Воспитание детей - это актуальная проблема всего человечества. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.
Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, обряды, ритуалы, разные по уровню и глубине своего идейного содержания. В зависимости от исторических судеб народа они несут в себе важные воспитательно-обучающие функции.
Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей. Традиции и обычаи необходимо изучать, так как они связаны с практическими потребностями общества, которым они порождены и поддерживаются у данной нации, семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.5 КБ |
![]() | 87.23 КБ |
XII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Педагогика и психология
Тема: «Традиции, обычаи и обряды осетин, и их роль в воспитании подрастающих поколений»
Автор работы: Калоева Анжелика
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 25, 11класс,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Бузоева Залина Султановна,
учитель обществознания
МБОУ СОШ № 25
Владикавказ, 2014-2015
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
1.Традиции, обычаи и обряды осетинского народа…………………………..6
2.Влияние традиций, обычаев и обрядов на воспитание подрастающих поколений……………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………...………20
Список литературы…………………………………………………..................21
Приложение……………………………………………………….…………….22
Введение
Воспитание детей - это актуальная проблема всего человечества. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.
Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, обряды, ритуалы, разные по уровню и глубине своего идейного содержания. В зависимости от исторических судеб народа они несут в себе важные воспитательно-обучающие функции.
Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей. Традиции и обычаи необходимо изучать, так как они связаны с практическими потребностями общества, которым они порождены и поддерживаются у данной нации, семьи.
Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям.
Традиции - это вошедшие в привычку, закрепившиеся формы человеческого поведения. К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения. В литературе можно встретить такие словосочетания, как «традиции нормы, обряд же - внешнее оформление обычая. Следовательно, традиция – более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни - нравственные отношения. Народные обычаи и обряды играли огромную роль в семейном коллективе и тем самым оказывали непреходящее значение в воспитании детей.
Традиции и обычаи всегда вызывали интерес у прогрессивных педагогов, просветителей, мыслителей, писателей, страстно пропагандирующих идей народной педагогики в печати. Популяризаторами этих идей были Ц. Амбалов, С. Гадиев, А. Гассиев, М. Гарданов, Г. Дзасохов, И. Кануков, И. Тхостов, X. Уруймагов, К. Хетагуров, И. Ялгузидзе, и др.
О необходимости опоры на национальные традиции в воспитании писали дореволюционные и современные авторы, исследователи-кавказоведы М. М. Ковалевский, М. О. Косвен, В. Ф. Миллер, Я. С. Смирнова, И. А. Шоров и другие.
Народные традиции и обычаи затронуты в монографиях Т. 3. Бесаевой, С. Г. Ваниевой, К. И. Гостиева, X. В. Дзуцева, Т. X. Кумыкова, А. X. Магометова, Б. С. Саламова, Л. А. Чибирова, X. X. Хадикова, Е. Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова, X. К. Цаллаева и др.
С нашей точки зрения, именно традиции и обычаи являются самыми древними воспитательными мерами, сформированными самим временем.
Наблюдая поведенческие особенности современных детей, мы видим, что потеря ими моральных ценностей оказывает на них пагубное влияние. Многие молодые люди не интересуются своей национальной культурой, игнорируют ее роль в жизни общества. Они не осознают позитивной роли в воспитании детей прогрессивных народных традиций. В этих условиях должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями вглубь веков. Обращение к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать нам много полезного для решения многих проблем воспитания. Сегодня, когда возникают межнациональные конфликты, распри на Кавказе, одним из вопросов преодоления подобных явлений может стать путь, связанный с духовностью, возрождением прогрессивных народных традиций.
С нашей точки зрения, именно традиции и обычаи являются самыми древними воспитательными мерами, сформированными самим временем.
Объектом исследования являются традиции, обычаи и обряды осетин
Предмет исследования: традиционная культура воспитания у осетин
Цель работы: выявить влияние традиций, обычаев и обрядов осетин на воспитание подрастающего поколения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание подрастающего поколения будет наиболее эффективным, если в процессе воспитания использовать прогрессивные национальные традиции, обычаи и обряды.
Задачи:
1. Определить значение понятий «традиция, обычаи, обряд».
2. Изучить обычаи, традиции и обряды осетин.
3.Выявить влияние национальных традиций, обычаев, обрядов на воспитание современных подростков.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: беседы, наблюдение, выявление, анкетирование стандартные и адаптированные методики , обобщение результатов.
1.Традиции, обычаи и обряды осетинского народа
Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям.
Традиции - это вошедшие в привычку, закрепившиеся формы человеческого поведения. К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения. В литературе можно встретить такие словосочетания, как «традиции и обычаи» или «традиции и обряды». Обычай - содержание поведенческой нормы, обряд же - внешнее оформление обычая. Следовательно, традиция – более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни - нравственные отношения. Народные обычаи и обряды играли огромную роль в семейном коллективе и тем самым оказывали непреходящее значение в воспитании детей.
У осетин существует свои нормы поведения, построенные всецело на уважении.
Обычай почитания старших по возрасту возник у осетин еще в родовом обществе. Возраст в среде осетин, как и у других народов Северного Кавказа, имел большое значение и давал значительные привилегии. Этот обычай требовал полного, беспрекословного повиновения детей не только родителям, ко и вообще старшим. Младшие оказывали всяческое внимание и уважение старшим, помогали им, прислуживали за столом. В присутствии старших младшие не имели права даже на малейшую вольность, им нельзя было сидеть, употреблять, даже в самых малых дозах, спиртные напитки (сравните это с тем, что нам приходиться сегодня нередко видеть).
Для нас следование обычаю уважения старшего предполагает не только почтение к сединам, но и ясное осознание преемственности поколений. Богатый жизненный опыт наших старших составляет тот фонд, из материала которого возводится здание нашего будущего, поэтому мы должны относиться к нему как к драгоценному всенародному достоянию.
Обычай уважения старших является общим для всех народов нашей страны и должен стать связующим звеном между ними. Он полностью может раскрыть свою положительную роль только тогда, когда уважение к старшим будет проявляться по их заслугам, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Служить примером во всем – вот источник, питающий уважение. Право на уважение – не только возрастная привилегия. Лучшие представители старшего поколения являются не только носителями положительного (тому множество примеров в нашей действительности), но и передают его будущим поколениям. Они воспитывают у молодежи любовь к труду, культуру поведения, высокие чувства коллективизма и гуманизма, взаимопомощи, доброжелательности, честности, словом, делают все для утверждения подлинно человеческих отношений между людьми.
Что касается молодежи, то она не слепо, не механически, а творчески должна воспринимать наследие прошлых поколений. Ей следует подходить к нему со всей серьезностью и ответственностью. Нужно, конечно же, помнить, что если бы каждое новое поколение отвергало все прошлое и начинало бы сызнова, на пустом месте, не опираясь на достижения прежних поколений, то немыслимо было бы поступательное развитие общества. Но при этом молодые должны помнить о теневой стороне этого обычая: он основывается на культе старшего и требует слепого подчинения ему. Не случайно появились такие мудрые народные изречения, как «Ум от возраста не зависит», «Возраст – это еще не заслуга человека».
К сожалению, наблюдаются до сих пор такие явления, когда родители не считаются с чувствами своих взрослых детей при выборе друга жизни и решают их судьбу исключительно по своей воле. Не оправдано поведение родителей и в тех случаях, когда 30–40-летний мужчина не может самостоятельно, без их согласия решить тот или иной вопрос, касающийся лично его или его супруги. Порою молодые люди бывают поставлены в невыносимые семейные условия, но они не решаются уйти из отцовского дома, так как это рассматривается как большое оскорбление родительских чувств и прав. Эгоистически пользуясь этим, некоторые родители всячески стараются удержать своих взрослых семейных сыновей, вынуждая их жить под одной крышей. Мы отнюдь не ратуем за то, чтобы взрослые дети не считались с мнением и желанием своих родителей, бросали их и обязательно жили отдельно от них. Тем не менее, чрезмерно опекать своих взрослых детей, заставлять их беспрекословно подчиняться себе – это все то, что, как правило, не приносит хорошие плоды.
