• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Личностно-ориентированный подход в обучении

Опубликовано Баркова Светлана Васильевна вкл 16.12.2014 - 21:57
Баркова Светлана Васильевна
Автор: 
Шеленок Виктория

Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучающихся, которые рассматриваются как личности, имеющие свои индивидуальные особенности, склонности и интересы. Для ребят в школе созданы условия для проявления самостоятельности, активности,   выбора  способов и действий.  Обучение строится с опорой на имеющиеся знания, опыт,  эмоциональное состояние учащихся, поощряется их стремление быть «самим собой». На уроке происходит  перераспределение ролей учителя и учащегося: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sopk.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Личностно – ориентированный подход в обучении

Творческое задание – сочинение-размышление

ЭССЕ

Автор:

студентка 42 группы

Шеленок Виктория

Саратов

2014

Творческое задание – сочинение-размышление ЭССЕ на педагогическую тему «Личностно – ориентированный подход в обучении»

Я отношусь к тому поколению молодежи,  которое  уже в школе обучалось  в условиях  личностно-ориентированного подхода.

В настоящее время, осваивая профессию учителя, я изучаю принципы, эффективные методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении. На практике в начальной школе я убеждаюсь в эффективности и необходимости его использования.

Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучающихся, которые рассматриваются как личности, имеющие свои индивидуальные особенности, склонности и интересы. Для ребят в школе созданы условия для проявления самостоятельности, активности,   выбора  способов и действий.  Обучение строится с опорой на имеющиеся знания, опыт,  эмоциональное состояние учащихся, поощряется их стремление быть «самим собой». На уроке происходит  перераспределение ролей учителя и учащегося: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Я узнала, что вопросу личностно-ориентированного подхода в обучении посветили свои труды ведущие психологи и педагоги, такие как,  А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн.

Обращаясь к истории, я выяснила, что долгое время в России индивидуальный подход сводился к разделению учащихся на слабых, средних и сильных. Индивидуальные способности рассматривались через обучаемость, которую определяли как способность к усвоению знаний. А психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных способностей, таких как: рефлексия, планирование, целеполагание.

В настоящее время в федеральном государственном образовательном стандарте и современных программах обучения раскрывается    понятие личностно-ориентированного обучения, при котором цели и содержание обучения приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению, позволяют учащемуся проявлять свои индивидуальные способности и коммуникативные потребности, то есть ученик становится  полноправным субъектом учебной деятельности.

Вера в ребенка,  поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

        При подготовке и проведении уроков я учитывала требования к профессиональной позиции учителя  (по И. Якиманской и О. Якуниной):

1. Опора на субъектный опыт. Знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, инициировать учащихся к диалогу.

2. Знание психофизических особенностей. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом.

3. Общение ученика и учителя на уроке, как равноправных партнеров.

На мой взгляд, ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Я обратила внимание, что нужно чаще хвалить и поощрять детей, оценивать их действия. Например, на своих уроках я часто использую положительную словесную оценку «Молодец», «Умница».  Активность детей повышают  раздаточные жетоны, карточки. Например, на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Круговорот воды в природе» каждый ученик самостоятельно оценил свою работу с помощью «капельки – смайлика».  Активным участникам викторины вручались медали «Самому любознательному», «За креативность». Игровая ситуация, созданная  на уроке,  доставляет удовольствие ученикам и  укрепляет уверенность в своих действиях, так на уроке математики в 1 классе дети уверенно преодолевали «трудности» вместе с  героями сказки «Колобок». В 4 классе во внеурочной деятельности ученики защищали  свои проекты детских площадок. На уроке труда дети погрузились в атмосферу «творческой мастерской», при выполнении подарков в технике айрис-фолдинг.

        Для сохранения здоровья учащихся я стараюсь организовать необходимую педагогическую поддержку каждому ученику, т.к. в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Чтобы поддержать ребенка, я опираюсь на его сильные стороны, не подчеркиваю промахи в ответах, а побуждаю к поиску правильного решения с помощью народной мудрости  «Тяжело в учении - легко в бою», «Повторенье - мать ученья», «Грамоте учиться всегда пригодится». Я предоставляю больше самостоятельности на уроках рисования, чтения, технологии в  выборе изобразительных материалов, способов выполнения, тем самым поддерживаю проявление творчества. На моих уроках есть место детскому юмору, который сохраняет благоприятную, доброжелательную атмосферу в классе.  

Таким образом, при использовании личностно-ориентированного подхода, выстраивается  межличностное общение учителя с  учащимися, а  внутренняя вера учителя в каждого ученика, в его способности, дает возможность увидеть мир глазами учащегося.

В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания личности ребенка и  развития его неповторимой индивидуальности.


Поделиться:

Одеяльце

Дерево в снегу

Усатый нянь

Осенняя паутина

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?