Автор представил интересные теоретические материалы, раскрывающие необходимые навыки обучающихся для эффективной готовности к ЕГЭ. В работе раскрыты факторы, снижающие готовность и способы развития стрессоустойчивости, как главного условия эффективной сдачи экзаменов
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 773.5 КБ |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Исследовательский проект
Причины нарушения стрессоустойчивости при сдаче ЕГЭ
Исполнитель:
ученица 11 А класса
МБОУ- Гимназии № 45
Степанова
Софья Алексеевна
Руководитель: зам.директора по НМР
МБОУ- Гимназии № 45
Антропова
Татьяна Сергеевна
Екатеринбург, 2014
Оглавление
Введение | 3 |
1.Теоретическая часть | 5 |
1.1. Стрессоустойчивость: содержание понятия, типы, особенности | 5 |
1.2. Трудности учащихся в условиях сдачи ЕГЭ 1.3 Причины нарушения стрессоустойчивости 1.4. Способы развития стрессоустойчивости | 11 18 20 |
2. Практическая часть | 27 |
3.Заключение 4.Список литературы | 32 34 |
5.Приложение | 35 |
Введение
Ритм жизни современного мегаполиса, пронизанный ежедневными стрессами, переутомлением, шумом, агрессивным поведением со стороны окружающих, ведет к тому, что среди населения в последние годы наблюдается неуклонный рост таких стресс-обусловленных заболеваний, как депрессивные, тревожные и психосоматические расстройства. Особенно стрессу подвержены обучающиеся, ведь помимо сложных экзаменов ГИА и ЕГЭ, некоторым приходится переживать непонимание со стороны сверстников, непростые отношения с родителями и учителями.
В подростковом и юношеском возрасте, к которым можно отнести учащихся старших классов происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода - личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость. Современная ситуация в образовании сложилась таким образом, что с начала девятого класса ученикам прививают мысль: "Не сдашь итоговый экзамен и будущее для тебя закрыто"... По сути, сдача экзамена становится смыслом жизни учащегося. Высокие психоэмоциональные нагрузки, подростковые переживания усиливают напряжение.
Актуальность данной проблемы заставила нас задуматься о том, насколько современный ученик готов противостоять стрессам; в чем причины снижения его результативности при сдаче ЕГЭ.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой Цель: выявить сформированность стрессоустойчивости и определить происхождение причин ее нарушения.
Задачи:
Исследование проводилось на базе гимназии № 45 в течении 2012-13 и 2013-14 уч. гг.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Гипотезой нашего исследование является предположение, что основной причиной нарушения стрессоустойчивости и появления страхов являются субъективные переживания обучающихся.
Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.[12]
Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.[14]
Понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии Ганса Селье.
Стресс – это неспецифическая реакция организма на раздражители. Классические признаки, сопровождающие стрессы - это увеличение массы надпочечников, рост в крови концентрации кортизола и как следствие снижение массы вилочковой железы. Вилочковая железа весьма важный орган нашей иммунной системы, поэтому то стрессы и сопровождаются снижением иммунитета. Третьим признаком стресса является разрушение слизистой желудочно-кишечного тракта, образование язв. Причиной этого опять-таки является кортизол, разрушающий белки в организме, поскольку выделяемый при стрессе адреналин сужает кровеносные сосуды органов брюшной полости и препятствует этим восстановлению клеток нашей слизистой [1].
Ганс Селье (Hans Hugo Bruno Selye, венг. Selye János, 26 января 1907, Вена — 16 октября 1982, Монреаль) [см. Приложение 1]— выдающийся канадский эндокринолог австро-венгерского происхождения. Ганс Селье родился в 1907 году в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгрия). После развала Австро-Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учёбу в Риме и Париже. Селье рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования, и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства от трудностей или готовности терпеть их.[1] Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал. Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.
Затем Селье поступил с крысами совсем некрасиво, и лаборатория стала чем-то напоминать застенки инквизиции, хотя сам Селье называл все это всего лишь «специальным созданием стрессовых ситуаций». Фантазия изобретателя стресса не знала границ. Иногда он внезапно подавал ток на клетку, от чего крысы подпрыгивали в воздух, иногда - пеленал их так, чтобы они не могли пошевелиться, иногда заставлял подолгу плавать или подвергал воздействию громких звуков. Затем Селье, проявив милосердие, стал предупреждать крыс о предстоящей подаче тока звонком, что, конечно же, снижало уровень стресса, поскольку большую часть времени крысы могли не опасаться электрического удара. После всего этого крысы попадали под скальпель исследователя, и у них обнаруживались все те же патологические изменения, что и привело Селье к следующему выводу: неважно, какому именно воздействию подвергались крысы - вскрытие должно было показать одну и ту же патологию. Основным признаком стресса оказалась язва желудка. Таким образом, стресс был определен как "неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие".[15]
Иными словами, Селье сделал вывод, что причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие (электрошок, пеленание или шум), а реакция организма крысы на эти воздействия.
