Автор проводит исследование индивидуальных особенностей обучающихся старших классов: познавательных, эмоционально-волевых, демографических показателей и их влияние на становление ответственности
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 339 КБ |
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Уровень субъективного контроль или "Что такое ответственность?" 5
1.2. Индивидуальные особенности старшеклассника в структуре формирования УСК и ответственности как качества личности 9
Глава 2. Практическая часть 14
2. Заключение 18
Список литературы 20
Приложения 21
Введение
Каждый человек в своей жизни вынужден принимать решения и брать за них ответственность.
Одни сталкиваются с проблемой выбора уже в дошкольном и начальном школьном возрасте, когда родители (в разумных пределах) дают ребенку самому принять решение и почувствовать его последствия. Другие - чуть позже. Но, в любом случае, через это проходит каждый человек.
Особенно важным этот аспект стал в конкурентоспособном обществе - в динамичное, постоянно меняющееся время, наполненное кризисами и нестабильностью. Неспособность принять решения, быть активным и целеустремленным в наше время оставляет человека у "разбитого корыта". Но это еще не самое страшное. Гораздо опаснее ситуация, когда человек, принимая какое-либо решение, совершая поступок, не хочет нести ответственность за его последствия, не осознает, что именно от него самого зависит самое главное - вся его жизнь!!!
Ответственность в жизни человека зависит от уровня субъективного контроля (УСК) - т.е. способности понимать свое значение в жизненно важных ситуациях, которые с ним происходят.
В период юношеского возраста развиваются наиболее важные принципы для дальнейшей жизнедеятельности. И от того как старшеклассник войдет в социум, от того как он будет взаимодействовать с окружающим миром, на кого будет возлагать ответственность за происходящие события, зависит формирование будущей личности. Поэтому исследуемая нами проблема становится актуальной. Её актуальность повышается в виду того, что на данном этапе жизни изменяются социальные отношения, характер самой личности, ценностей, норм и т.д.
Целью нашего исследования является изучение уровня субъективного контроля и индивидуальных особенностей современного старшеклассника. Для реализации данной цели мы поставили перед собой ряд задач:
Таким образом, объектом нашей работы является старшеклассник , а предметом – взаимосвязь его индивидуальных особенностей и уровня субъективного контроля
Гипотеза: высокий уровень субъективного контроля зависит от интеллектуального, коммуникативного развития старшеклассника и связан с его характерологическими особенностями.
Работа состоит из теоретической и практической частей.
В теоретической части мы рассмотрели особенности уровня субъективного контроля и развития старшеклассника.
В практической - подобрали диагностический инструментарий, помогающий изучить интеллектуальные, коммуникативные и характерологические особенности обучающихся старших классов; провели исследование и анализ полученных результатов.
1. Теоретическая часть
Проблемой изучения ответственности занимались многие авторы.
Исследованию ответственности посвящены работы JI.A. Когана, Д.А. Леонтьева, Ж. Пиаже, В.П. Тугаринов. Эти ученые изучали ответственность как нравственное качество личности.
Изучению роли деятельностного подхода в формировании личности посвятили свои работы Б.Г. Ананьев, JI.G. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Они считали. что необходимо создать условия для воспитания у обучающихся позиции активности, деятельности и общения, как важных факторов формирования ответственности.
В.В. Краевский, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев предложили идеи создания такого подхода к проектированию образовательного процесса, который поможет исследовать и развивать ответственность как качество личности.
В основе уровня субъективного контроля (далее УСК) лежит локус контроля
Локус контроля — понятие в психологии , характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.[3]
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. [6]
Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность "рождается" дважды. Первое ее "рождение" - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее "рождение" происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению. Это способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию. [8]
Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.
Определение сущности ответственности как качества личности. Проанализировав различные подходы к определению ответственности мы определили для себя наиболее приоритетное.
