В работе изучены особенности сферы общения, рассмотрены закономерности коммуникативных потребностей стершеклассников и удовлетворенность их реализованностью
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 830.5 КБ |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Исследовательский проект
Особенности общения подростков и старшеклассников
Исполнитель:
ученица 11 А класса
МБОУ- Гимназии № 45
Лешонок
Лариса Руслановна
Руководитель:
педагог- психолог
квалификационная
категория: первая
МБОУ- Гимназии № 45
Антропова
Татьяна Сергеевна
Екатеринбург, 2013
Оглавление
Введение | 3 |
1.Теоретическая часть | 5 |
1.1. Общение с точки зрения психологии. | 5 |
1.2. Особенности общения подростков и старшеклассников | 9 |
2. Практическая часть | 18 |
Заключение Список литературы | 30 32 |
Приложение |
Введение
Общение одно из наиболее важных сфер жизнедеятельности для подростка и старшеклассника. Все психологи согласны с тем, что общение значимо в формировании личности. В период юношеского возраста развиваются наиболее важные принципы для дальнейшей жизнедеятельности. И от того как подросток войдет в социум, от того как он будет общаться зависит формирование будущей личности. Поэтому проблема общения становится актуальной. Её актуальность повышается в виду того, что на данном этапе жизни изменяются социальные отношения, характер самой личности, ценностей, норм и т.д.
Так как в наше время общение – это важный социальный фактор, от которого зависит вхождение человека в общество, следует заметить, что изучение особенностей общения старшеклассников является актуальным.
Цель нашей работы: изучение особенностей общения подростков и старшеклассников.
Для достижения цели в работе предусматривается решение следующих задач:
1. Обобщить теоретические материалы по исследуемой теме: раскрыть содержание понятия общение и представления подростков и старших школьников о её значимости.
2. Изучить особенности коммуникации в подростковом возрасте.
3. Провести анализ потребностей в общении и удовлетворенности подростков и старших школьников собственными коммуникативными способностями. Сравнить полученные данные между разновозрастными группами.
Гипотеза: потребности в общении детей подросткового и старшего школьного возраста не удовлетворят их ожидания.
Нами было проведено исследование среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов гимназии № 45. Общее количество 109 человек, возраст от 14 до 18 лет.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование помогло нам проанализировать потребности, удовлетворенность и особенности общения у подростков и старшеклассников данной школы.
Практическая значимость всей работы состоит в том, что приобретенные результаты можно будет использовать для работы школьного психолога, учителей и родителей при решении проблем потребности и удовлетворенности коммуникативных навыков подростков.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общение – одно из наиболее важных условий существования человеческого общества в целом. Общаемся мы всегда. Даже когда одни, мы ведем диалог с воображаемым собеседником или внутренним голосом.
Общение изучается множеством наук: социология, философия, педагогика и др. Рассмотрим понятие Общение со стороны психологии.
Общение - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера;
2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.[5. С. 376]
Во время общения человек самореализуется, самоопределяется, выявляет у себя индивидуальные особенности. По тому, как говорит человек можно определить уровень его коммуникативных навыков, по постановки речи – грамотность и культуру общения.
«1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении… Два человека могут часами мило болтать о несущественных мелочах, причем ни один из них и не вспомнит потом, о чем же шла речь. Цель их разговора была такова: удовлетворение потребности в простом человеческом общении.
2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе. Посредством коммуникации мы узнаем, что мы есть, чем мы хороши, как люди реагируют на наше поведение…
3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: «Как дела?», встретив человека, с которым сидели за одной партой в прошлой четверти; «Что нового?» или просто «Привет», — так мы приветствуем знакомых… Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.
4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения. Через общение мы не только знакомимся с другими людьми, но и, что еще более важно, строим взаимоотношения, которые могут развиваться и углубляться, а могут чахнуть и увядать...
5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией. Часть информации мы получаем через наблюдения, чтение, телевизор, а изрядную долю через прямое общение с другими людьми…
6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других.
Вряд ли найдется хоть один день, когда бы вы ни пробовали повлиять на чьелибо поведение убедить друзей сходить в конкретный ресторан или поддержать того или иного кандидата, заставить супруга бросить курить или уговорить преподавателя поставить вам другую оценку…». [4. С. 76]
Рассмотрим, что об определении общения говорят другие авторы.
В работах В.М. Соковнина «Анализировалось человеческое общение как коммуникация, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и взаимовлияние».
Л.П. Буева считает, что «Деятельность и общение - две взаимосвязанные стороны единого индивидуального и общественного процесса жизни». [3. С. 21]
М.С. Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которая реализуется в различных формах: во взаимодействии людей в их материально-практической: деятельности, в их поведении в быту, при обмене разнообразной информацией, в различных играх.[9. С.149]
А.А. Леонтьев представлял общение как «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык».[13. С. 36]
Такие советские психологи как Б.Г. Ананьин и В.Н. Мясищев внесли немаловажный вклад в познания общения и личности, наряду с вышеперечисленными авторами.
По словам Б.Г. Ананьина: «Общение - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения — языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию...».
Б. Г. Ананьев подчеркивает, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Выражая эту мысль в своем последнем крупном труде «Человек как предмет познания», он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах». Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения. Б. Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.
В. Н. Мясищев и в печатных, и в устных выступлениях в последние годы своей жизни неоднократно указывал, что во взаимодействии людей, каковым всегда общение является, четко просматриваются три компонента: познание людьми друг друга, отношение их друг к другу, если под отношением в этом случае понимать эмоциональный отклик, который один из общающихся вызывает в другом, и обращение человека с человеком в общении.
Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди. Автор считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.
А также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может воздействовать нате или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно изменять и перестраивать.[1]
В формировании и развитии личности важную роль играет общение, как коммуникация. Но личность на разных этапах жизни, как мы знаем, развивается по-разному. Следующий этап нашей работы заключается в проведение анализа особенностей общения в подростковом возрасте.
1.2. Особенности общения подростков и старшеклассников.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику работы с ними.
«В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.»[9. С. 203]
В ранней юности наступает качественно новый этап в развитии самосознания. В этом возрасте человек открывает свой внутренний мир. Познание себя у юношей и девушек объективно идет в процессе общения с окружающими их самыми различными людьми, как бы примеривания к себе различных стилей поведения, "масок", проигрывания различных ролей.
Общаясь с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, человек проявляет себя. Он получает прямые и косвенные оценки своих знаний, умений, способностей, личностных черт и т.д. Он развивает свои способности, умения, приобретает новые. Всё это создает необходимую практическую основу для познания самого себя.[10]
«Наблюдая свои поступки, отношения к себе окружающих людей, осознавая свои мысли, чувства, переживания, молодой человек обнаруживает в себе противоречия. Они могут поставить его в тупик, затрудняют ответ на вопросы: Кто я? Какой я? Каково мое место в мире? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру?
Поиски ответов на эти и подобные им вопросы можно назвать сущностью самоопределения в мире, то есть среди тех людей, с которыми они взаимодействуют, встречаются, дружат, которых любят, ненавидят, презирают и т. д. Именно поэтому в ранней юности столь остро проявляет себя потребность в эмоциональных контактах. Для её удовлетворения старшеклассникам необходимы в первую очередь сверстники того и другого пола. Однако развита эта потребность у них по-разному». [Там же. С. 109]
У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, в невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой.
Основная масса старшеклассников располагаются между этими двумя крайностями, т. е. высокоразвитая потребность в эмоциональных контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире.
Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная необходимость разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждёт много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.
Поиск общения не ограничивается новыми людьми. Периодически происходят "находки" среди тех людей, с которыми старшеклассник уже давно знаком, и неожиданно тускнеют старые "кумиры".
Встречаются и такие, кто отрицает наличие у себя потребности в общении. Но чаще всего они обладают обычной либо даже повышенной для своего возраста потребностью в общении.
На взгляд взрослых, а очень часто и, по мнению самих старшеклассников. Поиск общения со сверстниками воспринимается только как поиск "чем бы заняться?", "как провести свободное время?".
Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Дело в том, что юноша или девушка, ища у друга понимания, сочувствия, поддержки и т. д., сами далеко не всегда готовы " платить" тем же. По разным причинам. И в силу определенного эгоцентризма, который заставляет сосредоточиться на своих проблемах и мешает видеть проблемы другого, даже ближайшего друга.
И благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, что у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческой близости – любви, семейным привязанностям. Но о застенчивости поговорим чуть позже. [Там же]
«На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего».[Там же. С. 121]
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей. [7]
«Широко распространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения с взрослыми, не нуждаются в нем, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания. Подобные представления имеют под собой вполне объективные основания. Все знают, сколь различные взгляды взрослых и юных по многим вопросам, сколь часты конфликты между ними по самым различным поводам.»[10. С. 129]
Общение с товарищами большая ценность для подростка, юноши. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам.[16]
«Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет!
Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу». [12. С. 40]
Всё это так. И, несмотря на это, исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении с взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые. [10]
По некоторым данным 85% опрошенных старшеклассников признают потребность общения с взрослыми как актуальную для себя, из них более 66% в качестве наиболее желаемых партнеров по общению называют родителей (Это доказывает то, что общение старшеклассников с родителями и сверстниками не противоречат друг другу, а наоборот дополняют).[15]
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. «Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение». [14. С. 37]
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.[10]
А теперь вернемся к застенчивости. «Застенчивость — самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Из 2500 опрошенных американских студентов в возрасте от 18 до 21 года (Р. Пильконис и Ф. Зимбардо, 1979) 42 процента считают себя застенчивыми (с учетом тех, кто преодолел эту черту, цифра повышается до 73 процентов), причем 60 процентов из них рассматривают застенчивость как серьезную трудность. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским» качеством. Может быть, люди преувеличивают эти трудности? Нет. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мужчин) и переживают больше коммуникативных трудностей. Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством и люди стремятся от нее избавиться (например, путем психотерапии)». [11. С. 94]
С другой стороны застенчивость не всегда рассматривается как отрицательная черта, тем более она связана и с другими отличительными особенностями характера, которые не всегда можно изменить.[6]
Теперь проанализируем разделение подростков на близкие им группы. Любой школьный класс делится на группы и подгруппы, причем по разнообразным, отличающимся друг от друга, признакам.
«Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают особо ценными, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.
Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».
В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я. Л. Коломинского (1976), А. В. Киричука (1970), X. И. Лийметса (1970) и др., более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых», или «изолированных».». [11. С. 116]
Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в классном коллективе, разнообразны.
В ходе эксперимента И.С. Полонским выяснилось, что у младших подростков сколько-нибудь резких расхождений между позицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к VIII классу возникает. А в IX—X классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и внешкольных лидеров создает сложную психолого-педагогическую проблему.
Неопределенность статуса субъективно осознается как:
1. Отсутствие своего дела - «…что тут и там снуют, не зная, чем заняться...»;
2. Отсутствие своей группы, единомышленников, человеческого тепла, главная беда их всех — одиночество, оно постоянно сквозит в надписях: «Некому мне помочь, не на кого опереться. Все двери закрыты, друзья отвернулись, незачем жить»;
3. Отсутствие своей идеи, ценности, определяющей смысл жизни: «Тяжело жить, когда не знаешь, для чего живешь. Я еще не поняла, стоит ли жить...»
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Напряженная потребность в общении и аффилиации* (М. С. Каган, даже считает общение ведущей деятельностью юношеского возраста) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. [Там же]
Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность.[2]
Рассмотрев теоретические материалы, мы можем сделать следующие выводы:
В подростковом возрасте определяющим фактором развития личности является общение. Подростки стремятся к нему разнообразными способами. Эффективное общение для многих из них становиться самоцелью и перекрывает другие сферы жизни.
Каждый подросток сталкивается с различными трудностями в общении (страхи, застенчивость, скрытая ситуативная и личностная тревожность, агрессия), которые ему необходимо преодолеть, чтобы установить эффективные взаимоотношения с окружающим миром.
В данный период подросток испытывает трудности и в общении с взрослыми, отдаляясь от них. Но в тот же момент нуждается в помощи родителей и их жизненном опыте.
Такое противоречие (между высокими потребностями в общении и появившимися в подростковом возрасте трудностями) привело нас к решению изучить особенности общения детей подросткового и старшего школьного возраста.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проанализировав разнообразные диагностические методики, которые помогают изучить особенности общения, мы пришли к выводу, что ни одна из них не соответствует поставленным нами задачам. Некоторые исследования ориентированы на выявление статуса человека в коллективе, другие – на его потребности или способности.
Мы же своей целью определили выявление не просто потребностей, а то, как эти потребности удовлетворены в той ситуации общения, в которой находиться человек. Поэтому, мы решили создать собственный инструментарий. Разработанная нами анкета (см. приложение 1) состоит из 3 разделов, которые позволяют нам получить следующие данные:
- первый раздел помогает выявить уровень осведомленности подростка в сфере общения (см. приложение 2);
- второй раздел дает сведения о потребностях в общении: какие аспекты являются наиболее важными; какие результаты ожидают получить респонденты, вступая в социальное и межличностное взаимодействие; насколько стремятся к общению и др. (см. приложение 3);
- третий раздел раскрывает удовлетворенность подростков ситуацией общения и развитием собственных коммуникативных способностей (см. приложение 4).
В исследовании приняли участие 109 учащихся 9-11 классов. Исследование проводилось на базе МБОУ – Гимназии № 45 с октября по декабрь 2012г.
Изучение теоретических представлений учащихся 9-11 классов об исследуемой теме показал:
На вопрос о том, как учащиеся понимают ситуацию общения – наибольшее количество респондентов (более 60 % в каждой параллели) определили его как эмоциональный контакт. Более 30% учащихся понимают общение как обмен информации и около 5 % – считают, что это пустая трата времени (диаграмма №2.1).
На вопрос о том, какие качествами должен обладать человек, чтобы эффективно общаться мнения учащихся разделились.
Учащиеся девятых классов разделились на две категории: уметь слушать и быть душой компании.
Учащиеся десятых классов считают, что общительный человек должен владеть навыками харизматичности и яркости (быть душой компании).
В то время как большинство одиннадцатиклассников отдают предпочтение уважительному отношению к собеседнику, тактичности и внимательности (диаграмма №2.2).
Важное значение для старшеклассников в ситуации общения занимает отсутствие стеснения (данный пункт предпочли все параллели). А наименьшую роль играет получение выгоды и общение только по необходимости (диаграмма №2.3).
Изучая результаты, которые показали учащиеся в блоке потребности общения, мы получили следующие данные:
Большинство респондентов удовлетворены навыками собственной коммуникации, в отличии от учащихся 11 классов, где процент личностных особенностей (45%) не отстает от процента удовлетворенности (55%). (Диаграмма №2.4)
Таким же образом все параллели отдают предпочтение:
- времяпрепровождение с веселыми компаниями, нежели в одиночестве (диаграмма №2.5, 2.6, 2.7);
- общительность и жизнерадостность сообразительности и высокой интеллектуальности (диаграмма №2.8);
- коллективную работу самостоятельной. Исключение составляют ученики одиннадцатого класса, где процент самостоятельности (40%), а процент коллективной работы совпадает с процентом неоднозначности ответа (по 30 %) (диаграмма №2.9).
Так же больший процент (более 75%) респондентов знают с кем провести время, не растрачивая его на поиски собеседника (диаграмма №2.10).
Наибольшее разногласие дал вопрос о мнении окружающих. Ученики параллели десятых классов утверждают, что независимы от мнения окружающих (более 50%). У параллели девятых классов небольшая разница между согласием (42%) и неоднозначностью ответа (40%). В то время как одиннадцатый класс разделяется между зависимостью от мнения окружающих и неоднозначными отзывами (диаграмма №2.11).
Судя по заключительному вопросу в блоке потребностей, около 75% уверены в том, что выдержат без общения более трех часов, более 20% неоднозначны в ответе, и лишь 5% не выдержат заданного времени (диаграмма №2.12).
Все учащиеся наглядно выражают потребность в общении, но в тоже время могут и обойтись без него на некоторое время.
Следующим пунктом исследования являлся блок удовлетворенности подростков и старших школьников собственными коммуникативными навыками. Результаты получись следующие:
Большинство респондентов отмечают:
- словарный запас стандартным для своего возраста (более 58%), без каких либо преувеличений (диаграмма №2.13);
- нечеткость преподнесения информации собеседнику (более 55%)
(диаграмма №2.14);
- предчувствие недосягаемости цели в зависимости от ситуации (63%)
(диаграмма №2.15);
- равнодушие в начале беседы (более 45%) (диаграмма №2.16).
На вопрос «Устраивают ли вас ваши навыки общения?» мнение учащихся девятых классов разделилось между сомнением в своих коммуникативных способностях и удовлетворенности в них (около 45%). Более 50% опрошенных, в десятых и одиннадцатых классах, устраивают собственные навыки общения (диаграмма №2.17). Подобным образом, на вопрос о поддержании беседы, разделилось мнение у учеников одиннадцатого класса, где 42% способны поддержать беседу на любые темы, а так же являются хорошими слушателями. Что касается остальных учащихся более 48% уверены в собственных коммуникативных навыках и способностях (диаграмма №2.18).
Так же многие опрошенные, склоняются к мнению, что:
- отлично умеют выражать свои мысли (более 60%) (диаграмма №2.19);
- беседа с ними происходит довольно оживленно и эмоционально (более 50%) (диаграмма №2.20);
- они являются хорошими собеседниками (более 60%) (диаграмма №2.21);
- легко находят общий язык с людьми (около 58%) (диаграмма №2.22).
Ведущей сферой общения для подростков и старшеклассников являются группы сверстников. Чаще всего данная значимая группа - класс. Чтобы изучить, насколько опрашиваемые удовлетворены своим взаимодействием с одноклассниками было дано утверждение: « К моему мнению прислушиваются одноклассники». В параллели девятых классов более 70%(!) учащихся ответили, что не знают, учитывается ли их мнение в классе или нет. Аналогичная ситуация в одиннадцатом классе - более 60%. В параллели десятых напротив, более 50% учеников уверены в учете собственного мнения коллективом (диаграмма №2.23).
Общая статистика классов представлена в итоговой диаграмме:
По итогам проведенных исследований (диаграмма №2.24) следует заметить разновозрастные различия уровней потребности и удовлетворенности собственными навыками общения.
У десятых и одиннадцатого классов уровень удовлетворенности личными коммуникативными способностями выше уровня потребности в них. Изменения уровня сознания, практически полноценная реализованность и уверенность в своих силах, умениях, навыках, приводит к тому, что в настоящий момент подростки и старшие школьники удовлетворены собственными коммуникативными способностями.
Девятые классы напротив. Уровень потребностей в общении у подростков выше, чем уровень удовлетворенности своими навыками. В данный период жизни подросток еще в процессе освоения собственных способностей, поэтому желаемое намного выше реализованного.
Заключение
В своей работе мы выяснили, что общение – это важный социальный фактор, от эффективного овладение которым будет зависеть вся будущая жизнь подростка и старшеклассника. Общение – является ведущим видом деятельности подростка, которое постепенно переходит во внутренний план действия и перерастает в личностное качество человека. В юношеском возрасте общение становиться более индивидуальным, приобретает особенности персонализации и субъективизма.
Неудовлетворенность потребности в общении может привести к серьезным проблемам касаемо личности человека и его дальнейшей жизни. Страхи и барьеры общения, отстранение от сверстников, отсутствие коммуникативных навыков может привести к отвержению человека от социального общества.
