Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
![]() | 1.8 МБ |
Исследовательская работа
«История создания парашюта»
Выполнила:
ученица 8 класса
МБОУ «Призначенская СОШ»
Кулабухова Алина
Руководитель: Кулабухова С.В
2014 год
Содержание
2.4. Современные парашюты 10
1.Введение
"Рожденный ползать, летать не может!!!"
Все чаще человек опровергает эту знаменитую фразу. Человек покорил небо, космос и чем больше он открывает, познает, тем все труднее избежать катастроф. Но параллельно с открытием летательных аппаратов, человек изобретает спасательные аппараты предотвращающий падение. Одним из таких приспособлений является парашют.
Идея парашюта, устройства для безопасного спуска с большой высоты, появилась задолго до полета первого воздушного шара, не говоря уже о самолете. Однако название "парашют" пришло в технику значительно позже рождения идеи.
Из старинных преданий, легенд, рассказов путешественников средневековья известно об использовании устройств, напоминающих зонты, для прыжков с башен и обрывов. Жители Китая, Африки и юго-восточной Азии еще в глубокой древности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. Демонстрации прыжков с зонтами устраивались на празднествах и цирковых представлениях.
Основная часть:
2.1 Изобретения и испытания древних учёных
Из старинных преданий, легенд, рассказов путешественников средневековья известно об использовании устройств, напоминающих зонты, для прыжков с башен и обрывов. Жители Китая, Африки и юго-восточной Азии еще в глубокой древности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. Демонстрации прыжков с зонтами устраивались на празднествах и цирковых представлениях.
Вот как описывал один Испанский путешественник такие прыжки, виденные им в одном из негритянских племен: "Нам разослали на земле звериные шкуры, и мы по приглашению вождя уселись. Вождь сел рядом с нами, указывая жестом на холм и что-то быстро объясняя. Тут мы увидели, как на этом холме появилось несколько человек с большими зонтами из пальмовых ветвей. И вот, по знаку вождя, стоящий около него негр ударял в большой длинный барабан, и каждый раз по этому сигналу один за другим с обрыва прыгали люди, держа в руках зонты и опускались на зеленую лужайку при шумных одобрениях вождя и его свиты".
Описание благополучных прыжков с большой высоты можно найти в произведениях древнеримских писателей Абулия и Овидия. Однако лишь в конце 15 века появился первый технический проект парашюта. Предложил его великий итальянский ученый инженер и художник Леонардо да Винчи. Это изобретение явилось результатом многочисленных экспериментов и наблюдений ученого над поведением падающих картонных фигур разнообразной формы.
В сборнике рукописей Леонардо да Винчи "атлантическом кодексе" среди других конструкций приведен эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст: "Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя". Учитывая, что длина локтя примерно 0,6 м, площадь купола парашюта в основании составляет более 50 квадратных метров, т.е. была и в самом деле достаточной для безопасного спуска. Проводил ли да Винчи какие-либо опыты со своим парашютом или ограничился лишь эскизом и кратким описанием его, неизвестно.
2.2. Проекты исследователей 17-18 веков.
Следующий проект вполне работоспособного парашюта появился около 1617 года, когда в Венеции вышла книга "Новые машины..." епископа Фауста Веранцио. Среди различных технических новинок и замечательных сооружений в книге даны описание и рисунок парашюта с куполом квадратной формы. Края купола ("паруса", по терминологии автора книги) были прикреплены к четырем одинаковым палкам, а к углам привязаны четыре веревки служившие стропами. Художник изобразил парашют в момент спуска на нем человека, совершившего прыжок с высокой башни.
Практической надобности в парашюте во времена Веранцио и тем более Леонардо да Винчи еще не было.
Совсем в другой обстановке начал работать французский химик и механик Луи Себастьян Ленорманд, предложивший в 1783 году свою конструкцию парашюта. В тот год в небо на воздушном шаре, наполненном теплым воздухом, монгольфьере, поднялись первые воздухоплаватели. Угроза воздушных катастроф (и они вскоре последовали) стала реальной.
О проектах парашютов Леонардо да Винчи и Фауста Веранцио Ленорманд, по - видимому, не знал. Его парашют имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен из нутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев.
Ленорманд ввел также термин "парашют" (от французских слов para - предотвратить и chute - падение), до того не употреблявшийся.
Никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением Ленорманда, хотя успешные опыты с животными (изобретатель сбрасывал их на своем парашюте с балкона обсерватории в Монпелье с высоты 26 метров) доказали его надежность.
Первым из "людей воздуха", обратившим внимание на парашют, был известный французский воздухоплаватель Жан Пьер Бланшар. В 1784 году он добавил к воздушному шару парашют, купол которого имел спицы и висел под шаром полностью раскрытым. На этом шаре Бланшар совершил замечательный полет, достигнув высоты 4000 метров и, продержавшись в воздухе более часа, однако спусков со своим жестким парашютом он не производил и вскоре от него отказался.
Тем не менее идея Бланшара оказалась весьма плодотворной. Парашют стал достаточно удобным и надежным средством спасения, когда из него были удалены спицы, совершенно не нужные и лишь утяжелявшие, усложнявшие конструкцию. Этот важный шаг был сделан соотечественником Бланшара воздухоплавателем Андре Жаком Горнереном, прославившимся смелыми полетами. Мягкий купол парашюта, сшитый из шелковой ткани - тавты, он также подвесил внизу, под шаром. Корзина, в которой находился воздухоплаватель, прикреплялась к стропам парашюта. На четырех центральных стропах висел легкий деревянный обруч, который не позволял кромке купола смыкаться и облегчал процесс раскрытия парашюта. Для того чтобы отделить парашют, следовало перерезать веревку, соединявшую купол парашюта с баллоном шара.
Рискованный эксперимент был произведен самим Гарнереном 22 октября 1797 года в Париже на глазах многочисленных зрителей. "Это выглядело столь устрашающе, особенно все ускорявшееся падение, - рассказывал очевидец академик Ж. Лаланд, - что крик ужаса пронесся в толпе". Но парашют быстро раскрылся и отважный воздухоплаватель, размахивая национальным флагом, начал медленно приближаться к земле.
Это был первый прыжок воздухоплавателя с парашютом. Позже Гарнерен совершил множество прыжков. Для уменьшения раскачивания при спуске он сделал в центре купола парашюта полюсное отверстие и на практике доказал его полезность. Парашют Гарнерена многие десятилетия использовался воздухоплавателями разных стран почти без изменения.
2.3. Модернизация парашюта с 19 века до нашего времени
Летом 1803 году жители Петербурга узнали о приезде в столицу знаменитого Гарнерена. Первый его полет 20 июня удался на славу. Через месяц Гарнерен предпринял в Петербурге второе воздушное путешествие (вместе с генералом С. Л. Львовым). Затем он отправился в Москву и там еще раз поднялся на воздушном шаре.
Сам Гарнерен в России с парашютом не прыгал. Сделал это его ученик воздухоплаватель Александр. 26 сентября 1804 года он совершил такой прыжок в Петербурге. Прыгал Александр и в Москве, поднимаясь в воздух из Нескушного сада.
После Александра в 1805 - 1806 годах в Петербурге и Москве совершал прыжки француз Мишо. При этом он использовал так называемый двойной (двухкупольный) парашют своего учителя Е. Г. Робертсона. Прыжки удались.
Парашютизм развивался как зрелище, как своеобразные цирковые представления под открытым небом. Вместе с тем постепенно закладывались и основы теории парашюта, а изобретатели искали пути его совершенствования.
Весной 1882 г. на одном из заседаний 7-ого Воздухоплавательного отдела Русского технического общества поручик М. Карманов докладывал об изобретенном им "управляемом парашюте".
Парашют А. Х. Репмана не имел полюсного отверстия, но был снабжен добавочной поверхностью - отогнутыми вверх полями вокруг купола, которые и делали снижение парашюта более устойчивым.
В те же годы парашют оригинальной конструкции предложил русский инженер Н. Ф. Ягн. Он так же отказался от полюсного отверстия в парашюте, а подкупольное пространство разделил вертикальными матерчатыми перегородками на четыре сектора. Эти перегородки служили своеобразным тормозом и быстро гасили колебания парашюта.
В 80-х годах прошлого века стал применяться новый способ подвески парашюта к воздушному шару. Купол весел не внизу, а сбоку, на уровне экватора воздушного шара, прикрепленный к сетке при помощи простого пружинного зажима. Стропы парашюта шли к деревянному кольцу. К этому же кольцу привязывалась и примитивная "подвесная система" - веревочная петля, которую воздухоплаватель, сидевший на трапеции, продевал под мышки. Поднявшись с помощью воздушного шара на достаточную высоту, парашютист соскакивал с трапеции и силой своего веса срывал парашют. Через секунду - другую купол парашюта наполнялся воздухом, и начинался замедленный спуск.
Огромный вклад в развитие парашюта внес Глеб Евгеньевич Котельников. Он вошел в историю техники как изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта. Интересен факт, который заставил бывшего выпускника Киевского военного училища избравшего карьеру актера Народного дома заняться разработкой парашюта. Он вместе с женой пришёл посмотреть на показательный полёт капитана Мациевича в сентябре 1910 года во время которого он выпал из кабины своего самолёта и разбился насмерть. Когда возвращались домой, потрясенная жена спросила: «Неужели нельзя придумать такой парашют, который падал бы вместе с летчиком и раскрывался по его желанию?» Как ни странно, эти слова запали в душу, и Глеб засел за книги о воздухоплавании. Что касается парашютов, то к этому времени уже были опубликованы труды таких известных конструкторов, как Бонне, Орс, Роббер, а также русских изобретателей Поморцева и Янге - Котельников проштудировал и их.
Главный вывод, который сделал Котельников, звучал так: парашюты этих изобретателей чрезвычайно громоздки, ненадежны и, что совсем плохо, размещаются отдельно от летчика в специальном контейнере, а то и вообще в районе шасси. После долгих поисков Котельников пришел к выводу: спасти летчика может лишь такой парашют, который можно надевать на себя.
Котельников запатентовал своё изобретение ещё в октябре 1911 года. Первая модель парашюта называлась РК-1, что означает «русский котельниковский первый». Первый парашют был лёгким, укладывался в ранец и, как показали многочисленные испытания, раскрывался в 100% случаев. Тогда же Котельников обратился в военное министерство с предложением организовать производство и обеспечить парашютом каждого лётчика. Однако, руководство министерства не оценило изобретение по достоинству, и инициатива Котельника была отклонена.
Казалось бы, надо немедленно приступать к массовому производству парашютов Котельникова, но военное министерство имело свою точку зрения и к производству парашют не приняло, как было написано в документе «за ненадобностью».
Но Котельников не сложил руки. Познакомившись с коммерсантом Ломачем, который торговал авиационным снаряжением, Глеб Евгеньевич предложил ему наладить производство парашютов. Подумав, тот согласился, но только после всесторонних испытаний. Сначала 80 -килограммовый манекен сбрасывали с аэростата — приземлился целехоньким, потом с самолета — то же самое.
А тут как раз подоспел организованный во Франции конкурс на лучшую конструкцию парашюта. Глеба театральное начальство во Францию не отпустило, тогда Ломач, захватив с собой два парашюта, уговорил поехать с ним отчаянного парня, студента консерватории Оссовского.
Он-то и стал первым в мире человеком, совершим прыжки с ранцевым парашютом — это произошло осенью 1912 года.
Сенсация была оглушительная! Чего угодно ждали от русских, но только не этого, ведь всемирно известные конструкторы парашютов жили тогда во Франции. Но, признав свое поражение как конструкторов, французы переиграли русских как коммерсантов. Выкупив у Ломача оба парашюта Котельникова, они не стали возиться с патентными правами, а тут же наладили их массовое производство, выдав за свои.
Даже с началом первой мировой войны, царское правительство не проявляло интереса к парашюту Котельникова, предпочитая закупать их за границей. И лишь когда в воздух поднялись эскадрильи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», по настоянию известного летчика капитана Алехновича экипажи стали оснащаться парашютами Котельникова.
А вот в годы гражданской войны парашюты Котельникова шли нарасхват — без них летчики в воздух не поднимались, и многие остались в живых только потому, что при них был парашют.
Что касается дальнейшего развития парашютной промышленности, то днем ее рождения считается 18 апреля 1930 года — день, когда в Советском Союзе были изготовлены первые образцы принципиально новых парашютов. Применение у них было самое разное: спортсмены устанавливали мировые рекорды, десантники прыгали в тыл врага, пожарные приземлялись в охваченных огнем лесах, летчики катапультировались из терпящих бедствие самолетов.
Несмотря на неудачу в военном министерстве Котельников не прекратил работу над своими разработками. В 1923 году была разработана новая модель парашюта РК-2, а чуть позже РК-3. Существенной особенностью РК-3 стал мягкий ранец, который тоже был запатентован в 1924 году, а также изобретатель впервые создал парашют для спуска грузов до 300 кг с самолетов на землю и коллективного спасения пассажиров Тогда же был создан парашют РК-4, купол которого составлял 12 м в диаметре. Этот парашют предназначался для спуска грузов массой до 300 кг.
В 1923 году он выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», затем появилась модель «РК-3» с мягким ранцем. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. Умер выдающийся изобретатель 22 ноября 1944 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. С 1949 года деревня Сализи близ Гатчины, где прошли первые успешные испытания созданного им парашюта, названа Котельниково, а недалеко от полигона сооружен скромный памятник с изображением парашюта.
Были, конечно, и другие советские и зарубежные разработчики, но наиболее удачным стало изобретение Котельникова.
2.4. Современные парашюты
В последние годы парашют сильно изменился. В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Этот прибор совершил настоящую революцию в парашютном деле. С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях. Как и парашют, прибор Дорониных претерпел множество изменений. В настоящее время применяются электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни.
А в 1960-х годах прошлого века, когда человек стал покорять космос, именно парашют позволил ему благополучно возвращаться на землю: на кораблях «Восток» космонавты катапультировались и затем плавно спускались на парашюте, а на «Восходах» спускались вместе с кораблем. И даже на «Марс» и «Венеру» исследовательские аппараты спускались на парашютах.
3. Заключение
В результате своей исследовательской работы я изучила исторические сведения и основные вехи развития парашюта. Сделала выводы о значимости этого изобретения в деле спасения жизни людей и пришла к следующему выводу:
Парашюты получили огромное распространение. Существует несколько видов парашюта: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные и т.д.
Круглые и овальные купола из спорта постепенно вытяснили купола нового поколения. Это купола типа "крыло", впервые появившееся в 70-х годах, они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью. Современные парашюты развивают горизонтальную скорость до 20 – 27 м\с при весе, всего несколько кг, и площадью до 16 квадратных метров. Парашютная техника развивается в направлении уменьшения веса, объема парашюта и увеличении маневренности, скорости и надежности.
В наши дни парашюты стали еще более совершенными — есть парашюты величиной с ладонь, а есть — в несколько тысяч квадратных метров. Но в своей основе они все те же, какими их задумал Леонардо да Винчи, и на каком 390 лет назад совершил первый в мире прыжок венецианец Ленорманд — это все тот же шатер, хоть и не из накрахмаленного полотна. Главное, этот шатер, он же парашют, надежно обеспечивает безопасное возвращение человека, который побывал в небе и, не соблазнившись его красотами, хочет вернуться на землю.
Используемая литература.
1) Г. Т. Черненко "Глеб Евгеньевич Котельников".
2) Ф. А. Лушников "Братья Доронины".
3) Генадий Черненко "Второе Призвание"
4) А. А. Войнов "Человек и Парашют".
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАРАШЮТА» Выполнила: ученица 8 класса МБОУ «Призначенская СОШ» Кулабухова Алина Руководитель: Кулабухова С.ВСлайд 2
Гипотеза исследования: история создания парашюта Объект исследования: процесс изобретения и развития парашюта Предмет исследования: теория возникновения парашюта Методы исследования: Анализ литературы; Описание, обобщение полученной информации. Цель исследования: изучить историю создания парашюта. Задачи: Изучить литературу, интернет-ресурсы о создателях парашюта от Леонардо да Винчи до современных конструкторов. Научиться обрабатывать полученную информацию. Совершенствовать навыки исследовательской работы
Слайд 3
ПАРАШЮТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Слайд 4
ИСПЫТАНИЯ КОПИИ ПЕРВОГО В МИРЕ ПАРАШЮТА ФАУСТА ВЕРАНЦИО
Слайд 5
ИСПЫТАНИЯ ЛЕНОРМАНДА
Слайд 6
ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОТЕЛЬНИКОВ
Слайд 7
2 АВГУСТА 1930 ГОД
Слайд 8
СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАШЮТЫ
Слайд 10
ПАРАШЮТЫ И КОСМОС
Слайд 11
ДЕСАНТИРОВАНИЕ
Хитрость Дидоны
Голубая лягушка
Прекрасная арфа
Большое - маленькое
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?