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.[13]
Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
Эмоциональный стресс
Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение.
Психологический стресс
Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.[4]
Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью [2].
Люди делятся на 4 группы:
«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.
«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.[3]
Изучив особенности, виды стрессов и группы стрессоустойчивости мы пришли к выводу, что стресс оказывает не только разрушительное действие. В допустимых пределах, он помогает тренировать нервную систему и способствует активизации внутренних сил человека, делая его сильнее.
Проанализировав литературу по данной теме мы выявили, что в основе стрессоустойчивости лежат индивидуальные особенности личности – как физиологические, так и психологические. Люди по разному реагируют в одинаковых ситуациях и это обусловлено многими факторами: особенностями воспитания, социального окружения, способностью управлять собой в стрессогенных ситуациях.
ЕГЭ – стресс для старшеклассников. С начала девятого класса ученикам прививают мысль, о том что сдача экзамена это, по сути его смысл жизни. Частые нагрузки, подростковые переживания, не обходят стороной. В результате, придя на экзамен, подросток оказывается в совершенно незнакомом месте, с незнакомыми людьми и учителями, которые дабы придать себе серьезности и строгости напускают на себя вид неприступной крепости. Далее он садится за парту/компьютер и остается один на один со своим страхом и стрессом. В его голове начинают крутится мысли – «А что если я не сдам…Куда я поступлю, и поступлю ли…Родители меня убьют…Пойду в ПТУ, буду дворником» и тп.
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам ,физике, химии, биологии и др.
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики.
Когнитивные трудности
Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами. Вместе с тем тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы
Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. На ЕГЭ определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Следование какой-то рекомендуемой, а не индивидуальной, эффективной для себя стратегии работы может привести к тому, что человек делает не то, что ему удобно, а то, как ему сказали, что, в конечном счете, приводит к снижению результата.
Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов.
Например, он может зависеть от уровня притязаний учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно, во что бы то ни стало решить задание части С, не доделав задания части А). Выбор стратегии, несоответствующей ожидаемому и возможному результату, может быть обусловлен и тем, что у ученика отсутствует информация о том, каким образом работа будет оцениваться, то есть фактически о том, к какому результату приведут те или иные стратегии.[17]
Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени. Для того чтобы справиться с заданиями ЕГЭ, требуется рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания: решить, сколько времени отвести на задания каждой группы, причем, скажем, на задания группы А его требуется меньше, чем на задания группы С. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.
Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая. В данном контексте индивидуальная стратегия деятельности - это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Личностные трудности
Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действительности его знания. Традиционно в нашей школьной системе экзамены наделяются особой значимостью, а успешность или неуспешность ученика при сдаче экзамена активно обсуждается родителями и педагогами: «Все экзамены сдал на пятерки!» или «Ужас, завалил математику». Экзамен - это не просто рядовая проверка знаний, это кульминационный момент, готовиться к которому начинаются заранее: «Как же ты с такими знаниями будешь сдавать экзамены?!» Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».
Что усугубляет психологические трудности выпускника?
Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре Единого государственного экзамена. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так. Известно, что дефицит информации повышает тревогу.
Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, что учеников окружают знакомые люди. Вне зависимости от того, как учителя относятся к подростку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую он испытывает. Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога («Это не я так плохо знаю, это меня учитель завалил»). Но даже такая необъективность может поддерживать ученика, поскольку позволяет ему «сохранить лицо»: обесценивание учителя помогает поддерживать собственную самооценку, а мысль о том, что «вступительные экзамены в институт еще покажут, как я знаю на самом деле», тоже снижает тревогу.
При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое: люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕГЭ — это сразу два экзамена - выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей -это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей, прежде всего, должно быть направлено на снижение тревоги и повышение стрессоцстойчивости.
Процессуальные трудности
Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Мы уже говорили о том, что эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей.
