Незнание истории родного края является на наш взгляд одной из самых актуальных проблем, изучение истории – самой важной задачей. Мы все неплохо знаем историю нашей страны, но, как выясняется, не очень хорошо знаем историю своей малой родины. В процессе работы выяснилось, что ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
Данный проект призван содействовать формированию этих качеств у подрастающего поколения.
Без знания прошлого не может быть настоящего, без знания настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего района не только потому, что это интересно, а потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, беречь то, что было сделано за многие годы.
Поэтому мы решили расширению знаний по истории родного края, так как без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Фактический материал, выводы и положение творческого проекта могут быть использованы как дополнительный материал при изучении предметов: «Окружающий мир » и во время проведения внеклассных мероприятий.
Вложение | Размер |
---|---|
geroicheskaya_letopis_aktyubinskogo_kraya.rar | 249.07 КБ |
Средняя школа № 1 г.Актобе
Научное общество учащихся «Интеллект»
Кдырбаев Аллаяр
3 класс
Тема: «Героическая летопись Актюбинского края»
Направление: Краеведение
Руководитель:
Редькина Е. В.-
учитель начальных классов сш №1
Научный руководитель:
к.г.н., Ph.D., Жакыпова А.Ж.
старший преподаватель кафедры
«Экономика и туризм»
АУ имени С.Баишева
Актобе 2014г.
О г л а в л е н и е
II. Введение
III. Основная часть
3.1 Героическая летопись нашего города
3.3 Познавательный маршрут «Актобе-Кобда»
IV. Социологический опрос
Заключение
Список литературы
Приложение
Незнание истории родного края является на наш взгляд одной из самых актуальных проблем, изучение истории – самой важной задачей. Мы все неплохо знаем историю нашей страны, но, как выясняется, не очень хорошо знаем историю своей малой родины. В процессе работы выяснилось, что ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
Данный проект призван содействовать формированию этих качеств у подрастающего поколения.
Без знания прошлого не может быть настоящего, без знания настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего района не только потому, что это интересно, а потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, беречь то, что было сделано за многие годы.
Поэтому мы решили расширению знаний по истории родного края, так как без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Фактический материал, выводы и положение творческого проекта могут быть использованы как дополнительный материал при изучении предметов: «Познание мира», «История Казахстана» и во время проведения внеклассных мероприятий.
При выборе темы проекта «Героическая летопись Актюбинского края» мы руководствовались новизной темы, своими научными интересами, возникшими в связи с тем, что создание образовательного интернет-ресурса об истории края среди школьников в данном регионе страны мало изучены и практически не применяются. Работа затрагивает развитие чувство патриотизма и гражданственности. Занявшись сбором информации по природным и историческим доспримечательностям, мы подумали, что школьникам было бы интесрено не только прочитать об этом, но и увидеть все собственными глазами. Именно это побудило нас заняться разработкой нашего проекта.
Цель данной работы – сохранение памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны, а также создание образовательного интернет-ресурса об истории края с 1869 года по 2014 год, способствующего развитию интереса обучающихся к изучению краеведения.
Были выделены следующие задачи:
-расширить сетевое информационное пространство Актюбинского края через страницы школьных сайтов об истории образования Актюбинского края;
-активизировать работу учащихся по поиску и изучению культурно-исторического наследия Актюбинского края;
-представить краеведческие материалы в преддверие 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы;
- воспитание уважения и благодарного отношения к защитникам Отечества.
Объектом исследования является исторические объекты, герои - земляки (совершивших героический подвиг ВОВ) в истории родного края .
Гипотеза: Актюбинская область - Родина героев. Не зная истории и культуры своей малой родины и страны, нельзя стать настоящим гражданином и защитником своего государства.
Методы исследования: интернет-ресурса, анализ карт изучение энциклопедического материала и фотоматериала, анкетирование, пробная экскурсия.
Результаты исследования:
- Привитие патриотических чувств;
- Создать презентацию проекта в форме слайд-шоу.
