• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Самооценка и успеваемость

Опубликовано Антропова Татьяна Сергеевна вкл 29.11.2014 - 21:24
Антропова Татьяна Сергеевна
Автор: 
Дубовкина Марианна

В работе раскрыты теоретические аспекты зависимости успеваемости обучающихся от особенностей самооценки.  Проведено практическое исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubovkina_m._ou_45_samootsenka.docx101.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 45

“Взаимосвязь самооценки и успеваемости”

Автор:

Дубовкина Марианна Максимовна,

 МБОУ - Гимназия № 45,

 6 Б класс

Научный руководитель:

Антропова Татьяна Сергеевна,

МБОУ - Гимназия № 45,

педагог-психолог,

I квалификационная категория

г.Екатеринбург, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4 стр.

1. Теоретическая часть……………………………………………………………….5 стр.

1.1. Понятие самооценка…………………………………………………………5 стр.

1.2. Виды самооценки…………………………………………………………6-8 стр.

1.3. Самооценка подростка как фактор личностного развития………………..8 стр.

1.4. Адекватность самооценки подростка…………………………………..9-10 стр.

1.5. Анализ методов повышения самооценки подростков ..................…...10-13 стр.

2. Практическая часть……………………………………………………...…….14-16 стр.

Способы повышения самооценки подростков 11-14 лет…………...…………16-18 стр.

Заключение…………………………………………………………………...…..19-20 стр.

Список литературы………………………………………………………....…….21-22 стр.

Приложение

Введение

Подростковый возраст - непростой и очень важный этап в жизни каждого человека. Это время "первых самостоятельных выборов", которое во многом может определить дальнейшую судьбу человека. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется первые представления, идеалы, ценности. Для данного периода характерно развитие сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое»,  «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить. Обучение всем этим навыкам происходит постепенно, под воздействием разных групп людей (учителя, родители, сверстники), а отношение к себе складывается из их мнений и оценок. И, не всегда. эта оценка является позитивной и помогает ребенку развить  адекватное отношение к себе.

«Есть два вида неблаговоспитанности: первый заключается в робкой застенчивости, второй — в непристойной небрежности и непочтительности в обращении. И того и другого можно избегнуть соблюдением одного правила: не быть низкого мнения ни о себе, ни о других». Так говорил британский философ Джон Локк. [2]

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. [9]

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Ученые выделяют, что многие детские, а особенно подростковые проблемы  вызваны нарушениями самооценки.

Увеличился темп обучения. Появились ЕГЭ, ГИА. Современная школа предъявляет учащимся множество новых требований Появились неврологические расстройства из-за больших психических нагрузок. В связи с высокой динамикой обучения и несоответствием требованиям, предъявляемым к  учащимся, сильно страдает эмоциональная сфера, в том числе и самооценка. Психологи утверждают, что в основе многих соматических и хронических заболеваний кроются проблемы отношения ребенка с самим собой - т.е. нарушения самооценки. Такие трудности не только разрушают здоровье, они усложняют процесс налаживания контактов с окружающим миром, снижают мотивацию к учебе и социально направленным интересам, мешают хорошей учебе и многое другое.  

Опираясь на данные различных исследований мы узнали, что чем лучше ребенок учиться в школе - тем выше должна быть его самооценка. Учащиеся же с низкой успеваемостью, как правило, имеют заниженную самооценку. Этот интересный факт нас заинтересовал. Можно предположить, что если учащиеся будут повышать свою успеваемость, то и самооценка у них будет выше.

 Мы решили изучить данный вопрос и поставили перед собой цель

- выявить связь самооценки и успешности обучения детей в школе.

Гипотеза исследования - самооценка отличников выше чем самооценка неуспешных учащихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. теоретический анализ материалов по данной теме, изучение самооценки детей;

2. исследование уровня самооценки и сравнение с результатами школьной успеваемости;

3. аналитический анализ полученных результатов и разработка рекомендаций учащимся.

  1. Теоретическая часть
  1. Понятие самооценка.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включается в деятельность и общение.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: "Смотрится, как в зеркало,  в другого человека, лишь отнесясь к человеку". Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом методов выявления самооценки человека.

 

1.2. Виды самооценки

Самооценка может быть оптимальной (адекватно) и неоптимальной (неадекватной).