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура Единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Обычно выпускники фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черновиком. Задание и ответ в такой ситуации представляют собой нечто целостное, что позволяет также при проверке обнаружить возможные ошибки. Процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создает школьникам дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с проблемами внимания.[9] Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).
Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги — это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.
Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно - личный контакт с экзаменатором, здесь — отсутствие такового, обычно - развернутый цветистый ответ, здесь — лаконичный и т.п.).
Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ЕГЭ предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ЕГЭ предполагает обе эти возможности. Естественно, что в ситуации традиционного школьного обучения у обучающегося не формируется умение открыто заявлять о себе (задавать уточняющие вопросы, заявлять о своих правах), тем более в незнакомой аудитории, незнакомому взрослому.
Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции.
Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.
Итак, очевидно, что природа возможных трудностей не только педагогическая, но и психологическая. Поэтому психологическая подготовка к Единому государственному экзамену иногда может оказать большее влияние, чем наличие необходимых знаний.[12]
Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену должна быть в первую очередь направлена на развитие стрессоустойчивости. Эффективное укрепление нервной системы, овладение навыками защиты от стрессов являются важнейшим критерием для успешной готовности учащихся к сдаче государственных экзаменов.
Проанализировав учебную литературу, мы выявили ряд основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся: когнитивные, личностные, процессуальные. Если проводить анализ изученных трудностей, то можно сделать вывод, что каждая из них – сопровождается субъективными переживаниями. Отсутствие достаточных знаний, неразвитость познавательных способностей, процессуальные ошибки во время сдачи ЕГЭ в любом случае сопровождаются тревогами и страхами. Поэтому изучение и профилактика личностных проблем являются ключевым фактором при успешной подготовке к сдаче итоговой государственной аттестации.
1.3 Причины нарушения стрессоустойчивости
Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать маленькие неудачи в учебе, незначительные споры с близкими и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, социально-экономические кризисы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Для учеников профессиональными обязанностями является учебная деятельность. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:
ü перегрузка или слишком малая учебная нагрузка;
ü конфликт ролей (возникает, если ученику предъявляют противоречивые требования родители и педагоги);
ü неопределенность роли (ребенок не уверен в том, что от него ожидают);
ü неинтересная учеба (обследование 2000 учеников в Европе 23-х учебных заведений показало, что те, кому интересно учиться, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем ученики, не имеющие интереса к учебе);
ü плохие физические условия (шум, холод и пр.)
ü неправильное соотношение между обязанностями и ответственностью;
ü плохие отношения с педагогами и одноклассниками и др.
Вторую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. выделяют несколько типичных «страхов» учеников:
ü страх не справится с учебной нагрузкой;
ü страх допустить ошибку;
ü страх быть обойденным другими;
ü страх потерять статус и собственное Я.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.
Ко всему этому «букету» стрессов, причины которых касаются школы, могут добавляться и проблемы личной жизни ученика, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис самосознания и идентификации» и прочие подобные раздражители могут остро переживаться и существенно снизить стрессоустойчивость обучающихся.
Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействовать на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на плохую погоду, плохие дороги, кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающееся окончание обучения и пр. отдельный ученик если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.
и укрепления нервной системы
Многие болезни возникают из-за низкой стрессоустойчивости и нервного истощения, неблагоприятного воздействия стрессов. Для того чтобы этого не происходило, нужно укреплять нервную систему. Каждый наш орган окутан не только мельчайшими кровеносными сосудами, но и нервными волокнами. Через них осуществляются связь и взаимодействие всех составляющих нашего организма. Миллионы нервных клеток позволяют нам адаптироваться к окружающей среде, реагировать на малейшие изменения в ней.[10] Можно смело сказать, что нервная и жизненная энергия - это одно и то же. Человек, обладающий сильной нервной системой и, как следствие, высокой стрессоустойчивостью, может преодолеть жизненные трудности, с успехом решать возникающие на его пути проблемы. Стрессоустойчивость обеспечивает здоровье и физическое, и душевное. От нее зависят жизнеспособность, выносливость, она дает резерв мощности, позволяющий достичь успеха в жизни. Если стрессоустойчивость слабо развита, человек ощущает это физически. Постоянная усталость, вялость, апатия, раннее старение и безразличие к радостям жизни - все это следствие низкой стрессоустойчивости.[7] Т.е. можно сказать, что на решение обычных жизненных задач человек затрачивает слишком много сил и энергии, даже незначительные ситуации воспринимаются как серьезные стрессы и разрушают психологическое благополучие и здоровье.