- Пробный объезд маршрута экскурсии /29.09.14г/
- Социологический опрос
Рекомендации:
По результатам нашей работы мы рекомендуем продолжить работу и оформлению воспоминаний и проводить среди школьников обзорная экскурсия по городу Актобе «Никто не забыть, ничто не забыто», а также проводить ежегодные акции «Открытка ветерану» к Дню Победы. Сформировать навыки сбора и обработки информации у учащихся по созданию летописи родного города.
Материалы исследования можно использовать на уроках познания мира, истории, географии, а также во внеклассной работе.
III. Основная часть
3.1 Героическая летопись нашего города
История города. Актобе, также Актюбинск город на западе Казахстана, административный центр Актюбинской области. Город возник на месте крепости Актюбе, основанной в 1869 году флигель-адъютантом царского двора полковником Боргом для обеспечения защиты внутренней части Оренбургского края от набегов казахов Малой орды. Ақтөбе по-казахски означает белый холм (ақ - белый, төбе -холм).
Легенда об урочище. О происхождении названия урочища «Ак-Тобе» среди местного населения существует следующая легенда: «Когда-то в древности жил в степи могучий и удалой батыр Карасай. Никому не удавалось победить его в честной схватке. Тогда враги хитростью заманили его в засаду и вероломно убили. Долго никому не разрешали предавать батыра земле. Тайком похоронили его простые люди, сложив над могилой огромный белый холм. Полчища многих захватчиков проходили через урочище Ак-Тобе, не раз слышался здесь звон стальных сабель и свист каленых стрел. И стоит могила батыра немым свидетелем былых сражений, свято храня события давно минувших дней для далеких потомков свободолюбивых степняков… » .
19 мая 1869 г под грохот артиллерийских орудий было заложено укрепление Ак-Тобе. Крепость возводилась на двух холмах («барбетах») . Были сооружены караульные площадки, гауптвахта, оружейное помещение. Позже солдаты построили подвалы для хранения продовольствия и боеприпасов. Для строительства домов использовался саман, подручный природный материал. К белым холмам неуютно притулилось несколько вросших в землю колченогих мазанок с земляными полами. Со всех сторон их хлестали степные суховеи, осыпая мелким колючим песком и желтой пылью. Укрепление росло. На юге востоке крепости первые дома образовали две улицы Крепостную и Гарнизонную. Через несколько лет образовались улицы Александровская (затем Карла Либкнехта, ныне улица Шернияза) и Оренбургская (бывшая Ленина, ныне Айтеки-би) . Молва о плодородных, пригородных для земледелия землях урочища и о том, что местное население им не занимается, быстро распространилась среди крестьян центральных российских губерний. С 1878 года начинают прибывать первые переселенцы — крестьяне Рязанской, Воронежской и Тамбовской губерний. Встреченные коренным населением вначале с нескрываемым недружелюбием, переселенцы быстро нашли общий язык с казахской беднотой. В 1886 г. прибыла новая партия переселенцев из Астраханской губернии, поселившаяся в предместье, позже названном горожанами «Оторвановкой». 29 мая 1891 г военное укрепление Ак-Тобе было официально названо городом и переименовано в г. Актюбинск. Впоследствии он вошёл в состав Тургайской области. В 1999 году был переименован в город Актобе.
Город на белом холме
Герб г. Актобе был утвержден на 23 сессии Актюбинского городского маслихата в 1998 г.
Автор герба – актюбинский художник, член союза художников Казахстана Сагинтай Алимбетов. На эмблемах, щитах, флагах многих родовых батыров того времени изображались крылатые звери птицеголовые животные. Эти существа олицетворяли силу и могущество.
Герб города имеет форму круга – символа вечности мироздания. Фигура с орлиной головой с крыльями олицетворяет свободу полета, что перекликается с идеей молодого казахстанского барса.
Надписи имеют белый цвет – это символизирует чистоту и святость, что отображается в названии и самого города Актобе – белые горы.
