• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Приложение

Опубликовано Друзина Галина Владимировна вкл 29.12.2014 - 14:41
Друзина Галина Владимировна
Автор: 
Татаринова Екатерина Дмитриевна и Бродникова Ирина Витальевна
Приложение к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мы  прочитали много угорских сказок. Свои рекомендации для ребят мы объединили в таблицу.( часть ее)

Название книги

Главные герои

Краткое содержание

Чему учит сказка

Почему у бурундука спина полосатой стала.

Бурундук, Медведь

О том, как медведь и бурундук поспорили: кто из них первый увидит восход солнца

Не обманывать в жизни, не ссорится

Откуда северное сияние пошло.

Муж, жена, их дочь Вечерина, Комполэн - болотный дух, олешек

Как стали друзьями люди и олени, как олени спасали людей в трудную минуту и как появилось северное сияние.

Умению дружить и ценить дружбу

Три мудрых слова.

Муж, жена, купец, старик

О том, как муж поехал на заработки в чужие земли и от купца узнал о трёх мудрых словах, которые в жизни ему пригодились

Мудрости

Младшая дочь солнца

Муж, жена, сын, Мужчина в шубе из Рыбьей кожи, Мужчина в Медвежьей шубе, Мужчина с Большим Животом. Мужчина с Длинными ногами. Семь Пологов, Большой Полог,Выдра,Щука

Сын поехал свататься туда, где небо с землей сливается, на край земли за младшей дочерью Солнца. По дороге встретил мужчин - богов

Дружбе

                                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

Цель: способствовать формированию  мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. Популяризация спортивного – этнографического   праздника «Дня вороны».

Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Познакомить учащихся с национальным хантыйским спортивно – этнографическим праздником « День вороны».
  2. Использовать все возможности для привлечение школьников к активной жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ..
  3. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости;
  4. Создать условия для развития умения действовать коллективно, самостоятельно;

Инвентарь: свисток; протоколы; маршрутные листы, два мяча, 10 кегли, две палки, канат для перетягивания, 6 скамеек для хантыйской эстафеты – прыжки через нарты, два халата с одинаковым количеством пуговиц, два колпака, два ватмана, две пачки фломастеров, два стола, два одинаковых набора – 15  цветных геометрических фигур из бумаги, связки калачей, ленточки и т.д.

Ведущий: Сегодня всемирный день здоровья.  ЗДОРОВЬЕ - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.

Народы всего мира знают эти простые истины. Во  всем мире люди пропагандируют сегодня здоровый образ жизни. Но и наши предки понимали значимость здоровья. Так, например, ханты, в этот день традиционно отмечают праздник «День вороны». Это спортивно- этнографический праздник. В прошлом году губернатор Югры Наталья Комарова  и Дума округа  узаконили этот праздник. И сегодня мы отметим два праздника - Всемирный день здоровья и спортивно- этнографический праздник  «День вороны». Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется,  прогоняет зиму- смерть и приносит саму жизнь- весну. 

Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!" С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — предвестница весны.

Согласно традиционным представлениям обских угров, весну приносит на крыльях Небесная Дева – Калтащ - прародительница, которая определяет судьбы людей, благословляет деторождение, благополучие в семье. Она – то и принимает облик вороны “со связкой калачей». ( Выбегает ворона со связкой калачей и раздает их детям)

В этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Давайте и мы повесим несколько калачей на ветки деревьев, чтобы и у нас на празднике было солнечно. (дети развешивают калачи на деревьях)

«Вороний день»  – это древний хантыйский праздник, смысл его заключается в общении родных и близких людей, в почитании священной птицы, которая пробудила природу.

В этот день принято дома и сараи украшать ветками березы, чтобы защитится от нечистой силы. Для народов ханты береза – священное дерево. Люди приходят к березе, водят хороводы, заплетают ей в  косы ленты, загадывают желания. Давайте и мы украсим наши березки лентами. Чтобы все, что мы задумали - исполнилось, надо повернуться по солнцу 3 раза вокруг себя.