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной. [3]

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания.

Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

1.3. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. [7]

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. [1]

Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности.

Самооценка подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

Самооценка подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Самооценка подростка, как отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это,  в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. [10]

1.4. Адекватность самооценки в подростковом возрасте.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств

В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания. Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком.

Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.

Российские психологи представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость.[8]

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции.

 Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.

Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты —доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться. [6]

Самооценка школьников влияет на их общение с другими ребятами или учителями. Разберемся, как себя ведет ребенок в обществе при разных уровнях самооценки.

Когда ребенок думает о себе плохо, значит, у него есть какие- то комплексы. И они мешают ему нормально общаться со сверстниками. Он боится, что его не примут в общество, обсмеют. И он не хочет ни с кем общаться, а живет сам по себе, в своем мире. На самом же деле он вполне обычный ребенок, как и все, но только думает о себе плохо. Он замкнут и необщителен. Но бывает, что эти люди творческие личности.

Другие дети видят этого ребенка скромны,  застенчивым, не разговорчивым. И сами с ним не разговаривают.

Теперь рассмотрим другой вариант. Ребенок думает о себе слишком хорошо. Но такие люди по жизни лидеры, стараются быть во всем и всегда первыми.  Он врывается в любое общество, начинает диктовать свои правила. Все начнут от него сторониться. Возможно, ребенок подумает, что если он такой “хороший”, то ему все можно. Начнет обижать других детей. Он тоже конечно потом не будет ни с кем общаться, с таким отношением.

Ребенок с нормальной, адекватной самооценкой умеет правильно вести себя в обществе, и у него не проявляется страхов в общении. Он адекватно о себе думает, так же думают о нем и остальные. [12]

1.5 Анализ методов повышения самооценки подростков.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его индивидуального опыта. Нет и не может быть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый “букет” психологических особенностей, специфических для подросткового кризиса.

Изучая учащихся средних школ, исследователи установили, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности их интересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказыванию ребенка. Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков 11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие включались теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений на семейном совете.

Исследователи выделяют три основных условия формирования у подростка высокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах. [3]

Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которую складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего, теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что, так или иначе, объединяет всех.

Было установлено, что поддержка родителей значимо влияет на самооценку подростков, в то время как контроль с их стороны такого влияния не оказывает.

Поддержка родителей значимо влияет на самооценку только в присутствии взрослых, например, в семье, в школе и при общении со взрослыми. В ситуациях общения со сверстниками такая зависимость не прослеживается.

Проводимое британскими учеными исследование показало, что социум (референтная группа) является основным фактором развития самооценки подростка. [1]

Полученные данные говорят о том, что школа (особенно уроки), для подростков являются самыми незначимыми, так как там плохо учитываются реальные интересы и потребности молодежи. Подростков угнетает система оценки знаний, дающая лишь немногим возможность испытать чувство успеха. На противоположном полюсе находится группа сверстников, в которой подросток ощущает минимальную отчужденность.

Могут ли родители и учителя помочь подростку в решении насущных проблем? Их главная задача попытаться понять “изнутри” поведение и чувства, которые отличают подростков.

Взрослые должны обеспечивать подросткам постепенно возрастающую свободу выбора и действий в рамках устойчивой системы принципов, регламентирующих поведение. Полная независимость чревата тревожностью даже для взрослых. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, еще и демонстрирует ему, что кто-то о нем заботиться.

Помогая подросткам правильно принимать решения, взрослые должны показывать, что то или иное жизненно важное решение – это не выбор между чем-то истинным и чем-то абсолютно ложным, а между вещами, одинаково далекими от идеала. Общение со взрослым должно научить подростка, что истинно взрослые решения основываются на оценке реальной, а не надуманной ситуации. Это не означает, что в своих суждениях можно не оглядываться на принципы; но принципы необходимо трезво применять в соответствии с жизненной реальностью.

Наконец, взрослым надлежит поощрять всякое проявление зрелого поведения, стремление подростка к самопониманию и преодолению трудностей. Такая положительная обратная связь не только закрепляет достигнутые успехи, но и является для молодого человека знаком того, что его одобряют, принимают и ценят, каковы бы ни были перемены, сопровождающие его возрастное развитие.

