• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Интеллект-карта как метод работы с информацией

Опубликовано Гриценкова Анна Иосифовна вкл 14.12.2014 - 16:03
Гриценкова Анна Иосифовна
Автор: 
Синенко Захар

        Мы живем в информационном веке. Взрослым и детям приходиться не только запоминать информацию, но и передавать ее другим людям. Мы должны в школе научиться добывать знания самостоятельно. Рисование интеллект –карт  -  необычный вид  деятельности, почти игра, но это эффективный способ работы с информацией. Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Составление интеллект-карт заставляют человека использовать оба полушария: левое и правое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt-karta_kak_metod_raboty_s_informatsiey.rar26.24 КБ

Предварительный просмотр:

628264, Тюменская область, ХМАО – ЮГРА, город Югорск-2, дом 39,  

                                         тел.83467529420

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

            «Средняя общеобразовательная школа №4»

        Исследовательская работа

 

                                                                                                     Исполнитель:

                                                                                                    Синенко Захар

                                                                                                    Руководитель:

                                                                                                   Гриценкова А.И.

                                               Югорск

                                         2012

Оглавление

Введение …………………………………………………………2-3

Основная часть

1. Способы передачи информации ……………………………….4

2. Анкетирование ………………………………………………..4-6

3.Составление интеллект – карты………………………………6-8

Заключение ……………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………10

Приложения


                                                           ВВЕДЕНИЕ

         В 2011 году я стал первоклассником. Учиться в школе очень интересно. У нас есть замечательный урок «Окружающий мир». Там мы изучаем  различные темы, а дома с мамой находим по этим темам дополнительный материал в книгах, энциклопедиях и интернете. Я понял, что в мире существует огромное количество важной и очень  нужной информации. А как же запомнить эту информацию? Как ее лучше запомнить? И как рассказать все, что я знаю, моим одноклассникам?

Цель исследовательской работы: поиск самого эффективного способа передачи информации.

Но чтобы найти самый эффективный способ, нужно узнать, какие способы запоминания есть. Объект  исследования: способы запоминания информации.

Предмет исследования: интеллект-карта

Гипотеза: если использовать интеллект-карты, то можно передать информацию интересно и запомнить ее надолго.

Задачи:

  1. Изучить разные способы передачи информации.
  2. Проанализировать, как учащиеся и учителя запоминают и передают информацию.
  3. Составить интеллект-карты по различным темам, чтобы убедиться в их эффективности.
  4. Поделиться положительным опытом с другими.

Методы исследования:

Теоретические:

  • Изучение информации;
  • Сравнение;
  • Обобщение.

       Практические:

  • Наблюдение;
  • Опрос;
  • Беседа;
  • Анкетирование;
  • Обработка и анализ полученных данных;

                                                          Значимость исследования.

        Мы живем в информационном веке. Взрослым и детям приходиться не только запоминать информацию, но и передавать ее другим людям. Мы должны в школе научиться добывать знания самостоятельно. Рисование интеллект –карт  -  необычный вид  деятельности, почти игра, но это эффективный способ работы с информацией. Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Составление интеллект-карт заставляют человека использовать оба полушария: левое и правое.

 

                                                               ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Способы передачи информации.

В мире существует очень  много различных способов запоминания информации. Самые известные способы – это выучить наизусть или несколько раз прочитать и пересказать. Можно разделить текст на смысловые части, выделить в каждой части главную мысль и при помощи всего нескольких предложений пересказать содержание текста. Это мне показалось сложным, да и читаю я не очень быстро. Очень интересный прием – пиктограммы. Это изображение содержания текста с помощью рисунков. Кто не хочет писать, а любит рисовать, можно им пользоваться. Например, чтобы запомнить  состав числа 8, достаточно нарисовать звездочку и треугольник, взявшись за руки(5 и 3), дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2(6 и 2). Можно составлять план ответа. Но больше всего мне понравились интеллект – карты. Их называют картами ума, картами памяти, умными картами. А еще мне понравились  слова английского ученого Э. Тоффлера «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты». Я решил научиться составлять интеллект –карты и с их помощью пересказывать на уроках любые тексты.

  1. Анкетирование.

      Я понаблюдал  за ответами своих одноклассников. Чаще всего они использовали  листочки с записями и пытались их читать. Очень неинтересно слушать такие сообщения. Иногда дети приносили презентации и рассказывали по слайдам. Это интересно, но презентации делают родители. Ненадолго запомнится ученику такая работа. Я провел анкетирование в 2-5 классах, 9, 11 классах и среди учителей, чтобы выяснить, как они запоминают информацию. Вопросы были следующие:

                                            Анкета

  1. Много ли информации Вам приходится запоминать, чтобы приготовиться к урокам?

 - много

 - мало

 - другой ответ

  1. Какими способами Вы запоминаете информацию?

- заучиваю

- несколько раз читаю и пересказываю

- пишу шпаргалки

- использую специальные приемы запоминания. Если да, то какие.

  1. Когда Вы выступаете  с приготовленной информацией, то

- сообщаете ее дословно, как учили

- кое-что забываете и не сообщаете

- передаете информацию частично, половину того, что готовили

- с трудом рассказываете то, что запомнилось

  1. Через две-три недели сможете ли Вы вспомнить ту информацию?

- да, 100%

- да, 50%

- с трудом

-нет

Всего было опрошено 66 человек. Запоминать информации  приходится много (53 чел.), мало (7 чел.), другой ответ (6 чел.)

В основном запоминают информацию заучиванием – 25 человек, читают несколько раз и пересказывают -34 чел., шпаргалки пишут 4 опрошенных, используют специальные приемы 10 человек (из них 4 учителей). Это план, конспект, краткие рисунки, блок-схемы, схемы, ассоциации.

Эту информацию сообщают дословно, как учили 30 человек, частично – 30 человек, с трудом – 6 человек. Получается, что какая-то часть информации теряется и не сообщается слушателям.

Через 2-3 недели смогут вспомнить всю информацию только 13 человек, половину того, что запоминали – 40 человек, с трудом вспоминается – 10 человек и не могут вспомнить 3 человека. А как же быть, если полученные знания нужно применить при выполнении контрольной работы?

Значит, заучивать или читать и пересказывать – это не очень хорошие способы запоминания информации.  Я тоже попробовал  разные способы запоминания информации, и более эффективным мне показалось составление интеллект-карт.

  1. Составление интеллект-карты.

       Интеллект-карта – это изображение информации в графическом виде.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Дети, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные  ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём «П» принципам:

 «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

 «Применяй» – начни применять эту технологию, составляй  интеллект-карты.  

 «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Сначала я  внимательно изучил  все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

В первую очередь меня  привлекли следующие свойства интеллект-карт:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время  помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
А  также я увидел  преимущества интеллект-карт перед другими методами:
Пишу: 
с удовольствием;
быстро;
мало.
Вижу: 
взаимосвязи;
структуру изложения материала;
логику.
Развиваю: 
мышление;
память ;
воображение.
Запоминаю: 
сразу;
много;
качественно.

Как создаются карты (например, информация о кролике) /Приложения 1-3/

1. Берём чистый лист бумаги. Лучше  положить его горизонтально. Надо запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.

2. Соберите весь материал  по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт,  вы поймёте – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще

 В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрирум их: рисунки, схемки, символы. Строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.

Это карты, которые я составил за время учебы в 1 классе. Карты очень помогали мне на уроках окружающего мира, а затем и на уроках русского языка. Ведь даже правила русского языка, например, правила переноса, можно изобразить на карте./Приложения 4-6/.  Таким образом, я подтвердил гипотезу, что с помощью интеллект-карт можно надолго запомнить информацию и интересно передать одноклассникам.

В следующем учебном году на уроках информатики или на занятиях «Я - исследователь» нас научат составлять презентации. Это ведь тоже способ запоминания информации. Я обязательно попробую провести исследование.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работать по данной теме мне было очень интересно. Самым трудным было выделить   самые главные ветви, которые отходят от темы. Приятно было, что рассказы с помощью интеллект-карт моим одноклассникам были интересны, а я их хорошо запомнил. Я надеюсь, что учащиеся других классов заинтересуются данным способом и при помощи «Памятки по составлению интеллект-карты»/Приложение 7/будут составлять и применять интеллект-карты для эффективного запоминания информации.

 

                                                  ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения, М., Просвещение, 1980;

2. Богозов Н.З. Психологический словарь, Магадан, 1965;

3.Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.

4.Н.Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

                                 Интернет-ресурсы

1.  www.mindmap.ru

2. www.ygnius.com

3. www.conceptdraw.ru

4. www.mindmap.ru/download/setupxpl.exe 

 


Поделиться:

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Мать-и-мачеха

Без сердца что поймём?

Барсучья кладовая. Александр Барков

Ветер и Солнце