Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.21 КБ |
Содержание.
1.ВВЕДЕНИЕ
Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов, нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ, урбанизация территории, - все это во многом изменило первозданный облик природы Краснодарского края. Исчезла девственная степь; сообщества многолетних степных трав, преимущественно злаков, сменились здесь сообществами культурных, в основном однолетних растений. Значительно сократились площади, занятые лесами, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны Северо-Западного Кавказа, в пределах которого расположен Краснодарский край.
Сегодня, чтобы обеспечить высокий уровень управления природопользованием и качеством окружающей природной среды, необходимо строго соблюдать федеральное законодательство и объединение усилий всех государственных природоохранных служб края и экологической общественности. Только тогда можно добиться улучшения состояния окружающей среды.
Экологическая проблематика тесно связана с глобальными проблемами современности. От конструктивного решения проблемы оптимизации биосферы в значительной степени зависит благосостояние нынешних и будущих поколений, развитие современной цивилизации. В успешном решении экологической проблемы заинтересовано все человечество.
2.АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА
По своеобразию своего географического положения, исключительному разнообразию природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира край является уникальным регионом Российской Федерации. На его территории расположены Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Сочинский национальный парк, 12 заказников, 6 дендропарков и ботанических садов, более 300 памятников природы. Черноморское побережье края - единственный в своем роде приморский курортно-рекреационный район с достаточно развитой инфраструктурой, разветвленной сетью источников минеральных вод и лечебных грязей, уникальными климатическими условиями субтропиков, куда ежегодно приезжают миллионы отдыхающих со всех уголков нашей страны и из-за рубежа. Здесь расположены федеральный курорт Сочи и курортный район Анапа, курорт краевого значения Геленджик и Туапсинский курортный район. Развита курортно-туристическая индустрия, включающая в себя 840 предприятий.
Общая площадь Краснодарского края составляет 75,5 тыс. км". На его территории проживает около 5058,4 тыс. чел., в т.ч. в краевом центре 755 тыс. чел.
Плотность населения составляет 67 чел ./км" и превышает средний показатель по России в 8 раз. Миграционный прирост населения в 2000 г. составил 22,56 тыс. чел. Из общего количества наличного населения: сельское население составляет 2350.6 тыс. чел. или 46.5 %; городское - 2707,6 тыс. чел. или 53.5 %.
Социально-экологическая ситуация в России характеризуется как напряженная. 14% ее территории относится к экологически неблагополучной. Экологическая нестабильность одного региона сказывается на положении дел в других.
Краснодарский край – это не только административно-хозяйственная система в Российской федерации, но и экологическая система.
Деградация природной среды, сочетаясь с экономическими, политическими, социально-психологическими факторами, отрицательно влияет на состояние здоровья населения Кубани.
3.Социально-экологические проблемы Кубани
Изучая основные направления современного воздействия общества на природу (расширение границ, проникновения в природу; повышение интенсивности использования природных ресурсов; вмешательство в ход биологических и физиологических процессов и др.), следует иметь в виду три момента, характеризующие этот процесс.
Во-первых, необходимость преобразовательного воздействия общества на природу, без чего оно существовать и развиваться не может.
Во-вторых, усиление процесса воздействия общества на природу по всем направлениям, что ведет не только к возникновению (наряду с геологическими и биологическими) третьего – антропогенного, вызванного производственной деятельностью людей, круговорота веществ, но и к образованию особой, организованной человеческим трудом сферы взаимодействия общества с природой, получившей название ноосферы - элементами которой являются люди, техника, культурно-экономические комплексы и часть природы, служащая объектом воздействия со стороны человека.
В-третьих, противоречивый характер этого воздействия, когда наряду с положительными результатами общество сталкивается и с негативными последствиями своих действий, наносящих ущерб как природе, так и в конечном счете самому обществу.
На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:
Первая группа причин связана с отрицательными эффектами сельскохозяйственной деятельности. Идет загрязнение почвы при неумеренном внесении удобрений и ядохимикатов. Имеет место пестицидный геноцид.
