• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам»

Опубликовано Апполонова Елена Викторовна вкл 27.01.2015 - 9:23
Апполонова Елена Викторовна
Автор: 
Тряпкова Анастасия

В 2013-2014 учебном году работа была представлена на заседании районного НОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст работы51.91 КБ
Файл Презентация786.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 169

Исследовательская работа

«Соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам»

План.

  1. Введение.

  1. Теоретические основы. Методы исследования.

  1. Санитарно-гигиеническая оценка состояния классной комнаты.
  1. Оценка теплового режима помещения.

а) Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте.

б) Объективная оценка теплового режима.

  1. Оценка воздушного режима.
  2. Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса.
  3. Характеристика светового режима в классе.

  1. Заключение.

  1. Литература.

  1. Введение.

Современный человек с 6-7  до 16-17 лет большую часть своей жизни проводит в стенах школы. При этом много времени он находится в стенах своего класса или  кабинета. Естественно, что классная комната становится для ученика важным «местом обитания», а  условия в ней влияют на формирование растущего организма, определяют его дальнейшее здоровье. Много говорят о том, что за время обучения в школе у многих учащихся происходит ухудшение здоровья.

Поэтому я решила изучить характеристики среды нашей классной комнаты, в которой «обитают» ученики  4 «А» класса.

Цель работы: оценить соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам.

Предмет – классная комната 4 «А» класса – кабинет №12.

Задачи:

Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Выделить факторы, характеризующие параметры среды классной комнаты.

Пользуясь простейшими методиками, оценить показатели факторов среды, путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам.

Выработать рекомендации для учеников класса, администрации школы по поддержанию и созданию комфортных условий в классе.

Гипотеза: если параметры среды классной комнаты будут соответствовать санитарным нормам и требованиям, то это не будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье учеников.

  1. Теоретические основы. Методы проведения исследования.

       Для проведения исследования  я использовала следующие методы:

- подумать самостоятельно

- спросить у другого человека

- узнать из книг

- понаблюдать

- провести эксперимент

Мною  были изучены нормы СанПиНа, то есть санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Приложение 1).

Я узнала, какие требования предъявляются к учебным кабинетам школ, что нужно делать учащимся и работникам школы для поддержания чистоты классных помещений.

Также я  узнала в “Толковом словаре”, что означают слова:

Гигиена –

1. раздел медицины, изучающих условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

2. Обеспечение условий, сохраняющих нормальное экологическое состояние растительных и животных организмов, окружающей среды.

Санитария – относящиеся к системе здравоохранения меры по поддержанию чистоты, соблюдению правил гигиены.

  1. Санитарно-гигиеническая оценка состояния классной комнаты.

Обеспечение оптимальных условий проведения образовательного процесса основано на требованиях Санитарных Правил  и Нормативов. Сюда относятся:

  1. поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе;
  2. необходимый режим вентиляции помещения;
  3. парты, подобранные по росту школьников;
  4. правильное освещение рабочего места.

Все это направлено на  поддержание у учеников  высокой работоспособности на протяжении всего учебного дня.

Наша классная комната находится на первом этаже здания школы. Расположена она с восточной стороны здания. Цвет окраски стен бежевый. Это соответствует рекомендациям, т.к. на восточной стороне здания в первой половине дня часто бывает солнечно. Пол имеет линолеумное покрытие. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения.

Исследование проводилось в январе  2014 года. Я выбрала для изучения следующие факторы:

  1. тепловой режим помещения;
  2. вентиляция помещения;
  3.  соответствие роста учеников параметрам парты и стула;
  4. освещённость.

3.1. Оценка теплового режима помещения.

План работы:

  1. Провести опрос среди одноклассников с целью выявить их тепловое самочувствие на рабочем месте.
  2. Узнать, какой должна быть температура воздуха в классной комнате по норме.    
  3. Измерить температуру у окна класса, на среднем ряду, у дальней стены от окна. (Находиться в месте измерения не менее 2-х минут).
  4. Сделать вывод.

Среди одноклассников я провела опрос.

Методика выполнения работы.

