• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Компьютерная зависимость в подростковом и юношеском возрасте"

Опубликовано Желанова Ирина Валерьевна вкл 08.11.2014 - 17:40
Желанова Ирина Валерьевна
Автор: 
Трусова Екатерина, 6 класс

Тема работы «Компьютерная зависимость», которая актуальна в настоящее время.

Цель работы: изучить причины и последствия компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте.

 Основная часть работы – текст, раскрывающий понятие компьютерной зависимости, ее видах, симптомах и последствиях. В работе представлены результаты исследования подростков, по выявлению компьютерной зависимости. Сделаны выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_zavisimost.doc144 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                           «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ                                  И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

                         

                                                            Автор: Трусова Екатерина

ученица 6-В класса,                                          МБОУ «СОШ №42»                              

Руководитель:

Желанова Ирина Валерьевна,

учитель математики и информатики

                         

г.Нижневартовск

2014 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ        

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        

1.        Настоящая эпидемия настоящей болезни,        

причины ее  возникновения        

2.        Виды компьютерной зависимости        

Игровая зависимость        

Интернет-зависимость        

3.        Стадии возникновения компьютерной зависимости        

4.        Симптомы компьютерной зависимости        

5.        Чем грозит такая зависимость?        

6.        Исследование        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

ЛИТЕРАТУРА:        

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………..……………………………………....………14

ВВЕДЕНИЕ

«Виртуальный (ср. лат.virtualis) –  возможный;

такой, который может или должен

появиться при определенных условиях»

        

В настоящее время всё более актуальной становится проблема компьютерной зависимости. Так что же это такое? По определению «компьютерная зависимость» – это увлечение, связанное с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Основным показателем наличия зависимости является концентрирование собственной жизни, интересов человека вокруг компьютера.

Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что  количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико.

Современный подросток много времени проводит в Интернете, бессмысленно бродя по всевозможным сайтам, кто-то сидит в чатах, в поиске друзей по несчастью, кто-то тратит своё свободное время на компьютерные игры.

Чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст между собой " реальным" и " виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни, к тому же, если последняя обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки.

У некоторых подростков проявляются симптомы, аналогичные токсикомании. Сегодняшние подростки живут в мире мультимедиа. Это уже скорее не тинэйджеры, а "скринейджеры" (от screen - экран).

Цель работы: изучить причины и последствия компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте.

 

 Гипотеза: компьютерной зависимости наиболее подвержены подростки.

Задачи:

  1. изучение литературы по данной теме;
  2. проведение анкетирования по выявлению компьютерной зависимости;
  3. исследование личностных характеристик подростков и юношей, подверженных компьютерной зависимости.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных данных о компьютерной зависимости.
  2. Разработка анкеты о компьютерной зависимости.
  3. Проведение анкетирования среди учащихся гимназии.
  4. Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Настоящая эпидемия настоящей болезни,

причины ее  возникновения

 

Наркотическая зависимость - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию (греч. euphoria, состояние приподнятого настроения, довольства, не соответствующего объективным условиям), в больших - оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. Воздержание сопровождается абстенентным синдромом (болезненным состоянием, "похмельем", которое развивается у наркоманов при прекращении приема наркотиков). При наркомании поражаются внутренние органы, возникают невротические и психические расстройства, развивается социальная деградация. Так, "Советский энциклопедический словарь" определяет распространенное и известное явление, которое хотелось бы затронуть с не совсем обычной точки зрения.         А что же представляет собой компьютерная зависимость?

Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры, исследовать Интернет и т.п. Увлечение компьютером, становится просто болезнью. Компьютерная зависимость - это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира. Исследователи обнаружили, что современные дети проводят досуг не так, как их предшественники еще несколько лет назад. Они слишком привержены своим ПК. По данным ученых, 16-летний подросток тратит на компьютерные игры более 70 часов в неделю.

Начиная общаться с компьютером самостоятельно и разрешая многие возникшие по мере обучения проблемы с ним один на один, субъект в последствии начинает относиться к компьютеру как к чему-то родному. Устройство, с которым было "пережито" столько сложных стрессовых ситуаций, столько раздражения и счастья, которое в итоге стало "другом", превращается в отдушину. Именно этот факт чаще всего и становится причиной пристрастия к компьютеру.