Если анализировать ситуацию применимо к старшеклассникам в период подготовки и сдачи государственных экзаменов, то можно предположить, что низкая стрессоустойчивость учащегося может спровоцировать во время усиленной психологической нагрузки серьезные нарушения здоровья. Как говорят исследователи, переживание стресса настолько сильно, что если бы взрослые оказались в подобной ситуации, то они смогли бы заработать тяжелые психосоматические заболевания. Только лишь благодаря гибкости и лабильности детской психики старшеклассники справляются с подобным напряжением. Предэкзаменационные нагрузки могут спровоцировать серьезные психологические, личностные и поведенческие изменения. Благодаря возрастным особенностям старших школьников (повышенная эмоциональность, ранимость, тревожность и др.) ситуация стресса усугубляется и, учащиеся с низким уровнем стрессоустойчивости попадают в "Группу риска" и нуждаются в дополнительной подготовке.
По каким признакам можно определить, что стрессоустойчивость снижена и нервная система нуждается в помощи? Основные сигналы опасности следующие:
• безразличие - недостаток нервной силы выражается в потере честолюбия, желания достичь чего-то в жизни, делает человека ленивым умственно и физически; появляется готовность смириться с неуспехом, отказаться от любых попыток изменить жизнь к лучшему; пропадают инициатива, энтузиазм в работе.. Учащимся хочется "спрятаться"; они избегают контактов; перестают общаться с близкими людьми
• постоянные сомнения во всем, что человек предпринимает, в искренности и дружелюбии других людей, даже друзей и близких. Появляется зависть к успехам других, оправдываются свои неудачи, чаще всего кознями недругов. Ученики начинают сомневаться в том, что достигнут результата и постоянно об этом думают, еще больше загоняя себя в тупик;
• нерешительность в любых действиях, от самых простых до сложных, предпочтение быть подчиненным, винтиком, бездумно исполняющим приказы и команды других, отсутствие всякой личной инициативы, превращение в человека-робота. Ученики не могут целенаправленно самостоятельно распределить свое время на подготовку к экзаменам, много времени тратят на то, чтобы выбрать с чего начать самостоятельные занятия, постепенно создается ощущение, что ничего не успевают;
• беспокойство, и подверженность страхам очень сильно истощают жизненные силы, состаривают человека зачастую быстрее, чем возраст. Малейшее препятствие приводит к стрессам, неадекватным ситуациям. Брегг говорил, что беспокойство – это убийца, который разрушает ваше здоровье. Когда у человека достаточно нервной силы, он может объективно оценивать возникающие проблемы и находить верные решения. В противном случае постоянные страхи, неразумное беспокойство по каждому поводу превращают жизнь человека в кошмар;
• особая осторожность во всем - везде видятся только негативные стороны, все, кажется малоосуществимым. Человек понимает, что он не в силах справиться с возникающими проблемами, а значит, по его мнению, лучше просто не предпринимать никаких шагов.. В принципе, подход верный, но когда он становится основным принципом жизни, И в реальности не предпринимается ничего, чтобы изменить ситуацию к лучшему, - тогда можно говорить о том, что произошло истощение нервной энергии и человеку просто не хватает смелости, чтобы что-то поменять. Неприятности запоминаются надолго, все видится в черном свете. Неуравновешенность, нервозность, плохое расположение духа, ухудшение кровообращения и пищеварения сопровождают сверхосторожность, являясь проявлениями нарушения равновесия нервной системы.[11]
Как повысить стрессоустойчивость? У нашего организма изначально заложены большие способности к самовосстановлению, а значит, даже если человек предельно истощен, у него есть все шансы снова стать энергичным, полным жизни человеком.
Каковы же конкретные шаги, которые нужно предпринять для развития нервной системы? На помощь в борьбе с низкой стрессоустойчивостью может прийти аутотренинг, различные релаксирующие упражнения и самовнушение.
Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во время которого возникает наибольшая вероятность переживания чувств тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напряженности подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного беспокойства и т. д. Для мышечной релаксации овладевают одним или двумя стандартными упражнениями. Многие подростки предпочитают не проявлять свои негативные эмоции (ярость, гнев, печаль), а подавлять их. В дальнейшем подавление таких эмоций может вызвать большие проблемы, вплоть до развития и усугубления серьезного заболевания. Аутотренинг (далее — AT) помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помощью определенных упражнений [5] [6]
Подростки, участвующие в какой-либо общественной деятельности, могут испытывать волнение перед публичным выступлением. Таким подросткам для обретения уверенности в себе рекомендуются упражнения, связанные с ассоциацией покоя. Перед выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу. Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряженности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками [4]. Применяют метод самовнушения в состоянии релаксации.
AT также способствует подготовке человека к пребыванию в стрессовой ситуации (например, экзамены), способствует понижению ситуационной напряженности, повышает скорость адаптации. AT применяют и в случаях налаживания отношений между подростком и родителями. Большинство подростков ведет активный образ жизни, для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут С самовнушением бодрствования. Аутотренинг также используют как один из методов формирования самооценки педагогически запущенных подростков. Именно адекватная самооценка позволяет подростку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и способности с предъявляемыми жизнью требованиями, ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений попробовать наркотики и т. д. В области формирования самооценки личности, особенно ее смысловой сферы, неоценимую помощь может оказать самовнушение.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что наиболее эффективными способами повышения стрессоустойчивости являются аутотренинг, самовнушение, релаксация, мотивирующие игры на скорость, игры на выработку эустресса (положительного стресса в небольших количествах), а так же здоровый полноценный сон, правильное питание и умеренные физические нагрузки. [см. Приложение 2] [4] [6]
Обязательное условие восстановления нервной системы - хороший, полноценный сон. Человек будет полон энергии в течение дня, если его ночь прошла спокойно, он спал глубоким сном. Однако нужно правильно подготовиться к ночному отдыху - небходимо постараться не переутомляться в течение дня, и нельзя сразу после активной работы ложиться в постель. Следует дать своему мозгу время подготовиться ко сну, предоставить ему возможность немного расслабиться. И не перед телевизором, где мелькают картины насилия, сменяющиеся назойливой рекламой. Лучший способ - приятная беседа или легкое чтение.
Не следует переедать на ночь. Это очень важно - сон на полный желудок никогда не будет полноценным. Ужин должен быть легким, есть нужно не позднее, чем за 3-4 часа до сна. Если есть такая возможность, лучше спать с открытым окном, чтобы приток свежего воздуха помогал расслабиться телу и мозгу. Постель должна быть удобной, что не значит излишне мягкой. Подушка тоже не должна быть слишком пышной, в идеале - ортопедической, чтобы не происходило искривления шейного отдела позвоночника. Можно выпить успокаивающий травяной чай, он подавит чрезмерное эмоциональное возбуждение.
Правильное, а значит натуральное питание еще одно важное условие укрепления нервной системы. Питаясь естественно, человек снабжаете свой организм всеми необходимыми полезными веществами (витаминами, макро – и микроэлементами), которые помогают восстановить нервную силу.
Особенно важен для нервной системы кальций. Когда его не хватает, затрудняется передача нервных импульсов, растет нервное напряжение, люди становятся раздражительными, плаксивыми, вспыльчивыми без видимой причины. Особенно важно достаточное поступление в организм кальция для детей и подростков. Его дефицит заметен сразу же: дети слишком возбуждены, их двигательная активность повышена, дети буквально не могут ни минуты усидеть на месте; возникают навязчивые состояния (они кусают ногти, ковыряют в носу). Поль Брегг в своей практике часто наблюдал буквально перерождение людей после того, как они переходили к питанию натуральными продуктами с достаточным содержанием кальция - они становились доброжелательными, уверенными в себе. Богаты этим минералом следующие продукты: бобы, свекла, капуста, кресс водяной, миндаль, молочные продукты, сыры.
Здоровая нервная система невозможна без физических упражнений. Брегг считал, что нет ничего лучше для укрепления нервов, чем ходьба в энергичном темпе на дистанции от 3 до 8 км. Она полезна в любом возрасте, начинать можно с малых дистанций 1-2 км, постепенно увеличивая ее. Ежедневные физические упражнения дисциплинируют, а значит, помогают стать более уравновешенными. Человек начинает более спокойно относиться к проблемам, которые раньше приводили к эмоциональным взрывам. Жизненная энергия наполняет тело, нервы крепнут, устойчивость к недугам повышается.
Правильное дыхание - еще одно условие укрепления нервной системы. Как известно, есть два способа дыхания. Грудное дыхание - естественный способ дыхания человека при физических усилиях. При нем работает грудная клетка, которая во время вдоха расширяется, а во время выдоха сжимается. Диафрагмальное (брюшное) дыхание проявляется в основном в спокойном состоянии. По сравнению с грудным дыханием оно обеспечивает более полное насыщение крови кислородом, выполняет самомассаж и улучшает работу органов брюшной полости, улучшает перистальтику кишечника, успокаивающе действует на нервы.
