• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Тверской пастушковый рожок"

Опубликовано Зайцева Светлана Ивановна вкл 17.12.2014 - 0:07
Зайцева Светлана Ивановна
Автор: 
Жаворонкова Екатерина

Данная ислледовательская работа выполнена  в соответствии с тематическим планом по программе внеурочной деятельности для младших школьников "Мозаика времён".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_zhavoronkova.docx937.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Торопецкий Дом детского творчества»

Исследовательская работа на тему:

«Тверской пастушковый рожок»

Автор: Жаворонкова Екатерина, МОУДОД Торопецкий ДДТ, объединение «Мозаика времён».

Руководитель: Зайцева Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования объединения «Мозаика времён».

2013 г.

г. Торопец

2

Содержание

  1. Введение …………………………………………………….3
  2. Основная часть…………………………………………….. 4

2.1. Происхождение рожка и его назначение……………. 4

2.2. Тверской рожок…………………………………………4

2.3. Рожок в фольклоре……………………………………...6

  1. Выводы ………………………………………………………8
  2. Информационные источники……………………………….9
  3. Приложения ………………………………………………..10

3

Введение

В музее русского быта на одном занятии меня заинтересовал старинный  предмет, о котором я ничего не знала, это оказался рожок, изготовленный из коровьего рога.

Гипотеза: я предположила, что это старинный народный музыкальный инструмент, который имел широкое распространение в Торопецком районе Тверской области в давние времена, в настоящее время не используется  в быту торопчан.

Объект исследования: тверской рожок из коровьего рога.

Предмет исследования: история происхождения и назначение рожка в жизни жителей Тверской области.

Мною был проведен опрос одноклассников, учителей, родственников и соседей, прохожих  (Приложение 1). Результат показал, что у большей части  опрошенных людей дома нет рожка из коровьего рога, сведения об истории и назначении  этого предмета у них сводятся к тому, что он возник давно как музыкальный инструмент и используется в настоящее время в качестве настенного украшения,  на Кавказе у горцев как сосуд для вина.  Моё предположение о том, что в настоящий момент рожок из коровьего рога не используется в быту торопчан, большей частью оказалось верным.

«Оживление» предметов старины в наше время необходимо, потому что с ними связана история нашего народа и страны, традиции и обычаи  которые нужно знать и помнить. Забытые предметы старины хранят в себе много интересной и полезной информации и представляют особую ценность для возрождения народных промыслов, традиций и обрядов и фольклора.

Цель исследования: изучить историю возникновения и назначения тверского рожка, его использования в настоящее время жителями Торопецкого района.

 Задачи:

  • изучение объекта исследования;
  • сбор информации по истории происхождения рожка, его разновидностях и  назначении;
  • сбор информации об упоминании рожка в фольклоре;

4

  • проведение опроса среди одноклассников и взрослых жителей г.Торопца;

Методы исследования:

  • исторический;
  • аналитический метод;
  • сравнение;
  • описание;
  • эксперимент;
  • анкетирование.

2. Основная часть.

2.1 Происхождение  рожка и его назначение.

      В глубокой древности первобытные люди умели извлекать звуки из пустотелых рогов, убитых на охоте животных. Они дудели сигналы, которые являлись «передатчиком» информации роду, племени о различных событиях (хищник, добыча, опасность и т.д.). Рожок  у славянских народов насчитывает не одну тысячу лет, но точных данных о дате его происхождения нет. В Древней Руси рог также использовался  в качестве сигнального инструмента, звуком рога гонцы собирали народ для сообщения важных известий, извещали о прибытии почты. Под его звуки проходила охота, военные сражения или торжественные церемонии, скоморошьи представления и игрища. Пастухи подавали сигналы во время выпаса скота и исполняли короткие и простые наигрыши во время отдыха. Под звуки рожка в старину просыпалась русская деревня.  

Постепенно рожки из сигнальных  становились музыкальными инструментами. Овладение игрой на рожке требовало большой затраты сил и времени, что было доступнее всего пастухам. Именно в среде пастухов зародилось творческое и исполнительское мастерство рожечников.

2.2. Тверской рожок.

     Рожок – русский  духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде трубки с расширяющимся конусовидным концом, в узкий конец которого вставляется мундштук, который крестьяне называют свистулькой.

5http://artvorobyev.ru/wp-content/uploads/2013/02/14092012109.jpg

       Тверской рожок из коровьего рога  является традиционным русским пастушьим язычковым духовым инструментом, сохранившийся до настоящего времени. Есть версия, что он берет свое начало  в верховьях реки Волги вблизи старинного города Тверской области Зубцова и его окрестных деревень. Зубцы – так называли пастухов, выходцев из этого города. Пастушество являлось главным промыслом у мужчин тверского региона. В дружине тверского князя это был сигнальный рожок в военное время, а в мирное время дружинники-сигналисты занимались пастушьим промыслом. Сигнальный рожок вместе с воинами-пастухами перешел в промысловую, обрядовую и бытовую культуру и вышел за пределы Тверской области вплоть до северо-запада Московской области.