Голубой орнамент по бокам, обрамляющий герб означает вечное движение воды. Это реки: Илек, Каргала, Женешке, Тамдинка, окружающие город, – источники жизни.
Орнаменты красного цвета представлены в виде стилизованных тюльпанов.
Цвет золота – символ земли, богатства, источник силы и благосостояния.
Исторические объекты: мавзолей Абат-Байтак (XIII в.), мавзолей Кобланды-батыра.Одним из замечательных памятников Западного Казахстана является мавзолей ХIV -ХV вв. Абат-Байтак, находящийся в 12 км от пос. Талдысай Кобдинского района на побережий р.Хобда. Впервые памятник был зафиксирован П.И. Рычковым в конце XVIII в. под названием "Байтан". Более полное описание уникального мавзолея в начале XX в. приводит французский ученый, член Оренбургской архивной комиссии И.А. Кастанье. Высота мавзолея - 14,5 м первоначальная высота составляла около 16 м.
Согласно легенде, здесь был захоронен сын известного философа Асана Кайгы — батыр Абат, который защищал родные земли от калмыков. После смерти батыра население построило на месте его гибели мавзолей всего за три дня. В связи с этим к названию добавился «Байтак»- это означает («всенародный»). Работы начались в 2005 году. Для восстановления разрушенного купола и портала было решено использовать кирпич, изготовленный по средневековой технологии. На установку печи из областного бюджета было выделено 3,5 млн.тенге, сырьем послужил местный материал. В 2007 году завершены исследовательские и реставрационные работы архитектурного памятника республиканского значения - мавзолея Абат Байтак, расположенного в Кобдинском районе Актюбинской области. (см. приложение 4,5).
Мавзолей Кобланды батыр–герои и гордость казахского народа. Село Жиренкопа Кобдинского района – это места, где когда-то воевал славный Кобланды с калмыками. Захоронение Кобланды батыра находится на левобережье реки Кобда. В 1995 году на месте захоронения был установлен камень, позже останки батыра были перезахоронены, территория огорожена. Высота мавзолея 17,5 м, ширина – 12. По форме мавзолей напоминает шлем батыра с щитом и мечом. Около мавзолея Кобланды находятся камень, о который батыр точил свою саблю длиной три метра, шириной 60см. Сабля сохранилась до наших дней, она находится на месте захоронения. «Мемориальный комплекс Кобыланды» был открыт 8 сентября 2007 год. Директор музея Н.Турсынгали.
Общая плошадь 2,6 га. У входа к мавзолею установленны каменные извояния высотой по 2 метра. Внутри мавзолея установлен надгробный камень «койтас» весом 2 тонны, высотой 2 метра. «Койтас» украшен гравюрным орнаментом. Пол мавзолея застелен гранитом. В центре, на каменном шаре, установлена золотая фигура птицы Самрук, вокруг освещенные 8 скульптур барсов. Данный шырак выполнен по аналогичной композиции с шыраком в комплексе Кожа Ахмета Яссауи.
В центре мавзолея сдвинуты вместе три копья с серебрянными наконечниками, они закреплены щитом, символизирующим единство трех жузов, готовых защищать родную землю. Автор комплекса «Кобыланды батыра» известный архитектор Бек Ибраев. В фондах музея хранится 257 экспонатов. (см. приложение 6).
3.2 Герои ВОВ Актюбинского края
Актобе — родина 37 Героев Советского Союза. Из этого района отправились на фронт более трёх тысяч человек. Многие из них остались на поле брани. Десятки тысяч фронтовиков были награждены орденами и медалями. Среди удостоенных высокого звания Героя Советского Союза имена актюбинцев — Алии Молдагуловой, Михаила Петровича Колесникова, Кожагалия Жазыкова, Николая Владимировича Тераценко, Имангалия Билтабанова, Ораза Жанзакова, Ивана Максимовича Пятковского, Михаила Семёновича Прохорова и Михаила Кошелева .
17 августа 1941 года в Актюбинске начато формирование 312-я стрелковой дивизии, в честь которой названа одна из улиц города.