В настоящее время Госхимкомиссей России зарегистрировано около 600 наименований пестицидных удобрений.
Вторая группа причин сложной экологической ситуацией связана с автотранспортом. По индексу загрязнению атмосферы Краснодар входит в 45 самых грязных городов России: воздух краевого центра немного чище ростовского, но хуже ставропольского, нашего ближайшего соседа. Практически каждая шестая машина идет с превышением токсичности.
Край давно просит у центра разрешения обеспечить свой транспорт неэтилированным бензином, что позволит оснастить автомобили нейтрализаторами отработанных газов.
Чтобы стабилизировать положение дел с охраной окружающей среды, сегодня требуется 10% от суммы расходных статей городского бюджета. Выделяется же в 5 раз меньше.
Третья группа причин сложной экологической ситуации связана с вырубкой лесов, кустарников с уничтожением естественной растительностью, браконьерством в заповедных зонах и др.
Четвертая группа причин сложной экологической ситуации связана с увеличивающимся объектом хозяйственно-бытовых стоков, значительно опережающих строительство и модернизацию очистительных сооружений; ростом числа выездных автозаправочных станций (АЗС), которые носят значительный вред экологии, здоровью людей. На АЗС разбавляют бензин чем только могут. Специалисты сертификационно - испытательной лаборатории нефтепродуктов констатируют факты «присадки» бензина.
В Краснодаре более 70% бензина реализуется через коммерческую торговлю. Результаты взрывоопасного бизнеса плачевны. За последние 5 лет воздух краевого центра: потяжелел. В нем прибавилось: на 19% формальдегида; на 14% бензопирена; на 22% фенола.
Пятая группа - они обусловлены недостаточным учетам мирового опыта химизации сельского хозяйства для совершенствования технологий, транспортировки, хранения и внесения удобрений в строгом соответствии с требованиями той или иной культуры, предотвращение непроизводительной потери элементов питания растений и загрязнения среды.
Шестая группа – связана с применение тяжелой почвообрабатывающей техники; не соблюдением севооборотов; недостаточным внесением органики отсутствием коллекторно-дренажных систем на орошаемых участках; значительным загрязнением почвы тяжелыми металлами, азотосодержащими соединениями и пестицидами.
Седьмая группа – вытекает из предыдущих шести групп – это не совпадение практической целесообразности и нравственности. На первое место ставится выгода любой ценой, деньги. К чему это приводит – видно из названых причин сложной экологической ситуации.
В недалеком прошлом Кубань представляла собой район с высоким техногенным использованием сельскохозяйственных земель, что собственно, и определило необходимость изучения содержания путей поступления тяжелых металлов в агроландшафтные системы; установление зон загрязнения и разработки мероприятий по рекультиваций таких территорий. С этой целью и был создан Экологический центр (1991г.), на базе его в 1995 году – Научно-исследовательский институт прикладной экологии Кубанского аграрного университета.
Одним из направлений деятельности по улучшению экологической ситуации на Кубани является выработка ценностного подхода к природе в противовес прежним представлениям о господстве, о природе, покорению ее.
Сегодня главной задачей комитета по экологии и природопользованию является обеспечение экологической безопасности населения Краснодарского края. Какие городские районы вызывают у экологов наибольшую обеспокоенность? Эта районы, которые прилегают к реке Кубань.
А вообще, в нашем городе не существует более – менее благоприятной зоны. Здесь во весь рост встает вопрос: как рационально строить? Когда рождается крупный населенный пункт, то его жилые массивы принято отодвигать в сторону реки или леса. Ярким примером правильного ландшафтного планирования считается Русская область в Германии.
Это мощный промышленный центр, выстроенный так, что в течении 15 минутной езды при желании горожанин может покинуть город, оказавшись среди полян, лесов и бассейнов
Следующим направлением деятельности по улучшению экологической ситуации на Кубани является формирование нового мировоззрения специалиста, основанного на глубоком понимании роли человека в окружающем мире, человека-творца.