А сейчас ворона подарит вам бумажных птиц на счастье (сделать заранее). После пиршества ханты устраивают национальные игры, соревнования в силе и ловкости. Мы сегодня также будем состязаться и в силе, и в ловкости, и в знаниях. На нашем празднике будут и традиционные хантыйские конкурсы.

Итак, приглашаем, дети, вас. Праздник спорта и здоровья начинается сейчас.

4 -5 –е классы – в актовом зале конкурс физминуток. (Предпочтение текстам, где упоминаются птицы).

6-7-е классы- спортивные состязания.

Затем просмотр фильмов, мультфильмов о здоровье, вредных привычках, (Мойдодыр и т.д.)..

        А для ребят не совсем спортивных проводится школьный КВН. Таким образом, не один ребенок не окажется лишним в этот интересный и запоминающийся день. После окончания мероприятий - чаепития с баранками.  

                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МАЛЬЧИК- КОРЕШОК. (Хантыйская сказка)

Время действия-30 минут

Действующие лица: Автор, Маньсь Нэ, Корешок, Лесная Колдунья, девочка Нэнь, две куклы, два сына колдуньи.

Сцена 1

Автор: Жила на берегу озера одинокая женщина Маньсь Нэ. Ловила она рыбу, собирала ягоды. Однажды спустилась к озеру искать корни водяных растений. Собирала их долго, хотела уж домой возвращаться.

Маньсь Нэ: Дай вырву ещё корешок.

Автор: Вытянула корешок из ила, видит, похож он на маленького мальчика.

(Маньсь Нэ рассматривает куколку внимательно. Качает на руках, приговаривает.)

Маньсь Нэ: Как он похож на маленького мальчика. Сейчас я тебя вымою, дома сплету из бересты люльку, сошью рубашку, уложу в постельку и покачаю, как куклу.

Автор: Качала она, качала люльку и вдруг услышала, плачь ребёнка.

Маньсь Нэ: Ты ожил. Какая радость!!! Я буду заботиться и любить тебя, как сына. Скоро ты вырастишь и будешь мне самым хорошим помощником. А назову я тебя Корешок.

(Уходит, унося с собой куколку.)

Сцена 2

(Лесная полянка. Недалеко от озера. Маньсь Нэ с удочкой и Корешок с лукошком.)

Автор: Стал Корешок быстро расти. Не налюбуется Маньсь Нэ на сына.

Маньсь Нэ: У нас закончилась рыба, Корешок, придётся мне идти на озеро ловить рыбу.

Корешок: А я сбегаю в лес, пособираю ягоды. Не волнуйся, мама.

(Маньсь Нэ уходит к озеру, а Корешок остается один и  начинает ягоды искать. Заглядывает под каждый кустик, под каждое деревце. Ягод много. Собирает Корешок их весело, да песенки себе под нос напевает).

Сцена 3 

(Звуки леса. Из-за дерева выглядывает колдунья, следит, как Корешок ягоды собирает.)

Автор: Тут подкараулила Корешка лесная колдунья, заколдовала его, сама обернулась его матерью и говорит.

Лесная колдунья: Пойдём, Корешок, домой. Ты уже много ягод насобирал, а я много рыбы наловила.

(Корешок, ничего плохого не подозревая, уходит вслед за колдуньей.)

Сцена 4

(Домик, где живут Маньсь Нэ и Корешок. На пороге сидит девочка)

Автор: Вернулась Маньсь Нэ с озера- никто её не встречает.

(Маньсь Нэ  ставит у двери дома удочку , корзину с рыбой и обращается к девочке).

Маньсь Нэ: Кто ты, девочка? И где мой сыночек Корешок?

Девочка: Я Нэнь, а твоего сына забрала моя мать- лесная колдунья. Будет он кормить её, да и моих братьев. А ты мне есть давай! Я голодная.

Автор: Заплакала Маньсь Нэ, но слезами горю не поможешь.

(Утирая глаза, обращается к девочке).

Маньсь Нэ: Не хочешь ли ты научиться шить, Нэнь?

Девочка Нэнь: Не хочу, я ничего не хочу делать!

Маньсь Нэ: Прибери в доме тогда.

Девочка Нэнь: Не буду!

Маньсь Нэ: Принеси воды, Нэнь!

Девочка Нэнь: А я в воду упаду.

Маньсь Нэ: А ты за куст держись.

Девочка Нэнь: Я руки поцарапаю.

Автор: Так и стали они жить. Нэнь  совсем разленилась, изнежилась. Ходит  нечесаная, грязная, капризная. А Маньсь Нэ  от непосильного труда состарилась, сгорбилась. Не может больше ни рыбу ловить, ни охотиться.

Сцена 5

(Маньсь Нэ , еле передвигаясь , несет тарелку с рыбой).

Маньсь Нэ: Нэнь, иди кушать.

Девочка Нэнь (кричит, капризничает): Покорми меня, я не хочу сама. Я ручки свои рыбой испачкаю. Рыбьи косточки мне губы уколят.

(Маньсь Нэ  садится возле Нэнь и начинает ее кормить рыбой).

Сцена 6

(Возле дерева в лесу сидит лесная колдунья, а два ее сына играют в кости. Корешок поодаль собирает ветки для костра.)

Автор: Зато лесная колдунья живёт припеваючи. Сыновья её тоже бездельники. Лесная колдунья лучшие куски отдаёт родным сыновьям, сама ест, Корешку оставляет что похуже. А Корешок ставит капканы, силки на зверей,  рыбу ловит.

Лесная колдунья( кричит грубо Корешку): У нас в доме есть нечего, иди и принеси чего- нибудь, иди, работай!

Корешок( печально): Почему моя мать со мной такая грубая? Ведь любит же она братьев Лесная колдунья( развалясь под деревом): Ха-ха-ха!!! Сын Маньсь Нэ нас кормит, поит, а сама Маньсь Нэ уже не может прокормить одну мою дочь Нэнь.

(Корешок, как очнувшись ото сна, трясет головой  и говорит).

Корешок: Вот в чём дело! Она мне не мать! Что же мне делать? Куда идти? Где искать свою мать?

(Корешок убегает).

Сцена 7

(Корешок сидит возле связки сухих веток.)

Автор: Долго шёл Корешок и проголодался. Решил  костер развести  и покушать сварить, но вспомнил, что нет у него котелка.

Корешок: Волшебная серьга! (снял серьгу с уха и стал её крутить и приговаривать). Если потомки наши услышат про меня сказку, пусть серьга превратится в котелок! (кидает серьгу в кусты.) Получилось! (Достает из кустов котелок волшебный, полный еды. Радостный кушает. Подходят к нему две куколки).

Первая куколка: Здравствуй, Корешок! Вкусно ли ты поел?

Корешок: Вкусно.

Вторая куколка: А вот мы голодные, и твоя мать Маньсь Нэ тоже хочет есть. Она стала стара, и никто ей не помогает.

Корешок: Но где она?

Первая куколка: Отдай нам  волшебный котелок с едой - мы путь укажем.

Корешок: Берите, берите! (обрадовался).

Вторая куколка: Добрый ты, Корешок. Не станем мы забирать твой котелок. Ты толкни его, куда он покатится, туда и иди, он тебя к родному чуму выведет.

Корешок: Спасибо вам , куколки! Я так и сделаю.

(Куколки берутся за руки и уходят. Корешок сильно толкает котелок и бежит вслед за ним).

Сцена 8

(Чум. Возле него стоят Нэнь  и Маньсь Нэ, разговаривают. Корешок стоит за деревом, слушает их разговор.)

Девочка Нэнь (кричит МаньсьНэ ):. Иди на охоту! Я есть хочу!

Маньсь Нэ: Ох, не могу. Болею я. Потеряла я милого сыночка Корешка. Он бы мне помог в старости.

(Корешок выбегает из-за дерева, обнимает мать)

Корешок: Я твой сын, Корешок, мама! Я никогда больше тебя не оставлю! А ты, ленивая Нэнь, уходи к своей матери.

Нэнь испуганно убегает.

Автор:   Берегите своих матерей. Храните тепло их рук, доброту их глаз. Отведите от них беду.


Поделиться:

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Что общего у травы и собаки?

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Денис-изобретатель (отрывок)

Эта весёлая планета