Герои Великой Отечемтвенной войны:
Алия Молдагулова - родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Кобдинского района Актюбинской области. В мае 1943 года в Москве была создана Центральная женская школа снайперской подготовки. Алию Молдагулову определили в первый набор. Снайпер 54-й отдельной стрелковой бригады, на её официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Погибла 14 января 1944 года. Звание Героя Советского Союза Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой присвоено посмертно 4 июня 1944 года. Награждена орденом Ленина.
1985 год–открытие Мемориального музея Героя Советского Союза А.Молдагуловой. (см. приложение 2,3).
Мемориал Алии Молдагуловой. В 2005 году, ко дню 80-летия Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, «Областной центр патриотического воспитания «Алия» начал свою деятельность.
Цель «Областного центра патриотического воспитания «Алия» - привить молодежи любовь к Родине, воспитать в людях уважение к традициям и культуре других наций, живущих в нашей области..
Оластной центр патриотического воспитания «Алия» находится в Кобдинском районе, село Алия, в 70 километрах от города Актобе. Здесь есть все условия для проведения культурно-спортивных мероприятий и отдыха молодежи. Областной центр патриотического воспитания «Алия» тесно сотрудничает с музеями находящимися в г.Москве, Санкт-Петербурге и школой в Псковской области. (см. приложение 2,3).
Ежегодно проводятся мероприятия в разных направлениях: семинары, конкурсы, молодежные форумы, акции, туристические слетты наряду с этим отмечается день рождение и день памяти Алии Молдагуловой, которая является нашей традицией. Проходят «Уроки мужества» с учениками средней школы имени Алии Молдагуловой, встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, армейскими призывниками.
При патриотическом центре «Алия» работают два клуба «Балауса» и «Жас ұлан».
Михаил Петрович Колесников, старшина, механик-водитель танка Т-34 2-го танкового батальона 237-й танковой бригады, родился в. 1918 году в городе Соль-Илецке Оренбургской области в семье рабочего.
Русский. В 1935 году окончил семилетнюю школу, работал на соляном руднике, на Актюбинском хлебозаводе. В 1938 году был призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Челябинское танковое училище.
Звание Героя Советского Союза М. П. Колесникову присвоено
20 сентября 1944 года был получен приказ взять опорный пункт врага Шкляры. Танк Колесникова носился по опорному пункту, появлялся то в одном, то в другом месте, создавая видимость множества боевых машин. Бежавших в панике гитлеровцев танк давил гусеницами. Задание было выполнено. Подошедшие мотострелки взяли опорный пункт, но в последние минуты боя танк Колесникова подорвался на мине. Экипаж погиб, Колесников без сознания был отправлен в госпиталь.
После длительного лечения он демобилизовался, вернулся домой, работал в Хобдинском райкомхозе. Умер в 1974 году. Похоронен на кладбище села Новоалексеевка Хобдинского района Актюбинской области.
В музеях Актюбинска и Оренбургского кооперативного техникума Герою посвящен материал.
Кужабай Жазыков (1920—1982) — сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Кужабай Жазыков родился 4 октября 1920 года в ауле Кызылбулак (ныне — Байганинский район Актюбинской области Казахстана). Получил среднее образование, после чего работал учителем в начальной школе. В январе 1942 года Жазыков был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. К декабрю 1944 года гвардии сержант Кужабай Жазыков был помощником командира разведвзвода гвардейской отдельной разведроты 25-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта.
28 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии сержант Кужабай Жазыков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 611. Был также награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, рядом медалей.
После окончания войны Жазыков был демобилизован. Вернулся на родину, работал в системе народного образования. В 1953 году он окончил Уральский педагогический институт. Умер 23 октября 1982 года.
В честь Жазыкова названы улица и школа в Байганине.
Терещенко Николай Владимирович, род. 1.01.1924 в с.Калиновка Хобдинского р-на Актюбинской обл. Казахской ССР в семье крестьянина.