Рассмотрев теоретические и практические исследования общения подростков и старшеклассников, мы выявили следующие особенности.
Основная масса подростков и старшеклассников располагаются между двумя крайностями: высоким развитием потребности в эмоциональных контактах и стремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире.
У многих подростков общение выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, в невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой.
Встречаются и такие, кто отрицает наличие у себя потребности в общении. Но чаще всего они обладают обычной либо даже повышенной для своего возраста потребностью в общении.
Многие ученые, изучающие общение детей данной возрастной категории пришли к выводу, что наиболее часто встречающейся причиной нарушения социального взаимодействия является застенчивость.
Изучая теоретические аспекты выбранной темы, мы поставили перед собой гипотезу, что потребности в общении у детей подросткового возраста и старшеклассников выше их удовлетворенности социальной ситуацией. И именно в этом заключается возрастное противоречие, которое мы решили изучить в практической части.
Полученные результаты опровергли нашу гипотезу. Большинство опрашиваемых респондентов удовлетворены собственными коммуникативными навыками. Их вполне устраивает ситуация общения, которая сложилась в их жизни. Лишь учащиеся одной параллели имеют нереализованные потребности.
При этом практические результаты исследования на вопрос о том, насколько учащиеся удовлетворены учетом своего мнения в референтной группе (классе) показали низкие уровни по всем параллелям.
Проанализировав полученные данные, мы считаем необходимым дополнить исследование и выявить: действительно ли подростки, в сравнении с учащимися старших классов, испытывают потребность в общении острее, чем чувство удовлетворенности в нем? Для этого мы планируем в дальнейшем провести дополнительное исследование, чтобы рассмотреть особенности среднего школьного звена, а именно учеников седьмых, восьмых классов. Это поможет нам собрать больше информации и разработать практические рекомендации для педагогов, психологов и родителей с целью формирования эффективного взаимодействия с учащимися.
Список литературы
1. Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Педагогика,1983. - 243 с.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: Международная педагогическая академия ,1995. – 423 с.
3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.- Минск, Харвест.- 1998.
6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 287с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: КСП, 1996. – 241 с.
8. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение , 1991. – 303 с.
9. Каган М.С. Мир общения, М.: Политиздат, 1988г. – 319с.
10. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
11. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207с.
12. Кон И. С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы. Советская педагогика - 1974. - №10.- С. - 35-45.
13. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2005. – 365с.
14. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
15. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
16. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.- 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета
1.Что для вас Общение:
2.Какими качествами должен обладать общительный человек:
3. Что значит уметь общаться – выберите несколько вариантов:
4. Чего вам самому не хватает, чтобы эффективно общаться с окружающими? (Написать свой ответ)
______________________________________
5. Когда мне грустно я пойду к друзьям и повеселюсь, нежели проведу время в одиночестве
6.Лучше я буду умным и сообразительным, чем общительным и жизнерадостным
7.Меня часто раздражают шумные компании
8.Я долго ищу с кем провести свободное время
9. Я лучше посмотрю хороший фильм, чем проведу время с веселой компанией
10. Я впадаю в депрессию, если не общаюсь более 3 часов
11. Мне важно что обо мне думают окружающие
12. Я предпочту самостоятельную работу коллективной.
13. Устраивают ли вас ваши навыки общения?
14. Умеете ли вы выражать свои мысли?
15. Большой ли у вас словарный запас?
16. Можете ли вы поддержать беседу?
17. Как проходит беседа с вами?
18.Как сами считаете, Вы хороший собеседник?
19.Четко ли вы доносите до собеседника информацию?
20. Какие чувства у вас в начале беседы?
21. Получаете ли вы от беседы то, что хотели?
22. Я легко нахожу общий язык с людьми
23. К моему мнению прислушиваются одноклассники

"Разделите так, как делили работу..."

Рыжие листья

Как нарисовать китайскую розу

Голубая лягушка

Чайковский П.И. "Детский альбом"