• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по русскому языку в 8 классе "Создание электронного пособия по теме "Члены предложения"

Опубликовано Мойсеева Елена Иннокентьевна вкл 14.01.2015 - 12:39
Мойсеева Елена Иннокентьевна
Автор: 
Федоровская Галина

          Работа ученицы представляет собой проект, над которым девушка работала с интересои и надеждой на хороший результат. В описании работы чётко поставлена цель, определён круг задач. Работа имеет практический интерес как для школьников, так и для учителей. Обучающиеся по данному пособию могут самостоятельно изучить большую и сложную тему "Члены предложения". Учителя фрагменты данных презентаций могут использовать на уроках для объяснения новой темы или закрепления. Презентации привлекают своей яркостью, красочностью, эстетичностью, различными эффектами, несут в себе глубокое содержание, иногда выходящее за рамки школьного учебника, задания не только обучающего, но и развивающего характера. Очень обнадёживающе звучит гипотеза: "Предположим, что если я составлю по всему разделу презентации, то моим одноклассникам, а может быть, потом и другим ребятам откроются тайны русского языка, они начнут любить и ценить его, а на государственной итоговой аттестации моя работа им поможет сдать упешно экзамен, учителю она вдруг тоже сможет принести свою пользу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ “ШАГ В БУДУЩЕЕ”

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ “ШАГ В БУДУЩЕЕ”

Проект

Электронное пособие

по русскому языку в 8 классе

 по теме

«Члены предложения»

Автор: Федоровская Галина Геннадьевна,

учащаяся 9 класса МКОУ «Подъеланская СОШ»

Руководитель: Мойсеева Елена Иннокентьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МКОУ «Подъеланская СОШ»

2013 - 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. с. 3

Работа над проектом………..…………………………………………………… с. 6

Отбор материала……..……………………………………………………..…… с. 6

Дизайн презентаций..……………………………………………………………с. 11

Заключение……………………………………………..……………………… с.12

Использованная литература……………………………………………..………с. 13

Введение

Для того чтобы любить русский язык,

 нужно его хорошо знать. Тогда

 откроется до конца его красота,

разящая сила, его юмор,

живописность  и музыкальность.

К.Паустовский

В школе каждый день через определённые промежутки звенит звонок. Он зовет нас на уроки или перемены, но только один из них звучит для меня по-особенному. Звонок зовет меня на один из моих любимых предметов - русский язык.

Любовь к родному слову - это не пустой звук: для меня это, во-первых, патриотизм, ведь отношение к своей Родине передается через родную речь, во-вторых, стремление познать всю красоту русского языка, одного из самых мелодичных и сложных во всем мире.

Пусть для некоторых моих одноклассников кажутся скучными задания по разбору слов и предложений, по расстановке знаков препинания, по вставлению пропущенных букв, но я знаю, что это еще один шаг к тому, чтобы овладеть всеми тонкостями нашего могучего и великого языка.

Я понимаю, что более глубокое изучение русского языка поможет мне в будущем. Возможно, свяжу свою профессию именно с этим направлением. Но даже  если не получится, я точно знаю, что мои знания пригодятся в жизни. Ведь по-настоящему образованный человек должен в совершенстве владеть не только несколькими иностранными языками, но в первую очередь полностью изучить родной.

Очень много писателей и поэтов посвящали свои творения русскому языку, они искренне восхищались и гордились тем, что говорят и пишут именно на этом языке. Русский язык - величайшее достояние всех времён.

        Как не любить язык, на котором впервые ты сказала слова "мама", "солнце", "трава", "облако". Слушала первые сказки и стихи, училась понимать, что такое добро и зло. Ты думаешь на этом языке, растешь и становишься умнее.

Он так богат и выразителен, что для одного и того же явления существует десятки слов, которые называются синонимами, антонимами, омонимами…Русский язык дал миру огромное количество прекрасных писателей и поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.

Поэтому нужно гордиться, что ты разговариваешь и учишь этот язык. И никогда не лениться, ведь быть образованным - это очень важно в наше время. Я по-настоящему люблю и восхищаюсь этим языком, ведь это самый сложный и самый красивый, интересный язык в мире…

И мне захотелось повернуть ребят  лицом к родному языку. Я решила оформить скучные для моих сверстников правила в яркие и познавательные презентации. Что ещё подвигло меня к созданию этих презентаций?