Все эти меры взаимодействия семь и самих подростков помогут им повысить самооценку, найти понимание и поддержку не на улице, а в школе и своей семье, что более благоприятно скажется на их развитии.

2. Практическая часть

В 2012 году мы провели исследование самооценки учащихся 6 Б класса и сравнили ее с особенностями их школьной успеваемости.

Для исследования мы использовали диагностику Метод межличностных отношений (ДМО).

Метод диагностики межличностных отношений представляет собой опросник, в котором короткие характеристики отражают индивидуальный стиль общения конкретного человека с окружающими. В зависимости от заданной инструкции методика может выявлять:
1) субъективную оценку Я в сопоставлении с идеалом своего Я;
2) оценку других лиц, включенных в эксперимент при изучении малой группы, характеристики которых также можно рассматривать в сравнении с идеалом;
3) адекватность или напряженность отношений в малой группе — будь то семья, коллектив, команда и т.д.

Этот диагностический метод, не исследуя на прямую только самооценку, дает, при этом, одно из самых значимых показателей  для подростка - самооценка себя в окружающем пространстве. Ведь именно общения в этом возрасте является ведущим видом деятельности и оказывает максимальное значение на развитие всех функций. качеств. свойств подростка. Данная диагностика является информативной по многим параметрам: она позволяет правильно определит самооценку, выявить свойства личности и определить межличностные отношения с другими людьми.

Для того чтобы найти правильный подход к улучшению того или иного типа межличностного поведения, создающего конфликтную ситуацию, важно определить такой ключевой фактор, как самооценка.

У лиц с преобладающим стилем межличностных отношений по типу лидирующе-властного или независимо-соперничающего (I и II октанты) самооценка высокая, а реакция на мнение других — игнорирующая. Прямолинейно-упорствующий и недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI) сочетается с преобладанием критического и негативного отношения к иным мнениям при тенденции к завышенной самооценке.

Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип поведения (V и VI октанты) характеризуется заниженной самооценкой и избыточным уважением к мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и ответственно-великодушный — VI и VIII октанты — отличаются колебаниями самооценки в связи с ее неустойчивостью («ищущие признания») и выраженной ориентацией на мнение значимых окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов) и выраженной внутренней неудовлетворенности собой (разница по октантам реального и идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение окружающих позитивная, если это мнение больше согласуется с субъективным идеалом человека, чем с оценкой своего Я. В процессе внутренней переработки критических замечаний окружающих при сопоставлении самооценки с идеальным Я у такой личности под влиянием нажима формируется безоговорочная соглашательская реакция, снижающая любую творческую активность и подавляющая самостоятельность решений.  Напротив, при совпадении актуального и идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с преобладанием властно-лидирующего или независимо-доминирующего стиля межличностного поведения, выявляется полная удовлетворенность собой (самодостаточность), завышенная самооценка и критическое отношение к мнению окружающих, что затрудняет установление контактов. Наиболее распространенным является третий вариант, когда самооценка не полностью совпадает с идеалом Я, то есть отсутствует полная удовлетворенность собой (разница по октантам актуального и идеального Я в пределах 4 баллов), когда при достаточно выраженном самоуважении и позитивной в целом оценке своей личности имеется тенденция к дальнейшему развитию. Такие люди составляют устойчивое ядро коллектива, на которое может опереться.
Таким образом, применение теста ДМО является очень интересным и имеет большое практическое значение на практике.

Проанализировав полученные данные мы получили следующие результаты:

Большинство учащихся - 80% имеют завышенную и адекватную самооценку. По мнению ученых такая ситуация вполне соответствует возрастным особенностям. Многие подростки среднего возраста имеют завышенную самооценку - это помогает их полноценному развитию и установлению обширных социальных контактов. Такая ситуация не считается отклонением от нормы.

И лишь только 20% учащихся имеют заниженную самооценку, что может им существенно осложнить учебную ситуацию. Изучив полученные по классу общие результаты мы предположили, что заниженная самооценка скорее всего преобладает у учащихся. имеющих сниженную успеваемость.

На самом деле все оказалось совсем не так.  75 % учащихся, у которых выявлена заниженная самооценка являются устойчивыми хорошистами, т.е. стабильно учатся на 4 и 5. И только оставшиеся 25% от числа респондентов, показавших заниженную самооценку - это отличники.