После часового пребывания на рабочем месте оцените свое тепловое самочувствие по шкале:

1 – жарко, дискомфортно;

2 – тепло, близко к комфорту;

3 – хорошо, комфортно;

4 – прохладно, близко к комфорту;

5 – холодно, дискомфортно.

Анализ:

Таблица выбора.

Количество учащихся, выбравших параметр:

Жарко

Тепло

Комфортно

Прохладно

Холодно

3 уч-ся

8 уч-ся

11 уч-ся

2 уч-ся

-

Из опроса видно, что большинство ребят чувствуют себя на рабочем месте комфортно.

Объективная оценка теплового режима.

Замер температуры воздуха в помещении с помощью комнатного термометра.

Место замера температуры.

Непосредственно у окна.

Средний ряд от окна.

Третий ряд от окна.

18ºС

19,5ºС

20ºС

Вывод: Объективная и субъективная оценки теплового режима подтверждают, что температура в классе соответствует  норме, которая составляет 18-20°С.Но исследование проводилось во время морозов, поэтому можно предположить, что в случае потепления в температура в классе повысится. Я рекомендую ребятам класса не забывать пользоваться сменной обувью, слишком тёплые вещи в классе снимать.

3.2. Оценка воздушного режима.

План работы:

  1. Провести опрос одноклассников.
  2. Узнать, какой объём воздуха в классе приходится на одного ученика.
  3. Сделать вывод.

Ученикам класса было предложено ответить на вопрос:

Вспомните, как вы себя чувствуете в душной комнате, где много народу? Ответы распределились следующим образом:

Это связано с тем, что люди вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ, поэтому в помещении, где много людей – много углекислого газа и мало кислорода. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.

Очень важно следить  за составом воздуха в учебном помещении. Идеальным вариантом было бы, если бы состав воздуха в классе соответствовал составу чистого атмосферного воздуха. Но такой состав в закрытых помещениях возможен лишь при двух условиях: если помещение как следует проветрено и в нем никого нет. Как только человек появляется в комнате, состав воздуха в ней меняется. Во время пребывания людей в помещении в воздухе накапливаются продукты обмена веществ человека. Они-то в первую очередь и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может возникнуть тошнота, иногда даже бывают обмороки.

В нашем классе осуществляется естественный воздухообмен через окна и фрамуги, двери, специальные вентиляционные отверстия.

Чтобы узнать, какой объём воздуха в классе приходится на каждого ученика, мне надо было узнать, как вычисляется объём. Как вычислять площадь, мы изучили во втором классе.  Как вычисляется  объём, что является единицей измерения объёма,  я спросила у родителей.

Чтобы вычислить объём воздуха в классе нужно площадь пола умножить на высоту классной комнаты. Узнать параметры классной комнаты мне помог наш завхоз.

Расчет площади пола и объема помещения, приходящегося на одного ученика класса.

Длина класса

Ширина класса

Высота класса

Площадь пола

Объем класса

8,70м

6,10м

2,95 м

53м2

157м3

В нашем классе 25 учеников. Объем  воздуха, приходящийся на 1 ученика, равен  3, что превышает установленные нормами требования (5-6 м3 на 1 ученика).

Вывод:вентиляцияклассадостаточная.

Рекомендации:

  1. Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется

полностью открывать фрамуги и дверь. Но при этом в классе не должно быть учеников, т.к. возникает сильный сквозняк.

2. Воздух у доски загрязнен частицами меловой пыли. Это может вызывать заболевания органов дыхания. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой.

3.3. Изучение соответствия высоты парты  и стула росту учеников класса.

       Необходимо было обратить внимание на высоту парт: все ли они одной высоты, если нет, то почему, на что это указывает. Измерить рост учащихся класса.

Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:

  1. Ступни ног ученика должны твердо стоять на полу.
  2. Между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения.
  3. Высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены.
  4. Спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток.
  5. Между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство.
  6. Между спинкой стула и сиденьем должно быть свободное пространство.
  7. Во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.

Для определения соответствия мебели были проведенызамерыроста учащихся;

Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели.

– высота стула от пола до сидения;

– высота рабочего стола.

Рост учащихся

Высота стола

(от пола, в мм)

Высота стула

(от пола, в мм)

1450 – 1600 мм

640 мм

380 мм

Затем  сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами (Приложение).Рост учащихся нашего класса от 145 до 155 см. Высота столовстульев класса соответствует росту учеников. В нашем классе стоит мебель, которую можно регулировать по росту, что и было сделано в начале учебного года.

Вывод: 1. Имеющаяся в классе мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса.

3.4. Характеристика светового режима в классе.

Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3. При солнечной погоде они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует гигиеническим требованиям. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью люминесцентных ламп. Их в классе 10, они расположены в 2 ряда. Достаточность освещения я определяла простым методом: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 3-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.

Вывод:

1. Освещенность в классе в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

  1. Заключение.

Анализ изученных показателей  среды классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы: регулярно проветривать класс, делать влажную уборку. Администрации школы необходимо приобретать мебель различной маркировки для того, чтобы каждый ученик мог подобрать себе стол и стул по росту. Необходимо также предусмотреть своевременную замену перегоревших ламп. При этих условиях факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Данная экологическая среда позволит «обитать» в ней безопасно.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам» Тряпкова Анастасия 4 «А» класс МБОУ СОШ №169

Слайд 2

Цель работы : оценить соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа Предмет – классная комната 4 «А» класса – кабинет №12. 27.01.2015 2

Слайд 3

Задачи Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Выделить факторы, характеризующие параметры среды классной комнаты. Оценить показатели факторов среды, установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам. Выработать рекомендации 27.01.2015 3

Слайд 4

Гипотеза Если параметры среды классной комнаты будут соответствовать санитарным нормам и требованиям, то это не будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье учеников. 27.01.2015 4

Слайд 5

Методы исследования Подумать самостоятельно Спросить у другого человека Узнать из книг Провести эксперимент 27.01.2015 5

Слайд 6

27.01.2015 6

Слайд 7

тепловой режим помещения; вентиляция помещения; соответствие роста учеников параметрампарты и стула; освещённость. 27.01.2015 7

Слайд 8

Оценка теплового режима Выбор одноклассников Хорошо, комфортно Количество человек Количество человек Количество человек Тепло, близко к комфорту Жарко, дискомфортно Количество человек 3 8 11 0 27.01.2015 8 2 Х олодно Прохладно, близко к комфорту

Слайд 9

Оценка теплового режима 27.01.2015 9 Место замера температуры. Непосредственно у окна. Первый ряд от окна. Третий ряд от окна. 18ºС 19,5ºС 20ºС Вывод: температура в классе соответствует норме

Слайд 10

Оценка воздушного режима Опрос одноклассников Жарко Количество человек Количество человек Количество человек Душно Болит голова Количество человек 5 7 9 0 27.01.2015 10 3 Тошнота

Слайд 11

Оценка воздушного режима 27.01.2015 11 Длина класса Ширина класса Высота класса Площадь пола Объем класса 8,70 м 6,10 м 2,95 м 53 м 2 157 м 3

Слайд 12

На одного ученика 27.01.2015 12 S = 2,4 кв.м V = 7 куб.м при норме: S = 2,5 кв.м V = 5-6 куб.м Вывод: вентиляция класса достаточная

Слайд 13

Рекомендации Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется полностью открывать фрамуги и дверь. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой. 27.01.2015 13

Слайд 14

Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула росту учеников класса. 27.01.2015 14

Слайд 15

Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула росту учеников класса. 27.01.2015 15

Слайд 16

Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула росту учеников класса. Рост учащихся Высота стола (от пола, в мм) Высота стула (от пола, в мм) 1450 – 1600 мм 640 мм 380 мм 27.01.2015 16 Вывод: мебель соответствует росту учеников

Слайд 17

Характеристика светового режима в классе 27.01.2015 17

Слайд 18

Выводы: показатели среды классной комнаты в основном соответствуют гигиеническим нормам; ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные при выполнении данной работы; необходимо приобретать мебель различной маркировки; необходимо также предусмотреть своевременную замену перегоревших ламп. 27.01.2015 18

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Новогодние гирлянды

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики

Рисуем пшеничное поле гуашью

Загадка Бабы-Яги