Реферат по избирательному праву.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 52 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» г. Всеволожска
МО «Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области
Гражданская позиция молодых избирателей и
влияние молодых парламентов на её
формирование
Работу выполнила
ученица 10 «А» класса
Алиулова Надежда
преподаватель: Объектова
Татьяна Викторовна
2015 год
Оглавление
Введение 3
1 глава. Политическое участие 6
1.1. Абсентеизм и его причины7
1.2. Молодежь: формы политического участия8
1.3. Подростки: отношение к политике10
2 глава. Политическая культура 12
3 глава. Активная гражданская позиция 14
3.1. Понятие активной гражданской позиции14
3.2. Роль молодёжных парламентов в формировании гражданской позиции15
Заключение19
Литература21
«Только способность голосовать
составляет квалификацию гражданина»
Иммануил Кант
Успешное проведение демократических выборов в Российской Федерации, прежде всего, зависит от активности избирателя, его гражданской позиции, уровня правовой культуры, политической грамотности. Активная гражданская позиция зарождается в пору юности — пору выбора. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе? Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
-Почему ты не покинешь этой местности? - удивился мудрец.
-В других областях князья угнетают свой народ.
-Видите, - сказал тогда Конфуций, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
Все кажется предельно простым... Нет на свете ничего более справедливого и прекрасного, чем выстраданная веками демократия. Однако на деле обстоит иначе... А.М.Пятигорский[1] пишет: «Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. История XX в. показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана несвободными людьми... Свобода становится все более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... идеал «абсолютно частной жизни» может обернуться на пороге XXI века новым тоталитаризмом...»
Данные социологического опроса, представленные в статье Н.Н.Седовой «Модернизация в контексте гражданского участия» помогают увидеть противоречивость в ценностных установках россиян. Исследование на базе массового опроса населения проведено в марте-апреле 2010 г., охватило 1750 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, жителей всех типов поселений и территориально-экономических районов Российской Федерации, представлявших основные социально-профессиональные группы населения.[2]
Как показывают полученные данные, в ряду человеческих качеств, которые россияне сегодня больше всего ценят в людях, достаточно высоко котируются активность и инициативность, уважение к правам других людей — 38-39% опрошенных отводят им, соответственно, шестую и восьмую позиции в рейтинге востребованных качеств (из 20 возможных). «Запрос» на это качество в значительной степени реализован: о том, что сами обладают этим качеством, заявил 31% респондентов.(приложение 1)
А вот, что касается активности и инициативности, налицо заметный дефицит: востребованы ими 39% опрошенных, а обладают только 26%. Сравнительно высокой можно считать и рейтинговую позицию качества «неравнодушие» - оно занимает 11 место в списке наиболее ценимых качеств, причем зона его распространенности оказалась даже несколько широкой, чем зона востребованности (30% опрошенных ценят это качество в других, 32% обладают ими сами).
Казалось бы, рассмотренные установки (на активность и инициативность, взаимоуважение, неравнодушие) могли послужить залогом активной гражданской позиции россиян. Однако тот же список востребованных ими качеств свидетельствует о слабой мотивации к деятельности, направленной на решение общих проблем, о невысоком уровне ответственности за то, что происходит в стране. Действительно, только 18% опрошенных считают важным, чтобы человек был готов к решению общих проблем, причем лично в себе это качество обнаруживают 13%. Еще ниже актуальность такого качества, как ответственность за происходящее в стране (13%), а его распространенность оказалась самой низкой среди всех рассматриваемых качеств (лишь 3%).(приложение 2)
Актуальность выбранной темы доказывает сама жизнь. Многие граждане не умеют или не хотят воспользоваться своими правами: избирать или быть избранными. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Что будет, если выборы не состоятся?
Цель работы: рассмотрение проблемы активной гражданской позиции у подрастающего поколения и влияние молодежных парламентов на ее формирование
Задачи:
В реферате использована учебная литература, а также интернет - ресурсы. Помимо этого мною было проведено несколько социологических опросов в школе.