Хочется сказать и о том, что система веками сложившихся традиционных правил поведения молодых, выражающая почтительное отношение к старшим, нередко становится формальностью, а то и забывается нашими современниками. А ведь она в своей основе заслуживает не только сохранения, но и активного возрождения и развития. На современном этапе она может быть с успехом использована семьей, школой, трудовым коллективом в воспитании чувства признательности к старшим. В этом деле большую помощь может оказать устное народное творчество, особенно нартский эпос.
При выработке форм и методов сохранения лучшего и в борьбе против всякого негативного очень важно правильно определить отношение к приверженцам старины, к ярым защитникам всего старого. Это, естественно, не однородная масса. Следовательно, и подход к ней должен быть неодинаковым. Если мы находим в старом как положительное, так и отрицательное, то защитники старого являются одновременно носителями как того, так и другого. А это, в свою очередь, дает нам возможность сделать из приверженцев старины активных защитников всего того положительного, что отвечает современным требованиям, обогащает нашу жизнь, воспитывает активных борцов против тех негативных явлений, которые перешли к нам от прошлого или нажиты нами теперь.
Передовая общественность и истинные приверженцы лучших народных традиций и обычаев одинаково заинтересованы в борьбе против пьянства, хулиганства и других отрицательных проявлений. Кроме того, их объединяет искреннее желание защитить то лучшее, что несут в себе народные традиции и обычаи.
Следует давать надлежащий отпор тем, кто под видом соблюдения традиций предков извращает все то лучшее, что в них есть, кто наделяет их вредными, по сути реакционными, элементами. Такими «новаторами» прежде всего выступают любители выпить, люди с нечистыми руками и продажной моралью.
Особо следует сказать о той огромной роли почтенных старших, которую они призваны сыграть в организации и проведении семейно-бытовых обрядов. Старейшие могут и должны подавать добрые, благоразумные советы семье, отмечающей то или иное событие, способствовать сокращению расходов на проведение всевозможных ритуальных мероприятий, не допускать извращений истинно народных традиций, пресекать проявления нездорового духа соревнования и т.д. Само присутствие старших должно обеспечивать повсеместно образцовое поведение окружающих.
Понятия осетина о чести и человеческом достоинстве формировались в условиях доклассового общества, в котором лозунг «один — за всех и все — за одного» являлся основным. В сознании осетина личное и родовое были неотделимы. Каждый член родового коллектива считал себя ответственным за свой коллектив, а родовой коллектив, в свою очередь, считал себя ответственным за каждого своего члена. Отсюда осетин, оберегая свою честь и достоинство, одновременно оберегал честь и достоинство своего родового коллектива.
Своеобразны и специфичны понятия осетин о стыде. Вообще говоря, осетин весьма, стыдлив. Подчас он считает постыдными такие нормы поведения, которые для многих нередко могут быть совершенно непонятны. Весь комплекс понятий осетина о стыде по своему характеру может быть сведен к двум основным группам. К первой группе понятий, порочащих доброе имя человека, следует отнести нормы его поведения в обществе, а ко второй — нормы поведения человека в его личной жизни. О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе. Благородный и воспитанный в духе осетинских патриархальных обычаев человек должен был относиться к старшим с большим уважением и предупредительностью. Проявленное непочтение к старшим, которое осуждалось общественным мнением, у осетин считалось стыдом, роняющим доброе имя человека. При старших младшему нельзя было сидеть, при разговоре нельзя было перебивать его, малейшее желание старшего следовало предугадывать и предупреждать, услуживать ему, знать свое место на «ныхасе», за столом и в пути, когда приходилось ехать куда-нибудь верхом со старшим. Среди молодых старший пользовался непререкаемым авторитетом. Недаром в осетинском народе сохранилась любопытная поговорка: «Зарондан фиддзаг ниссарфа финдз, уадтай бафарса зундабал» («Старшему сперва вытри нос, а потом спроси у него мудрого совета»)...