Украинец. В Советской Армии с 1942. Окончил курсы младших лейтенантов. На фронте в Великую Отечественную войну с авг. 1942. Командир разведывательной роты 83-й морской стрелковой бригады. Рота уничтожила большое количество гитлеровцев и свыше 800 захватила в плен. 23.8.1944 Терещенко погиб в бою. Звание Героя Советского Союза присвоено 24.3.1945 посмертно. Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2 ст., Красной Звезды, медалями. Похоронен в г.Белгород-Днестровский Одесской обл. На родине установлен бюст Героя.
Имангали́ Тауке́шевич Балтаба́нов (Блтабанов) (10 апреля 1925 — 26 февраля 1945) — Герой Советского Союза(10.04.1945), участник Великой Отечественной войны, командир пулемётного расчёта 289-го Нарвского стрелкового полка 120-й стрелковой дивизии 21-я армии 1-го Украинского фронта, сержант.
Родился 10 апреля 1925 года в ауле Кок-Уткел ныне Хобдинского района Актюбинской области Республики Казахстан в семье скотовода. Казах. Рано лишился родителей, воспитывался у дяди.
В 1943 году был призван в Красную Армию Хобдинским райвоенкоматом и после короткой подготовки Боевое крещение пулемётчик Балтабанов получил под Ленинградом (ныне — Санкт-Петербург).
25 января 1945 года в боях за удержание плацдарма на западном берегу, в районе деревни Одерфельд, огнём из пулемёта уничтожил десятки солдат и офицеров противника, был ранен и контужен, но не покинул поле боя. Погиб в бою 26 февраля 1945 года.
10 апреля 1945 года за мужество и геройство проявленные при форсировании Одера и удержании плацдарма сержанту Балтабанову Имангали посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Абдулла Жанзаков (1918-1944) — ефрейтор Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны,Герой Советского Союза (1944).
Абдулла Жанзаков родился в 1918 году в селе Акраб (ныне — Хобдинский район Актюбинской области Казахстана). В 1940 году Жанзаков был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. 23 июня 1944 года во время штурма вражеского опорного пункта у деревни Сиротино Шумилинского района Жанзаков подавил огонь немецкого дзота и уничтожил более 10 вражеских солдат и офицеров. 24 июня он переправился через Западную Двину в районе деревни Буй Бешенковичского района и принял активное участие в захвате плацдарма на её западном берегу. 30 июня 1944 года во время форсирования реки Ушачь в Полоцком районе Жанзаков погиб. Похоронен в деревне Заскорки Полоцкого района[1].
22 июля 1944 года гвардии ефрейтор Абдулла Жанзаков посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Славы 3-й степени, рядом медалей.
Михаил Семенович Прохоров родился 8 ноября 1917 года в поселке Ново-Алексеевка Хобдинского района Актюбинской области в семье крестьянина-бедняка. Родители умерли рано, воспитывал Михаила его старший брат. В 1940 году был призван в Красную Армию. За доблесть и мужество он был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалью «За отвагу».
28 апреля 1945 года М. С. Прохоров был удостоен звания Героя Советского Союза.
Командир расчета Михаил Прохоров уничтожил в этом бою две вражеские самоходные пушки и до 30 немецких солдат и офицеров.
24 июня 1945 года наш земляк участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве. Демобилизовавшись в 1945 году, он вернулся в родные места. Сейчас живет и трудится в Актюбинске.
Иван Максимович Пятковский родился 19 января (6 января - по старому стилю) 1913 года в селе Астрахановка Актюбинского уезда Тургайской области Российской империи (ныне аул Жанаталап Хобдинского района Актюбинской области Республики Казахстан) в крестьянской семье. Русский. В 1935-1937 годах проходил срочную службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Красную Армию И. М. Пятковский был призван Нижне-Черчикским районным военкоматом Ташкентской области 25 декабря 1941 года. Ивана Максимовича направили в формировавшуюся в Чирчике 69-ю стрелковую дивизию.
