• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Инклюзивное образование

Опубликовано Останина Наталья Александровна вкл 10.01.2015 - 17:49
Останина Наталья Александровна
Автор: 
Толкунова Алина

      В данной работе представлена попытка изучить организацию инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Процесс внедрения инклюзивного образования в России на данный момент сталкивается с рядом трудностей и проблем, связанных как с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie._tolkunova_alina._soshno7.docx125.52 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-исследовательская конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция «Психология»

Инклюзивное образование

Автор: Толкунова Алина Сергеевна

ученица 10 «Б» класса

МБОУ «СОШ № 7»

Руководитель: педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 7»

Останина Наталья Александровна

Когалым

2014 г.

Содержание

Введение.................................................................................................................................      3

1. Принципы инклюзивного образования..........................................................................      4

2. Внедрение инклюзивного образования в России  .........................................................     6

3. Проблемы инклюзивного образования ..........................................................................      8

4. «Готовы ли мы  к внедрению инклюзивного образования» Результаты исследования на примере МБОУ «СОШ№7» ………………………………………………………………      11

Заключение  ..........................................................................................................................      15

Литература..............................................................................................................................     16

Приложение...........................................................................................................................      17

Введение    

«Мы исключили эту часть людей из общества,

                                                               и надо вернуть их назад, в общество, потому

                                                                что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

                                                                               

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике.

Цель:

Изучить организацию инклюзивного образования.

Задачи:

  • Изучить принципы инклюзивного  образования.
  • Обозначить проблемы инклюзивного  образования.
  • Выявить мнение учащихся и родителей об обучении детей с ОВЗ в традиционном классе.
  • Выявить готовность учителей школы обучать детей с ОВЗ.

                Предмет исследования: организация инклюзивного образования в общеобразовательной школе. 

                Объект исследования: готовность участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования.

             При  написании работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы и Интернет-источников, анкетирование, собеседование.

  1. Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование распространено в ряде стран, таких как Саламанка, Испания, Англия, США.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процессом снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.

Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

  1. Внедрение инклюзивного образования в России

В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию {wideningparticipation), мэйнстриминг, интеграция, инклюзия, т.е. включение.

Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы, то прежде всего для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей.

 Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети.

"Включение", или инклюзия" - наиболее подходящий термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным Законом «Об образовании», Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Для Российской Федерации вопрос внедрения инклюзивного образования  актуальный и сложный. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, по оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения несовершеннолетнего возраста в России имеет инвалидность.  Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение по данному сложному вопросу далеко не однородно. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47. В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет".

Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей (лиц) с ОВЗ.

  1. Проблемы инклюзивного образования

Процесс внедрения инклюзивного образования на данный момент сталкивается с рядом трудностей и проблем, связанных как  с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Рассмотрим основные  проблемы, которые возникают при введении инклюзивного образования.

  • Психологические проблемы учителей.

    Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Прежде всего, они  испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

  • принимать учеников с инвалидностью "как любых других детей в классе",
  • включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи,
  • вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
  • использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, проектные исследования и т.д.
  • Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей.

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.

Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

  • Проблемы, которые возникают у детей инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность). По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

  • Проблема организации «безбарьерной» среды.

На недостаточном уровне находится и оборудование социально значимых объектов техническими средствами, обеспечивающих беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностями. В первую очередь, следует оснастить пандусами школы.

Также серьезной проблемой является предвзятое отношение к инклюзивному образованию в современном обществе. В связи с этим необходимо проведение значительного объема работ в данном направлении с широким привлечением средств массовой информации, педагогов и общественности.

В течение последних нескольких лет наблюдается изменение ситуации с внедрением инклюзивного образования в лучшую сторону. Министерство образования РФ приступило к формированию в регионах страны сети базовых учреждений для детей с особыми потребностями. Также правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопросы по развитию законодательной базы в отношении соблюдения прав детей с ограниченными возможностями. А принятие новых образовательных стандартов должно позволить детям получить право на «безбарьерное» образование.

  1. Готовы ли мы  к внедрению инклюзивного образования.

Результаты исследования на примере МБОУ «СОШ№7»

В ходе работы мы провели анкетирование среди учащихся и родителей 7-11 классов нашей школы, в результате, которого мы хотели узнать мнение учащихся по теме «Готовы ли мы  к внедрению инклюзивного образования».

        Вопрос 1. Как вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?

      Вопрос 2. Есть ли у вас в семье ребенок с ограниченными возможностями  здоровья?

       Вопрос 3. Как Вы ведете себя по отношению к детям  с ограниченными возможностями здоровья?

Вопрос 4. Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?

      Вопрос 5. Как бы Вы отнеслись к тому, если с вами в классе (вашим ребенком) обучались дети с  ограниченными возможностями здоровья?

 Вопрос 6. Считаете ли Вы необходимым развивать систему инклюзивного образования в России?

        Кроме того, проведено анкетирование учителей школы, в ходе, которого мы узнали их  мнение по вопросу: «Готовы ли учителя работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья?»

        Вопрос 1. Как Вы считаете, смогут ли современные подростки учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?

Вопрос 2. Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?

      Вопрос 3. Готова ли наша школа принять детей с ограниченными возможностями здоровья?

        Вопрос 4. В чем, на Ваш взгляд заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?

- психологические  проблемы  учителей – 58%

- проблема организации «безбарьерной» среды – 23%

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- 66% учащихся и родителей знают, что такое инклюзивное образование,

- 52% опрошенных, считают возможным обучение обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами,

- 93% согласны с тем, что необходимо развивать данную образовательную систему,

- 36% учителей, на настоящий момент, готовы работать в системе инклюзивного образования.

Кроме того, большая часть учителей считает, что пока наша школа не готова принять детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем 58% опрошенных педагогов видят психологическую проблему учителей при внедрении инклюзивного образования, а 23% в организации «безбарьерной» среды для детей-инвалидов.

Из беседы с заместителем директора по УВР нашей школы Фокиной Н.И. стало известно, что в МБОУ «СОШ№7» обучается 15 детей-инвалидов и 3 ребенка с ОВЗ, что составляет 1,3% от общего числа обучающихся. Из них, 8 человек обучаются по основным общеобразовательным программам в обычных классах вместе со всеми учащимися, 8 человек по индивидуальным учебным планам на дому (по медицинским показаниям). Все  учащиеся успевают по всем предметам.

Беседа с педагогом-психологом МБОУ «СОШ№7» Бахаревой С.Ю. показала, что все учащиеся данной категории имеют положительную школьную мотивацию, благоприятный социометрический статус,  их индивидуальные психические способности - память, внимание, мышление -  соответствуют возрастным особенностям. Со всеми учащимися  систематически проводится индивидуальная  работа – коррекционные и(или) развивающие занятия.

 

Заключение

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Но, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

Некоторые образовательные организации  уже начали внедрение инклюзивного образования.  Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. В связи  существующими проблемами в данном вопросе, предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Изучение мнения участников образовательного процесса в ходе работы показало, что большая часть учащихся, родителей и учителей знают, что такое инклюзивное образование, считают возможным обучение обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, и согласны с тем, что необходимо развивать данную образовательную систему.

Но вместе с тем, мнение опрашиваемых таково, что для внедрения инклюзивного образования необходима специальная подготовка учителей и школы. Возможно в настоящий момент, образовательные организации нашего города не совсем готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке  знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование дет  ей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность  своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Литература

  1. Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2000.
  2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2003.
  3. Закон РФ «Об образовании» (ред. от 02.02.2011) СПС Консультант Плюс
  4. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000
  5. Конституция Российской Федерации
  6. Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения/ Дефектология, № 5, 2005.
  7. Марциновская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. - М.: Проспект, 2009.
  8. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Бодалева А.А. и др. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002
  9. Риезер Р., Котов В. "Медицинская и социальная модели инвалидности",- РОООИ "Перспектива", 2000.
  10. Семинар "Развитие инклюзивного образования в массовых школах" 16-17 ноября 2006 год Москва, http://www.fractalla.ru/
  11. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.
  12. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki
  14. http://dislife.ru/articles/view
  15. http://ria.ru/spravka
  16. http://vitaportal.ru/

Приложение 1

Анкета для учащихся по теме

«Готовы ли мы  к внедрению инклюзивного образования»

1.        Как вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?

2.        Есть ли у вас в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья?

3.        Как Вы ведете себя по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья?

4.        Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?

 5.        как бы Вы отнеслись к тому, если с вами в классе (с вашим ребенком) обучались дети с ограниченными возможностями здоровья?  

 6.        Считаете ли Вы необходимым развивать систему инклюзивного образования в России?

Анкета для учителей

«Готовы ли мы  к внедрению инклюзивного образования»

1. Как Вы считаете, смогут ли современные подростки учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?

 2. Готовы ли вы работать в системе инклюзивного образования?

 3. Готова ли наша школа принять детей с ограниченными возможностями здоровья?

4. В чем, на Ваш взгляд, заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?

- психологические проблемы учителей

- проблема организации «безбарьерной» среды?


Поделиться:

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Почта

Голубая лягушка

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Дымковский петушок