Большим стыдом, чем обжорство, у осетин считалось напиться пьяным. За общим столом осетины выпивали изрядное количество горского пива или араки. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, но в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь.
Не меньшим стыдом в осетинском обществе считалась трусость, независимо от того, где она была проявлена,— при встрече ли с кровником или на войне. Своим недостойным поведением трус нарушал дружбу и товарищескую солидарность. Поэтому осетины проявленную на войне трусость справедливо расценивали как предательство. Трусливый человек покрывал свою голову и весь свой род позором. Человека, проявившего трусость на войне, в осетинском обществе бойкотировали и презирали. О человеке, проявившем трусость, народ складывал позорящую его имя песню, и, наоборот, о человеке, совершившем героический поступок или погибшем в неравной борьбе смертью храбрых, тоже складывали песню, которая увековечивала добрую память о нем в народе... В осетинском обществе для мужчины считалось стыдом реагировать на физическую боль. По воззрениям осетин, мужественный человек не должен реагировать на физическую боль. Это равносильно плачу, а мужчина не должен вообще плакать, чтобы не уподобиться женщине, о которой говорят, что у нее «глаза на мокром месте»...
Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Мальчиков с раннего детства воспитывали в спартанском духе, без баловства, в труде и готовности к защите. В нужде и тяжелых условиях горской жизни молодые люди постигали науку жизни, тренировали дух и тело, упражнялись в воинских искусствах. Ведь каждый мальчик прежде всего рассматривался, как будущий воин. Большим почетом пользовались те молодые люди, которые лихо джигитовали, стреляли из винтовки и фехтовали. Необходимыми атрибутами также считались умение красиво плясать и петь. Перед тем как выдать замуж девушку, её родня проверяла жениха по всем этим категориям, и только после этого ему давали оценку : «достоин – не достоин». Знатностью и богатством нельзя было добиться того уважения, которое каждое осетинское общество питало к храбрым и решительным удальцам. При этом, физическая смерть не должна была пугать осетина. Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род. И наоборот, храбрые и мужественные воины, становились героями на века. Их героизм воспевали в песнях и сказаниях.
Девочек же, наоборот, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам (как то: деловитость, твёрдость характера, стремление к лидерству и т.п.), могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прелюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, тайком, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода.
Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб. К ним готовились заранее, как Наташа Ростова на свой первый бал.
Парни приглашали девушек на танец и были счастливы если удавалось потанцевать с той, которая нравится. В этом танце они показывали всю свою сноровку и удаль. Кроме того, в традиционном танце «Симд» можно было взять девушку под руку, не навлекая на себя гнева её родни.
Сегодняшняя жизнь внесла много корректив в отношения молодых. Многое из того, что было немыслимым раньше, стало обыденным и привычным в наши дни. Другие нормы морали у большинства молодых осетинок. Другими стали и парни. Но и сегодня, когда приходит время создавать семью, подавляющее большинство парней для серьёзных отношений предпочитают не тех девушек, которые доступны и «без комплексов», а тех, кто наделён качествами, ценившимися в Осетии веками.
Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. А если всё - же приходилось упоминать о ней, или о детях, мужчина всегда, как - бы просил прощения у окружающих («Уае фарн бирае, ...»).
Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей.
Каково влияние современности на обычаи и обряды традиционной культуры. Общество отбирает из обычаев и традиций каждой нации наиболее прогрессивные, отвечающие жизненным интересам народа на том или ином историческом этапе его развития, оценить наследие прошлого, взять из него все прогрессивное, качественно развить и поставить на службу современной жизни — таково требование нашей действительности.
О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить, прежде всего, по его отношению к старшим; воспитанный человек относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом уважение к старшему выражалось независимо от его социального положения, национальной принадлежности. Высказанное дореволюционным автором С. Фарваровским мнение о том, что осетины — самый этикетный народ, не лишено основания.(1,416)
Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне культуры народа. Эта система ценностей, созданная коллективным разумом наших предков, которой нынешнее поколение не может не дорожить. Эти добрые традиции соблюдаются ныне теми, кто будучи вполне современными людьми, сохранили в то же время добрые традиции прошлого, выделяющие их из окружения и делающие приятными и желанными в обществе. Но, к сожалению, значительно увеличилось число людей — выходцев из среднего и особенно молодого поколения, не прибившихся по-настоящему ни к новой, ни к старой культуре, производящих удручающее впечатление своей самонадеянной развязностью. Давайте еще раз вспомним азбучные истины норм поведения старшего поколения, наших предков.