Хорошо укрепляют нервы водные процедуры. С их помощью очищаются поры кожи, а значит, большее количество вредных токсинов выводиться из организма. Кроме того, принимая душ, происходит стимуляция нервных окончаний на коже, в зависимости от температуры воды душ может быть как стимулирующим, так и успокаивающим средством. Холодная вода – прекрасный способ укрепления нервной системы, поэтому будут весьма полезны ежедневные холодные обливания. Вечером же, перед сном, лучше подойдут успокаивающие теплые душ или ванна. [8]
Проанализировав учебную литературу, мы выявили медотики для повышения уровня стрессоустойчивости и рекомендации для укрепления нервной системы. Стрессоустойчивость можно развивать и улучшать.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исследование проводилось на базе МАОУ - Гимназии № 45 с учащимися 10-11 классов в течении 2-х лет. В 2012-13 уч. г. мы изучили уровень нервно-психической устойчивости старшеклассников. В исследовании приняли участие 41 человек. В 2013-14 уч. г. мы проанализировали причины страхов перед экзаменами и их взаимосвязь с социальной ситуацией учеников. В исследовании приняли участие 69 человек.
Результаты 2012-2013 уч. года.
Проанализировав различные методики:
Мы пришли к выводу, что наиболее удобная в проведении, обработке и интерпретации оказалась методика «Прогноз» [см. Приложение 2], которая была разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе.
При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами. Данная методика вполне информативна для выявления стрессоустойчивости учащихся при подготовке и прохождении ЕГЭ.
Полученные результаты в 2012-13 уч. г. показали что 75% учеников 10 класса имеют низкий или очень низкий уровень нервно-психической устойчивости. [см. Приложение 5]
Результаты исследования стрессоустойчивости учащихся 11 классов показали, что всего лишь 8% учеников имеют уровень нервно-психической устойчивости выше среднего. [см. Приложение 6]. Высокого уровня психической устойчивости не выявлено. Такая ситуация может существенно осложнить эффективную подготовку к сдаче государственных экзаменов.
Результаты 2013-2014 уч. года.
В 2013-14 уч. году исследование проводилось также с учениками 10-11 классов. Мы предложили респондентам ответить на вопросы, касающиеся их социального положения, эмоциональных контактов, особенностей семьи и отношения к ЕГЭ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Важным вопросом, включенным нами в анкету, на наш взгляд, является наличие близкого человека (парня, девушки), так как показывает эмоциональную удовлетворенность, отвечающую потребностям возраста. В старшем подростковом и раннем юношеском периоде на первый план выходит построение первых романтических отношений, смыслообразующим фактором развития является полоролевое развитие.
Результаты анкеты подтвердили это предположение. Большинство обучающихся, пока не имеющих влюбленности, хотят завести отношения. Отношения в этом возрасте несут характер поддержки и, по мнению исследователей, создают ситуацию защищенности.
Вопрос, направленный на изучение причин страха перед сдачей государственной аттестации имел открытую форму, не предполагая выбора вариантов. Такая технология является наиболее эффективной, так как предполагает свободную форму ответа, близкую самому обучающемуся и не загоняет его в рамки стандартов.
Главной целью нашей анкеты было выявить наличие тревоги перед сдачей экзамена и изучить влияют ли объективные социальные факторы: особенности состава семьи, наличие любимого человека, желание в близких эмоциональных отношениях, профессиональная определенность на страхи обучающихся или они имеют субъективную природу, в основе которой лежат личные переживания. Из 69 учеников в исследовании приняли участие 30 мальчиков и 39 девочек. 35 респондентов показали, что имеют страхи перед сдачей ЕГЭ и 34 – не имеют.
Результаты исследования.
Мы предположили, что наиболее подвержены страхам девочки, так как, по мнению ученых, они обладают более тонкой эмоциональной чувствительностью и наиболее сильно подвержены переживаниям.
Наше предположение подтвердилось. Из 35 учеников, у которых выявлены страхи 24 – девочки и 11 мальчиков.
Наша гипотеза, что дети в неполных семьях более восприимчивы к стрессам, чем в полных также не нашла своего подтверждения.
Преобладающее количество детей, имеющих повышенную предэкзаменационную тревожность, воспитываются в полных семьях.
Наличие близкого любимого человека оказывает позитивное влияние на старшеклассников. Учащиеся, имеющие друга (подругу) более спокойны и меньше переживают из-за предстоящих экзаменов.
Особого влияния на тревожность старшеклассников не оказывает и наличие профессионального выбора. Равное количество страхов выявлено как у определившихся с профессиональным будущим, так и не определившихся учеников.
Анализ причин страхов, показал, что большинство их имеют субъективную природу. Переживания учащихся практически в 50% случаях связаны с личными особенностями.
Старшеклассники не так сильно переживают из-за отсутствия знаний или ситуативных событий (внешних факторов) как из-за того, что не смогут управлять своими переживаниями, нервными реакциями во время экзамена.
Наша гипотеза о том, что в основе причин нарушения стрессоустойчивости и появления страхов являются субъективные переживания обучающихся полностью подтвердилась.
Поэтому особенную актуальность имеют собранные и предложенные в работе методы, способствующих саморазвитию и самовоспитанию обучающихся.
Заключение
Изучив особенности, виды стрессов и группы стрессоустойчивости мы пришли к выводу, что стресс оказывает не только разрушительное действие. В допустимых пределах, он помогает тренировать нервную систему и способствует активизации внутренних сил человека. Проанализировав литературу по данной теме мы выявили, что в основе стрессоустойчивости лежат индивидуальные особенности личности – как физиологические, так и психологические. Люди по разному реагируют в одинаковых ситуациях и это обусловлено многими факторами: особенностями воспитания, социального окружения, способностью управлять собой в стрессогенных ситуациях.
Проанализировав литературу по данной теме, мы выявили, что существуют разные типы стрессоустойчивости и стрессотренируемости.
Сегодня сдача государственных экзаменов является одним из наиболее сильных стрессогенных факторов. Эта процедура становится не только школьным, но и жизненным экзаменом, который проходит современная молодежь. Возникающие в процессе подготовки и сдачи экзаменов трудности: личностные, когнитивные, процессуальные оказывают влияние и на развитие личности самого человека имеют определенные причины. У каждого свой запас прочности здоровья, свои индивидуальные психофизические особенности, в том числе и особенности нервной системы. Но, анализ теоретических и практических научных разработок показывает, что сила нервной системы, его стрессоустойчивость - тренируемые функции человека, развивая которые можно повышать свой жизненный потенциал. Особенно важным становится работа по выявлению и профилактике причин появления предэкзаменационных страхов. Их своевременное изучение, осознание природы происхождения помогут старшеклассникам самостоятельно преодолевать возникающие трудности и существенно повысят их потенциал и успешность.
Наша работа проводилась в течении 2 лет. На первом году мы выявили, что старшеклассники действительно имеют нарушения стрессоустойчивости.
Полученные результаты исследования показали, что старшеклассники не готовы к успешной сдаче государственных экзаменов. Для этого мы разработали эффективные упражнения, направленные на повышение уровня стрессоустойчивости. Так же мы дали несколько эффективных рекомендаций для укрепления нервной системы.
В 2013-14 году мы проанализировали происхождение страхов и определили, что в основном они определяются личными переживаниями, связанными с индивидуальными особенностями. Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Мы считаем, что подобранные нами рекомендации, представленные в приложении, помогут учащимся осознать собственные страхи и трудности, которые могут появиться во время подготовки и сдачи ЕГЭ и понять как их можно преодолеть. Собранные нами упражнения имеют большую практическую значимость для учащихся при самостоятельной подготовке, но так же могут быть использованы педагогами и включаться в учебный план работы.
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Две минуты отдыха
Цель: возможность быстро отдохнуть от психологической нагрузки. Возраст:
12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».
Дав инструкцию, тренер и сам может присоединиться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с супервизором, просто обдумывать последующую логику тренинга.
Расслабление
Цель: возможность расслабиться и отдохнуть.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле... Вам удобно... Глаза закрыты... Расслабьтесь... »
Тренер в упражнениях этого типа может варьировать свое участие от полного контроля за их выполнением группой до полного «растворения» в группе, т.е. отдыха вместе с группой, когда он дает инструкцию и сам ее выполняет вместе с подростками. Одной из форм контроля будет дооснащение упражнений на отдых и расслабление. В инструкцию добавляются слова: «Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу. Отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе». В ходе выполнения упражнения тренер идет по кругу и спрашивает некоторых из подростков примерно следующее: «Где ты? Это место знакомо тебе? Что ты делаешь? Ты один? Кто рядом с тобой? Тебе хорошо? Побудь там еще... »
Упражнение может длиться 3-5 минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде тренера, типа «Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали... возвращайтесь медленно... прощайтесь с теми, кто там был с вами... Открывайте глаза... Потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга... Мы продолжаем тренинг».
Дыхание
Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: «Сядьте на стул. Закройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, запомните, как вы дышите в состоянии покоя, зафиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.
Крик
Цель: разрядка чувства фрустрации, гнева, ярости и т. д.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: Для выполнения этого упражнения необходимо набрать в грудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедившись, что никто не услышит ваш крик! Если такой возможности нет, то можно использовать другой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глубокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подушкой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошенности.
Комментарии: Единственным недостатком этого упражнения является то, что в процессе его выполнения может заболеть горло или же можно охрипнуть. Поэтому необходимо научиться правильно выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин легких.
Истерика
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: 12-16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: Для его выполнения необходимо лечь на кровать, диван или на любую другую мягкую поверхность, на твердой поверхности это упражнение выполнять не стоит. Смысл упражнения заключается в том, что нужно представить себя ребенком, бьющимся в истерике. Можно колотить руками и ногами о постель и одновременно с этим кричать или издавать любые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это стоит столько времени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно полежать и отдохнуть. Это упражнение дает огромное освобождение.
Разряжение тревоги и страха
Цель: избавление от чувства тревоги и страха.
Возраст: 12—16 лет.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: Прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вызывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызывает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности.
Это упражнение можно выполнять не только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент переживания.
Сядьте поудобнее. Подумайте о тех людях, местах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражайте любые мысли или чувства, которые просятся наружу, как, например: «Мне страшно», «Я обеспокоен». Повторяйте фразы как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что вы бормочете что-то бессвязное про себя. В этот момент сделайте паузу и посмотрите, не придет ли вам на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют область подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем. Формулируйте про себя цели вашей жизни краткосрочные и долгосрочные. Каждая достойная, конструктивная цель, яркая, привлекательная идея вдохновляет, наполняет энергией нервную систему, улучшает жизнедеятельность всего организма. Вы заметите, что после медитации у вас появляется внутреннее радостное ощущение, ваши силы восстанавливаются, вы чувствуете себя отдохнувшим, умиротворенным. Достаточно посвящать каждый день полчаса медитации, и ваши нервные силы будут неуклонно возрастать.
Цезарь
Игра на повышение стрессоустойчивости, выработки мобильности и эустресса (положительного стресса)
Ученику предлагается написать письмо президенту, одновременно он должен разговаривать по телефону, и уворачиваться от летящих в него бумажек.
Самый умный
Игра на повышение стрессоустойчивости, выработки мобильности и эустресса
За определенное время ученик должен ответить на как можно большее количество вопросов.
Игра на ладонях «Капустки»
Игра на повышение стрессоустойчивости, выработки мобильности и эустресса
Один человек кладет свои ладони на ладони другого. Задача второго человек состоит в том, чтобы шлепнуть ладони противника. При этом первый человек должен поймать момент, чтобы вовремя увернуться от шлепка.
Игра с мячом «Горячая картошка»
Игра на повышение стрессоустойчивости, выработки мобильности и эустресса
Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик).
Приложение 3
Шкала нервно-психической устойчивости
Полученные баллы НПУ | Пункты шкалы НПУ | Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29-32 23-28 18-22 | 1 2 3 4 | Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе |
14-17 | 5 | Среднее |
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее | 6 7 8 9 10 | Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе. |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:
– «да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
– «нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
– «да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов.
Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).
Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».
Вопросы
1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
9. Бывает, что сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. Запоры у меня бывают редко.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.
44. Счастливей всего я бываю, когда один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я любил сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
60. Я человек нервный, легко возбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризный и раздражительный.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
82. У меня есть судимые родственники.
83. В юности я имел приводы в милицию.
84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Класс___ Пол: Ж, М
Состав семьи: Полный(оба родителя), Неполный
Есть ли у Тебя любимый человек? Да, Нет
Если нет, хотелось бы создать отношения? Да, Нет
Определился ли Ты с выбором будущей профессии? Да, Нет
Боишься ли Ты сдачи Единого Государственного Экзамена? Да, Нет
Каковы причины твоих страхов перед сдачей экзаменов (постарайся их объяснить)?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Рисуем крокусы акварелью

Рисуем зимние домики

Именинный пирог

Никто меня не любит

Сказка "12 месяцев". История и современность