Ни у одного из ребят, обучающихся на тройки нет заниженной самооценки.

Такой результат полностью расходиться с мнениями ученых. Он свидетельствует о том, что в нашем классе прямой зависимости самооценки от  успешности обучения  нет.

Единственное предположение, которое может аргументировать полученные данные заключается в том, что ученики, которые учатся хуже, используют определенные психологические защиты, чтобы сохранить свое психологическое здоровье. Тем самым. они искусственно завышают для себя самооценку и это помогает им не расстраиваться из-за их социального статуса. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение в дальнейшем мы планируем провести более глубокое исследование самооценки и сравнить полученные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы рассмотрели важнейшие психологические закономерности подросткового возраста и одно из основных новообразований - самооценку.

Самооценки подростка оказывает влияние на учебу, социальные контакты, дружбу и др. От этого свойства личности будет зависеть как человек будет проходить разные этапы личностного и профессионального становления в течении всей жизни. Самооценка может быть различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться подростку взрослыми. Так, повышение самооценки в учении может быть действительной или существовать в виде “свободы в учении”, например, при отсутствии контроля в семье. Повышение самооценки во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена подростку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля за этой стороной жизни ребенка.

Полученный нами материал дает основание считать, что формирование у подростков самооценки происходит в практике отношений с окружающими, построенных по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой подросток ориентируется на образцы и эталоны взрослых. Формирование самооценки связано с развитием самостоятельности подростков. Если самостоятельность сознательно предоставлена подростку взрослыми, то между формирующимся у подростка чувством самооценки и отношением к нему со стороны старших противоречие не возникает, а потому нет неудовлетворенности отношением взрослых и, соответственно, нет и оснований для проявления различных форм протеста и доказывания своей взрослости. Если самостоятельность подростка возникает только из-за определенных обстоятельств жизни при сохранении отношения взрослых к нему как к маленькому, то появляется противоречие между этим отношением и формирующимся у подростка чувством самооценки, которое обнаруживается в столкновениях и конфликтах подростков и взрослых.

Приведенные в работе методы повышения самооценки подростка (см. приложение) позволили выделить новые стороны в формировании личности в период подросткового возраста и связи между этими сторонами. На начальном этапе подросткового возраста возникает что-то новое. Необходимо выделить центральное новообразование этого периода, определяющее другие моменты, основные изменения и позволяющее объяснить всю симптоматику развития.

Любые нарушения самооценки будут приводит к снижению качества жизни человека. Завышенная -  к излишней самоуверенности, критичности. высокомерию. Заниженная - наоборот, будет вызывать чувство робости и неуверенности, снижать возможности достижения поставленных целей.  Только адекватная самооценка - когда человек любит себя таким какой есть, хорошо знает свои недостатки и работает над собственным совершенствованием - поможет быть успешным, ставить перед собой реальные цели, достигать их, при этом оптимально используя свой потенциал.

После исследования проведенного мной в нашем классе, мы увидели, что завышенную самооценку имеют как отличники, так и троечники. А значит, что трудностям могут быть  подвержены и те и другие. Возможно, эти дети находятся в ситуации повышенного риска: отличники - вынуждены соответствовать ожиданиям, троечники - психологически защищаться от критики. У них могут возникнуть проблемы в будущем в межличностных отношениях с людьми.

Исследование показало, что заниженная самооценка в нашем классе в основном преобладает у хорошистов - детей, которые учатся на 4 и 5. Эта ситуация показалась нам странной и мы хотим провести дополнительное исследование на параллельных классах, чтобы выявить - является этот показатель закономерностью или нет.

Осознание значения самооценки в жизни человека имеет огромное практическое значение. Все мы знакомы с известной фразой: "осведомлен - значит вооружен". Выявление возможных трудностей самооценки, своевременное применение мер по развитию адекватности и уверенности в себе позволит человеку не тратить много сил в пустую и создаст условия для эффективной и качественной жизни.

Подобранные нами рекомендации для подростков 11-14 лет, представленные в приложении могут быть эффективно использованы каждым ребенком, помогут ему развиваться и становиться лучше.