Важнейшая форма проявления уважения к старшему у осетин — приветствие. Встречаясь с осетином, особенно старшим, вы обязательно должны поздороваться с ним первым. Всякий уважающий себя осетин считал себя обязанным встать при появлении старшего, независимо от того, знает он его или нет. "Уважение к старикам и вообще к, людям пожилых лет, — писал Н. Берзенов, - простерто у осетин так далеко, что каждый из них считает непременною обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его. Они никогда не нарушают этой учтивости, и даже в семействе соблюдают ее со всей строгостью. Этикет требовал встать, уступить старшему место и не садиться до тех пор, пока человек, появление которого почтили вставанием, в свою очередь не попросит всех поднявшихся с мест не утруждать себя и сесть на свои места. Как бы младшего по возрасту ни просили, он не должен сесть раньше старшего из присутствующих. "Вас будут упрашивать, сажать насильно, но беда, если Вы поддадитесь: Вас сочтут за невежду. Поэтому Вы должны отговариваться и почтительно стоять. Этикет не позволял садиться рядом со старшим, а чуть поодаль", желательно на более отдаленной и низкой скамье. Молодой человек никогда не позволял себе в присутствии старших держать руки в кармане, сидеть вразвалку, расставив ноги, или положив ногу на ногу, словом, выбирал наиболее скромную позу.(6,17)
В присутствии старшего младшие должны были слушать его молча, не следовало начинать разговор раньше него вставлять свое слово в разговор старших, прерывать речь старшего, быть многословным, выпить лишнего. Этикет не позволял пересекать дорогу старшему, входить раньше него в помещение. Порядок прохождения по старшинству соблюдался осетинами не только в домашних условиях, но и в пути. Когда младший едет со старшим, он непременно должен держаться с левой стороны. Если путников трое, то они идут в таком порядке: старший идет посередине, средний — с левой стороны, а младший — с правой. (8,38) Старшему подавали огонь, если он курил; прикурить у старших не просили и – вообще при них не курили. Когда старший произносил речь или тост за столом, младшие выслушивали его стоя и в абсолютной тишине. Малейшее желание старшего следовало предугадать и предупредить, услуживать ему: младший знал свое место в обществе, в пути. (11,68) Всякое непочтение к старшим осуждалось общественным мнением, считалось у осетин постыдным, роняющим достоинство человека. При старших не было принято говорить о любви, о женщинах, о своих детях, совершенно исключались нецензурные и непристойные слова. Русский путешественник В. Бурьянов в первой половине XIX века, писал: «...у этих народов очень много хорошего. Они имели чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодежь, а гостеприимство у них считается первой добродетелью».(5,32)
Нравы, вкусы, чувства и настроения под влиянием объективных и субъективных факторов способствуют формированию индивидуальных и общественных привычек молодых людей.(7,56).
Прошлым нужно дорожить, если оно оправдывает себя в новых условиях. Если же оно становится тормозом, не отвечает новым объективным условиям и устремлениям людей, то такое наследие должно быть предано забвению.(4,138) Касаясь национальных обычаев и традиций прошлого, как части духовного наследия, необходимо отметить, что на современном этапе, как уже говорилось, ставятся две задачи: необходимость преодоления пережитков устаревших традиций, использование и дальнейшее развитие прогрессивных национальных традиций с одновременным формированием новых, отвечающих интересам и потребностям современного общества.(9,19)
Жизнь народа имеет тенденцию постоянного обновления, гигантскими темпами развиваются экономика, наука и культура, неуклонно повышается материальное благосостояние людей. Индивидуальное сознание и психология людей, хотя и поднялись за последние годы на качественно новую ступень, не всегда успевают «переработать» ту колоссальную массу мыслительного материала, тот объем информации, который доставляет современное общественное бытие. И чем необычнее новое, новые условия жизни, тем больше прибегают люди к проверенным традициям, тем больше цепляются за них. Поэтому, если в традиции, устаревшей даже в целом, есть хоть что-то положительное, то нужно развить и использовать это положительное.