Ответственность как нравственно-деловое качество, которое характеризует способность личности выступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за их последствия. проявляется в сознательной готовности индивида к Ответственность деловой зависимости в человеческой общности, основанной на сознательно реализуемых нравственных категориях и обеспечивающей эффективную жизнедеятельность личности в пространстве социокультурных норм. В этом плане ответственность выступает как основополагающее социально-нравственное качество человека.[ 12]
Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие функции ответственности в структуре личности:
1. функция идентификации ответственности - осознанием системы нравственных норм общества и принятием их в качестве личностно значимых ценностей;
2. функция нравственной саморегуляции отражает отношение, предрасположенность, сознательная готовность к ответственной зависимости самой' личности;
3. функция самореализации через ответственный поступок заключается в выработке опыта ответственного поведения, согласующегося с «образом-Я», с представлениями о своих возможностях, обязанностях, долге. [9]
В структуре ответственности выделяются следующие компоненты:
- когнитивно-оценочный;
- эмоционально-волевой;
- поведенческий.
Когнитивно-оценочный компонент ответственности предполагает знание о себе, своих возможностях в выполнении личностью правил и норм поведения, осознанность гуманистической ценности ответственности как нравственно-делового качества личности. Выполняет функции идентификации и самореализации- через ответственный поступок ответственности в структуре личности младшего школьника.
Эмоционально-волевой компонент ответственности — наличие положительной мотивации, порождающей положительное отношение к социально значимой деятельности; стремление к организованности, а также сосредоточение на решении главной нравственной задачи деятельности. Способствует осуществлению функции нравственной саморегуляции ответственности.
Поведенческий компонент ответственности — характеризуется проявлением системы признаков ответственного поведения в деятельности учащихся; ответственное выполнение любого дела, в том числе выходящего за рамки непосредственных обязанностей ребенка, но касающегося благополучия других людей. Способность адекватно оценивать свои поступки в отношении других людей, природы, готовность' отвечать, за последствия своих действий. Данный компонент связан с функцией адаптации ответственности. [10]
Одним из измерений ответственности является субъективный локус контроля личности.
Локус контроля — это устойчивая стратегия человека видеть источник управления своей жизнью и поведением преимущественно в себе самом, или же во внешней среде. Личность с внешним локусом контроля (экстернал) ответственность за события, которые определяют его жизнь, предписывает, в основном, внешним факторам. Интернальная личность (личность с внутренним локусом контроля) источник событий собственной жизни видит прежде всего в себе, чувствует устойчивую связь между собственными действиями, усилиями и событиями собственной жизни.
Локус контроля является одним из важнейших механизмов, определяющим способность и умение человека преодолевать жизненные трудности, обеспечивая тем самым возможность ее саморазвития и самореализации. Интернальность тесно связана со многими психологическими процессами и чертами личности, способствующими созданию антистрессовой ситуации. Столкнувшись с жизненными трудностями, интерналы значительно чаще показывают поисковую активность. Такая активность создает предпосылки для нахождения конструктивных путей решения задач и дальнейшего развития личности. Отказ от поисковой активности может привести к «обученной беспомощности», которая приводит к личностным и жизненным трудностям.
У человека всегда есть выбор. Можно принять ответственность на себя или обвинить в этом кого-то другого. Ключевая фраза, которая меняет отношение к ответственности, звучит так: "Вы можете отказаться от контроля, но Вы не можете отказаться отвечать за последствия". И означает она то, что человек вправе отказаться от контроля над событиями своей жизни, но не может отказаться от результатов и последствий.
Причина всех событий, которые происходят в жизни человека, заключена в нем самом. Можно снять с себя контроль, но только это не позволит изменить себя. [1]
Высокий уровень ответственности позволяет изменить свою жизнь.
Когда человек снимает с себя ответственность и обвиняет в этих событиях кого-то другого или Высшую силу, он не может изменить свою жизнь, ведь в том, что произошло, нет его вины, и события просто наваливаются на него.
Когда человек принимает ответственность, он сам контролирует события , которые происходят в его жизни. Чем выше уровень контроля, тем выше качество жизни.
Анализ теоретических материалов по теме УСК позволил определить содержание понятия "ответственность", функции и компоненты ответственности.
По мнению исследователей, ответственность, локус контроля закладываются еще в дошкольном возрасте, при появлении первых самостоятельных поступков малышей. Но, как личностное качество она начинает формироваться лишь с подросткового возраста. В следующей главе мы рассмотрим особенности становления ответственности как качества личности в старшем школьном возрасте.
1.2. Индивидуальные особенности старшеклассника в структуре формирования УСК и ответственности как качеств личности.
В подростковом и юношеском возрасте, к которым можно отнести учащихся старших классов происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода - личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки.
Социальная ситуация развития.
В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения, с 17 лет имеют право вступить в брак. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество".
Центральным новообразованием является профессиональное и личностное самоопределение - потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена а общества, своего места и предназначения в жизни.
Основная направленность личности - сосредоточение в будущее.
Сензитивный период для формирования жизненных ценностей, мировоззрения.
Основное противоречие - оценка своих возможностей и способностей и отсутствие средств реализации этих способностей
Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность
Взаимоотношения в ранней юности становятся сложнее, чем в подростковом возрасте. Одна из особенностей ранней юности - перестройка взаимоотношений со взрослыми. Взаимоотношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными. Общение со взрослыми происходит на уровне доверия Старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков Школьники нуждаются в помощи старших. Преобладают такие темы общения со взрослыми как: выбор профессии, жизненные перспективы обучения, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали. [2]
Общение с ровесниками чрезвычайно важно в этот период Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди и носит интимно-личностный характер Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим .
У юноши функция самосознания находится на первом месте, часто проявляется юношеский эгоцентризм.
Возникновение чувства влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность любить, быть взрослым Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту.
Для старшеклассников собственные переживания иногда более важны, чем объект восхищения Влюбленность часто напоминает эпидемию, через подражание, ориентацию на поведение одноклассников.
Основное в становлении личности старшеклассника - открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания. По мнению Эриксона, юношеский возраст строится вокруг кризиса личностной идентичности. Уровень идентичности тесно связан с индивидуально-личностными чертами старшеклассников. Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, то в 16 лет появляются собственные критерии значимости. Школьники оценивают, себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей. Старшеклассники в большей степени понимают себя, чем подростки. Настроение становится более устойчивым и осознанным .Самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте Формируется осознанная ответственность, возникает чувство собственного достоинства. [4]
Старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе, осуществляет поиск ответа на сложные вопросы жизни: "Для чего я живу? В чем смысл жизни?" расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень. Старшеклассники стремятся не только оценить моральную сторону своего внутреннего мира, но и сознательно развивать его.
У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе. Возникает ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей.
В обучении формируются общие интеллектуальные способности, понятийное теоретическое мышление. Юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизированию, создания абстрактных обобщений. В мечтах юноши проигрывают различные варианты своего будущего жизненного пути. Философская направленность юношеского мышления связана не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоциональной сферы юношей.
Старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность с позиции своего будущего. Формируется ответственность за профессиональный выбор и будущую личную жизнь [6]
Ответственность в формировании личности старшеклассника.
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в юношеском возрасте психологические новообразования имеют большое значение для становления ответственности как качества; личности ребенка. К таковым новообразованиям можно отнести развитие высокого уровня произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смена социального статуса.
Особое значение ответственность приобретает в контексте личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Ранее молодого человека готовили к жизни в определенном, стабильном обществе, с устоявшейся системой ценностей, норм, правил, моделей жизненной и профессиональной карьеры. Определяться в обществе означало прежде всего выбрать одну из нормативных моделей, идентифицироваться с ней, адаптировать ее к своим индивидуальным особенностям и вкусам. Новая общественная ситуация не создает таких нормативных основ для самоопределения, она требует от старшеклассника значительно больших усилий, последовательной внутренней работы, оценки и прогнозирования большого количества переменных. [11]
Старшеклассник становится ответственным в реальных жизненных ситуациях и обстоятельствах, которые несут в себе нравственный конфликт — столкновение разных смысловых уровней (потребительского, доставляющего удовольствие и ценностного, вызывающего восхищение).
Формирование ответственности старшеклассника как системно-психологического явления требует специальной организации самовоспитания. Концепция поступка, получившая свое развитие в трудах украинских психологов, помогает самостоятельно развивать в себе необходимый уровень УСК. Этому помогают ответы на вопросы:
Зачем нужно брать на себя ответственность?
Где брать и куда нести ответственность?
Как взять на себя ответственность за свою жизнь?
Почему принять ответственность так трудно?
Вопрос ответственности мы считаем одним из самых важных для человека. Потому что от этого зависит не только его успех, но и счастье, здоровье и даже любовь. Поэтому каждому человеку очень важно определить для себя, что для него значит выражение “взять на себя ответственность”. [5]
Дерево растет благодаря тому, что оно питается соками Земли и энергией Солнца. А вот человек внутренне развивается только тогда, когда он размышляет над важными для себя вещами, событиями, анализирует свое поведение и поведение других людей. Не случайно, в древности мудрецы обучали своих учеников на притчах.
Отвечать можно за свои поступки, мысли, эмоции, слова, действия.
Беря на себя ответственность за что-либо или кого-либо, старшеклассники, зачастую испытывают не самые приятные чувства. Они вызваны беспокойством, ведь на них возложили надежды, а значит появляется страх подвести ожидания. Переживания осложняются глубокими эмоциональными переживаниями. обусловленными возрастными особенностями. В такой ситуации появляется высокое нервное напряжение. И чтобы этого избежать, не чувствовать на себе тяжелую ношу и страх – старшеклассники стараются уйти от ответственности.
Осознание как эффективный практический способ формирования ответственности и развития УСК.
Начать, нужно с того, что найти слову ответственность синоним или альтернативу. Пусть это будет «осознанность», ведь если человек осознает происходящее, то может трезво оценивать и контролировать обстановку. Чем больше ответственности на себя берет ученик, тем лучше он понимает жизнь и лучше осознает её. [4]
Ответственность привязывает к жизни, дает смысл и цель. Ответственность, как ни странно дает свободу, когда человек сам отвечает за свою жизнь и вправе делать с ней то, что хочет именно он сам. [7]
Ещё одна проблема принятия ответственности кроется в том, что это понятие довольно нечеткое. Если непонимание вызывает страх (неважно за что или кого), необходимо узнать, найти ответ на то, что будет входить в эту ответственность. После осознания, страхи отступают.
Анализ теоретических материалов и практических исследований индивидуальных особенностей старшеклассника показывает, что именно в этом возрасте формируются основные личностный особенности. Становление ответственности как жизненного качества происходит также в раннем юношеском возрасте.
Ученые утверждают, что ответственность - это результат развития ума, умения общаться, быть активным, целеустремленным. Чем ниже развиты познавательные, личностные и коммуникативные способности. тем большая вероятность того, что локус контроля будет экстернальным. Некоторые исследователи считают, что на развитие ответственности также влияют и особенности социальной ситуации развития (семейная ситуация, взаимодействие с учителями и сверстниками).
В своей работе мы решили изучить так ли это на самом деле и проверить выдвинутую на основе теоретических и практических исследований гипотезу о взаимосвязи УСК с индивидуальными особенностями старшеклассников.
2.Практическая часть
Для доказательства выдвинутой нами гипотезы о том, что существует прямая связь между индивидуальными особенностями и УСК обучающихся старших классов в 2013-2014 уч. г. нами было проведено исследование данных параметров.
Исследование проводилось на базе нашей школы с учащимися 10-11 классов, в исследовании приняли участие 62 человека. Из них 22 мальчика и 40 девочек.
Задачами нашего исследования стало изучение:
- интеллектуальных особенностей обучающихся;
- коммуникативных способностей;
- черт характера;
Для диагностики нами был использован следующий диагностический инструментарий.
Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией "Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда". Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Cогласно К. Леонгарду акцентуация - это "заострение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.
Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).
Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.
Следующим нашим исследованием был, школьный психологический тест умственного развития, он может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения; сформированной основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта .
Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.
Также рассмотрели диагностику коммуникативных потребностей мы использовали тестирование коммуникативных склонностей (КОС-2) .
Коммуникативные склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.
Указанные склонности в поведении проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлении расширять контакты, умении влиять на людей, стремлении проявлять инициативу и т.д..
Психолог Максименко Ж.А. пришла к выводу, что в результатах опросника «КОС-2» отражаются не столько реальные поведенческие характеристики личности, сколько особенности самовосприятия человека. Исследователи установили корреляционную взаимосвязь социометрического статуса и восприятия личностью уровня развития своих коммуникативных и организаторских способностей.
Изученные личностные особенности позволили нам определить основные уровни развития особенностей старшеклассника. Из полученных результатов мы попытались проанализировать их в соответствии с УСК обучающихся. Для этого мы использовали методику: «Уровень субъективного контроля (УСК)» ДЖ. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить УСК над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.
Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.
Результаты исследования.
Наше предположение о том, что интеллект может быть связан с индивидуальными особенностями старшеклассников не подтвердилось. Как видно на диаграммах, не зависимо от УСК показатели интеллектуальных особенностей разделились. Даже наоборот, среди детей с высоким УСК выше процент обучающихся с уровнем интеллекта ниже среднего показателя.
Изучение характера также не дало нам никакого результата. У детей как с высоким, так и с низким УСК выявлены совершенно различные акцентуации.
Проанализировав результаты КОС мы увидели закономерность. У обучающихся с высоким уровнем УСК преобладает высокий уровень коммуникативных способностей. У детей с низким УСК коммуникативные особенности не развиты.
В данном случае мы считаем, что УСК может быть связан с коммуникативными особенностями старшеклассника.
Безусловно, чтобы наиболее точно подтвердить выявленную взаимосвязь необходимо провести более глубокое исследование. Этому мы посвятим свою дальнейшую работу и постараемся проанализировать в экспериментальной деятельности взаимосвязь коммуникативных особенностей и уровня субъективного контроля старшеклассников.
Поставленная нами гипотеза подтвердилась не полностью.
Заключение
Изучив теоретические материалы мы выявили, что ответственность - это нравственно-деловое качество, которое характеризует способность личности выступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за их последствия.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить компоненты ответственности, которые определяют наличие нравственных поступков старшеклассника.
Когнитивно-оценочный компонент позволяет человеку осознать ценность поступка, эмоционально-волевой - показывает наличие положительной мотивации, а поведенческий компонент — характеризуется проявлением ответственного поведения в деятельности учащихся. Ответственность как личное качество может быть сформирована лишь при наличии всех этих компонентов.
Изучение индивидуальных особенностей показало, что действительно в раннем юношеском возрасте формируется личность человека и, в том числе, его уровня субъективного контроля, лежащего в основе ответственности.
Для выявления связи УСК и индивидуальных особенностей старшеклассников нами были проведены исследования, которые подтвердили нашу гипотезу лишь частично. Единственная закономерность между УСК и личностными особенностями была выявлена лишь в коммуникативной сфере. Изучение интеллектуального уровня развития, характера и особенностей семьи прямых закономерностей не выявило.
Итоги исследования позволяют заключить, что процесс развития уровня субъективного контроля напрямую связан с включением человека в социальные отношения. Чем больше старшеклассник вступает в социальные контакты, чем выше его коммуникативные способности, тем выше уровень его субъективного контроля и ответственности как личного качества. Во время общения и взаимодействия человек получает определенный опыт, глазами партнеров по общению он видит свои поступки, получает "обратную связь" и намного раньше осознает свое место и значение в социуме.
Детский православный психолог Ирина Медведева сказала, что ответственность человека тем выше, чем дальше от него объект, за которого он несет ответственность. Результаты нашего исследования подтверждают это высказывание, фиксируя причинно-следственную связь между ответственностью и взаимодействием между людьми.
В дальнейшем мы планируем подобрать и провести коммуникативные упражнения с обучающимися для развития уровня субъективного контроля и ответственности как важнейшего личностного качества человека, определяющего всю его дальнейшую жизнь.
Список литературы:
Приложение:
Приложение №1
Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности
Инструкция:
Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: "да" или "нет", других вариантов ответов нет. Свой ответ нужно отметить в ответном бланке, поставив крестик в окошке "да" или "нет" напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.
Стимульный материал.
Акцентуации характера
1. Демонстративность, истероидность х2 ( получившееся значение шкалы умножить на 2)
Сложить (+) : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 Вычесть (—) : 51
2. Застревание, ригидность х2
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 —: 12, 46, 59
3. Педантичность x2
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 —: 36
4. Неуравновешенность, возбудимость хЗ
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 —: Нет
Акцентуации темперамента
5. Гипертимность хЗ
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 —: Нет
6. Дистимичность хЗ
+: 9, 21, 43, 75, 87 -: 31, 53, 65
7. Тревожность, боязливость хЗ
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5
8. Циклотимичность хЗ
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 —: Нет
9. Аффективность, экзальтированность х6
+: 10, 32, 54, 76 —: Нет
10. Эмотивность, лабильность хЗ
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 — : 25
Интерпретация к тесту опроснику Шмишека Леонгарда.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 балла. Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля акцентуаций личности":
По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же основания практического применения опросника указывают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов личность является акцентуированной.
Таким образом, вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:
0-12 – свойство не выражено
13-18 – средняя степень выраженности свойства (тенденция к тому или иному типу акцентуации личности)
19-24 – признак акцентуации
Описание типов акцентуаций личности по К. Леонгарду
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
8. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку
9. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
10. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сострадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными
Приложение №2
ШТУР: Школьный психологический тест умственного развития
Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков .
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Руководство по проведению теста.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
Обработка результатов тестирования.
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
Количественная обработка:
1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;
2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.
Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.
При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.
Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;
Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.
Приложение № 3
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Шкалы: коммуникативные склонности, организаторские склонности и способности.
Инструкция к тесту
Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.
Тест
1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка и интерпретация результатов теста
Ответы
Коммуникативные склонности (+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Организаторские склонности (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Обработка результатов теста
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».
За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое , однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Приложение № 4
Уровень субъективного контроля (УСК) ДЖ. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда)
Инструкция.
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и если вы согласны с ним поставьте напротив номера вопроса плюс, если не согласны - минус.
Стимульный материал к тесту УСК Дж. Роттера:
1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться к друг другу.
3. Болезнь - дало случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими иэ-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит везения.
6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то что происходит мной.
9. Как правило руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настрояения учителя), чем от моих собственных усилий. .
11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13.Думаю, что правильный образ жизни может помочь больше здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16 Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало е зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если уж очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, лени и мало зависело от везения или невезения.
Ключ к тесту УСК.
1. Шкала общей интернальности И о . Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Вопрос "как управлять жизнью?" перед ними не встает - потому что они понимают взаимосвязь приложенных усилий с полученными в итоге результатами. Низкий показатель по шкале И о соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений И д . Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале И д свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам—везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач И н . Высокие показатели но этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели И н свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях И с . Высокие показатели по этой шкале означают, что человек •читает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий И с указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений И п . Высокий И п свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам—руководству, товарищам по работе, везению—невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений И м . Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий И м , напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни И з . Высокие показатели И з свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во немало м ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во немало м зависит от его действий. Человек с низким И з : считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.
Для того чтобы вычислить свои значения сложите плюсы на ответы в верхней строке шкалы и минусы на ответы в нижней.
1. Шкала Ио:
+: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44.
-: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.
2. Шкала Ид:
+: 12, 15, 27, 32, 36, 37. - : 1, 5, 6, 14, 26, 43.
+: 2, 4, 20, 31, 42, 44. - :7,24,33,36,40,41
+: 7, 24, 33, 36, 40, 41 -: 7, 14, 26, 28, 41

Аэродинамика и воздушный шарик

Учимся ткать миленький коврик

Лепесток и цветок

Рисуем пшеничное поле гуашью

Рождественский венок