Презентация – это лёгкий способ донести до человека информацию в качественном, доступном и интересном виде. Некоторые ребята в классе не воспринимают информацию, услышанную из уст учителя. Поэтому я решила сделать презентации на некоторые из тем по русскому языку 8 класса. Кроме этого,к созданию пособия меня подвиг интерес, получится ли у меня? Просто практически каждый раз на наш увлекательный урок Елена Иннокентьевна делала красочные, легкодоступные презентации - и мне тоже захотелось: ученик хочет быть похожим на своего учителя. Однажды учитель мне предложила составить презентацию по теме “Подлежащее” и объяснить правила ребятам. Мне это сделать удалось, конечно, здесь помогло ещё и то, что эти сведения ребятам в большей степени были известны, но слабо успевающим одноклассникам моя презентация помогла вспомнить хорошо забытое старое.

Потом  на других уроках я поняла, что тема “Члены предложения” не так проста, как кажется на первый взгляд, в ней очень много своих трудностей.

Гипотеза:предположим, что если я составлю по всему разделу презентации, то моим одноклассникам, а может быть, потом и другим ребятам откроются тайны русского языка, они начнут любить и ценить его, а на государственной итоговой аттестации моя работа им поможет сдать успешно экзамен,   учителю она вдруг тоже сможет принести свою пользу.

Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой  следующую цель: создание электронного пособия по русскому языку в 8 классе по теме “Члены предложения”.

Чтобы добиться цели, мне надо решить ряд задач:

  1. Составить список литературы, которая посодействуетв достижении цели.
  2. Изучить теоретический и практический материал по теме “Члены предложения” и отобрать наиболее важный.
  3. Продумать, в какой форме излагать материал в презентациях.
  4. Продумать дизайн слайдов.

Предмет исследования: дополнительная литература по русскому языку.

Объект исследования: использование электронного пособия по русскому языку на отношение обучающихся к предмету.

Методы исследования: анализ литературы, отбор материала, наблюдение.

Работа над проектом

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

(китайская пословица)

Отбор материала

Всегда самое сложное – это приступить к работе, особенно если она плохо знакома или ты боишься допустить ошибки. Как сказал С.Герасимов: “Если страшно приступать к теме – не берись, если страшно бриться – ходи бородатым”.  Вот  я и отбросила все сомнения, подумав, что рядом со мной всегда учитель, к которому я смогу обратиться за помощью.

Итак, проект “Электронное пособие по русскому языку в 8 классе по теме «Члены предложения»” состоит из 7 презентаций: 1 – “Подлежащее”, 2 – “Сказуемое”, 3 – “Тире между подлежащим и сказуемым”, 4 – “Дополнение”, 5 – “Определение”, 6 – “Приложение”, 7 – “Обстоятельство”.

1 этап. Начала я свою работу с того, что внимательно прочитывала параграф и старалась в нём выделить самое главное. Потом подумала, что этот путь очень простой и решила сопоставить правила, которые даны в нашем учебнике (Русский язык.8 класс. Авторы:  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.: “Просвещение”, 2010), с изложением этих же данных  другими авторами:  обратилась к справочнику В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. Русский язык. Теория, 5-9[1]. В итоге работы пришла к выводу, что  материалы мало чем отличаются, но всё же в некоторые презентации, например, в презентацию “Приложение”, взяла материал В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой. Потом начала выбирать примеры-предложения, чтобы легче было различать данную информацию на письме. Когда внесла всё на слайды, посмотрела на свою работу со стороны и подумала, что одноклассникам она будет скучна и неинтересна, тем более что у  каждого есть свой учебник, где они могут всё это прочесть самостоятельно. А у меня цель - привлечь их внимание и вовлечь в мыслительный процесс. Поэтому, как делала на уроках наша учительница, я не стала давать знания в готовом виде. Например, презентация по подлежащему начинается с эпиграфа, который ребята должны и прочесть и над которым должны  поразмышлять. Это же пособие содержит главный вопрос всей темы: Зачем нужно знать члены предложения и уметь их определять?[2] Если ребята не ответят на этот вопрос сразу, их к нему вернёт последняя презентация из данного цикла “Обстоятельство” на слайде 18 – после клика мышки проблема исчезает, и на её месте возникает ответ. Так с помощью кольцевой композиции  объединены все презентации.  После самого главного вопроса в презентации “Подлежащее” идёт проблемный вопрос данной темы: На чём держится предложение? Этот же вопрос стоит в начале презентации о сказуемом. Или, например, в презентации “Тире между подлежащим и сказуемым” вначале даны два предложения, в одном из них есть тире между подлежащим и сказуемым, а в другом нет. Почему? Если у ребят нет ответа, они идут дальше по слайдам и выполняют задания, только после этого они могут найти теоретическое объяснение всем неясностям.А чтобы легче было запомнить теорию по вопросу “На чём держится предложение?”,  я предложила ребятам рисунок из книги В.М.Бурмако “Русский язык в рисунках”[2].

В начале презентации «Сказуемое» я поместила слайд об Алексее Александровиче Шахматове – учёном-лингвисте. Эти сведения есть в учебнике, но, как говорится, повторение - мать учения, да и, зная ребят, я подумала, что здесь-то они этот материал не обойдут, не пропустят легкомысленно.

2 этап. Часть предложений, которые я использовала в качестве примеров, я брала из книги  Л.А.Поникаровой“Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях”[3]: В прозрачном воздухе звенела музыка. Завершилась первая четверть. Какой-то чудак каждое утро приносил мне цветы. Я живу в доме с колоннами. Её лицо сияло (Презентация “Определение”, слайд 4). В этих предложениях одноклассники должны найти определение и сказать, какой частью речи оно выражено. Проделав такую работу с каждым предложением (а их девять), ребята сделают определённый вывод и одновременно вспомнят ранее изученное и узнают новое. После клика мышки предложения исчезают со слайда, а вниманию учеников представляется перечень частей речи, которыми выражается определение.

Позже подумала о том, что примеры можно выбирать из книги какого-то одного автора, наверняка, у каждого из классиков можно найти предложения, подтверждающие весь теоретический материал по теме “Члены предложения”. Но это уже совсем другая история, я постараюсь поступить именно так при составлении презентаций следующего цикла.

В преподнесении нового материала мне не всегда удавалось проблемно показать тему, поэтому в некоторых презентациях теория всё же представлена в готовом виде, например, в пособии “Тире между подлежащим и сказуемым” на слайде 9, который так и называется “Трудные случаи постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым”:

1) Перед сказуемым, кроме тире, ставится запятая, если за подлежащим следует обособленное определение: Дом, построенный моим дедом, - настоящая крепость.

2. Перед НЕ ставится тире, если эта частица открывает конструкции не что иное, как…, не кто иной, как…: Вкус – не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах (Ж.Ж.Руссо).

А в презентации “Приложение” на слайде 10 под заголовком “Запомни!!!”:

От приложений необходимо отличать

1) сложные слова: изба-читальня.

2) сочетания-синонимы: друг-приятель.

3) сочетания-антонимы: купля-продажа.

4) фразеологические сочетания: хлеб-соль.

 Пришла к выводу, что мне самой очень трудно было постичь данный материал, поэтому я и преподнесла его именно таким образом.

        3 этап. В дальнейшем внесла в презентации ещё одно новшество: задания для более сильных учеников, ведь им будет неинтересно делать простые задания и выводы. Из книги А.Т.Арсирия“Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2”[4]я внесла на слайды задания под рубрикой “Давайте подумаем”или “Как вы думаете?”, например, в презентации “Обстоятельство” на слайде 8:

Какими членами предложения являются выделенные слова тут и здесь?

        Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!

либо в презентации “Сказуемое” на слайде 18:

Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение:

Я стал на первую попавшуюся валежину и стал переобуваться.

Такие вопросы не будут лишними и для слабых, а если они будут сомневаться в ответе или вообще не будут его знать, надо просто кликнуть мышкой и ответ появится.

        4 этап. А ещё позже решила вставить в конце каждой презентации из книги Н.А.Сениной, С.В.Гармаша, С.А.Диденко и др. “Русский язык. Тематические тесты. 8-й класс”[5]  тестовые задания, которые помогут ребятам осознать, до конца ли они поняли тему, например, в презентации “Сказуемое” на слайде 23 дана таблица:

А. У книги, безусловно, есть множество достоинств.

Б. Не красна сказка письмом, а красна вымыслом.

В. Смею ли смеяться?

Г. Дело это обстояло именно так.

Д. Никто меня не хотел понять.

Е. Ей было тогда двадцать три года.

  1. Простое глагольное сказуемое.
  2.  Составное глагольное сказуемое.
  3. Составное именное сказуемое

А к ней задание: Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них. Ответ появляется после клика мышки.

В презентации “Дополнение” на слайде 12 задание немного другого формата:

1. Какое(-ие) из утверждений являет(-ют)ся неверным(-и)?

А) Дополнение обозначает предмет.

Б) Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

В) Дополнение может быть выражено неопределённой формой глагола.

Г) Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается при помощи управления или примыкания.

 Ответ также появляется после клика мышки.

Подобные задания в конце каждой  презентации представлены под рубрикой “Проверь себя”, их на слайдах расположено нечётное количество, для того чтобы не оставалось сомнений в оценивании своих заний.

Для меня наибольшие затруднения вызвали темы “Виды сказуемых” и “Приложение”, потому что различить составное именное и простое глагольное очень трудно, а приложение и вовсе абсолютно новое для меня. С помощью составления презентаций я разобралась, в каких ролях может выступать в предложении инфинитив, оказывается, не только в роли сказуемого. Это очень интересно.

Дизайн презентаций

5 этап. Над дизайном презентаций я работала сразу, мне это тоже очень нравится. В выборе шрифта, цвета, анимации я исходила из своих предпочтений, но  и опиралась на то, что может заинтересовать моих сверстников.

В каждой презентации свой фон на слайдах, но я оставила везде один шрифт Comic Sans MS, он мягкий и закруглённый. В начале и конце каждой презентации я вставила картинку-символ русского языка – книгу в очках: русский язык – мудрая наука, требующая глубокой вдумчивости.

Цвет шрифта в каждой презентации тоже свой, чтобы как-то сочетался с фоном.

В последней презентации на предпоследнем слайде я вставила медаль, которую вручаю всем, кто дошёл до конца  - значит победил.

Каждая презентация в конце содержит слова:“Надеюсь, что вы это запомните”и “Спасибо за внимание!” А самый последний слайд  - это перечень источников, которыми я пользовалась при составлении презентаций.

Очень часто можно встретить на слайдах анимацию, которая помогает как раз и не давать знания в готовом виде, а хоть как-то будить мысль.

Так создавалась презентация для учеников 8 класса, которая была простая, но с изюминкой, в которой сочетались и лёгкость, и тепло, и вдумчивое понимание информации.

Заключение

В заключении хочется повторить то, что говорила во введении: презентация – это лёгкий способ донести до человека информацию в качественном, доступном и интересном виде. Я предлагала некоторым ученикам нашей школы поработать с данными презентациями, и вот какие отзывы получила. Шаманский Кирилл, ученик 8 класса: “Именно эти презентации помогли мне понять  трудные и важные темы, глубже понять дополнения и обстоятельства, разобраться со сказуемыми и приложениями.   Я считаю, если уроки проводить с презентациями такого типа,  то многим будет более понятен тот или иной параграф. И у них останутся в памяти эти яркие слайды, весёлые анимации, увлекательные вопросы, тесты и, конечно, очень познавательная информация на них. Презентация - это и вправду лучший способ передачи информации подросткам… Мне понравилось побывать на слайдах этих презентаций, я даже стал больше интересоваться русским языком”.

Анастасия Ефимова, ученица 10 класса: “По моему мнению, презентации, представленные Федоровской Галей, могут быть полезны ученикам школы. Информация в них изложена доступно и понятно, а также легко запоминаема. Обращаясь к ним, школьники могут легко подготовиться как к обычным урокам, так и к контрольным работам по русскому языку. Я считаю, что данные презентации могут стать учебным пособием по русскому языку для подготовки к ГИА и ЕГЭ”.

Некоторые ребята в классе не воспринимают информацию, услышанную из уст учителя, потому что им скучно слушать старшего каждый день, на каждом уроке. Да и часто учитель  для них выступает в роли того, кто всегда что-то запрещает, а запретного всегда хочется больше.  Вот с помощью презентаций ребята смогут самостоятельно либо изучить, либо повторить темы русского языка. Данные темы с помощью презентаций можно изучать и повторять как дома самостоятельно, так и на уроке уже с учителем.

Использованная литература:

1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория, 5-9. – М.: «Просвещение», 2008.

2. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. – М.: «Просвещение», 1991.

3. Л.А.Поникарова. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях. – М.: «Просвещение», 2008

4. А.Т.Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. – М.: «Просвещение», 1967.

5. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко и др. Русский язык. Тематические тесты. 8-й класс. – Легион. Ростов-на-Дону. 2011.  

6. ru.wikipedia.org›wiki/Член_предложения

7. dic.academic.ru›dic.nsf/bse/150487


Поделиться:

Снегири и коты

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Пейзаж

Каргопольская игрушка

Астрономический календарь. Октябрь, 2018