Исследования ученых показали, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей приводит к извращению национального самосознания.
Касаясь национальных обычаев и традиций прошлого, как части духовного наследия, необходимо отметить, что на современном этапе, как уже говорилось, ставятся две задачи: необходимость преодоления пережитков устаревших традиций, использование и дальнейшее развитие прогрессивных национальных традиций с одновременным формированием новых, отвечающих интересам и потребностям современного общества.(9,19)
Таким образом, жизнь народа имеет тенденцию постоянного обновления, гигантскими темпами развиваются экономика, наука и культура, неуклонно повышается материальное благосостояние людей. Индивидуальное сознание и психология людей, хотя и поднялись за последние годы на качественно новую ступень, не всегда успевают «переработать» ту колоссальную массу мыслительного материала, тот объем информации, который доставляет современное общественное бытие. И чем необычнее новое, новые условия жизни, тем больше прибегают люди к проверенным традициям, тем больше цепляются за них. Поэтому, если в традиции, устаревшей даже в целом, есть хоть что-то положительное, то нужно развить и использовать это положительное.
2.Влияние традиций, обычаев и обрядов на воспитание подрастающих поколений.
Исследования ученых показали, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей приводит к извращению национального самосознания.
Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Народные традиции и обычаи способствуют всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.(1,416)
Современная молодежь, к сожалению, изменила свои приоритеты по отношению к этим ритуалам.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. В эксперименте приняли участие обучающиеся 10,11 классов.
Нами было проведено анкетирование обучающихся 10-11классов МБОУ СОШ №25. (Приложение 1). Выявлено, что 85% опрошенных говорят на родном языке, 98% респондентов знакомо понятие «Ирон агъдау», а вот придерживаются традиций и обычаев всего - 62 % респондентов, но в измененном виде, перечислить традиции и обычаи к сожалению не смогли 38% опрошенных. Прогрессивными и достойными соблюдения молодые люди считают обычаи гостеприимства, почитание родителей и старших, хотелось бы отметить и то, что положительное отношение 89% респондентов к посещению святых мест, проведение осетинских национальных, религиозных праздников, к сожалению всего 10% респондентов слышали и знают, что у осетин бытовала очень положительная достойная соблюдения традиция «Зиу» (взаимопомощь), уважение к женщине, к младшим.
Молодежь особо отметила национальный свадебный наряд девушки, считают, что он очень нарядный и красивый и без него они не представляют церемонию проведения осетинской свадьбы, консервативными требующими трансформации – обычаи избегания, «уайсадын», отрицательным молодежь считает и то, что невеста не должна проводить день свадьбы, стоя в углу.
В заключение необходимо отметить, что воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно национально. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают свое особое звучание и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства способствует эффективному воспитанию, вот почему мы считаем, что нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.
Заключение
Обращение к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать нам много полезного для решения актуальных проблем воспитания. Сегодня, когда возникают межнациональные конфликты, распри на Кавказе, обострившиеся межэтнические отношения во многом обусловлены утратой молодыми людьми своих корней, маргинализацией, низким уровнем нравственной культуры. Отрицательные явления, накопившиеся в обществе - это негативные процессы в экономике, аномальные явления в социальной и духовно-нравственной сфере, которые уничтожили принципы социальной справедливости, породили социальное и моральное отчуждение - все это проявляется в семье, в обществе. Нравственному и генетическому здоровью непоправимый ущерб наносится пьянством, наркоманией, преступность. Одним из способов преодоления подобных явлений может стать путь, связанный с духовностью, возрождением прогрессивных народных традиций, с формированием культуры межнациональных отношений.
Необходимо отметить, что на протяжении веков в традиционно-бытовой культуре осетин выработались сложные, подчас тончайшие правила взаимоотношений людей в обществе и семье, по существу был разработан неписаный морально-этический кодекс, который успешно регулировал взаимоотношения различных возрастных групп. Мы убедились в этом в процессе проведения нашего исследования. Анализ показал, что большая часть респондентов говорят на родном языке, осетинам знакомо понятие "Ирон агъдау", достойным соблюдения опрошенные считают обычаи гостиприимства, почитание родителей и старших, посещение святых мест, национальные праздники.
Осетины могут гордиться своими замечательными традициями гостеприимства, взаимопомощи, верности, соблюдения ими традиций мужского достоинства, девичьей гордости и уважении к старшим, к женщине и они должны передаваться из поколения в поколение.
Литература
1.Антология педагогической мысли Северной Осетии \Сост. Э.К.Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.
2.Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Орджоникидзе, 1990. С. 161.
3.Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе. 1968. 570 с.
4.Магометов Р.М. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1996. С. 138.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С. 32.
5.Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтомия – почитание старших \\ Природа. 1986. № 5. С. 17.
6.Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968. С. 36.
7.Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. С. 38.
8.Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000г., с.19.
9.Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961г. с.48, 68.
10.Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993г. с.8, 18, 21, 26.
Приложение 1
Анкета
1.Говорите ли Вы на своем родном языке?
а. да
б. нет
2.Знакомо ли Вам такое понятие, как "Ирон Агъдау"?
а. да
б. нет
3.Как вы считаете должны ли соблюдаться народные традиции и обычаи?
а. да
б. нет
4.Каких традиций и обычаев придерживаются в Вашей семье?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие национальные традиции, обычаи и обряды Вы считаете прогрессивными, а какие консервативными, требующими трансформации?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ.
Слайд 1
Традиции, обычаи и обряды осетин, и их роль в воспитании подрастающих поколений Автор работы: Калоева АнжеликаСлайд 2
Объектом исследования являются традиции, обычаи и обряды осетин
Слайд 3
Предмет исследования: традиционная культура воспитания у осетин
Слайд 4
Цель работы: выявить влияние традиций, обычаев и обрядов осетин на воспитание подрастающего поколения.
Слайд 5
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание подрастающего поколения будет наиболее эффективным , если в процессе воспитания использовать прогрессивные национальные традиции , обычаи и обряды.
Слайд 6
1 . Определить значение понятий «традиция, обычаи, обряд». 2 . Изучить обычаи, традиции и обряды осетин. 3.Выявить влияние национальных традиций, обычаев, обрядов на воспитание современных подростков. Задачи исследования:
Слайд 7
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; - эмпирические: беседы, наблюдение, выявление , анкетирование стандартные и адаптированные методики , обобщение результатов . Методы исследования :
Слайд 8
1. Говорите ли Вы на своем родном языке? а. да б. нет 2.Знакомо ли Вам такое понятие, как " Ирон Агъдау "? а. да б. нет 3.Как вы считаете должны ли соблюдаться народные традиции и обычаи? а. да б. нет 4.Каких традиций и обычаев придерживаются в Вашей семье ? 5.Какие национальные традиции, обычаи и обряды Вы считаете прогрессивными, а какие консервативными, требующими трансформации Анкета
Слайд 9
85 % опрошенных говорят на родном языке ; 98 % респондентов знакомо понятие « Ирон агъдау »;
Слайд 10
62 % респондентов придерживаются традиций и обычаев, но в измененном виде; 38% опрошенных сожалению не смогли перечислить традиции и обычаи, которых придерживаются в их семьях.
Слайд 11
- обычаи гостеприимства; - почитание родителей и старших; Прогрессивными и достойными соблюдения молодые люди считают:
Слайд 12
-10% респондентов слышали и знают, что у осетин бытовала положительная достойная соблюдения традиция « Зиу » (взаимопомощь), уважение к женщине , к младшим.
Слайд 13
-89% респондентов считают необходимостью посещение святых мест, проведение осетинских национальных, религиозных праздников;
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Отчего синичка развеселилась
Как нарисовать зайчика
Рисуем белые грибы пастелью
Зимний дуб
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой