• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа

Опубликовано Хамидуллина Мунира Шамилевна вкл 23.01.2015 - 19:58
Автор: 
Якушина Елизавета

Значение сна для подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл son_i_podrostok.docx221.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ямашурминская  СОШ  Высокогорского муниципального района РТ»

XIII   межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри

                             

Исследовательская работа

«Значение сна для подростков»

Работу выполнила:

Якушина Елизавета Олеговна

ученица 10 класса

Руководитель:

Хамидуллина Мунира Шамилевна,

учитель химии и биологии

                               -2014-

 Содержание

                                           

I. Введение   …………………………………… 3-5

II Основная часть

1.  Норма сна для подростка……………………5

4.Социальные и физические проблемы, связанные

 с недосыпанием подростков…………………6-8

5. Результаты исследований ………………   .8-10

6. Правила сна…………….…………………  10-11

III Заключение…………………………………11

Литература………………………………………11

Приложение 1……………………………………12

Приложение 2…………………………………  13-14

Введение

Зачем человеку спать?

Если человек не поспит одну ночь, он почувствует раздражительность, и на протяжении следующего дня его будет беспокоить усталость. Двое суток без сна приводят к нарушению концентрации и внимания. Через трое суток появляются галлюцинации и нарушения мышления. Дальнейшее бодрствование может закончиться для организма фатально. Несмотря на то, что окончательного ответа на вопрос о необходимости сна нет, ученые имеют несколько предположений.

 Во-первых, во время сна организм интенсифицирует восстановительные процессы – регенерацию клеток. Старые, поврежденные клетки будут заменяться новыми. И хотя такие процессы идут круглосуточно, только во время сна объем восстановления может быть полноценным.

Во-вторых, сон, вероятно, дает возможность организму  упорядочить  архив воспоминаний и  впечатлений,  которые он получил в течение дня.

В-третьих, ночь создает идеальные условия для сна, так как в темноте возможности нашей деятельности уменьшаются.

Ну и наконец, сон, быть может, является способом отдыха нейронов. Особенно большое значение имеет сон для центральной нервной системы и ее высших отделов, то есть головного мозга.

Во сне мышцы расслабляются, сердце бьется слабее и медленнее, кровяное давление снижается, дыхание становится более глубоким, ровным и редким, понижается обмен веществ, и таким образом в организме начинают преобладать процессы накопления питательных веществ над расходованием их.

Сколько же должен спать человек, чтобы его организм полностью отдыхал?

Суточная продолжительность сна зависит от возраста человека:

  • Грудные дети - 14-16 ч.
  • 12-24 мес. - 16-18 ч.
  • от 2 до 5 лет - 14 ч.
  • 5 - 6 лет - 14 ч.
  • 7 - 14 лет – 10 ч.
  • Взрослые от 15 до 50 лет - 7-8 ч.
  • от 50 лет  - 5-8 часов.

На продолжительность сна также влияет внутренняя установка на восприятие жизни. Энергичные и инициативные люди спят меньше. И наоборот: пассивные, мнительные люди спят дольше.  В наше время у большинства людей очень напряженный ритм жизни. Люди уделяют своей работе гораздо больше времени, чем своему здоровью. Поэтому многие пытаются сэкономить драгоценные часы, сокращая продолжительность сна, не задумываясь о последствиях.

Наиболее остро проблема недостатка сна стоит у подростков. При вступлении в пубертатный возраст, наши биологические часы «переходят на другое время» и подростки начинают позже ложиться спать. У взрослых и маленьких детей мозг начинает вырабатывать мелатонин, от которого мы ощущаем сонливость сразу после наступления темноты. А мозг подростков – только через полтора часа.

Проблема.  Необходимость  получения  новых  знаний  о  научно - обоснованных  физиологических  нормах  режима и продолжительности  сна  и с реальными  показателями  сна  современных подростков. Я хотела выявить  ответы  на  вопросы:  «Каковы  научно разработанные современные  нормы  сна?», «Соблюдают  ли  эти  нормы  и  рекомендации  подростки? »

Цель  исследования:  выявить соответствие режима и продолжительности  сна  школьников -подростков .  

Задачи  исследования:

1.  Выявить  и  изучить  физиологические  нормы  и  научные  рекомендации  по  режиму  и  продолжительности  сна  для  учащихся 

2.  Выявить  реальный  режим,  продолжительность  сна  и  самочувствие  подростков  в  процессе  обучения.

3.  Сравнить  полученные  данные  с  физиологическими  нормами  режима  и  продолжительности  сна  и  предложить  пути  решения  проблемы.

Предмет  исследования  —  сон  и  самочувствие  подростков, их успеваемость

Методы  исследования:  анализ  научной  литературы,  анкетирование.

Проблема  недостаточного  сна  подростков  является  предметом  заботы  и  внимания  специалистов,  потому,  как  недосыпание  приводит к существенным 

проблемам  со  здоровьем.  Нарушения  биологических  ритмов  организма,  режима  и  продолжительности  сна  ведет  к  ухудшению  физического  и  психоэмоционального  состояния,  депрессиям,  нарушениям  поведения  и  агрессивности  подростков,  кроме  того,  недостаток  сна  ухудшает  память, мышление,  концентрацию  и  объём  внимания,  снижает  быстроту  психомоторных  реакций,  что  негативно  отражается  на  результатах  учёбы.   

Норма сна для подростка

Исследователи установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно 9 часов полноценного сна. Восемь часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии — это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения

 Можно говорить о прямой связи недосыпа со школьными оценками. Процесс достигает пика в старших классах, когда дети резко начинают меньше спать. Детский сон качественно отличается от взрослого. Дети более 40 % времени, то есть в 10 раз дольше взрослых, пребывают в фазе медленного сна. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, исторических дат и подобных сведений Многочисленные исследования показывают, что регулярно не высыпающиеся дети учатся гораздо хуже.

       

               Недосыпание и социальные проблемы подростков

Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. Прежде всего, недостаток сна отражается на успеваемости подростка, у него также возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжении дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Исследователи пришли к выводу, что недосыпание вызывает у подростков такие психологические проблемы, как депрессия, возникновение мыслей о самоубийстве. Ученые отмечают, что подобные проблемы возникают у подростков, которые ложились спать после полуночи.

           Физические проблемы подростков, связанные  с недосыпанием

Кроме психологических проблем, у подростков также возникают и физические проблемы. Недосыпание очень часто связано с развитием ожирения, причем чаще всего избыточным весом страдают девочки-подростки. Недосыпание подростков также очень часто связано с развитием у них такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония. Необходимо знать, что признаками этого заболевания является быстрая утомляемость, слабость, головная боль, склонность к обморочным состояниям, ощущение нехватки воздуха.

Как видим, проблем, связанных с недосыпанием подростков, много, поэтому родители должны довести до сведения подростка, какие негативные последствия возникают в результате просиживания за компьютером либо перед экраном телевизора до полуночи.

В ходе проведенного исследователя, ученые установили, что подростки получают недостаточно сна. Им нужно как минимум 9 часов полноценного сна, в то время, как 8 часов – это критическая норма

Человеческий мозг развивается до 21 года. У подростков и детей во время сна упорядочиваются образовавшиеся во время бодрствования новые нейронные связи. Если постоянно недосыпать, то ежедневно теряемые часы «накапливаются», что может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга..

Если говорить об обучении, то не выспавшийся ребёнок не может запомнить то, о чём ему рассказывали пять минут назад. И чем чаще он недосыпает, тем сильнее становится эффект. Кроме того, ночью мозг систематизирует информацию и при недостатке сна ухудшается способность ребёнка запоминать новое — слова, даты и прочее.

 Цикл сна подростков принципиально отличается от цикла маленьких детей и взрослых. Засыпать рано они не могут, так как в определённом возрасте мозг перестраивает биологические часы на более позднее время: «гормон сонливости» мелатонин у подростков начинает вырабатываться через целых полтора часа после наступления темноты. Это связано с особой стадией развития, и этот период и проходит с возрастом, однако часы сна, так необходимые растущему организму, к сожалению, теряются из-за школьного расписания. Установлено, что при недостатке сна ухудшается способность мозга поглощать глюкозу из крови, что чревато потерей внимания во время уроков. Глюкоза нужна для нормальной работы префронтальной коры — области, отвечающей за построение мыслей и способность прогнозировать.

 Есть основания полагать, что существует прямая связь между «трудным характером» подростков и недосып. При недостатке сна появляются различные гормональные нарушения..

Недосып также отрицательно сказывается на уровне инсулина в крови, что увеличивает риск диабета. Список можно продолжать и продолжать.

При обсуждении режима дня, особый интерес представляет не только продолжительность сна, но и то время, когда подростки ложатся спать. Именно время отхода ко сну является определяющим для организации правильного режима дня, соответствующего здоровому образу жизни. Обращаясь к существующим физиолого-гигиеническим требованиям относительно времени отхода ко сну в подростковом возрасте, отметим, что в соответствии с ними учащиеся должны ложиться спать, в среднем, в 22 часа.

   

Результаты исследований

Классный руководитель, учительница биологии  8 класса предложила мне изучить, как влияет качество и продолжительность сна на работоспособность, и успеваемость  ее учеников. Проблема состоит в том,  что успеваемость, качество знаний учеников этого класса резко понизилась ( приложение №1) .В чем причина? Влияние компьютеров, телевизоров, или недостаток сна?

Для того, чтобы выяснить влияет ли качество и продолжительность сна на работоспособность школьников я провела опрос, который включал в себя следующие вопросы:

1)Как ты учишься?

2)Как ты спишь? (хорошо, нормально, плохо)

3)В котором часу ты ложишься спать?

4)Чем ты занимаешься перед сном? (делаю уроки, играю в компьютерные игры, читаю книгу, слушаю музыку)

5) Сколько в среднем ты спишь?

 6)Что на твой  взгляд, влияет на твой сон?

 7)Бывает ли у тебя бессонница?

 8)Во время уроков бывает ли у тебя состояние непреодолимого сна?

 9)Какие ты сны видишь? Не снятся ли тебе кошмары?

 10)Если у тебя снизились оценки, как думаешь, почему?

  11) Если ты недосыпаешь, как себя чувствуешь? с (головная боль, расстройство пищеварения, боли в суставах, слабость, сонливость и др)

Всего  было опрошено 20 человек,  все учащиеся 8 класса.

Результаты исследования оказались следующими:

1)учатся хорошо-40%,удовлетворительно-60%

 2)40%-спят хорошо, 40%- нормально, 20%-плохо

3)45%-ложатся  спать до 23:00, 42%- в 00:00, 13%-после 00:00

4)10%-читаю книгу , делаю уроки,10%-слушаю музыку,30%- смотрю телевизор,

50%-играю в компьютерные игры, сижу в социальных сетях

5)40%- спят в среднем 6-7 часов, 30%- 8часов. 30%-9-10 часов

6)60%-считают, что на качество их  сна влияет эмоциональное состояние, 20%- усталость,20%- считают, что ничего не влияет

7)25%- страдают бессонницей, 75%- не страдают

8)40%- страдают состоянием непреодолимого сна, 60%- не страдают

9)60%- позитивные сны, 20%- негативные, 20%- те и другие в одинаковой степени

10)60%-учебная нагрузка большая,40%-не досыпаю.

11) 40%-головная боль, сонливость, 40%-слабость,

(приложение 2)

 Таким  образом,  сравнивая  полученные  результаты  с  рекомендуемой  нормой  (9-10ч)  я выявила,  что  лишь  30  %  подростков  в  возрасте 13- 14  лет  соблюдают  нормы  продолжительности  сна,  а  большая  часть  (70 %)  нарушают  рекомендуемые  нормы

    По результатам своих исследований я выяснила, что ученики 8 класса часто         не высыпаются. В классе только 9 человек учатся на «4» и «5». Я составила правила сна и ознакомила  с ними учащихся

 Благодаря проведённым исследованиям мне удалось установить , что у многих восьмиклассников  существуют проблемы с качеством и продолжительностью сна, и выявить зависимость этого качества на успеваемость, а она следующая-  у подростков ,которые спят меньше 8 часов в сутки успеваемость хуже ,чем у тех ,которые спят 9-10 часов

Что делать с недосыпом? Ответ прост — высыпаться. Современные дети загружены гораздо сильнее, чем их родители в том же возрасте. Как правило, они больше учатся и занимаются спортом, посещают различные факультативы и творческие кружки. Гораздо логичнее убедить ребёнка ложиться спать хотя бы на час раньше, чтобы он успел выспаться до начала уроков — так мозг будет куда эффективнее усваивать новую информацию

Важно не только количество, но и качество сна. Желательно, чтобы во время сна человека ничто не отвлекало, сон не должен прерываться. За ночь должно пройти несколько циклов сна, от медленной фазы до фазы быстрого сна: все они важны в равной степени.

Но тело можно приучить засыпать вовремя. Есть несколько небольших хитростей, после которых заснуть будет легче, а сон станет долгим и крепким.

Я составила правила сна и ознакомила  с ними учащихся 8 класса.

                                                    Правила сна

  1. Гигиена. Перед сном следует умываться и чистить зубы. Можно принять  тёплый душ.
  2. Ложится спать в одно и то же время.
  3. Ложиться желательно не позже 22-23 часов Никаких кофеин содержащих напитков после обеда. То же касается  вреда от никотина — курение никогда не было здоровой привычкой, тем более для подростков, а в число вредных последствий входит и нарушение цикла сна.
  4.  Рекомендуется исключить прием пищи непосредственно перед сном. За два часа до сна можно принимать только легкую пищу (овощи, фрукты, кисломолочные продукты).
  5. Спать лучше на твердой ровной поверхности. На мягких перинах тело неизбежно прогибается, а это вызывает нарушение кровоснабжения спинного мозга и различных органов, которые оказываются зажатыми
  6. Не стоит перед сном смотреть на экран. Не важно, работает ли человек или смотрит фильм. Мы больше хотим спать, когда темно, а яркий свет от экрана даёт телу команду взбодриться.
  7. В спальне должно быть темно и уютно
  8. Свести к минимуму отвлекающие факторы. Сну ничего не должно мешать. Желательно убрать из спальни шумные механические часы и повернуть циферблат светящихся электронных часов, чтобы не следить за отсчетом
  9. Спать рекомендуется головой на север или на восток Направления движения электромагнитных волн земной коры и человека должны совпадать.

                                         Заключение

Все мы знаем, что старшие классы очень важный и сложный период. Учебные нагрузки школьников в это время порой бывают большие .И тем не менее, объем и режим занятий необходимо соизмерять с потребностями растущего организма. Природу обмануть невозможно. То, что о здоровье надо заботиться давно ни для кого не секрет. Но о здоровом питании родители почему-то вспоминают гораздо чаще, чем о здоровом сне. Витаминные комплексы, фрукты-овощи, занятия спортом – вот основные составляющие наших представлений о здоровом образе жизни. Даже если мы включаем в этот список соблюдение режима, редко кто следит за тем, сколько именно часов проспал ребенок.

И в заключении, я хотела бы отметить, что сон - это абсолютно необходимая неотъемлемая часть жизни человека, физиологическое значение которого состоит в отдыхе тела, укреплении моторных функций, памяти, закреплении навыков. Нарушения сна вызывают усталость, слабость, возбудимость, торможение моторных функций, нарушение способности концентрироваться.

                               

                                        Литература

 1.Иванченко В. А.: Секреты вашей бодрости. - М.: Знание, 1988. - 288 с.

2.Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. - М.: "Советская Энциклопедия", 1979. - 704 с.

3.Косилов С.А., Леонова Л. А.: Работоспособность человека и основные      пути ее повышения. - М.: Медицина, 1974.

 4.Амосов Н. М.: Раздумья о здоровье.

5.Свиридонов Г. М.: Родники здоровья

Приложение 1

Приложение 2


Поделиться:

Сказка об одной Тайне

Соленая снежинка

Упрямый зяблик

Какая бывает зима

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен