение к языку SMS с целью изучения его особенностей представляется актуальным.

Цель проекта - изучить особенности языка SMS  и определить быть или не быть ему в нашей жизни?

Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:

  • Проанализировать литературу, посвященную изучению языка SMS;
  • Познакомиться с историей создания языка SMS и его отличительными признаками;
  • Сформировать правильное отношение к данному языковому  явлению у одноклассников;
  • Выявить особенности употребления языка SMS в повседневной жизни.

Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов:

  • Метод включенного наблюдения за одноклассниками в различных видах деятельности, что позволило нам выделить некоторые особенности языка SMS, такие как компактность, афористичность;
  • Беседа с одноклассниками и взрослыми, с куратором проекта;
  • Анализ и синтез результатов, анкетирование;
  • Сравнение полученных данных и выявление отличительных признаков языка SMS;
  • Обобщение данных, полученных в ходе работы.

В работе «Язык SMS: Быть или не быть?» была выдвинута следующая гипотеза. Предположим, что языку SMS быть в нашей жизни… Данная гипотеза содержит предположение о том, что SMS – язык активно используется для передачи коротких текстовых сообщений в обществе.  

Предметом нашего исследования являются особенности языка SMS.

Объектом исследования – тексты SMS – сообщений одноклассников.

База исследования – ученики 8 А класса и их родители.

Теоретической базой исследования стали статьи лингвистов-практиков, опубликованные в специализованном периодическом издании «Русская речь» и размещенные на страницах Internet (специализированные информационные сайты http://www: studyspanish. ru и http://www. gotv.ru; http://www.etiket.ru (Этикет от А до Я).

Помимо этого были использованы научные труды зарубежных и отечественных исследователей в области языка SMS.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках русского языка и английского, в лекционных практических курсах по современному русскому языку и культуре речи.

Первым шагом нашего исследования языка SMS стало сообщение об истории SMS.

Придумал SMS Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodaton. Он же составил первую в мире SMS-ку. Произошло это под Рождество, в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92». Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service (Службы коротких сообщений).

Было бы ошибочно думать, что язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился совсем недавно. Его идея возникла гораздо раньше.

В середине 90-х годов с появлением чатов и мобильных телефонов эти идеи получили новое развитие. Молодежь решительно освоила онлайновое пространство и сделала решающий шаг в экономии языковых средств. В какой-то степени этот шаг стал вынужденным: с одной стороны, вся прелесть общения в чате заключается именно в стремительной дуэли реплик и не терпит многословия, а с другой, длина сообщений на мобильных телефонах жестко ограничена количеством знаков. Поэтому тексты SMS приобрели компактность и афористичность. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что слова этого нового языка освобождаются от богатых смысловых оттенков, становятся бедными. Но, тем не менее, такими средствами люди продолжают решать вечные проблемы: признаются в любви, требуют объяснений, назначают встречи, поздравляют с днем рождения и т.д. Так родился новый язык: язык чатов и SMS.

Для того чтобы исследовать особенности SMS – языка,  нам необходимо было выполнить следующий шаг – провести мини-исследование. Материалом для исследования, послужили тексты SMS – сообщений одноклассников, содержащие решение вечных проблем: признание в любви, назначение встречи, объяснение, передача домашнего задания, расписания уроков и т.д.

Текст SMS сообщений сначала «сбрасывался» на компьютер, а затем был зафиксирован в письменном виде. Методом сплошной выборки был определен состав текстов SMS – сообщений в количестве 10.

В ходе проведения исследования нами были выявлены особенности SMS – языка в сообщениях одноклассников. Наиболее значимым для нашего исследования стали результаты выявления основных правил  языка SMS и нарушений при его использовании (см.таблицу 1).

Таблица 1

Правила SMS - языка

Нарушения SMS - языка

Ограниченное количество символов (сокращают слоги, сокращают при помощи цифр);

Допускают грубые орфографические ошибки, искажают русский язык;

Используют популярные английские акронимы;

Засоряют лексику современного английского языка.

Используют для передачи чувств смайлики

На основе полученных данных можно сделать следующий вывод:  

  • использование упрощенного варианта общения – максимум информации за короткий промежуток времени – способствует грубому нарушению правил в русском языке;
  • широкое распространение языка SMS угрожает современному английскому языку и засоряет его лексику;
  • снижение уровня грамотности среди подростков из-за увлечения  SMS.

Вместе с тем, нам удалось выделить у некоторых одноклассников часто встречаемые SMS – сокращения, которые послужили стимулом для создания «карманного словарика» самых распространенных SMS – сокращений на английском языке. Наряду с этим установили рейтинг популярности использования аббревиатур из английских букв в SMS – сообщениях одноклассников.

Отсюда ясно, что в десятку самых распространенных вошли следующие слова:

  • luv – любовь                                  
  • bf – парень
  • gf - девушка
  • pls – пожалуйста
  • x – целую
  • u – ты
  • 2moro – завтра
  • gr8 – отлично!
  • cm – позвони мне
  • cu – увидимся

Анализируя SMS – сообщения одноклассников, мы установили, что встречаются  несколько вариантов сокращений основ.

Сокращение основ в виде усечения финальной части исходного слова: (vas-vacation;  hols - holidays ).

Усечение первого слова у исходного слова: (defence-fence).

Усечение обоих слогов в начале и в конце слова. (flu - influenza).

В связи с растущей популярностью SMS- языка, короткие текстовые сообщения начинают формировать отдельный и весьма оригинальный пласт лексики английского языка. Для нового способа образования морфологических неологизмов характерна экономия графических средств.

Это позволяет сделать вывод, что учащиеся 8А класса владеют высокими технологиями, стремятся к мобильности, к рационализации языка за счет экономии языковых средств и времени.

Между тем, в ходе исследования мы отметили, что в основе SMS на русском языке лежит редукция. Это негативно влияет на традиционный язык и на формирование личности подростка. Для того, чтобы уменьшить негативное влияние SMS на русский язык, мы составили список грубых нарушений правил русского языка и познакомили с ними одноклассников:

  • сонце (солнце), мыца (мыться) - орфография фонетическая;
  • я тя лю, яс, незя, ка дела - не несущие смысла части слов отсекаются;
  • изза, изпод (из-за, из-под) - опущение дефисов;
  • сдесь (здесь) - взаимозаменяемость парных согласных ("с" получается при нажатии кнопки телефона три раза, а "з" - после пяти раз);
  • харашо (хорошо) - варьирование гласных ("а" - одно нажатие, "о" - три);

Таким образом, нынешнее поколение подростков, практикующих новый способ самовыражения через SMS – язык, в будущем могут стать неграмотными специалистами.

           Следующий шаг исследования:   Влияние SMS – языка и случаи его использования в различных сферах жизни человека.

Мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникает в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом. Какие-то аспекты этого влияния можно считать положительными, а какие-то вызывают тревогу у общественности. Мнения людей разделились: специалисты по образованию, ученые-филологи, социологи, психологи, даже врачи вступают в полемику. Рассмотрим разные точки зрения на данную проблему.

Например, у лингвистов популярность SMS-языка вызывает опасение, считающих, что арго широко используется среди школьников, у которых языковая культура окончательно не сформирована. «Ученики думают на языке и пишут фонетически». Педагоги – лингвисты озабочены сложившимся положением и настаивают на искоренении текстовых сообщений в пользу сохранения языка. Данная точка зрения нашла отражение в нашем проекте при изучении SMS - сообщений одноклассников.

В то же время существует другая точка зрения на данную проблему. Группа ученых в Британии принимает данное языковое явление как свершившийся факт и, полагая, что «новый подвид языка уже устоялся», включает список сокращение в новый Оксфордский словарь.

Другая группа ученых в Шотландии нашли наиболее подходящий способ решение проблемы, попытавшись сделать манеру изъясняться с помощью аббревиатур и смайликов более понятные окружающим. В университете города Глазго в сентябре прошлого года начат эксперимент – открылись курсы по «текстингу» (так преподаватели называют язык, которым пользуются при написании SMS-сообщений). С помощью ученых разработана программа и правила телефонного арго. В будущем планируется составления стандарта написания, для того чтобы сообщения стали более универсальными и понятными для всех. Названная точка зрения затронута нами при рейтинге популярности использования аббревиатур из английских букв в SMS – сообщениях одноклассников.

SMS – язык заинтересовал не только филологов, но и врачей. Так как сообщения на мобильном телефоне набираются большими пальцами рук, уже зафиксированы случаи специфических заболеваний кистей (главным образом у подростков).

Согласно исследованиям американских психологов, уже давно изучающих «SMS – психологию» происходит формирование условной «SMS – зависимости», которая начинает появляться, если человек отправляет более пяти сообщений за один день. По мнению специалистов, это свидетельствует о боязни контактов «глаза – в глаза», считается попыткой бегства от реальности.

Но существует еще одно мнение психологов на увлечение SMS – языком – проявление второй натуры подростков, как новый способ самовыражения, удобное средство для реализации естественной потребности в мире новых технологий.

Рассматриваемая точка зрения психологов подтолкнула нас разработать социологический инструментарий исследования отношения школьников  и взрослых  к SMS –  языку.

Опрос класса проводился с помощью анкет, разработанных нами в период с октября по декабрь 2007 года.

В вопросе принимали участие ученики 8А класса (25 человек), МОСШ №17 города Нижневартовска. Респондентам необходимо было ответить: да или нет.

Предложенная анкета состояла из следующих вопросов:

Анкета.

  1. Знаете ли вы, кто придумал SMS –  язык?
  2. Знаете ли Вы, в каком году произошло это событие?
  3. Пользуетесь ли вы SMS –  сообщениями?
  4. Нравится ли вам общение с помощью SMS –  языка?
  5. Язык SMS –  это веяние моды?
  6. Язык SMS - это средство общения?
  7. Считаете ли вы, SMS на русском языке снижает уровень грамотности?

По завершению исследования данные анкеты были тщательно обработаны и обобщены. Результаты обследования показаны в таблице 2.

Таблица 2

№

п/п

Вопрос анкеты

Да

Нет

1

Знаете ли вы, кто придумал SMS –  язык?

3

22

2

Знаете ли Вы, в каком году произошло это событие?

3

22

3

Пользуетесь ли вы SMS –  сообщениями?

25

0

4

Нравится ли вам общение с помощью SMS –  языка?

20

5

5

Язык SMS –  это веяние моды?

10

15

6

Язык SMS - это средство общения?

23

2

7

Считаете ли вы, SMS на русском языке снижает уровень грамотности?

7

18

Опрос показал, что 88% опрошенных не знают, кто придумал SMS – язык, и когда произошло это событие, 12% - знают. Как видно из таблицы 100% интервьюируемых широко пользуются   сообщениями в повседневной жизни. 80% указали на то, что им нравиться общение с помощью SMS – языка, 20% - отметили, не нравится. Большая часть анкетируемых (60%)  на 5 вопрос ответили отрицательно, и лишь  40% респондентов отметили, что язык SMS – это веяние моды.

92% опрошенных считают, что язык SMS – это средство общения между людьми, и лишь 8% ответили отрицательно. Из них 28% отметили, что SMS на русском языке снижает уровень грамотности подростков. А 72% - не влияет.

Вывод: результаты анкеты свидетельствуют о том, что SMS – язык популярен среди моих одноклассников. Большая часть из них отметили, что это удобное средство общения. Некоторые респонденты высказали противоречивую точку зрения. Анкета помогла сформировать правильное отношение к данному языковому явлению у одноклассников.

Так быть или не быть языку SMS в нашей жизни? Для ответа на этот вопрос мы провели анкетирование среди учащихся  8 А класса и их родителей. Респондентам необходимо было ответить: да или нет .

Анкета.

Быть или не быть языку SMS в нашей жизни?

Данные анкеты были тщательно обработаны и обобщены. Результаты обследования показаны в таблице 3.

        Таблица 3

№

п/п

Вопрос анкеты

Учащиеся

Родители

да

нет

да

нет

1

Быть или не быть языку SMS в нашей жизни?

25

0

19

6

Итого %

100%

0%

76%

24%

Вывод: учащиеся 8 А класса все подтвердили необходимость SMS  - языка в нашей жизни. Большая часть респондентов – родителей подтверждают  развитие SMS – языка в современном обществе, а 24% родителей – отвергают данное языковое явление.

Заключение

У нас не совсем обычная тема исследования. Дело в том, что мы не ставили перед собой цели научиться умению пользоваться таким специфическим языком, каким является язык SMS. Наша задача состояла в другом: нельзя слепо отвергать то, что уже существует. Мы можем принимать это, можем отвергать, но в любом случае это надо знать. Согласны? Может быть знания, полученные при исследовании, помогут нам на равных общаться с носителями других языков, может быть, иногда благодаря какому-нибудь приему, используемому в SMS, мы сможем быстро, но кратко и емко передать какую-либо информацию. Ведь это не такое уж ненужное умение. Помните известный фрагмент переписки В.Гюго и его издателя после публикации «Отверженных»? Письмо Гюго к издателю – «?», ответ издателя – «!», что означало «грандиозный успех книги». Согласитесь – блестящий пример лаконизма и эллиптичности.

Цель работы достигнута: изучены особенности SMS- языка, дан ответ на вопрос, быть или не быть ему в нашей жизни.

Все задачи выполнены:  описана история создания языка SMS; выявлены его отличительные признаки; установлены особенности употребления языка SMS в повседневной жизни.

Полезным продуктом нашего исследования явилось составление списка самых распространенных SMS – сокращений на английском языке, используемые одноклассниками в SMS – сокращениях. Эти аббревиатуры из английских букв оказались очень интересны для учащихся.

Быть или не быть языку SMS в нашей жизни – каждый решит для себя сам. Нам же хочется напомнить вам о том, что лишних знаний не бывает. А может быть, получив SMS на языке «поколение next» и переведя его на более привычный и распространенный язык, вы порадуетесь тому, что у вас есть возможность читать не только послания от Short Message Service (Службы коротких сообщений), но и признания великих русских писателей, мысль которых не ограничивалась определенным количеством знаков, а потому нам, благодарным читателям, остался в наследство великий и могучий русский язык.

Список литературы

  1. А. М. Головизин. Русский язык. 9 класс. Условия успешной коммуникации. – М.: Волгоград, 2008.
  2. Г. И. Дудина, В. Н. Пташкина. Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!- М.:  Волгоград, 2007.
  3. М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. М.: 5 за знания, 2007.
  4. Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М. : Наука,2004.
  5. Электронные ресурсы (http: //www.studyspanish.ru; http: //www.gotv.ru.; http: //www. еtiket.ru.);


Поделиться:

Ворона

Горка

«Течет река Волга»

Сказка про Серого Зайку

Заколдованная буква