Важным вопросом по улучшению экологической обстановки в крае является эколого-геохимическая паспортизация населенных пунктов и отдельных предприятий при планировании и развитии городов Краснодарского края. Она будет способствовать тому, чтобы Кубань не превратилась в зону экологического бедствия, принимая все меры воздействия, включая и серьёзную уголовную ответственность за нанесение вреда окружающей среде.
Особое внимание в рамках Дней защиты от экологической опасности в Краснодарском крае уделяется мероприятиям по:
Общероссийский организационный комитет Дней защиты от экологической опасности призывает ученных и специалистов, студентов и школьников, пенсионеров, каждого человека принять активное участие в Днях защиты от экологической опасности, внести свой посильный вклад в создании здоровой окружающей среды, сделать жизнь более безопасной для нынешнего и будущих поколений.
4.Подземные воды и их состояние
Краснодарский край располагает значительными запасами воды. Здесь насчитывается 7088 водных источников, в том числе 547 рек, 12 водохранилищ и свыше 6500 артезианских скважин. Месторождение пресных вод под Краснодаром является одним из крупнейших в мире. Исследования показали, что грунтовые воды сплошь и рядом изобилуют ртутью, мышьяком, марганцем и др. веществами. Масштабный размах приняло нефтяное загрязнение подземного водного царства. Например, содержание нефти в грунтовых водах под нефтебазой в 130 раз превышает ПДК, фенолов в 80 раз. Кроме тяжелых металлов и нефтепродуктов в черном списке стоят нитраты и хлориды. Под такими предприятиями как масложиркомбинат, мясокомбинат, витаминкомбинат текут настоящие солевые реки. Причем глубина проникновения солевых загрязнений местами доходит до 80 метров.
Что делать с водозаборными скважинами, которые поят город? Затраты на их переоборудование составит миллионы рублей, которых нет. Придется покупать воду в соседних районах. Ни один гражданин, сегодня не застрахован от того, что из открытого крана однажды не польется «таблица Менделеева».
Необходимо иметь в виду и то, что водопроводные, канализационные трубы давно отслужили свой срок и здесь Краснодар ожидают, мягко говоря, большие неприятности. А некоторые специалисты говорят о том, что город ожидает подземная катастрофа. Послушаем мнение депутата Госдумы Российской Федерации Олега Ивановича Мащенко. 13 октября 2000 года в газете «Кубань сегодня» он поместил статью «Краснодар - подземная катастрофа». Но никто не знает, - пишет он, - что под землей идет непрекращающейся ни на минуту проливной дождь. Некоторые любят пить воду прямо из-под крана, несмотря на предупреждения санэпиднадзоров. Любит так пить воду и А. Иванов, член союза журналистов России. Об этом он пишет в статье этой же газеты 6 октября 2000г.: «На днях в центре Краснодара, на улице Чапаева, налил воду в кружку из дворовой колонки – и обомлел: плавали в ней бренные останки явно червячного происхождения. Пить как-то сразу расхотелось». Как видим, пить воду из-под крана, колонки не безопасно.
Итак, все мы уже порядком наслышаны, что в центральной части города,да и не только там, давно пришли в негодность трубопроводные системы. Но не ужели нет способов обезвреживать потребляемую нами воду? Специалисты утверждают: очень даже есть. Среди них и генеральный директор ОАО Проектно-конструкторского бюро, «Пластмаш» Геннадий Михайлович Сычев. Эта организация с 60-х годов занимается разработкой оборудования для очистки и обессоливания воды на базе мембранной технологии. Она гарантирует высокую степень очистки от нитратов, пестицидов, тяжелых металлов и других высокотоксичных примесей, перед которыми бессильны традиционные системы очистки воды и обычные сорбционные угольные водоочистители. Не однократно проектно-конструкторское бюро: «Пластмаш»: обращалось с предложениями во властные структуры города. Предлагали к внедрению в г. Краснодаре водоочистное оборудование. Но городские власти отмолчались, даже не дали ни одного ответа на письма этой организации.