Тверской рожок, который относится к разновидности жалеек как духовой музыкальный инструмент (рис.1),   состоит из трёх частей: пищика с язычком, колеблющемся при вдувании воздуха, жалейки – трубки, с проделанными в ней отверстиями (игрового ствола) и коровьего рога. Обычно инструмент изготавливался из трубчатых кустарников – жалейка из бузины, а пищик из веточек волчьей ягоды. Сердцевина в стволе растений выталкивалась или выжигалась раскаленным прутом. На жалейке выжигалось 5 отверстий, на пищике делался скол и вырезался язычок, рог одевался на окончание игрового ствола и служил раструбом для усиления звука.

Другой разновидностью тверского рожка является сигнальный рожок (рис.2). F:\МОЗАИКА ВРЕМЕН\COR 1120 1.JPG

На сигнальном рожке игровых отверстий не было, поэтому звук извлекался особым положением губ

.

6

Рожок, который меня заинтересовал, относится к простому сигнальному рожку (рис.3) (Приложение 2), сделанному из коровьего рога чёрно-бежевого цвета.F:\МОЗАИКА ВРЕМЕН\DSCN8584.JPG

Рожок имеет длину – 14 см 6 мм.

Самая широкая часть конуса составляет в диаметре 5 см 3мм, самая узкая часть – 0,9 см.

Мундштук имеет упрощенный вид, язычок отсутствует, следовательно, это сигнальный рожок, который использовался пастухом при выпасе животных.

В верхней части рожка имеются небольшие сколы – отломы, не оказывающие существенного влияния на звучание.

Звук рожка оказался очень громкий, яркий, в то же время резкий, мощный и призывный. В зависимости от силы сжатия губ звук изменяется. При усилении струи воздуха, подаваемой в рожок, усиливается высота и сила звука. Звук рожка слышен на расстоянии 480 м в пределах города и 940 м на открытом пространстве за городом.

Пастухи, которые умели играть на рожке, зарабатывали вдвое больше своего напарника, у которого был только кнут. Оказывается, стадо лучше подчиняется звуку рожка, чем «щелчкам» кнута, и удой молока, отмечали жители, повышается.

На рожке пастух играет,
Льётся песенка легко, 
И от песен прибывает
У бурёнок молоко.

                                     (А.С.Пушкин)

2.3. Рожок в фольклоре.

     «…Пастух обходит неспешными кругами стадо. Он смотрит в заречную даль. Прислушивается, как умолкает к вечеру природа. Ветер растаял. Пахнет клевером, кувшинками над водной гладью. Облака медленно плывут к иному берегу. Тишина. Откуда-то, так не близко, донеслось, как в деревне звякнуло колодезное ведро, заныла жалобно калитка... И залился пастуший рожок.» 

7

    Пастуший рожок – знак сугубо мирной крестьянской жизни.  Пастух, играющий  на рожке, - это символ лада и покоя в сознании русских людей, издревле занимающихся земледелием и оседлым скотоводством.http://slavyanskaya-kultura.ru/images/1354310349_26ce4989d0db.jpg

       Пастухи славились сольной игрой на рожках и с древних времен были «штатными музыкантами» своего села или деревни. Протяжная многоголосная песня рожечника неотделима от фольклора.http://music.tonnel.ru/music/1022970974_1022970974forumtonnel.gif

В рожке, гудящем на просторе,
И в дудочке из камыша
Поёт о радости и горе
Народа светлая душа!
 

       Под аккомпанемент пастушьего рожка пели, плясали, водили хороводы. Хорошо знакомые с искусством распева пастухи нередко выступали как певцы, опираясь на народное песенное творчество, создавали свои наигрыши. Жители деревень устраивали конкурсы среди рожечников-пастухов  во время сельских праздников и выступлений на ярмарках.

      Во второй половине 19 века популярность приобретают артели (ансамбли) рожечников – «хоры». В середине 50-х годов прошлого столетия в Ковровском уезде Владимирской губернии крестьянином Н. В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крепостных музыкантов. Первые выступления хора рожечников были ограничены и проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. Широкую известность крестьяне-музыканты получили на Нижегородской ярмарке в 1865 году. Успешное выступление хора было отмечено в печати. По свидетельству очевидцев, на ярмарке особым вниманием пользовалась «рожковая музыка, в своем роде прекрасная, исполняемая несколькими хорами крестьян Владимирской губернии, славящихся своим мастерством». Но наибольший успех пришел к музыкантам в Петербурге в 1883 году. Хор рожечников получил всеобщее признание. Оркестр рожечников просуществовал около сорока лет, почти до конца 90-х годов, разъезжая с концертами по городам России вместе с певцами и танцорами. Владимирские крестьяне-рожечники своим творчеством способствовали развитию народной музыки. http://cs9452.vk.me/v9452125/1c08/HcXGbkH0Mb0.jpg

      Искусство рожечников в настоящее время возрождается профессиональными исполнителями

8

и участниками художественной самодеятельности в различных городах России.  В Тверской области игру, последнего из фольклорных (народных) музыкантов, существовавших в устной традиции, успел сохранить для истории известный фольклорист Сергей Старостин на видео, и аудио записях в начале 90-х годов 20 века. Житель села Столыпино Тверской области, пастух Сергей Красильщиков оставил сигналы, наигрыши, распевы и своё видение игры на тверском рожке.

3. Выводы.

       В настоящее время на территории Торопецкого района Тверской области рожок полностью вышел из употребления  как музыкальный  и сигнальный инструмент даже в сельской местности. Местные жители имеют скудные сведения об одном из самых старинных народных инструментов – рожке. Забыты  и практически утрачены технология изготовления рожка из коровьего рога, музыкальные умения  игры на рожке,  репертуар, ранее существовавший в среде пастухов нашего района.    

 Я считаю, что тверской музыкальный и сигнальный рожки  нельзя забывать, так как они являются настоящим культурным достоянием народа. Для этого необходимо хорошо знать историю  происхождения рожка, основные особенности звучания и приёмы игры.  Также важно доносить информацию до жителей Торопецкого района о важности возрождения русской традиции игры в рожок и технологии его изготовления.

9

4. Информационные источники.

1. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и д.р. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – с.182.

2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. _ СПб.: «Паритет», 2005.

3.  http://artvorobyev.ru

4. http://cscagg.ru

5. http://loopy.ru

6. http://poiskslov.com

10

Приложение 1.

Опросник.

  1. Есть ли  рожок из коровьего рога у вас дома,  и в каком количестве?
  2. Есть ли  рожок у ваших родственников, соседей, знакомых?
  3. Как Вы используете этот предмет?
  4. Что знаете об использовании рожка в наше время?
  5. Как использовали Ваши предки  рожок?
  6. Что Вы знаете о происхождении  рожка?
  7. Знакомы ли Вы со звучанием рожка? Где слышали?

                         Дополнительные вопросы:

  1. Где Вы приобрели этот предмет?  (как он попал к Вам?)
  2. Можно ли купить  рожок из коровьего рога в нашем городе и где?
  3. Какова стоимость этого предмета?
  4. Представляет ли для Вас  рожок особую ценность и почему?

Было опрошено 23 одноклассника, 8 учителей, 5 родственников, 18 соседей и знакомых, 16 случайных прохожих.

Анализ ответов:

  1. Есть в одном экземпляре – 3 ч-ка (4,3%), нет –  67 ч-к  (95,7%)
  2. Нет – 58 ч-к (82,9%), не знаю – 9 ч-к (12,9%), есть- 3 ч-ка (4,3%)
  3. Висит на стене в качестве украшения – 3 ч-ка (4,3%)
  4. Настенное украшение – 16 ч-к (22,9%), сосуд для вина у горцев – 19 ч-к (27%),  как музыкальный инструмент при исполнении народной музыки – 6 ч-к (8,6%), ничего  – 29 ч-к (41,4%)
  5. Настенное украшение – 7 ч-к (10%), подставка для карандашей – 2 ч-ка (2,9% ), затрудняюсь ответить  - 61 ч-к (87,1%)
  6. Делали крестьяне из рога коровы -13 ч-к (18,6%), рожок делали из бересты – 9 ч-к (12,9%), возник в древние времена – 16 ч-к (22,9%), ничего – 32 ч-ка (45,7%)
  7. По телевизору (радио) – 23 ч-ка (32,9%), на концерт е– 4 ч-ка (5,7%), затрудняюсь ответить – 43 ч-ка (61,4%).
  8. Привез из деревни – 1 ч-к , подарили – 2 ч-ка.
  9. В магазинах не продается – 43 ч-ка, в деревне у жителей – 16 ч-к, затрудняюсь ответить -11 ч-к.
  10. Около 100 рублей (неценный антиквариат) – 3 ч-ка, затрудняюсь ответить – 65 ч-к
  11.  Ценность как подарок – 2 ч-ка, память о дедушке – 1 ч-к.

Приложение 2.

F:\DCIM\100NIKON\DSCN6890.JPG

        

        Приложение 3.

Это я изучаю рожок.

G:\МОЗАИКА ВРЕМЕН\ФОТО\DSCN6703.JPGG:\МОЗАИКА ВРЕМЕН\ФОТО\DSCN8583.JPG


Поделиться:

А теперь — мультфильм

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Горячо - холодно

Рисуем крокусы акварелью

В поисках капитана Гранта