• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект Числительные и меры: математическое многоборье

Опубликовано Назарова Елена Васильевна вкл 02.01.2015 - 20:42
Назарова Елена Васильевна
Автор: 
Назарова Виктория, Чуприна Алёна, Фомичева Виктория

УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

 

 

I.        Об особенностях образования количественных числительных.

          1). Принципы образования количественных числительных в русском и английском языках.

          2). О словах, необходимых для образования в русском языке всех натуральных чисел до 999 миллионов.

          3). Гипотеза о причинах изменения принципа образования количественных числительных в английском языке, начинающихся с числа 13.

II.     Изобретение новых русских слов с числовым значением. 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_postroen_na_sile_chisel.docx580.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Илькинская средняя общеобразовательная школа»

Проект Числительные и меры:

математическое многоборье

          Команда М0гу4@я ky4k@

           Назарова Виктория, Чуприна Алёна, Фомичева Виктория

                 

УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

  1. Об особенностях образования количественных

     числительных.

          1). Принципы образования количественных числительных в русском

               и английском языках.

          2). О словах, необходимых для образования в русском языке всех

               натуральных чисел до 999 миллионов.

          3). Гипотеза о причинах изменения принципа образования

               количественных числительных в английском языке,

               начинающихся с числа 13.

  1. Изобретение новых русских слов с числовым значением.  

 

Мир построен на силе чисел.

Пифагор

  1.  1). Язык чисел, как и обычный язык, имеет свой «алфавит». В том числе, которым сейчас пользуются практически все в мире. Этот «алфавит» представляет собой десять цифр, от 0 до 9, что называется десятичной системой счисления.  

          Как в русском, так и в английском языках, количественные

  числительные обозначают количество предметов и отвечают на

  вопрос сколько? how many? 

          По характеру образования количественные числительные в обоих

языках разделяются на три группы: простые (два, три, сто, тысяча,  two, three, hundred, thousand),  сложные (производные) (семнадцать, пятьдесят,  seventeen, fifty) и составные (триста семьдесят пять, две тысячи пять, three hundred and seventy-five, two thousand and five).

Сравнение принципов образования

количественных числительных

  в русском и английском языках.

Количественные числительные в русском языке

Количественные числительные в английском языке

ПРОСТЫЕ

один

два

три

четыре

пять

шесть

семь

восемь

девять

десять

1     one 

2     two 

3     three

4     four 

5     five 

6     six 

7     seven 

8     eight 

9     nine 

10    ten 

11    eleven 

12    twelve 

СЛОЖНЫЕ (ПРОИЗВОДНЫЕ)

(принцип сращения (слияния) слов)  

одиннадцать

двенадцать

тринадцать

четырнадцать

пятнадцать

шестнадцать

семнадцать

восемнадцать

девятнадцать

Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

13    thirteen  

14    fourteen 

15    fifteen 

16    sixteen 

17    seventeen 

18    eighteen 

19    nineteen 

Вывод: Как вы видите, числительные от одиннадцати в русском языке и от тринадцати в английском языке до девятнадцати образуются от соответствующих числительных первого десятка путем прибавления суффикса – надцать в русском языке и - teen в английском языке.    

двадцать (два десятка)

тридцать

сорок

пятьдесят

шестьдесят

семьдесят

восемьдесят

девяносто («девять до ста», т.е. девять десятков до сотни)

Исключением из правила образования количественных числительных, обозначающих десятки, является числительное 40, которое появилось по принципу переосмысления лексического значения слова (сорок – ранее в языке означало «мешок», затем «мешок» с 40 соболями или белками).

20    twenty

30    thirty

40    forty

50    fifty 

60    sixty 

70    seventy 

80    eighty 

90    ninety 

Числительные, обозначающие десятки,  образуются от соответствующих числительных первого десятка путем прибавления суффикса – ty.

двести (две сотни)

триста

четыреста

пятьсот

шестьсот

семьсот

восемь

девятьсот

СОСТАВНЫЕ

(принцип сочетания целых слов)

Десятки с единицами в английском языке образуются таким же способом, как и в русском языке:

21 (twenty-one), 35 (thirty-five), 47 (forty-seven).

Но! Между десятками и следующими за ними единицами ставится дефис (черточка) в английском языке, а в русском языке такие числительные пишутся раздельно (двадцать один, тридцать пять, сорок семь).

тысяча девятьсот восемьдесят шесть

200 two hundred

300 three hundred

400 four hundred

a (one) thousand nine hundred and eighty-six

Разряды многозначных чисел (каждые три разряда справа налево) отделяются друг от друга запятой (а не точкой, как по-русски).

1,022 (one thousand and twenty-two), 2,503 (two thousand five hundred and three), 3,525,250 (three million five hundred and twenty-five thousand two hundred and fifty).

В составных числительных в пределах каждых трёх разрядов перед десятками (а если их нет, то перед единицами) ставится союз and.

Итак, ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ количественных числительных в русском и английском языках аналогичны.

  1. 2). Исходя из данных принципов, для образования в русском языке всех натуральных чисел до 999 миллионов, необходимо использовать 15 СЛОВ:

1 (один), 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять) – слова-цифры, из которых состоят все числа;

10 (десять), 100 (сто) – самостоятельные числительные и части некоторых сложных числительных;

40 (сорок) – числительное, полученное путём переосмысления лексического значения слова;

1000 (тысяча), 1000000 (миллион) – числительные, имеющие грамматические признаки имён существительных;

на – слово-предлог, входящий в состав суффикса – надцать числительных от одиннадцати до девятнадцати.    

  1. Картинка 22 из 32493). Из книги Аракина В.Д. «История английского языка» мы узнали, английский язык относится к группе германских языков. Автор полагает, что «во всех германских языках ещё до сих пор сохранились следы двенадцатиричной системы, т.е. системы, в основу которой положено число 12. Об этом свидетельствует тот факт, что названия чисел от одного до двенадцати представлены особыми корнями». Количественные числительные от 1 до 12 – простые. Они не имеют специальных окончаний.

Двенадцатеричная1 система счисления была принята у кельтов. А из истории Англии нам известно, бритты, жившие на Британских островах, пикты, жившие преимущественно в Шотландии, и скотты, обитавшие на территории современной Ирландии и Шотландии, - это кельтские племена.  

Картинка 60 из 846Происхождение двенадцатеричной системы счисления связано со счётом на пальцах. Четыре пальца руки (кроме большого) имеют в совокупности 12 фаланг. Перебирая эти фаланги по очереди большим пальцем, ведут счет от 1 до 12. В устной речи остатки двенадцатеричной системы сохранились и до наших дней: вместо того чтобы сказать «двенадцать», мы часто

______________________________________________________

1 В различных источниках были встречены разные варианты написания данного слова.

Картинка 26 из 103595говорим «дюжина».  Мы иногда ещё считаем дюжинами карандаши,

пуговицы, катушки ниток, бельё, посуду. В Древнем Риме, например, число «двенадцать» считалось счастливым, так как оно замыкало счет, следующее после двенадцати число казалось таинственным и  страшным. Во времена двенадцатеричной системы счисления «тринадцать» стало таким несчастливым числом, «чёртовой дюжиной». Возникло поверие: если тринадцать человек соберётся вместе, то это предвещает несчастье.

В Западной Европе рассказывали легенду о двенадцати

рыцарях круглого стола и их предводителе Амфортасе. Когда они

сели за трапезу, то тринадцатый участник её оказался изменником. В  Англии и Соединенных Штатах Америки была распространена боязнь числа «тринадцать». Нередко при нумерации комнат в гостиницах пропускали 13-й номер и после номера 12 сразу же ставили 14, потому что мало находилось охотников занять комнату номер 13.

В Париже существовали конторы для доставки четырнадцатого гостя, когда собравшихся на торжественный обед или ужин оказывалась «чертова дюжина». В известной чикагской гостинице «Статлер», если на званый обед собирались тринадцать гостей, администрация ставила четырнадцатое кресло и сажала за стол одетый во фрак манекен. Ему, как и всем гостям, подавался обед. «Гостя» шутя называли королём.

Несомненные остатки двенадцатеричной системы счисления имеются у англичан – в системе мер (например, 1 фут = 12 дюймам) и в денежной системе (1 шиллинг = 12 пенсам).

Таким образом, причиной того что в английском языке изменения принципа образования числительных происходят именно с числа 13, является исторический факт существования двенадцатеричной системы счисления.

  1.     Новое русское слово, отражающее возрастные рамки.

ДОДЕСЯТЫШ: имеет значение «человек в возрасте от 0 до 10 лет».

Картинка 37 из 69712http://miss.melenky.ru/images/20102/13-anketa.jpgКартинка 10 из 49196

Обоснование: образовано от слова – числительного «десять» при помощи приставки до- со значением «прежде, раньше чего-либо» (ср. дошкольник) и суффикса –ыш со значением лица (ср. малыш).

Если английское слово “teenager” имеет значение «подросток в возрасте от 13 до 19 лет», то по аналогии с ним придумать русское слово путём сложения основ трудно, так как в русском языке нет слова, обозначающего «возраст от и до со значением числа», как английское слово “teens”  возраст от 13 до 19 лет. Предлагаем новое русское слово «додесятыш», которое означает «человек в возрасте от 0 до 10 лет», образованное приставочно-суффиксальным способом.

Другие  варианты новых русских слов, созданные нами:

НАДЕСЯТЧИК (свыше 10, 11 – 19; на + 10)

НАДЦАТНИК, НАДДЕСЯТОР (означает возраст от 11 до 19 лет)

ДОДВАДЦАТЕР ( 0 – 20 лет)  

Использованная литература и источники информации

  1. Аракин В. Д. История английского языка: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
  2. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Диккенс, Ч. История Англии для детей. – М.: Астрель: АСТ, 2009.
  4. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Английский язык: Счастливый английский язык.ру \ Happy English.ru: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2009.
  5. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Страницы британской истории: Книга для чтения по английскому языку в 7 – 11 классах общеобразовательной школы. – Обнинск: Титул, 2004.
  6. Петрова А. В., Понтович С. В. Учебник английского языка в двух частях. Часть I (первый год обучения). – 8-е изд. – М.: Лист Нью, 2004.
  7. http://www.happywedding.ru/books-ozon/1099947/23/1/
  8. www.desktopwallpapers.org.ua
  9. www.sch21olen.edusite.ru
  10.    http://miss.melenky.ru/images/20102/13-anketa.jpg
  11.   celostnost.ucoz.ru
  12.   swh.su

 


Поделиться:

Ласточка. Корейская народная сказка

Девчата

Есть ли лёд на других планетах?

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Одна беседа. Лев Кассиль