Список литературы

  1. Байярд Р.Т. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М: Просвещение, 1991.
  2. Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Философский лабиринт: Учебное пособие - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
  3. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., 1981.
  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1989.
  5. Коноваленко В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника. СПб, 1995.
  6. Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  7. Личко А.Е. Подростковая психология. Руководство для родителей. Л., 1989.
  8. Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 1991.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002.
  10. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997.
  11. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  12. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
  13. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 1994.
  14. Энкельман Н Начни с себя: советы 13-16-летним. М., 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика диагностики межличностных отношений Лири

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая

адаптивное поведение

5-8 баллов – умеренная

9-12 баллов – высокая

экстремальное

до патологии поведение

13-16 баллов - экстремальная

image8В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – VI) Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени бла-гополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

II. 7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

III. 11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

IV. 15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

V. 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI. 23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

I. 35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

II. 39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

III. 43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

IV. 47. На него трудно произвести впечатление

 48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

V. 51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

VI. 55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

VII. 59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

VIII. 63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

I. 67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

II. 71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

I. 99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

II. 103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

III. 107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия

IV. 111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

V. 115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

VI. 119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

VII. 123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе

 128. Портит людей чрезмерной добротой

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ

ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ

В предыдущих разделах мы рассмотрели, что должны сделать взрослые и преподаватели для повышения самооценки подростка. В данном же разделе мы хотим проанализировать, что же должен сделать сам подросток, чтобы добиться уважения к себе.

Отношение подростков к себе и взрослым часто двойственно. С одной стороны, они хотят, чтобы к ним относились, как к равным, уважали их права и достоинство. Это, конечно, более чем справедливо. Но, с другой стороны, они считают, что родители должны заниматься только ими, опекать и оберегать их. Подростки как бы отказывают родителям в праве на самостоятельную жизнь, на собственные чувства – на все, что выходит за круг родительских обязанностей.

Прежде всего подросткам надо запомнить, что потребности их собственного “Я” имеют такое же право на реализацию, как и потребности всех других людей. Они сами ответственны за удовлетворение этих потребностей, что, следовательно, они имеют такие же права, как любой другой взрослый человек, и эти права им не могут быть никем представлены. Это собственные права подростков и то, выполняются они, в основном, а иногда и исключительно зависит только от них самих.

Существуют личные права, которыми могут пользоваться подростки, как механизмом защиты для разрешения всевозможных конфликтов.

Вы имеете право:

иногда ставить себя на первое место;

просить о помощи и эмоциональной поддержке;

протестовать против несправедливого обращения или критики;

на свое собственное мнение и убеждение;

совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”;

не обращать внимание на советы окружающих и следовать собственным убеждениям;

побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;

менять свои решения или избирать другой образ действия;

добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

быть безупречным на все 100%;

следовать за толпой;

любить людей, приносящих вам вред;

делать приятное неприятным людям;

извиняться за то, что были самим собой;

выбиваться из сил ради других;

чувствовать себя виноватым за свои желания;

мириться с неприятной ситуацией;

жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

делать больше, чем вам позволяет время;

делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

выполнять неразумные требования;

отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.

Теперь у подростков есть достаточно большой арсенал для борьбы с низкой самооценкой. Далее следует еще один раз внимательно просмотреть данный список и сделать еще один, который будет нравиться подростку. Затем к каждому пункту списка подобрать несколько ситуаций из повседневной жизни, где каждое из этих прав может быть реализовано или, напротив, ущемлено. Как всегда, чем больше, тем лучше. Далее. Придумать к этой ситуации варианты уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. И затем начать отрабатывать, репетировать уверенное поведение в различных ситуациях.

Самое трудное – осмелиться сделать это, нарушить тот образ, который привычен для вас самих и, как вы считаете, для окружающих. Для того чтобы быть собой, а не привычным, удобным для себя и окружающих человеком, требуется смелость. Не сравнивайте себя с другими. Помните, что каждый человек неповторим и ценен просто потому, что он – это он, уникальная, своеобразная личность. Он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь, прежде всего, - самого себя.

Запомните: первый и последний учитель жизни – это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.

Все эти правила помогут подростку 11-14 лет повысить свою самооценку, научиться уважать себя и других людей.


Поделиться:

В поисках капитана Гранта

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Золотая хохлома

Ворона

Нас с братом в деревню отправили к деду...