1. Политическое участие
Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь один субъект — личность.
Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом — свободное и сознательное.
Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие: [3]
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:[4] 1) рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики; 3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа; 4) профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни; 5) политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов. |
1.1. Абсентеизм[5] и его причины
Абсентеизм – это уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам, политическая апатия. Абсентеизм имеет место в любом обществе, однако его широкое распространение может свидетельствовать о кризисе политической системы, ее норм и ценностей.
К причинам абсентеизма относятся:
− высокая степень удовлетворения личных интересов;
− уверенность людей в профессиональных действиях политиков, к какой бы партии они не принадлежали;
− недоверие к существующим политическим институтам;
− чувство беспомощности и убежденность в невозможности путем личного политического участия что-нибудь изменить в политике;
− утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе;
− страх перед наказанием или репрессиями со стороны властей.
1.2. Молодежь: формы политического участия
Участие молодежи в политической жизни общества имеет ряд особенностей. Они связаны с сущностными характеристиками этой социально-демографической группы, с тем специфическим местом, которое занимает молодежь в общественной жизни.
В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства, преемственности социальных, в том числе и социально-политических, отношений, но и расширенного опыта благодаря инновационному потенциалу молодежи, а также передача накопленного, обновленного социального опыта будущим поколениям. От того, насколько эффективен этот процесс, зависит развитие, как самого молодого поколения, так и общества в целом.[6]
Реализуя свои основные социальные функции (воспроизводственную, инновационную, трансляционную), молодежь обретает социальную зрелость, проходит стадию становления в качестве субъекта общественных отношений. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Это объективно накладывает отпечаток на формы и степень участия молодежи в политической жизни и определяет ее особенности как субъекта политических отношений.
Первая особенность связана с незавершенностью становления собственной субъективности в социально-политических отношениях. Молодежь — не ставший, а становящийся субъект общественных, в том числе политических, отношений. Отсюда известные возрастные ограничения ее политических прав, закрепленные законодательно. Конкретные рамки этих ограничений зависят от уровня демократизации и степени стабильности общества.
Вторая особенность молодежи как субъекта политических отношений определяется спецификой ее социального положения. Оно характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей. Это ставит молодежь в неравное положение с экономически и социально более продвинутыми группами. Тем самым создается благоприятная среда для возникновения разного рода социальных конфликтов, приобретающих нередко политическую окраску.
И наконец, третья особенность связана со спецификой молодежного сознания (лабильностью, трансгрессивностью, экстремальностью), обусловленной как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы.
Лабильность сознания проявляется в недостаточной твердости жизненных установок, неопределенности социальных ориентаций. В отсутствие сформированной собственной социальной позиции направленность политических настроений часто приобретает спонтанный характер и зависит от влияния внешних факторов, а зачастую — просто случая.
Трансгрессивность — это способность сознания преодолевать барьеры (символические границы, табу, стереотипы) между существующим и новым для себя пространством, переносить образцы будущего в свою жизнь. Если увеличивается разрыв между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения, то политические установки принимают экстремальную форму.[7]
Под экстремальностью молодежного сознания понимают различные проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях.
Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных, политических. Под их воздействием происходят осознание молодыми людьми собственного положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой.
Таким образом, участие молодежи в политической жизни общества представляет собой особую форму консолидации ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации.
1.3. Подростки: отношение к политике
Для того чтобы понять отношение моих одноклассников к политике мною было проведено социологическое исследование.
А) Рассматривают политику как комплекс средств, методов и мероприятий для достижения блага всего общества 37,4% опрошенных, считают, что политика – это деятельность отдельных людей и групп для получения доступа к власти и использования её в своих целях 41,7% респондентов. Обращает на себя внимания и достаточно высокая доля тех, кто затруднился при ответе на этот вопрос – 20,9%, т.е. тех, кто не задумывался о том, как они понимают политику.[8](приложение 3)
Б) Мнение молодежи на влияние ситуации в стране при участии в выборах.
Респондентам было предложено на выбор несколько утверждений о месте и роли молодёжи в политической жизни страны. Анализ ответов на этот вопрос показал, что большая часть опрошенных молодых людей признают важность и значимость участия молодёжи в политической жизни страны, 32,8% опрошенных согласились с утверждением. «В руках молодых – будущее страны, они должны быть политически активны» - так считало 17,6% опрошенных, 20,9% опрошенных выбрали утверждение «Участие молодёжи в политике – это возможность высказывать свои взгляды, отстаивать свои права и интересы». Существуют среди молодёжи и скептические настроения по поводу участия молодёжи в политической жизни. Считают, что «Молодым людям не хватает жизненного опыта, политикой должны заниматься зрелые люди» 13,9% опрошенных. Выбрали утверждение «Молодёжь должна учиться, а не заниматься решением политических вопросов, в которых плохо разбирается» 10% респондентов, а с тем, что «Молодёжь - несамостоятельна, некомпетентна в вопросах политики» согласились 4,8% опрошенных.[9](приложение 4)
Анализ результатов проведённого исследования позволяет сформировать следующие выводы.
2. Политическая культура
Политическая культура — это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.
Несмотря на смену политических режимов и форм правления, политическая культура России обладает рядом устойчивых признаков, позволяющих относить ее к подданническому типу. Для него характерны сильная позитивная ориентация на политическую систему и слабая степень личного участия населения в политической жизни.
Подданнический тип политической культуры характеризуется рядом признаков:[10]
1.Отсутствие развитого гражданского общества со свободным индивидом, несформированность демократических традиций обусловили диктаторский характер власти (в форме абсолютизма или тоталитаризма) вне зависимости от исторического времени: досоветское, советское или постсоветское.
2.Особая роль государства, его доминирующее положение в общественной жизни привело к тому, что вне государства и помимо него ничто не могло развиваться.
3. Культ будущего, обращенность в будущее при недостаточном внимании к настоящему. Живущий в настоящее время человек с его заботами отступает на второй план, становится средством достижения «светлого будущего».
4. Как нетерпимость к инакомыслию, ориентация на силовое решение актуальных проблем как на универсальное средство.
Формирование рыночных отношений, самостоятельность хозяйственного субъекта, многообразие форм собственности и социальных интересов создают условия для изменения типа политических ориентаций. Однако, как показывает практика, изменения культурного кода политического поведения очень медленны. Это несоответствие новой структуры политических институтов и стандартов прежней подданнической культуре является основой политических кризисов и конфликтов.
Политическую культуру современного российского общества можно отнести к типу фрагментарной культуры, которая соединяет элементы разнородных субкультур.[11] Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность. В этих условиях обнаруживаются низкая степень доверия населения к государственным институтам власти и игнорирование законных способов разрешения конфликтов. Подобная культура может поддерживать баланс интересов только при наличии сильной власти. В перспективе фрагментарная культура должна в процессе демократизации трансформироваться в плюралистическую культуру, которая основана на одновременном существовании и диалоге различных субкультур.
Таким образом, огромную роль в политической активности молодежи играет политическая культура. Одна из главных задач для развития культуры есть улучшение политического образования и политического воспитания.
3. Активная гражданская позиция.
Помимо главных действующих лиц, определяющих политическое действо на сцене борьбы за власть, есть и другие персонажи. Это все мы вместе взятые и каждый из нас в отдельности. Да, мы не зрители, сидящие в зале, и внимательно или отстранено, а иногда равнодушно следящие за перипетиями развертывающейся перед нами драмы. Мы вовлечены в политическую жизнь, мы оказываемся либо «за», либо «против». Даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные граждане, то все равно мы включены в политическую жизнь. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М.Вебера, «политиками по случаю».
Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, в актера политического спектакля, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти.
3.1. Понятие активной гражданской позиции
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.[12]
Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.
В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
3.2. Роль молодёжных парламентов в формировании гражданской позиции
В условиях демократизации необходимо взаимодействие и сотрудничество молодежи и государства. Важно, чтобы молодое поколение взаимодействовало с государством в проведении реформ и принимало участие в решении насущных проблем, которые существуют в современном обществе и мире.
Одним из каналов взаимодействия молодежи и государства выступает молодежный парламентаризм, который может помочь объяснить молодежи общественно-политические реалии современного общества, построить активную гражданскую позицию и поддержать инициативу молодых граждан в процессе принятия решений.
На современном этапе развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие основные функции молодежных парламентских структур:
1.Представительство интересов молодежи в органах государственной власти.
Все молодежные парламенты объединяют и выражают интересы данной категории населения, повышают возможность участия молодых граждан в жизни общества и государства.
2. Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики.
Самостоятельное участие молодежи в формировании законодательной базы, касающейся, непосредственно, их, будет способствовать повышению доверительных отношений между молодыми людьми и государством, также они смогут влиять на определение основных направлений молодежной политики государства.
3. Подготовка молодых кадров.
Данное направление дает возможность найти активных молодых лидеров, которые смогут проявить себя в управленческой и общественно-политической сфере, приобретая теоретические и практические навыки одновременно.
4. Проведение социально значимых мероприятий.
Молодежные парламенты принимают активное участие в реализации общественно значимых акций, мероприятий и государственных программ. К выполнению данной функции привлекаются также и молодежные организации, студенческие объединения и т. д., что способствует объединению молодежи, как социальной группы и общества в целом.
5. Просветительская деятельность.
Данное направление позволяет дать знания и повышать политико-правовую и общественную культуру молодых людей, способствует становлению четкой гражданской позиции молодых граждан и т. д.
Рассмотреть роль молодежного парламента можно на примере Школьного Парламента Старшеклассников.
Любой молодежный парламент - это, с одной стороны, одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, а с другой – школа обучения избирательному процессу.
Молодежный парламентаризм - это своего рода проекция основных принципов и идеалов демократического общества на молодежную среду, то есть Школьный Парламент Старшеклассников можно представить как своеобразную модель государства. Предположим, что Парламент Старшеклассников Всеволожского района – это федерация. Тогда наш школьный парламент – это субъект федерации. Как субъект парламент обладает определенными полномочиями в пределах своей компетентности. Здесь все по-настоящему: открытое голосование, сессии, конференции, протоколы заседаний, доступность для СМИ. Просто все на меньшем уровне. Ежегодно в парламенте путем прямой демократии проходят выборы спикера и вице-спикеров. До этого проходит так называемая предвыборная агитация. Ребята создают программы, пиар кампании, призывают голосовать за себя. Печатаются настоящие бюллетени, и все имеют представление о том, как их заполнять. За день до выборов, как и принято, наступает «день тишины». Выборы проходят по всем принятым принципам, т.е. они являются прямыми, равными, всеобщими, добровольными, при тайном голосовании. Все ученики несут ответственность за свой выбор, ведь от того, какое решение они примут, за кого проголосуют, будет зависеть будущая работа всего парламента. Мне стало интересно, а что думают мои одноклассники по поводу того, какую роль играют молодежные парламенты в формировании гражданской позиции молодых избирателей, и я провела опрос. Результаты оказались следующими (приложение 5).
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Всё это и формируется в парламенте. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных и патриотических качеств личности.
Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Через деятельность человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я, в общем социализируется.
Таким образом, можно сказать, что молодежный парламентаризм необходим в современном обществе. Через нее молодые граждане смогут выразить свою гражданскую позицию, самостоятельно решать, касающиеся их, проблемы настоящего и строить будущее. Они смогут сами выработать, принять и реализовать решения в области молодежной политики государства. Также можно прийти к выводу, что роль молодежных парламентов в формировании гражданской позиции молодежи очень высока. Ведь они помогают развиваться личности. Личности, которая по окончании школы уже будет обладать высокой правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота.
Заключение
Таким образом, можно выделить несколько форм политического участия:
1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению
2)в деятельности формальных общественных организаций
3)в деятельности неформальных организаций и движений
4)в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;
5)в публичных манифестациях
И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением.
Также в любом обществе имеет широкое распространение абсентеизм или уклонение от участия в политической жизни.
Относительно отношения подрастающего поколения к политике можно сказать следующее:
Политическую культуру современного российского общества можно отнести к типу фрагментарной культуры, которая соединяет элементы разнородных субкультур. Одновременно существовать и поддерживать баланс интересов они не могут, потому главной проблемой фрагментарной культуры является повышенная конфликтность и социальная напряженность.
Как и где формируется гражданская позиция молодежи, и влияют ли на нее молодежные парламенты?
Гражданская позиция молодежи формируется и в школе, и в семье. Но нужно отметить то, что большую роль в формировании этой позиции играют молодежные парламенты. Они развивают у личности такие качества, как интерес к общественной работе, инициатива, исполнительность и, безусловно, дают возможность будущему избирателю представить, что такое выборы, помогают понять, почему так важно участвовать в них, и показывают, насколько большую роль играет голос каждого и какую ответственность человек несет за него.
Так стоит ли ходить на выборы или это все бесполезно и все результаты заранее предрешены?
Во-первых, почему люди не хотят ходить на выборы? Потому что считают, что исход выборов предопределен заранее. Если вы не приходите, то не просто не влияете на распределение голосов – вы влияете негативно, ведь те, кого устраивает победа той или иной партии, придут и проголосуют за нее. Другие же кандидаты не получат ваш голос, тем самым вы увеличиваете разрыв между потенциальным победителем и другими кандидатами и приближаете его к победе.
Во-вторых, вы не пришли на выборы. Вашего голоса в общем хоре избирателей нет, а человек, который игнорирует выборы, соглашается с мнением большинства.
В-третьих, самый удачный способ «помочь» нарушениям на выборах – не прийти на них и оставить свой бюллетень пустым. Как раз такие бюллетени нечистые на руку избиркомы и используют для «вбрасываний».
В-четвертых, если вы сторонник партии, количество процентов за которую на выборах балансирует на уровне 4–7 %, то, не придя на выборы, вы можете «помочь» им вообще не пройти в Думу.
На выборы идти нужно! Даже если нет ни одной партии, за которую ты хотел бы голосовать. Нужно, потому что наметившаяся легальная политическая активность, среди прочего – и молодежи, есть последний шанс мирным путем начать выход из тупика. Наконец, именно наличие активной гражданской позиции отличает современного цивилизованного человека от асоциальной личности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237. Ст.132.
2. Федеральный Закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995 г., № 27. Ст. 2503.
3. http://www.ispolin.su/
4. http://mp47.ru/176 - Молодежный портал Ленинградской области
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://bibliofond.ru
7. http://pish.ru/
8. http://referat.yabotanik.ru/
9. http://www.lenoblinform.ru/
10. http://humanitar.ru
11. http://socipolit.ru
12. http://www.e-reading.mobi
13. http://vsevolozk.ru/
[1] А. М. Пятигорский. Избранные труды
[2] http://pish.ru/
[4] http://socipolit.ru
[5] http://ru.wikipedia.org
[6] http://ru.wikipedia.org
[7] http://bibliofond.ru
[8] Собственное исследование
[9] Собственное исследование
[10] http://www.e-reading.mobi
[11] Субкультура — относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы.
[12] http://referat.yabotanik.ru/
Ель
Стеклянный Человечек
Сказки пластилинового ослика
Галка в чужих перьях
Два плуга