Башкиры: традиции, язык, обряды.
Вложение | Размер |
---|---|
bashkiry.doc | 206.5 КБ |
Башкиры - коренной народ Башкортостана
Башкиры – коренной народ (этнос) Башкортостана, простирающегося по обеим сторонам Уральских гор, там, где встречается Европа с Азией. В прошлом этот полукочевой скотоводческий народ занимал обширную территорию от Волги, на Западе, до сибирской реки Тобол, на востоке, от рек Илек и Яик (современный Урал), на юге, до рек Кама и Сылва на севере. В результате насильственного отторжения башкирских земель при царизме, неоднократных изменений традиционных границ проживания в пользу соседних территорий с небашкирским населением страна башкир уменьшилась и ныне ее площадь составляет лишь 143,6 тыс. кв. км.
Общая численность башкир в 1989 г. составляла 1,5 млн.чел., в том числе 1,3 млн. в России; 863,8 тыс. из них жили на этнической родине – Башкортостане. За пределами Башкортостана они проживают в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областях, Татарстане, Казахстане, Средней Азии и др. |
Башкиры по антропологическим признакам занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.
Язык башкир – старописьменный, он входит в тюркскую группу алтайской семьи языков. Значительная часть башкир говорит так же на татарском и русском языках.
Верующие башкиры исповедуют ислам. |Минарет |
Древние корни башкир уходят в Центральную и Южную Сибирь. До прихода на Урал башкиры кочевали в Западносибирских, Казахстанских и Приаральско - сырдарьинских степях, взаимодействуя и взаимовлияя с печенежско - огузским и кимако - кипчакским кочевым миром. На Урале они вступали во взаимосвязи с местным финно-угорским (в том числе угро - мадьярским) и сармато - аланским населением, значительная часть которых растворилась в башкирской среде, камско - волжскими булгарами, оседлыми племенами Урало - Поволжья и Западной Сибири.
В Золотоордынское время усилилось влияние кипчаков, однако, они не смогли существенно изменить этнокультурную самобытность и этническое самосознание башкир.
С распадом Золотой Орды башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами.
После разгрома Иваном Грозным Казанского ханства башкиры присоединились к Русскому государству (в 1553 – 1557 гг.). Окончательно русскими подданными они стали после покорения русскими войсками Сибирского ханства. Русское государство признало за башкирами вотчинное право на их земли, обещало не посягать на их веру, не обращать в православие. Башкиры, в свою очередь, обязались нести за свой счет военную службу по охране восточных границ Русского государства, платить ясак (поземельную подать).
При жизни Ивана Грозного (скончался в 1584 г.) русские власти соблюдали условия договора с башкирами. С XVII в. политика царизма меняется: на словах заверяя башкир в своей верности условиям присоединения, на деле власти встали на путь нарушения договора, что явилось причиной башкирских восстаний XVII –XVIII вв. Вхождение башкир в состав России, таким образом, отразилось на их образе жизни, культуре, хозяйственных занятиях.
Традиционными занятиями башкир были полукочевое скотоводство, бортничество, охота, рыбная ловля. Ведущее место в хозяйстве занимало скотоводство. В стаде у башкир преобладали лошади, которые как у многих народов кочевого мира составляли их главное богатство. Большая часть жизни башкира проходила в седле. Башкирские лошади, неказистые с виду и мало подходившие для парадных выездов, были очень выносливыми и неприхотливыми. Верховой конь был самым древним традиционным транспортным средством. Верхом ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Русский писатель Сергей Аксаков писал: «…ездят верхом с утра до вечера по своим раздольным степям до тех пор, покуда зеленый ковыль, состарившись не поседеет и не покроется шелковистым серебряным пухом».
Лошадь давала высококачественное мясо. Конина издавна известна как диетический продукт и как эффективное средство для лечения ряда заболеваний. По калорийности и химическому составу она превосходит птичье, свиное и баранье мясо. В 1869 г. в работе «Конина, ее настоящее и будущее значение как питательного материала в экономическом быте русского народа» Г.Архангельский писал: «Сохранение человеческой жизни нужно ставить выше сохранения предрассудков. На конину следует смотреть как на драгоценное и дешевое лекарство».
Далеко за пределами Южного Урала славился и поныне славится башкирский кумыс, традиционный высококалорийный и лечебный напиток из кобыльего молока. Им лечились как простолюдины, так и именитые ханы. И не только башкиры. Известно, например, что знаменитые писатели Л.Н.Толстой и А.П.Чехов лечились кумысом. Напиток этот, - писал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин, - в большом употреблении между всеми горскими и кочующими племенами Азии. Он довольно приятного вкуса и почитается весьма здоровым.
Исстари башкиры занимались земледелием. Оно у них как у многих полукочевых народов было дополнением к скотоводству. Однако, по мере расхищения башкирских вотчинных земель (лесов, рыбных мест, охотничьих угодий) роль последнего в экономике падала.
Полукочевым скотоводством, как основным видом традиционного хозяйства определялись домашние промыслы. Большое распространение у башкир получила выделка кожи и шкур. Из шкур шили шубы, мешки для транспортировки провизии, из кожи – обувь, чепраки, обувь, пояса, подвески, ножны, налучники. На изготовление сосудов шли шкуры лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Сосуды для кумыса делались из лошадиной шкуры.
В соответствии с типом хозяйствования и образом жизни у башкир в прошлом были разные типы поселений: постоянные зимние и сезонные – весенние, летние и осенние.
С наступлением весны башкиры, оставив свои постоянные зимние поселения- аулы, выезжали в степи, лесные поляны, горные долины, к берегам многочисленных рек и озер и устраивали там временные поселения из переносных жилищ: войлочных юрт ( тирмэ), шалашей. Это было первым сезонным весенним поселением. «Подвергаясь всем крайностям во время зимы, перенося голод и холод, - писал современник башкир XIX в. В.М.Черемшанский,- они при первом дыхании весны забывают все и лишь земля начнет освобождаться от зимнего покрова и растительность обнаруживает признаки жизни, все лица их расцветают радостью, все сердца бьются ожиданием; еще задолго до срока все готово у них к вожделенному отъезду и как шумен и весел этот отъезд; подумаешь – как будто все стремятся в обетованную землю».
На весенней стоянке они оставались до тех пор, пока близлежащие пастбища давали достаточный корм для огромных башкирских табунов – лошадей, овец, коров. Спустя несколько недель кочевой аул по известному принципу: «Где трава – там скот, где скот –там и мы» снимался с места и переселялся на другие, богатые кормом пастбища, отстоявшие от весенних выгонов в нескольких верстах. И там вновь из войлочных юрт, шалашей разбивалось временное поселение – летнее. На летних пастбищах находились дольше, чем на весенних. На летнее время приходилось основная часть хозяйственных работ: заготовка продуктов впрок (мяса, масла, корота), сенокошение и заготовка сена, изготовление войлока для юрты, холста и сукна, обработка кож и шкур. На летних кочевьях доили кобыл и готовили знаменитый башкирский кумыс, который в большом количестве употреблялся всеми: мужчинами и женщинами, больными и здоровыми, молодыми и старыми в будни и праздники.
С летних пастбищ, оскудевших кормом из-за многочисленных табунов скота, башкиры перебирались на осенние пастбища с их богатой, еще нетронутой растительностью, которые как правило, находились вблизи их зимних жилищ. И вновь из тех же переносных юрт, за считанные часы вырастало поселение, в котором башкиры оставались до наступления осенних холодов.
На осенних кочевьях к заботам по уходу за скотом прибавлялись новые, связанные с земледельческим хозяйством – уборка и обмолот хлебов. Башкиры как многие тюркские народы возделывали в основном яровые культуры. Весной небольшие участки засевались традиционными для степняков злаками (ячменем, просом, овсом, пшеницей и др.), которые ко времени их прихода на осенние кочевья поспевали. С окончанием полевых работ заканчивалось и время перекочевок башкир и они возвращались в зимние стационарные поселения – аулы, чтобы с приходом весны все начинать сначала.
Без сердца что поймём?
Большое - маленькое
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Зимовье зверей
Как напиться обезьяне?