В течение дня Пятковский со своими бойцами ещё несколько раз под огнём неприятеля пересекал Днепр, прокладывая дополнительные кабеля и устраняя повреждения. Во время одного из таких рейсов он был ранен и эвакуирован на левый берег. За успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года капитану Пятковскому Ивану Максимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1945 году И. М. Пятковский окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Службу продолжил во внутренних войсках СССР. В запас Иван Максимович уволился в 1963 году в звании майора. Жил в городе Киеве, работал в научно-исследовательском институте. 1 декабря 1986 года И. М. Пятковский скончался. Похоронен на Байковом кладбище Киева.
Кошелев Михаил Тихонович, родился 18.12.1923г. в с.Солдатское ныне Актюбинской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944г. В Красной Армии с октября 1941г.
Командир отделения 75-й отдельной разведывательной роты (6-я стрелковая дивизия, 53-я армия, 2-й Украинский фронт) сержант Кошелев 1.3.1944г., находясь в группе захвата, в р-не высоты у с.Журавка (Шполянский р-н Черкасской обл.) первым преодолел проволочные заграждения, минные поля противника и проник в его окопы. Группа уничтожила несколько гитлеровцев, а одного Кошелев пленил и доставил в расположение наших войск.
9.4.1944г. награжден орденом Славы 3 степени.
4.4.1944г., находясь в разведке с задачей установить передний край противника и захватить "языка", группа, возглавляемая Кошелев, обошла противника с фланга и на дороге близ населенного пункта Гулбоака (Молдавия) устроила засаду. В результате действий разведчиков было уничтожено до 10 вражеских солдат и 5 взято в плен, а стрелковая рота овладела населенным пунктом Гулбоака.
21.6.1944г. награжден орденом Славы 2 степени.
10.11.1944г. в бою за станцию Терексентмиклош (Венгрия) Кошелев по открытой местности подкрался к огневым точкам, мешавшим продвижению пехоты, и гранатами подавил 2 пулемета, что позволило стрелковым подразделениям штурмом овладеть станцией.
28.4.1945г. награжден орденом Славы 1 степени. Погиб в бою в мае 1945г. Награжден орденом Красного Знамени, медалями.
3.3 Познавательный маршрут «Актобе-Кобда»
Маршрутный лист №1
Познавательный поход
В составе 15 человек следует по маршруту «Актобе-Кобда»
Нитка маршрута Актобе-аул Алия - п.Талдысай - Абат-Байтак- Кобда-Кобыланды батыр-Актобе.
Сроки проведения:29.09. 2014г
Руководитель группы: консультант- экскурсовод СергалиеваР.А. - старший преподаватель кафедры «Экономика и туризм» АУ им. С. Баишева и к.г.н., Ph.D., Жакыпова А.Ж. старший преподаватель кафедры «Экономика и туризм» АУ им. С.Баишева, а также экскурсовод: ученик СШ №1 г. Актобе А.Кдырбаев и учитель начальных классов средней школы №1 Редькина Е.В.
Общие сведения:
Район путешествия - Кобдинский район
Вид туризма- природно-познавательный
Категория экскурсии: загородная /12 часов/
Категория сложности- без категории
Продолжительность- 1 день
Число участников -25 человека
Познавательная информация - по следующим объектам: Актобе-аул Алии Молдагуловой - п.Талдысай - мавзолей Абат - Байтак – р.Кобда -мавзолей Кобыланды батыра - Актобе.
Схема
План график по маршруты природно-познавательного маршрута «Актобе-Кобда»:
№ | Участок маршрута | Протяженность | Способ передвижения |
1 | г.Актобе-п.Алии Молдагуловой | 72км | автобус |
2 | п.Алии Молдагуловой-п.Талдысай | 25 км | автобус |
3 | п.Талдысай - мавзолей Абат Байтак | 12км | автобус |
4 | Мавзолей Абат Байтак - п.Талдысай | 12км | автобус |
5 | п.Талдысай -р.Кобда | 18км | автобус |
6 | п.Кобда - мавзолей Кобланды батыр | 105км | автобус |
Описание маршрута.
Наш маршрут начинается с г. Актобе, отправляемся на микроавтобусе. Первый объект с которым мы познакомимся будет Мечеть Кобдинского района, далее мы подъедим к музею аула Алии Молдагуловой, затем мы направимся в районный центр Кобда. В этом месте мы изучим реку Хобду, животный и растительный мир этого района. По полученным данным энциклопедии нами было установлено обитание в реке Хобда следующих видов рыбы: сазан, сом альбинос, окунь, красноглазка, красноперка, головль, щука. На реке запрещена ловля рыбы сетями, бреднями. (см. приложение 8).
Вторая часть маршрута направлена на изучение исторических объектов Кобдинского района. Первый объект на маршруте это мавзолей Абат-Байтак датируется 14-15 веками, далее мы проедим к следующему объекту это мавзолей Кобыланды батыра /15 век/. По дороге к этим объектам мы прослушаем путевую информацию об этих памятниках истории экскурсоводом Сергалиева Р.А. и ученик СШ №1 г. Актобе А. Кдырбаев. На месте с объектами нас познакомит экскурсовод, а также местный историк-краевед Сагын Алтынбеков. В качестве юного экскурсовода при ознакомлении с мавзолеем Абат-Байтак выступил Кыдырбаев Аллаяр.
IV. Социологический опрос
В процессе работы нами был проведен социологический опрос среди населения Актюбинской области. Нами были опрошены 150 человек: учащиеся школ и студенты нашего города, которые проживают в районах Актюбинской области.
Мы получили следующие результаты:
В результате двадцать пять процентов опрошенных имеют слабое представление о гербе.
Заключение
Работая над проектом по столь значимой теме «Героическая летопись Актюбинского края» патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны», призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, мне открылись очевидные плюсы от его реализации.
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
-повышения патриотического сознания у школьников проект позволил интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность :
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Реализация проекта позволила усовершенствовать принцип сотрудничества учащихся и учителей, а также открыть возможность формирования жизненного опыта , повысить самооценку и чувство успеха учеников.
По данным опроса учащихся до начала работы над проектами, лишь четвертая часть школа могла ответить на вопросы: кто такой патриот , что значит любить Родину, чем может гордиться житель города Актобе, почему нужно уважать ветеранов? Выяснилось, что учащиеся часто не могут справиться с этими вопросами, их ответы отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений . Большинство детей затруднились с ответом. По результатам работы , более 90% учащихся могут дать обстоятельные ответы на данные вопросы.
Для успешной реализации поставленной цели , в проекте использовались различные учебные методы, такие как : уроки, беседы, внеклассные мероприятия , презентации.
Проектная работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.
Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
В целом проектная деятельность дает возможность: что современной молодёжи надо знать как жилось их сверстникам во время, потому что:
-надо гордиться своими дедушками и бабушками;
-надо всегда помнить о тех, кто спас нашу страну и приблизил Победу своим трудом;
- это наша история и надо сделать всё, чтобы она не повторилась;
-современные дети должны понимать, как тяжело жилось людям тогда, чтобы поменяли своё отношение к жизни, стали уважать и ценить то. Что имеют;
-надо знать, каким трудом завоёвано счастье.
Достигнуты результаты проекта нужно закреплять в продолжения работу по сбору и оформлению воспоминаний, а также проводить ежегодные акции «Открытка ветерану» к Дню Победы.
V.Список литературы
Приложение №1
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Бақытты болсын балалар
Соғысты сүймес адамдар
Өркендей берсін қалалар
Гүлдене берсін далалар
Alia
We will always remember your gest
You are the symbol of courage and fame
We are proud of you, you are the best
We call streets and parks with your name
Ветеран Великой Отечественной войны живёт рядом фотоооо
Экскурсия в музей Алии Молдагуловой, к памятным местам. фотоо
Сторож
Знакомимся с плотностью жидкостей
Фокус-покус! Раз, два,три!
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Развешиваем детские рисунки дома