По сообщению краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды водный показатель в реке Кубани в черте города выглядит не лучшим образом. В 1997 году вода в реке была такой: превышение ПДК примесей отмечено по таким показателям как медь в 8 раз, железо общее в 3 раза, а также фенолы. Судак исчезает в реке Кубань. А ведь эта река традиционно еще являлась и севрюжьей рекой. От этого остались только воспоминания. В грязной мутной воде, которую засоряют все кому не лень, в пору размножатьсякаким-нибудь вредным организмом, а не рыбе. Вода, которую мы пьем,
напичкана не только тяжелыми металлами, хлор - органикой, но и возбудителями вирусных инфекций. Положение с качеством питьевой воды усугубляется еще и тем, что зачастую на водопроводах отсутствует запас современных обеззараживающих средств, которые должны использоваться при чрезвычайной ситуации.
5.СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЖЕЙ СРЕДЫ
Используемые в настоящее время способы получения необходимых данных о текущем состоянии природных сред, природных и природно-техногенных объектах, природных ресурсах и динамике их изменения под влиянием антропогенной деятельности требуют совершенствования, развития и координации деятельности различных ведомств, территориальных структур и природопользователей. В целях создания такой системы, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 24.11.1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».
Основными системообразующими элементами государственного комплексного мониторинга являются создаваемые в субъектах РФ территориальные системы комплексного мониторинга, включающие базовые функциональные (возглавляет Росгидромет, Минприроды РФ, Роскомнедра, Госкомсанэпиднадзор и их территориальные органы), специальные (возглавляет Роскомвода, Роскомрыболовства, Минобо роны России, Минатом России и др. и их территориальными органами) и локальные (на уровне природопользователя) системы мониторинга.
В настоящее время в крае существуют функциональные, специальные и локальные системы, службы и сети мониторинга объектов природной среды, антропогенных воздействий, состояния биоты и экосистем. Однако эти системы и службы не обеспечивают в полной мере построение целостной картины состояния окружающей природной среды, необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений. Все службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды, природных ресурсов, функционируют по самостоятельным программам и, зачастую, на различной научно-методической и метрологической основе. Отсутствие же методологического единства выполняемых работ и единых требований к представлению информации создает серьезные проблемы при ее получении и интеграции.
Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на территории Краснодарского края проводятся регулярно на стационарных постах:
г.Краснодар - 4 стационарных поста, на которых проводились наблюдения по 18 загрязняющим примесям ;
г.Новороссийск - 3 поста наблюдения, контроль осуществлялся по 17 загрязняющим примесям;
г.Сочи - 2 поста наблюдения, контроль велся по сокращенной программе по 6 загрязняющим примесям;
г.Белореченск - 1 пост, обслуживается лабораторией производственного экологического контроля БАООТ «Минудобрения», по 7 ингредиентам. Пост расположен в 10 км от города;
г.Туапсе-1 пост, контроль по 5 загрязняющим веществам;
г.Армавир - 1 пост, контроль по 5 загрязняющим веществам.
Наблюдения за качеством морских вод осуществляется:
в Черном море - на 28 станциях (в 1999 г. - на 30, в 1994 г. - на 35) по 14 гидрохимическим показателям в районе городов Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа;
в Азовском море - в районе г.Темрюк, взморье р.Кубань и рук. Протока, в гирлах крупных лиманов - на 18 станциях по 16 гидрохимическим показателям.
Наблюдения за естественной радиоактивностью на сети ГСН проводились на 26 метеостанциях (прослеживался естественный у-фон). Кислотность выпадающих на территории края осадков контролировалась в 9 населенных пунктах.
Мониторинг геологической среды Краснодарского края проводится в виде наблюдений за экзогенными геологическими процессами (ЭГП) и за состоянием подземных вод.
6.Перспективы улучшения экологической ситуации на Кубани.
В недалеком прошлом Кубань представляла собой район с высоким техногенным использованием сельскохозяйственных земель, что собственно, и определило необходимость изучения содержания путей поступления тяжелых металлов в агроландшафтные системы; установление зон загрязнения и разработки мероприятий по рекультиваций таких территорий. С этой целью и был создан Экологический центр (1991г.), на базе его в 1995 году – Научно-исследовательский институт прикладной экологии Кубанского аграрного Университета. Одним из направлений деятельности по улучшению экологической ситуации на Кубани является выработка ценностного подхода к природе в противовес прежним представлениям о господстве, о природе, покорению ее.
Сегодня главной задачей комитета по экологии и природопользованию является обеспечение экологической безопасности населения Краснодарского края. Какие городские районы вызывают у экологов наибольшую обеспокоенность? Эта районы, которые прилегают к реке Кубань. А вообще, в нашем городе не существует более – менее благоприятной зоны. Здесь во весь рост встает вопрос: как рационально строить? Когда рождается крупный населенный пункт, то его жилые массивы принято отодвигать в сторону реки или леса. Ярким примером правильного ландшафтного планирования считается Русская область в Германии. Это мощный промышленный центр, выстроенный так, что в течении 15 минутной езды при желании горожанин может покинуть город, оказавшись среди полян, лесов и бассейнов. В Краснодаре и близко ничего этого нет. Первомайскую рощу со всех сторон зажали коммерсанты. Парки и скверы замусорены. Каждый район имеет свой промышленный объект. В 1992 году находившиеся в Туапсинском порту болгарское судно во время шторма не справилось с управлением, в результате чего корабль выкинуло на волнолом. Кормовая часть утонула сразу, нос выбросило на берег.
Из топливных танков при этом выплеснулось 200 тонн мазута. Болгары хотели списать аварию на стихийное бедствие. Комитету по экологии удалось доказать вину капитана и взыскать 200 тыс. долларов на очистные мероприятия.
В Новороссийском порту произошла авария по вине диспетчера боясь перелива во время погрузки судна, он закрыл задвижку на столько быстро, что в результате мощного гидравлического удара разрушилась трубопроводная система. В течении двух минут, пока не сработала автоматика, через 900 –миллиметровое отверстие под огромным напором прямо в море влилась нефть.
Следующим направлением деятельности по улучшению экологической ситуации на Кубани является формирование нового мировоззрения специалиста, основанного на глубоком понимании роли человека в окружающем мире, человека-творца.
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Краснодарском крае не отмечено заметных ухудшений экологической ситуации. Тем не менее, нельзя признать удовлетворительным состояние окружающей природной среды в следующих аспектах:
С начала спада промышленного производства прошло 10 лет. За это время оборудование на предприятиях заметно устарело, что привело к росту ресурсоемкости, удельных выбросов, аварийных ситуаций. В то же время спад производства меньше всего коснулся экологоемких отраслей, таких как энергетика и добывающая промышленность.
Не уменьшилось количество и не улучшилось качество городских сточных вод, сбрасываемых в водоем.
За последние годы в крае резко возросло количество автомобилей и сегодня автотранспорт стал главным источником, загрязняющим атмосферный воздух крупных городов края и Черноморского побережья.
В крае не налажен должный контроль над рыбными запасами и их охраной.
Вызывает беспокойство пожарная обстановка в лесах края.
- Продолжает оставаться напряженной экологическая обстановка в промышленных городах края: Краснодаре, Армавире, Белореченске, Кропоткине; в портах Новороссийск, Туапсе, Ейск, Кавказ, Темрюк.
- Не произошло существенного улучшения экологической обстановки в зоне рисосеяния (Крымский, Абинский, Калининский, Красноармейский, Славянский и Темрюкский районы).