  1. Виды компьютерной зависимости

Существует несколько видов компьютерной зависимости: игровая зависимость и Интернет-зависимость.

Игровая зависимость

Игровая зависимость — одна из форм зависимостей, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. Подразделяется на увлечение сетевыми и однопользовательскими играми.

"Игрушки" практически для всех пользователей персональных ЭВМ - в числе первых программных продуктов (а часто - и первые, даже единственные), с которыми они научились работать. Обучение происходит быстро, процесс игры увлекателен. Это хорошая психологическая разрядка, средство для снятия напряжения.

Что же привлекает подростков в компьютерных играх:

  • наличие индивидуального пространства, собственного мира, в который имеет доступ лишь один человек – он сам;
  • возможность самостоятельно принимать решения, действовать по собственному усмотрению, понимая, что эти действия не могут нести за собой тяжких последствий;
  • уход от реальности, абстрагирование от окружающего мира;
  • реализация своих стремлений и фантазий, а также возможность исправить свою ошибку;
  • шанс придумать себе новый образ, который никто не осудит и не проверит его на правдоподобность.

Основные признаки человека попавшего под игровую зависимость

  • Во-первых, ребенок начинает вести себя, как настоящий наркоман: он думает только о компьютерных играх, говорит только о них, таскает деньги, чтобы попасть в компьютерный клуб, тратит на игру не только все свободное время, но и несвободное тоже (прогуливает школу, недосыпает и т. д.).
  • Во-вторых, компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное влияние на психику ребенка. Он становится напряженным, эмоционально неуравновешенным, испытывает чувство тревоги, перемежающееся подавленностью или озлобленностью. У детей нарушается сон, зачастую им сняться кошмары, содержание которых почерпнуто из компьютерных игр. Это болезненное общение с компьютером делает ребенка замкнутым, он истощается, не может сосредоточиться на учебе или другой важной для него деятельности.
  • В-третьих, все это сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, подрывает свое здоровье постоянным пребыванием за экраном компьютера (мерцание экрана, излучение и т. п.).

Интернет-зависимость

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Интернет-зависимость – это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость  в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года.

Согласно исследованиям известного американского психолога Кимберли Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

·        навязчивое стремление проверить электронную почту;

·        постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

·        увеличение времени, проводимого в Интернет;

·        увеличение количества денег, расходуемых на Интернет;

Кроме того, американские психологи выделили в процессе исследования основные типы интернет-зависимости, которые характеризуются следующим образом:

  1. Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  2. Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  3. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  4. Игровая зависимость – навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.
  1. Стадии возникновения компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость развивается постепенно.

Выделяется 3 стадии заражения:

Первая стадия - заражение: случайное, "от нечего делать", или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез.

Вторая стадия - втягивание: в конце-концов пестрых кувыркающихся кубиков простого "Тетриса" становится мало, и "человек играющий" приносит от знакомых первую глобальную стрелялку-ходилку... Воздержание сопровождается настоящим "похмельем": и скучно, и грустно, и повседневные дела не идут на ум, и хочется вечно быть никогда не существовавшим воителем с мускулами как у Шварцнегера или бравым капитаном звездолета.

Третья стадия  - полная зависимость. Иногда приходится видеть, как бледные молодые люди с горящими глазами просиживают всю ночь до утра, только и делая, что нажимая клавиши на клавиатуре и выкрикивая время от времени бессвязные слова.

  1. Симптомы компьютерной зависимости
  1. Психологические симптомы:
  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  2. невозможность остановиться;
  3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  4. пренебрежение семьей и друзьями;
  5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  6. проблемы с работой или учебой.
  1. Физические симптомы:
  1. Поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;
  2. сухость в глазах;
  3. головные боли по типу мигрени;
  4. боли в спине;
  5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  6. пренебрежение личной гигиеной;
  7. расстройства сна, изменение режима сна.

Симптомы можно перечислять и дальше, однако не стоит забывать, что истинная причина зависимости кроется отнюдь не в самом компьютере. Такой пылкий интерес к технике говорит о гораздо более серьёзных проблемах в личной жизни человека – проблемы в общении с реальными людьми, неудовлетворённые стремления и желания, неспособность самостоятельно и осознанно справится со стрессовыми ситуациями и т.д.         

  1. Чем грозит такая зависимость?

Во-первых, перенос интереса с реальной жизни на компьютерную приостанавливает интеллектуальное развитие, сужая его до определённой области, в которой молодой человек может разбираться гораздо лучше своих менее компьютеризированных сверстников. Во-вторых, потеря смысла жизни, который в данном возрасте ещё не сумел окончательно сформироваться и окрепнуть. Человек перестаёт принадлежать себе полностью, отождествляя себя с механическими частями компьютера.

По словам С.Степанова «опасность тут, конечно, есть, и она состоит в том, что по мере погружения в иллюзорный мир слабеет связь с реальностью. Привыкая решать виртуальные проблемы нажатием кнопки, человек постепенно отвыкает решать реальные проблемы» (Степанов С.С.  «Компьютер – лекарство или наркотик?»).

Исследование

В исследовании принимали участие 70 человек: учащиеся в возрасте 13 – 14 лет, имеющие компьютер дома. Из них: девушек – 28, юношей – 42. Была разработана анкета (см. приложение 1) по выявлению компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость определена по совокупности трех факторов, описанных как показатели компьютерной зависимости в литературе:

  1. время пребывания за компьютером (все свободное время или больше его половины);
  2. цель работы на компьютере (игры, развлечения);
  3. ощущения во время работы на компьютере азарт, подъем настроения, «отключение» от реального мира).

        На вопрос «Как часто Вы работаете за компьютером?» 23 человека ответили – все или больше половины свободного времени.

Цель работы на компьютере: компьютерные игры – 41 чел. (59%), Интернет общение – 28 чел. (40%), информация развлекательного характера – 48 чел. (69%), полезная информация для учебы – 37 чел (53%).

На вопрос: «Что ты испытываешь во время игры на компьютере» 15 чел. (21%) ответили – азарт, 26 чел. (37%) - подъем настроения, 15 чел. (21%) - отключение от реального мира.

Исходя из этих критериев, была определена вероятность компьютерной зависимости у 23 человек – 33%  (см. приложение 5).

Далее учащимся была предложена анкета на выявление типа компьютерной зависимости, а именно – идентификация  компьютерной игровой зависимости (приложение 2) и тест «Интернет-зависимость».

 Анализируя результаты первой анкеты, выявлено следующее: для 26 уч-ся (37%) проблема компьютерной зависимости актуальна, 13 уч-ся (19%) – подвержены игровой зависимости.

Тест «Интернет-зависимость» показал следующие результаты: 14 уч-ся (20%) зависимы от Интернета.

Кроме этого, аналогичное исследование было проведено среди взрослых. В анкетировании участвовало 30 человек (педагоги нашей школы). Были получены следующие результаты. На вопрос: как часто Вы работаете на компьютере, только 3 человека ответили – больше половины свободного времени. Цель – полезная информация для работы, и лишь 2 человека (7%) – Интернет-общение, компьютерные игры. Ощущения во время работы за компьютером – отдых, подъем настроения, чувство ответственности, усталость.

Таким образом, гипотеза, о том что компьютерной зависимости наиболее подвержены подростки, подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютера. Это проблема над которой мы должны задуматься уже сегодня.

Важно вовремя заметить и предупредить развитие зависимости от виртуального мира. Это гораздо легче, чем потом лечить ее последствия. Особенно важно показать подростку, что в реальном мире есть все, что он видит и ценит в мире виртуальном, но в действительности все более яркое и живое.

Какие, же меры можно предпринять?

       Вот несколько советов как избежать формирования компьютерной зависимости:

  1. Старайся развивать свои интересы и склонности. Очень важно разглядеть, что кроме компьютера, есть множество интересных дел.
  2. Воспитывай в себе чувство «Мы». Проявляй искренний интерес к другим людям. Постарайся больше времени проводить в семье, помогая родителям и близким, уделяя должное внимание учебе и своему здоровью, они тебе очень пригодятся в будущем.
  3. Существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
  4. Не забывай, компьютер – не только средство для развлечения, но и устройство для осуществления многих интересных полезных и нужных видов деятельности.    
  5. Помни! В реальном мире есть все, что ты видишь и ценишь в мире виртуальном. Только в действительности все более яркое и живое.

Компьютер – действительно источник, как полезной информации, так и способ проведения свободного времени. Однако необходимо понять, что это – всего лишь бездушная машина, которая не даст человеческого тепла и любви, не протянет руку, он не может стать заменой дружеским, романтическим и семейным отношениям, да и личные проблемы сам по себе он вряд ли решит. Прежде, чем углубиться в бескрайние Интернет-просторы, необходимо оглядеться и посмотреть вокруг себя, а вдруг найдётся тот человек, который окажется более приятным собеседником, чем мерцающий монитор.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Владимир Титов «Игра в жизнь».Издание Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. -  М. 1998 г.
  2. Интернет-энциклопедия «Википедея»(http://wikipedia.ru)  
  3. Итернет-библиотека 5 ballov.(5 ballov.ru).
  4. Компьютер и человек – влияние компьютера на здоровье человека. – Интернет.
  5. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. «Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика». – Днепропетровск: Пороги. – 2006. – 196 с.
  6. Кимберли Янг. «Диагноз – Интернет-зависимость» // статья. – 1999 г.
  7. http://www.psyline.ru/inzav.htm Степанов С.С. «Компьютер - лекарство или наркотик?»
  8. http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=572 Кравцова М.М., Шевнина О.В. "Курс выживания для школьного психолога"
  9. http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/-section=1_1-7htm.htm (тест на компьютерную зависимость)

Приложение 1

АНКЕТА

  1. Возраст ___________.

     Пол: м, ж.

2. Как часто ты работаешь на компьютере?

а) все свободное время;

б) больше половины свободного времени;

в) меньше половины свободного времени;

3. Цель твоей работы:

а) компьютерные игры;

б) полезная информация для учебы и (или) работы;

в) полезная информация развлекательного характера;

г) Интернет-общение;

д) другое __________________________________________________.

4. Что ты испытываешь во время работы на компьютере?

а) азарт;

б) подъем настроения;

в) «отключение» от реального мира;

г) другое __________________________________________________.

5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

а) часто;

б) иногда;

в) никогда.

  1. Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

а) слышал, но не верю;

б) знаю, но сомневаюсь;

в) да, вредна.

Приложение 2

Идентификация компьютерной игровой зависимости
Верны ли эти для Вас эти утверждения?

  1. Вы постоянно ощущаете недостаток времени, проведенного за компьютерными играми, постоянно хочется играть подольше?
  2. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить игру.
  3. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали.
  4. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере.
  5. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов, врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение компьютерными играми.
  6. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
  7. Считаю, что лучшие игры это 3D-экшин (Doom, Quake, Cont.Str., St.Trek Voyager и т.п.)
  8. У Вас дома более 3-х дисков с играми 3D-экшин, которые вы часто используете.
  9. Вам приходилось садиться за компьютерную игру чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто, чтобы успокоиться.

ЕСЛИ:

  1. Утвердительный ответ на 3 и более вопроса - указывает, что эта проблема для Вас актуальна.
  2. Если Вами даны 3 и более утвердительных ответа на группу вопросы      5-9 – положение  уже довольно серьёзное.

Приложение 3

Тест «Интернет зависимость»

  1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?
  2. Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4. Вы чувствуете себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытки ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5. Находитесь ли Вы в Интернете больше, чем предполагали?
  6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за работы в Интернете?
  7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или дурного настроения (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто, чтобы успокоиться.

     Резидент считается Интернет-зависимым в случае пяти и более положительных ответов на эти вопросы.


Приложение 4

Время работы на компьютере

Цель работы на компьютере

Ощущения во время работы на компьютере

Компьютерная зависимость

в подростковом возрасте

        

Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость у взрослых


Приложение 5

Вот несколько советов как избежать формирования компьютерной зависимости:

  1. Старайся развивать свои интересы и склонности. Очень важно разглядеть, что кроме компьютера, есть множество интересных дел.
  2. Воспитывай в себе чувство «Мы». Проявляй искренний интерес к другим людям. Постарайся больше времени проводить в семье, помогая родителям и близким, уделяя должное внимание учебе и своему здоровью, они тебе очень пригодятся в будущем.
  3. Существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
  4. Не забывай, компьютер – не только средство для развлечения, но и устройство для осуществления многих интересных полезных и нужных видов деятельности.    
  5. Помни! В реальном мире есть, все, что ты видишь и ценишь в мире виртуальном. Только в действительности все более яркое и живое.


Поделиться:

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Заколдованная буква

Нечаянная победа. Айзек Азимов