• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Деньги и успеваемость - равно или знак вопроса

Опубликовано Антропова Татьяна Сергеевна вкл 29.11.2014 - 22:18
Антропова Татьяна Сергеевна
Автор: 
Дубовкина Марианна

В работе изучены проблема мотивации к обучению. Проведен анализ родительского воздействия на учеников среднего звена, рассмотрены особенности материальной мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi_i_uspevaemost_-_ravno_ili_znak_voprosa.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

МБОУ ДОД ГДТДиМ «Одаренность и технологии»

Открытая городская научно-исследовательская конференция «Зажги свою звезду»

2011-2012 учебный год

                                                                                                                Направление:

                                                                                                                Психология

Деньги = успеваемость?

Автор: Дубовкина Марианна

МБОУ – Гимназия № 45

ученица 5 «Б» класса

Научный руководитель:

Антропова Татьяна Сергеевна

Педагог-психолог

МБОУ – Гимназия № 45,

первая категория

г. Екатеринбург, 2012

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………...…......3

  1. Теоретическая часть…………………………………………........................4
  1. История возникновения денег……………………………………...4
  2. Функции денег………………………………………………...…….5
  3. Понятие «успеваемость», её факторы……………………………..7
  4. Пятерки за деньги…………………………………………………...8
  5. Отношение к материальному стимулированию в разных странах…………………………….………………………………...11          
  1. Практическая  часть…………………...…………………............................13
  1. Анкетирование…….………………………………………………..14
  2. Проведение опросов………………………………………………..16

Заключение …………………….……………………………………………….18

Список литературы…………………………………………..………………....19

Приложение 1 «Нужны ли Вам карманные деньги?»

Приложение 2 «Результаты опроса одноклассников»

Приложение 3 «Результаты опроса родителей»

Приложение 4 «Мозговой штурм»

Приложение 5 «Общественное мнение»

Приложение 6 «Мозговой штурм»

Приложение 7 «Как нужно правильно тратить деньги»

Приложение 8 «Разновидности древних денег»

Введение

 Деньги и успеваемость – проблема, которую пытаются решить многие родители и педагоги. Стоит ли поощрять детей за их успеваемость в школе? Не будут ли нарушено нравственное развитие личности, если платить деньги за отметки? Действительно ли эффективно работает денежное стимулирование? и т.д.

 Деньги нужны для радости, и это пока первое, что приходит мне в голову. Наверно, каждый ребенок испытывает радость, когда в магазине родители покупают сладости или игрушки, или ещё что-нибудь другое, ну очень - очень нужное!

Деньги – такое явление, в котором нуждаются все категории людей в современном обществе, и дети – не исключение. Но, откуда ребенку взять деньги, ведь до 14 лет он материально не может себя обеспечить, да и с 14 – лишь незначительно, устроившись на непостоянную подработку. В основном деньги мы получаем от родителей, если они посчитают это нужным.

И меня заинтересовал вопрос: как я могу заработать? Я предложила родителям, чтобы за мои хорошие оценки мне давали немного денег. И здесь у нас в семье возникло сомнение – можно ли деньгами поощрять ребёнка за обучение в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, я определила для себя:

Цель  работы: изучить факт влияния денег на успеваемость учащихся.

Задачи:

- изучение специализированной литературы для теоретического обоснования исследуемой темы,

- изучение опыта исследований по данной теме,

- проведение собственного исследования, анкетирование своих одноклассников, их родителей и других взрослых.

- выявление общественного мнения – анализ форумов,

-  анализ полученных результатов и подведение итогов.

1. Теоретическая часть

1.1. История возникновения денег

Для того чтобы понять, зачем же деньги нужны человеку, попробую сначала определить, а что это такое, и откуда они взялись. Задумываясь над словом “деньги”, первое, что я себе представляю – это монетки, или цветные прямоугольные бумажки, называемые купюрами, будь то рубли, доллары, евро, турецкие лиры, или любая другая валюта, которую я ещё не видела. И к человеку они попадают в основном от работодателя, как вознаграждение за труд. Но ведь раньше денег не было. Что же тогда зарабатывали люди?