Благоприятной сохраняется экологическая обстановка на курортах Черноморского побережья: в Сочи и Геленджике. В остальных районах края экологическая обстановка за последние годы остается стабильной.
В крае ведется крупномасштабное строительство экологически опасных объектов нефтепроводной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума и газопровода «Россия-Турция», требующее осуществления постоянного государственного экологического контроля.
В целях улучшения и стабилизации экологической обстановки в крае комитету природных ресурсов необходимо сосредоточить основное внимание на решении приоритетных экологических проблем для чего необходимо:
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, разграничение функций и полномочий в области охраны окружающей среды с другими специально уполномоченными органами;
совершенствование природно-ресурсного и природоохранительного законодательства;
создание экономических механизмов и стимулов;
разработка и внедрение экологического страхования и экологического аудита;
- оптимизация границ существующих особо охраняемых природных территорий;
привлечение дополнительных ассигнований, развитие материально-технической и научной базы особо охраняемых природных территорий .для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, мониторинга окружающей среды, в том числе мониторинга биоты;
развитие экологического туризма в целях экологического просвещения населения;
разработка, создание и обеспечение функционирования Единой государственной системы комплексного мониторинга Краснодарского края;
расширение содержания вопросов, касающихся охраны окружающей среды, в уставах местного самоуправления и правовых актах органов и глав местного самоуправления;
разработка администрациями городов и районов программы экологического оздоровления городов и поселков края с привлечением природоохранных служб;
организация стационарных экологических постов;
внедрение безгербицидных технологий выращивания риса и других . сельскохозяйственных культур, выполнение мероприятий по ликвидации накопившихся в крае пестицидов, пришедших в негодность.
предупреждение техногенных аварий на экологически опасных предприятиях, особенно в зонах, подверженных стихийным бедствиям;
ликвидация чрезвычайных ситуаций, способных вызвать экологическое бедствие;
- строительство городских очистных сооружений и прекращение сбросанеочищенных сточных вод в водные объекты;
сокращение выбросов веществ от автотранспорта за счет использования неэтилированных бензинов; прекращение использования этилированных бензинов на всей территории края;
использование новых современных технологий очистки сточных вод при строительстве канализационных очистных сооружений;
реконструкция глубоководных выпусков сточных вод в Черное море;
внедрение прогрессивных отечественных технологий утилизации, обезвреживания и складирования токсичных промышленных отходов;
прекращение эксплуатации несанкционированных свалок, оборудование полигонов для бытовых отходов;
запрещение сжигания растительных остатков на сельскохозяйственных полях края;
усиление контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира, включая выполнение обязательств в рамках конвенций и соглашений по сохранению биологического разнообразия;
перевод сельского хозяйства на эколого-ландшафтную организацию территории с внедрением почвозащитной системы земледелия;
недопущение сокращения площадей лесопокрытых территорий;
внедрение системы управления комплексным развитием прибрежных зон морей;
предупреждение и прекращение эрозионных процессов, особенно в прибрежных зонах морей;
проведение специализированного гидроэкологического исследования районов нефтяного загрязнения, обоснование зон санитарной охраны;
- обеспечение радиационного контроля трансграничных грузов, в том числе металлолома;
- освоение полного объема расчетной лесосеки;
залесение прибрежных зон малых степных рек;
недопущение строительства и реконструкции объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- освещение экологических проблем и путей их решения в средствах массовой информации, экологическое воспитание и образование населения;
- выполнение комплекса мероприятий по устранению негативного влияния Краснодарского водохранилища на экологию прибрежных районов.
Указанные рекомендации направлены на рациональное использование природных ресурсов, решение приоритетных экологических проблем Краснодарского края; их выполнение позволит снизить или полностью устранить негативное влияние антропогенных факторов на окружающую природную среду и повысить бюджетную эффективность освоения природных ресурсов.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем ананас акварелью
Простые летающие модели из бумаги
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен