• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Загадка бурятского хадака

Опубликовано Балданова Баярма Дашиевна вкл 11.12.2014 - 17:44
Балданова Баярма Дашиевна
Автор: 
Чагдурова Диана
О хадаке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebr._alfa_2014.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Джидинский район

МБОУ «Цагатуйская средняя общеобразовательная

школа имени Н. С. Сосорова»

IX Республиканская научно-практическая

конференция учащихся 5-6 классов

«Серебряная альфа»

Номинация:  История родного края

                                             Тема:  Загадки бурятского хадака

Автор: Чагдурова Диана, ученица 6-го класса

МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н.С. Сосорова»

Домашний  адрес: ул. Шарапова, 53

Телефон: 89503818030

Руководитель: Балданова Баярма Дашиевна,

учитель бурятского языка и литературы

Телефон: 89024506569

с. Цагатуй

2014

Оглавление

Введение

  1. Из истории хадака
  2. Разновидности хадака

    3. Хадак – символ гостеприимства народа Бурятии

4. Обычаи поднесения хадака

5.  Правила поднесения   хадака сегодня

Заключение

Литература

Введение

     У нас школе традиционно проводится неделя родного  языка, где мы  проводим много работ по  сохранению бурятского  языка, познаём культуру, традиции и обычаи своего народа.  И в этом году в школе проводились Дни бурятского языка, где нашему классу было дано задание реализовать проект на тему: «О преподнесении  хадака» («Хадак бариха ёһо»), где мы   искали материалы про хадак, изучили их  и сделали по ним презентацию для защиты.  Я была очень заинтересована этой темой и решила дальше продолжить работу,  разгадать всё своё неведение  о бурятском хадаке, написать реферат и защитить  его на конференции.  Без знания  культурного наследия своего народа, я думаю, что духовное возрождение общества невозможно, оно возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших своё воплощение в народной культуре. Изучая традиции связанные с хадаком, мы познаём часть своей культуры.  В этом актуальность нашей работы.

Объект исследования: традиционная культура бурят

Предмет исследования: бурятский хадак

     Цель данной работы: раскрыть   значение хадака в духовной практике бурят.

 Для решения этой цели   поставили следующие задачи:

-     найти и изучить литературу по данной теме, узнать об истории  хадака,  также узнать значении хадака по цвету;

-     определить   уровень знаний  учащихся своей школы о хадаке;

-     систематизировать  весь материал,  написать работу о хадаке;

 сделать презентацию.

Я думаю, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям, а они, принимая его должны повесить на шею. Выполняя свою работу, я хочу проверить эту мысль. Это является гипотезой моей работы.

       Методы   исследования: изучение и анализ литературы (анализ, синтез, анкетирование, опрос, систематизация материалов.)

       Практическая ценность работы в том, что доклад может быть использован на     классных часах, на уроках бурятской литературы.

 

 

 

  1.  Из истории хадака. 

Изучив много материала из Интернета,  я пришла к такому выводу, что хадак  был наиболее часто встречающимся элементом  в обрядовой жизни кочевников-скотоводов.

  • Сватая невесту, сторона жениха подносит хадак алтарю с божествами в доме родителей избранницы.
  • К тооно новой юрты тоже прикреплялся хадак, иногда с монетой.
  • Эти ритуальные куски материи имели магическую силу, служили в качестве оберегов.
  • Хадак повязывают на деревья в священных местах. У всех тюрко-монголов существовал ритуал привязывания лоскутов ленточек к деревьям на перевалах.
  • Совершая приношение и привязывая хадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся и будут услышаны. Считается, когда ветер колышет хадак, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

Об этом я узнала из материалов из Интернета, также рассказала о хадаке моя бабушка Чагдурова Цыбикжап, которой 91 год.  

Оказывается, древние монгольские племена, заключая мир во время междоусобных  столкновений, выходили навстречу друг к другу с многометровыми хадаками, обмениваясь ими в знак примирения.

     Также я узнала, что «хадак» – тибетское слово, что в переводе означает «небо». Хадак делают из шёлковой материи.  Каждый хадак имеет своё название, символы, цвета. Об этом расскажу в следующей главе.

  1. Разновидности хадака.

       Различают  такие виды хадака:

  • Һэблиг хадак, длина которого от 60 см. до 1 м.
  • Юрын хадак, длина   которого   от 1 м. до 1,5 м
  • Аюуша хадак, длина которого   от 2 м. до 4 м. Самый почётный, синего цвета хадак символизирует Вечное синее небо, вечность, верность, нерушимость, спокойствие. Его преподносят Учителю, Будде и другим божествам, а также родителям.
  •  «Найман тахилтай» хадак:
  1. Зонт – шүхэр – защищает от  злых помыслов;
  2.  Две золотые рыбы – сырня - символизирует бдительность;
  3. Сосуд – бүмбэ – наполненный напитком       бессмертия, сокровищница благих       намерений;
  4. Цветок лотоса – бадма сэсэг – символ божественного происхождения;
  5.  Раковина – дунгар – символ блаженной страны;
  6. Плетенка – улзы – символ бесконечного цикла       перерождений в мире людей;
  7.  Штандарт –жалсан – символ горы Сумеру, центра буддийской Вселенной;
  8. Чакра – хорло – колесо с восемью       спицами, символ       восьмеричного пути к совершенству.

       Различают хадаки голубого, белого, жёлтого, зелёного, красного цветов.

  • Голубой хадак -  цвет неба - символ гармонии, согласия и спокойствия.
  • Зелёный хадак «Самба» - символ благой активности и устранения любых препятствий, олицетворяет энергию развития и победу над злом. «Самба» хадак применяют на похоронах как границу между живым и мёртвым.
  • Красный хадак  «Нанзат»- символизирует сохранность и безопасность, а также притягивает все благие качества, преподносят при чтении сутр удлинения жизни. Красный хадак символизирует домашний очаг, источник жизни, носитель счастья и солнца.
  • Жёлтый хадак - символ процветания Учения Будды, плодородия, умножения и достатка.
  • Белый хадак - символ изначальной чистоты, чистые помыслы, означает ясную мудрость бодхисаттвы, а также благие деяния и щедрость.

 

  1. "Хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии.

       Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором помещён трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга - одинаковой ширины сине-белые полосы - волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием.

       Гостеприимство бурятского народа - это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться и узнать много нового, и праздник. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей - это появление новых сведений и расширение познаний.

  1. Обычаи поднесения хадака

     Хадак  - ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на  деревья в священных местах эжинам и духам предков в качестве символа  уважения, добрых намерений и всевозможных даров.

     Вековые наблюдения людей за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в равновесии и гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах - контактной зоне между мирами - сооружали обоо (бариса, бурхан),  и  привязывали на  ветки деревьев ленты-дзурам или хадак. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. Бариса и обоо обычно представляют собой груду камней, группу деревьев, составленных конусом наподобие шалаша. Это могут быть и отдельные деревья, считается, что одинокое дерево – след, оставленный духами. Обоо как символ  горы могут также размещаться и у подножия почитаемого объекта.

     На таких лентах монголы преподносят подарки особенно уважаемым гостям, да и сам хадак также является подарком дорогим гостям.   Когда сын становится взрослым, отец подыскивает ему подходящую невесту. После выбора посылает человека к родителям невесты и извещает их о своем намерении женить сына на их дочери. Сват преподносит хадак и подарки, в стихотворной форме сватает их дочь. Отказ от хадака и подарков означает несогласие, если же хадак и подарки будут приняты, то стороны договариваются о новой встрече и  приданном. В назначенный день сваты приходят в гости с хадаком, водкой, бараниной и подарками. Родители невесты также готовятся к приходу гостей. Сват произносит благопожелание – «Yреэл», в котором сватает невесту, затем преподносит хадаки: один – богу, другой – отцу и затем матери, а после этого угощает всех собравшихся.

       В первый день Сагаалгана  хадак предназначался  для почитания старших. В этот день вся молодежь приходила к пожилым: деду, бабушке, отцу, матери и поздравляли  их с Новым годом, желали доброго здоровья и счастья, непременно преподносили им хадак с чашкой  молока, что  символизировало долголетие и счастье в жизни.

  1. Правила поднесения   хадака сегодня

    Подношение хадака с пиалой с белой пищей даже на правительственном уровне стална сегодня привычным явлением.  Держа хадак  обеими руками ладонями вверх, его преподносят уважаемому лицу.  При этом открытая сторона хадака должна быть всегда обращёна к гостю, потому что все благие пожелания  направлены к нему. Гость берёт пиалу и хадак обеими руками в знак уважения к подносящему, затем правой рукой перекидывает хадак на кисть руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к хозяину. Раскрытый край хадака называется лицевой стороной  и означает: «Все духовные и материальные богатства, заполняющие всю вселенную - подношу Вам»  Поверх хадака можно преподнести чай, деньги и т.д. Деньги также следует класть на хадак внутренней стороной. И главное:   принято приветствовать с покрытой головой.

     Не следует принимать хадак одной рукой, положить его куда попало, следует хранить в самом почётном   месте.  Также я узнала, что принимая хадак нельзя повесить на шею. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся. В культуре любого народа цвет играет большую роль. Обычай хранить пятицветные хадаки – добрый знак благополучия и спокойствия. В дни празднования Белого месяца хадаки 5 цветов преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре.

Методом анкетирования определила уровень знаний школьников нашей школы (5-11 классов) о хадаке. Всего  в анкетировании участвовало 55 учащихся:

Вопросы

Нет

Да

Не знаю

1.В Дни Сагаалгана ваша семья преподносит ли хадаки 5 цветов на алтарь?

19

21

15

2.Знаешь ли,  правило  преподнесения хадака?

4

48

3

3.Знаешь ли, правило принятия такого подарка?

6

46

3

4.В гербе РБ есть ли хадак?

9

35

11

5.Знаете ли, что означает хадак в гербе?

28

17

10

6.Знаете ли, значение цветных хадаков?

7

36

12

7.Может ли хадак быть знаком примирения?

1

31

23

 Исходя из ответов учащихся,   сделала вывод, что многие учащиеся нашей школы знают традиции преподнесения и принятия хадака, многие не знают значение хадака в гербе, что он является символом гостеприимства народов Бурятии. Есть учащиеся, которые не знают значение хадаков по цвету. Я думаю, что мы, подрастающее поколение должны знать свои традиции и обычаи, ведь в них проявляется стремление к укреплению связей поколений.

Заключение

Я думала, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям, а они, принимая его должны повесить на шею.   Это являлось  гипотезой моей работы. По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака, мы пришли к выводу, что хадак, безусловно, является символом гостеприимства, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле. Также он является символом почитания старших, лам, родителей. Также хадак является знаком примирения. И эта традиция  пришла к нам издавна. Хадак - длинный ритуальный шарф, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа. Принимая дорогое преподношение люди должны не повесить на шею, а сложить и хранить в самом почётном месте, на алтаре.

Память и знание прошлого делают мир человека интересным, заряжает нас энергией. И потому мы обязаны не только знать своё прошлое, но и в повседневной жизни стараться грамотно соблюдать их и сохранить их во благо будущего. Я попыталась внести свою посильную лепту в это благородное дело.

Литература

  1. Бабуева В.Д. / Материальная и духовная культура бурят/ Улан-Удэ, 2004.
  2. Бабуев С.Д., Бальжинимаев Ц.Ц. / Буряад зоной урданай байдалай тайлбари толи/. Улан-Удэ, Бэлиг, 2004.
  3. «Эхэ хэлэн». Электронное пособие.
  4. Материалы из Интернета.

Информатор:

  1. Чагдурова Цыбигжап, 1923 г.р., проживает в с. Цагатуй     


Поделиться:

Ночная стрельба

Кто должен измениться?

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Рисуем домики зимой

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году