История денег началась с обмена товарами. Это случилось задолго до появления письменности. Разделение труда существовало уже у первобытных народов. У тех, кто целыми днями охотился, было достаточно добычи, но не было времени для изготовления оружия, посуды или одежды. Поэтому люди стали менять одни вещи на другие. Когда люди перешли к оседлому образу жизни и из охотников и собирателей превратились в крестьян и животноводов, меновая торговля приобрела ещё большее значение. Люди быстро заметили, что не все товары, которыми они обменивались, имели одинаковую ценность. Поэтому требовалось найти то, с помощью чего можно было бы определять ценность вещи, а именно предмет, который мог бы служить мерилом ценности. Например, у племен индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины. В Новой Зеландии в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти предметы считались настоящими сокровищами.  Деньгами также могли быть одежда и ткань, кольца, зубы собак, клыки моржей, шкурки бобров, перья, зерно, табак, чай, соль, пшеница, какао, сыр, и многое другое.

Вскоре люди поняли, что металлы, прежде всего золото и серебро, являются самым подходящим средством платежа: они прочны и не разрушаются. Удобны в использовании, как мерила, если находятся в слитках одинакового веса и размера. Так возникла идея монет. Затем уже люди перешли на бумагу и безналичные деньги. Таким образом, современные деньги можно назвать товаром, который является средством расчетов, связывает потребителя и производителя, а как это происходит, попробую понять дальше.

1.2. Функции денег

    Начну, пожалуй, с магазина. Ведь даже малыши знают, что в магазине обязательно нужны деньги, ведь именно ими мама или папа расплачиваются за приобретённые товары. И неважно, что покупается. За любую вещь, будь то продукты, одежда, книги и игрушки, отдаются деньги. То же самое в парикмахерской, кино, химчистке, даже если мы ничего не приобретаем, мы обмениваем наши деньги за услугу. Значит, деньги являются средством обмена. Но почему же именно деньги?

     Допустим, моей подруге Оле очень понадобились коньки. А у меня как раз есть лишние. Зато у меня нет чехлов для моих коньков. А ещё нет чехлов для маминых коньков и папиных. И я предлагаю Оле поменяться. Я ей лишние коньки, а она мне три пары чехлов. Так вот, для того, чтобы получить от меня коньки Оля должна где-то найти чехлы. И уж точно, тот, кто может ей предложить чехлы, попросит взамен вещь, которой опять у Оли не окажется. В конце концов, моя подруга раздобудет для меня чехлы, но они мне могут не понравиться. А вот если я ей предложу купить у меня коньки за деньги, то всем станет проще. Оле не надо будет искать чехлы, а я просто на вырученные деньги, куплю чехлы, причём выберу в магазине сама, те которые мне понравились. Значит, деньги являются наиболее удобным и простым средством обмена.

Рассмотрю другой пример. Допустим, Оля всё же согласилась поменяться на чехлы. И говорит: “А почему я тебе должна отдавать три пары чехлов, если беру у тебя только одну пару коньков?” Тогда я поясню подруге, что коньки стоят тысячу рублей, а одна пара чехлов - триста рублей. Поэтому обмен одной пары коньков на одну пару чехлов будет неравноценным. Вот тут то и раскрывается самая главная роль денег - мера стоимости всех товаров и услуг.

А вот реальная ситуация. Когда мы с мамой бываем за границей, я всегда покупаю разные сувенирчики для близких мне людей. И я не прошу у мамы денег. Зная, что скоро куда-нибудь поеду,  обязательно откладываю попавшие мне монетки, а бывает и бумажные купюры, и потом с удовольствием их трачу. Значит, деньги ещё являются средством накопления. Их можно тратить через какое-то время.

Конечно, деньги используются не только в магазинах и предприятиях, оказывающих услуги. Разные государства между собой так же обмениваются деньгами, дают друг другу взаймы. Иностранные деньги называют валютой. Для использования денег между странами выбираются деньги стабильных и богатых стран. То есть национальная валюта может ещё использоваться как мировая. Долгое время общепризнанной мировой валютой считался доллар – деньги США. В 1999 году появилась новая мировая валюта – евро. Эти деньги используют такие крупные государства Европы как Италия, Испания, Франция, Австрия, Германия и другие. И когда я бываю за границей, то свои рубли обмениваю на доллары или евро, на эти деньги можно купить любые товары, в том числе и сувениры, в любой стране.

Обменять одну валюту на другую можно в обменном пункте банка. Деятельность банка напрямую связана с деньгами, поэтому я решила, что мне обязательно нужно пообщаться с сотрудниками этой организации.

1.3. Понятие «успеваемость», ее факторы

Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.

Изучение соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма, его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор, так или иначе, учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

1.4."Пятерки" за деньги.

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там  школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1.     Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».  

Учителя категорически против такой позиции:

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2.     Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3.     Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1.     Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Комментирует Ирина Комарова, педагог психолог:

Поощрять нужно не оценки, а старания - если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку на лучшую, если выполнял все домашние задания по трудному для него предмету.

Что должно быть поощрением? Не деньги, тем более, не какая-то установленная сумма. Лучше всего подойдут интересные поездки, экскурсии, разрешение устроить вечеринку с друзьями - то, что нематериально и направлено на получение новых впечатлений.

2.     Нагрузка на психику.

Система «высокая отметка = деньги» нередко приходит к тому, что школьник нервничает, если не получает «отлично». Стремление к хорошим оценкам, постоянные подсчеты денег, переживания из-за неудач могут привести к проблемам и стрессам. Некоторые дети начинают страдать бессонницей и потерей аппетита, чаще болеть, но при этом упорно занимаются, чтобы не упустить финансовую выгоду. Часто школьники, зацикленные на отметках, не общаются со сверстниками, замыкаются, не имеют друзей.

1.5. Отношение к материальному стимулированию в разных странах

Несколько лет назад в 40 школах Нью-Йорка проводилась программа материального поощрения школьников. В течение всего года учащимся предлагали выполнять тесты, за результаты которых дети получали от 5 до 50 долларов в зависимости от качества ответов. Система денежных поощрений вошла в более широкую программу по борьбе с бедностью, инициированную мэром Нью-Йорка. Мэр Вашингтона расширил программу и предложил поощрять учащихся городских средних школ за примерное поведение, хорошие оценки и старательно выполненные домашние задания. Школьники получили возможность заработать до 50 долларов в неделю и до 1800 долларов в год.

В этом году на новый проект в регионе будет потрачено более 50 миллионов рублей. Пока не понятно, к каким результатам приведёт эксперимент, но за финансовое вознаграждение многие школьники готовы серьёзнее относиться к учёбе.

В седьмой гимназии Перми - день стипендии. В бухгалтерии - очередь из старшеклассников. К такой процедуре - найти свою фамилию в ведомости, расписаться и получить расчет - школьники, судя по их волнению, до сих пор еще не привыкли. А несколько человек стипендию и вовсе получают впервые. Для этого им пришлось сильно постараться и пересдать на "четыре" и "пять" все предметы, по которым в прошлом полугодии они получили тройки и даже двойки. И теперь они с гордостью могут называть себя стипендиатами. "За то, что я старалась, хорошо училась, это действительно первая денежная компенсация моего потраченного времени на учебу. Это хороший стимулятор к хорошей учебе", - ученица гимназии говорит Анна Иванова. 460 рублей в месяц - в такую сумму оценили прилежную учебу пермских школьников. Точно такие же деньги получают учащиеся техникумов и ПТУ. И лишь студенческая стипендия больше чем в 2 раза превышает размер школьной. С начала учебного года стипендию выплачивают во всех школах Пермского края, но только ученикам 10 и 11-х классов и только тем, кто учится на "хорошо" и "отлично". Все расходы из краевого бюджета. В этом году на проект потратят более полусотни миллионов рублей. В региональном Минобразования говорят: если раньше ученик, окончив девятилетку, уходил туда, где есть стипендия, то сейчас он может остаться в школе и уже готовиться к поступлению в ВУЗ. "Сегодня ребенок не делает выбор - где учиться, руководствуясь тем, где платят и где не платят стипендию, и второе, те, кто учатся и учатся, это их учебный труд, должны быть простимулированы", - убеждён министр образования Пермского края Николай Карпушин. В школах с выводами, насколько введение стипендий отразилось на успеваемости, пока не спешат. Например, в той же 7-й гимназии после второй четверти число стипендиатов осталось прежним - 37 человек. В списках изменились только фамилии. Кто-то из-за возможности получать деньги за хорошую учебу выбился в хорошисты, а у кого-то в дневниках вновь появились тройки: говорят, учителя стали требовательней. Отъявленные же троечники спорят, какой должна быть стипендия, чтобы был интерес учиться на отлично. Некоторые пермские школы, как например 32-я, старшеклассниками решили не ограничиваться. Здесь с помощью родителей создали специальный денежный фонд. Теперь стипендию выдают и малышам и ребятам постарше. До седьмого класса только круглым отличникам. Эти выплаты немного меньше тех, что идут в рамках бюджетного проекта - от 150 до 250 рублей. И выдают их только раз в четверть. Но зато в торжественной обстановке - в актовом зале. Учителя уверены: деньги детей не испортят. Опасность преподаватели видят в другом.

в Германии ведомство по делам детей и молодежи издало предписание, в соответствии с которым родители обязаны выдавать своим детям деньги на карманные расходы. В случае невыполнения этого документа ребенок может обратиться с жалобой, а «неплательщикам» придется раскошелиться на денежный штраф.
Более того, немецкие законодатели решили один из самых сложных вопросов, указав «карманный прожиточный минимум» для всех возрастов. Например, ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему ребенку – 1,5-2 евро, 10-летнему – 10-12 евро. С 13 лет «доход» подскакивает до 20 евро, а 15-летний подросток получает 25-30 евро в неделю.

2. Практическая часть

Занимаясь исследованием выбранной мною темы –«Деньги = Успеваемость?»– я поняла, что в книгах и Интернет - ресурсах не так уж много аналитической информации по данной проблеме. В основном встречаются высказывания родителей, столкнувшихся с проблемой воспитания собственных детей и их успеваемости. Четкого и единого мнения специалистов для себя я не нашла. Из изученного мною материала можно сделать вывод , что есть приверженцы обеих точек зрения: «поощрять деньгами нужно и это дает хорошие результаты» и «поощрять деньгами категорически нельзя, так как это разрушает личность самого ребенка и деформирует его нравственные и этические ценности».

Для себя я решила подробнее изучить выбранную проблему и провела несколько исследований:

  1. Изучила отношение родителей моих одноклассников и других взрослых людей – анкета.
  2. Исследовала отношение учащихся моего класса для выявления их отношения к поощрению за оценки
  3. Изучила мнение одноклассников по теме «Нужны ли вам карманные деньги и на что бы вы их потратили?»
  4. Изучила общественное мнение по теме «Отношение родителей к поощрению деньгами за хорошие оценки» (интернет-форум)

По результатам исследования я получила следующие результаты

2.1. Анкетирование

Из опрошенных детей моего класса, 95% выдают деньги за оценки.

А 5% денег не выдают.

По результатам опроса взрослых 7% считают, что мотивировать детей деньгами очень эффективно, и они сами используют этот метод. 35% опрошенных используют другой метод поощрения. 50% использовали этот метод, но он не эффективен. И еще 2% не пробовали, но собираются.

По результатам общественного мнения 39% считают, что поощрять ребёнка деньгами можно. 7% сомневаются в правильности поощрения ребёнка деньгами. И еще 7% процентов против такого поощрения.  

Проведение опросов

Первым делом, я провела небольшой опрос в своём классе, задав вопрос одноклассникам: «Если бы вместо карманных денег вам давали вещи, которые родители сами выберут и купят, что бы вы выбрали»?  Так вот, только двум ученикам из двадцати не нужны карманные деньги. Их устраивают бутерброды, билеты на проезд в транспорте, другие предметы, необходимые школьникам, которые дают родители. Остальные ребята выбрали карманные деньги, чтобы самим решать, что купить. Тогда  я предложила им несколько вариантов, на что они хотели бы потратить свои деньги. Ответы получились очень разнообразные, а ведь каждый вариант влечет за собой ещё большее разнообразие. Например, кому-то нужны компьютерные диски с играми, а кому-то с музыкой, или для кого-то развлечения – это поход в кино, а для кого-то покупка сладостей. Они подтверждают тот факт, что для удовлетворения потребностей предпочтение отдается деньгам, а не каким-то другим вещам. Также половина опрашиваемых ребят не желает  тратить сразу карманные деньги, а предпочитает их копить, чтобы потом купить что-то значимое и дорогостоящее, а копить-то, конечно, лучше всего деньги. Представляете, если кто-то начнет копить бутерброды…

Еще раз внимательней изучив результаты этого опроса, а именно потребности своих одноклассников, я сделала вывод, что хоть большинство моих друзей и выбрали деньги, факт необходимости денег не подтвердился. Ведь все варианты ответов будь то книги, игрушки или развлечения не являются жизненной необходимостью. Не будет книги – будет жить скучнее, а вот если не будет еды, например, или света?

Поэтому я решила опросить взрослых: «Как нужно правильно тратить деньги»? В опросе участвовали пятнадцать человек - родители одноклассников и другие люди самых разных профессий, даже пенсионеры.

Конечно, все пятнадцать респондентов считают, что деньги нужно тратить рационально, и в первую очередь на предметы жизненной необходимости, на продукты, на нужную одежду, на оплату квартиры. Тогда может человеку не надо платить зарплату? А расплачиваться с ним за труд продуктами и одеждой? Нет! Практически все участники опроса (кроме пенсионеров)  помимо обязательных платежей, пожелали потратить  деньги  на другие цели, хоть и во вторую очередь. Но сюда попали и развлечения, и образование, и культурное развитие. Четыре человека посчитали необходимым производить накопления – чтобы чувствовать себя уверенней в завтрашнем дне.

Вывод: люди хотят работать не только для того, что бы добывать себе пищу и тепло, а ещё и чтобы жить интересно и развиваться. Здесь уже зарплату выдавать чем-то отличным от денег становится сложнее. Ведь интересы и желания у всех разные.

И тогда я решила представить себе такую ситуацию: не стало кино и театров, музеев и библиотек, школ и институтов, не стало модных магазинов и банков, автобусов и метро. То есть исчезли источники человеческих потребностей, отличных от жизненно необходимых. Деньги стало тратить не на что.  Каким будет такой мир?

Ответить на этот вопрос мне опять помогли мои одноклассники, с которыми мы провели «мозговой штурм».

Ребята разделились на три группы, и каждой группе было дано задание: «Вы попали на необитаемый остров, и вам нужно как-то выживать. Денег у вас нет, но вы должны придумать, чем их можно заменить, а затем решить, как эффективно их потратить». Как оказалось, все группы выбрали практически одинаковые заменители денег, и они похожи на те, что использовались в древние времена. А вот как эффективно их использовать предлагалось по-разному. Конечно, некоторые участники штурма выбрали предметы первой необходимости это еду, жилье, безопасность. Другие – удобство и комфорт, а именно детские садики, магазины, больницы, ресторан, и развлекательные центры. Ну а третьи – решили заняться развитием своего нового государства, строить дороги, порт, электростанции.

Вывод: люди не согласны менять свои деньги лишь на те вещи, которые им жизненно необходимы. Они хотят удобства и безопасности. Все стремятся к лучшей жизни, а благополучие достигается, если человек начинает больше и лучше работать, то есть развивается. И дети в данном случае по своим предпочтениям не отличаются от взрослых. Мои исследования и  мозговой штурм показали, что подростки (на примере учащихся моего класса) понимают значение денег, имеют правильные представления о том как их нужно тратить и  готовы более ответственно выполнять свою работу (в нашем случае учебу) если будут получать реальные результаты в материальном эквиваленте.

        Заключение

Исследуя данную тему я пришла к выводу, что деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Значение денег переоценить сложно, но каждый человек понимает, что это всего лишь средство и оно не должно становиться самоцелью жизни человека. Деньги помогают нам достичь комфорта и дают возможность радоваться и пользоваться различными благами.

По результатам своего исследования я пришла к выводу, что деньги не могут использоваться как способ вознаграждения за отметки каждому ребенку. Отношение к деньгам обязательно нужно воспитывать. У детей уже с маленького возраста необходимо развивать финансовую культуру, нужно учить правильно их использовать и грамотно с ними обращаться. Сегодня не каждый ребенок способен распоряжаться денежными средствами, поэтому необходимо заниматься с ребятами разного возраста и учить их планировать свои материальные доходы и расходы.

Я решила создать буклет по формированию экономической грамотности у детей и молодежи, который поможет ребятам и научит их правильно относиться к деньгам и умело распоряжаться имеющимися денежными средствами

        Список литературы

  1. И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика – М. 2010
  2. Ф. Юнгман-Штадлер. Деньги / Пер. с нем. Ю.Ю. Зленко. – М. 2008
  3. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П.Журавлевой. – М. 1997
  4. Большая советская энциклопедия – М. 1998
  5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь – М. 2003  
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь – М. 2007
  7. Электронная энциклопедия Википедия
  8. www. ToMoney.info

Приложение 1

Проведения опроса одноклассников

«Нужны ли вам карманные деньги?

Если «ДА» выберите, пожалуйста, два варианта, на что бы вы их потратили»

№

НЕТ

ДА

Развлече-ния

Игрушки

Учеба

Книги

Диски

Одежда

Копить

1

 

 +  

 

 

 

 

 

 +  

2

 

 +  

 +  

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 +  

 

 +  

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 +  

 

 

 +  

6

 

 +  

 

 

 

 

 

 +  

7

 

 

 

 

 

 

 +  

 +  

8

 

 

 

 +  

 

 +  

 

 

9

 

 +  

 

 

 

 +  

 

 

10

 

 

 

 

 +  

 

 

 +  

11

 +  

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 +  

 +  

13

 

 

 

 

 

 +  

 

 +  

14

 +  

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 +  

 

 

 

 

 +  

 

16

 

 

 

 +  

 

 

 

 +  

17

 

 

 

 

 +  

 +  

 

 +  

18

 

 

 

 

 +  

 

 +  

 

19

 

 

 

 

 

 +  

 

 +  

20

 

 

 

 

 

 +  

 +  

 

Приложение 2

Опрос школьников 11- 12 лет

Поощряют ли Вас родители за хорошие оценки?

 

Нет

Да

 

 

деньгами

подарками

похвалой

другое

1

 

+

 

 

 

2

 

 

 

+

 

3

 

+

 

 

 

4

 

 

+

 

 

5

 

+

 

 

 

6

 

 

 

+

 

7

 

 

 

 

развлечения

8

 

 

 

+

 

9

 

 

 

+

 

10

 

 

 

+

 

11

 

+

 

 

 

12

 

 

 

+

 

13

+

 

 

 

 

14

 

 

 

+

 

15

 

 

 

+

 

16

 

 

 

+

 

17

 

 

 

+

 

18

 

 

 

+

 

19

 

+

 

 

 

20

 

+

 

 

 

Поощраете ли вы детей за оценки?

Опрос родителей                                                                Приложение  3

   

                                   

Используем и это

эффективно

Используем другие методы поощрения

Пробовали, но это не эффективно

Не пробовали, но собираемся

Категорически против

2

10

14

2

0

28

                                                                                                              Приложение 4

Деньги за успеваемость

№ п/п

Варианты ответов

да

сомневаюсь

нет

1

Валерия

 

+

 

2

julia

 

 

+

3

zhisel

+

 

 

4

Артания

+

 

 

5

motolara

 

+

 

6

Алёнушка

+

 

 

7

Натальюшка

 

+

 

8

nastyapar

 

 

+

9

Isa

 

 

+

10

granel

 

 

+

11

gingerina

 

 

+

12

Lenochka

 

+

 

13

Ljalje4ka

 

+

 

14

Helenber

+

 

 

15

Кисса

+

 

 

16

ОлиVка

 

+

 

17

elena

 

 

+

18

Inna

+

 

 

19

Мамулька 25

 

 

+

20

Vicki_sun

 

+

 

21

Наталочка 86

+

 

 

22

Татьянка

+

 

 

23

gitane

+

 

 

 

ИТОГО

9

7

7

Приложение 5

«Мозговой штурм»

Задача

1 группа

2 группа

3 группа

Чем можно заменить деньги?

Волосы, мех животных, золото, драгоценные камни, земля, растения, железо, ракушки, нефть.

Золото, пища, животные, металлы, древесина, жилище

Ракушки, золото, пища, железо, медь, камни

Как эффективно их использовать?

Пенсия пожилым людям, лечение больных, учеба, постройка корабля, охрана жителей от животных, еда, одежда, книги, мебель, воспитание детей, постройка развлекательных центров

Постройка жилья, постройка садиков, еда, бытовая техника, мебель, расширение острова, транспорт, телефонная станция, реакторы для энергии, маяк, канализация, создание музеев

Супер-маркеты, защита, школы, генератор энергии, ветровые электростанции, порт, ресторан, развлекательные центры, дороги

                                                                                                  Приложение 6

«Как нужно правильно тратить деньги»

Респондент

Ответ

маркетолог

Деньги нужно тратить с умом. В первую очередь производить обязательные платежи и траты – продукты, жилье, необходимая одежда. Затем  необходимо оплачивать отдых. Все остальное откладывать.

программист

С учетом жизненных приоритетов.

пенсионер

Деньги нужно тратить аккуратно, надо экономить, но экономить с умом, то есть не покупать плохие продукты, не вредить своему здоровью. Вначале оплачивать еду, ЖКХ, лекарство. Одежду только по мере необходимости.

банковский служащий

С умом, но обязательно откладывать на «черный день»

военный

Так, что бы хватило на всё что планировалось.

банковский служащий

Деньги нужно тратить с умом.

парикмахер

В первую очередь на необходимые нужды, всё, что осталось откладывать.

бухгалтер

Так, чтоб на всё хватило

продавщица

Нужно тратить правильно, но не забывать и про удовольствия.

предприниматель

Тратить деньги нужно не все. Обязательно делать инвестиции в будущее.

домохозяйка

Нужно разделить деньги на части, одну на продукты, другую на ЖКХ, третью на общие расходы, а оставшиеся могут пойти на развлечения.

пенсионер

В первую очередь на продукты и ЖКХ, остальное - на возникающие потребности

банковский служащий

Тратить с правильно. Что бы хватало на жизненные интересы – спорт, учеба

юрист

Так чтобы осталось на траты для души – культурное развитие (театр, музей)

маркетолог

Тратить на то, что человек считает для себя необходимым.

Приложение 7

Разновидности древних денег

            


Поделиться:

Два петушка

О путнике

Круговорот воды в пакете

На горке

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")