Актуальность темы. В современных условиях социально-экономических и политических изменений, которые происходят в обществе, очень не просто подросткам с еще не сформировавшимся мировоззрением, с постоянно меняющейся системой ценностей. Безучастность в жизни, равнодушие по отношению к себе и другим вызывают у большинства подростков апатию, что впоследствии приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Нормы и традиции, которые использовались прошлыми поколениями, перестали быть актуальными для современных подростков, так как поменялись взгляды на жизнь. Так же как и старшему поколению, трудно привыкнуть к нынешним условиям, а новому поколению еще сложнее в этом смысле, так как у него собственная система ценностей еще не сформирована, ценности как таковые для подростков относительны.
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnye_orientatsii_sovremennykh_podrostkov.docx | 52.73 КБ |
slaydy_chibirov.pptx | 72.61 КБ |
ХII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Социально-ориентированные проекты.
Тема: Ценностные ориентации современных подростков.
Автор работы:
Чибиров Сергей.
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 25, 11 «Б»класс
г. Владикавказ.
Научный руководитель:
Бузоева Залина Султановна
преподаватель обществознания
Владикавказ, 2014- 2015.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..4
1.Понятие «ценности» и «ценностные ориентации»………………...…6
2.Классификация ценностей…………………………………………..…8
3.Базовые ценности современных подростков МБОУ СОШ № 25…..10
Заключение………………………………………………………….…...13
Список литературы………………………………………………….......14
Приложение……………………………………………………….……..15
Введение
Актуальность темы. В современных условиях социально-экономических и политических изменений, которые происходят в обществе, очень не просто подросткам с еще не сформировавшимся мировоззрением, с постоянно меняющейся системой ценностей. Безучастность в жизни, равнодушие по отношению к себе и другим вызывают у большинства подростков апатию, что впоследствии приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Нормы и традиции, которые использовались прошлыми поколениями, перестали быть актуальными для современных подростков, так как поменялись взгляды на жизнь. Так же как и старшему поколению, трудно привыкнуть к нынешним условиям, а новому поколению еще сложнее в этом смысле, так как у него собственная система ценностей еще не сформирована, ценности как таковые для подростков относительны.
Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре самосознания человека, именно они могут охарактеризовать его как личность, поэтому условия интенсивно меняющегося общества делают данную сферу исследования актуальной, особенно среди подростков.
Проблемой данного исследования является выявление ценностей и ценностных ориентаций современных подростков.
Разработанность исследуемой проблемы. Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно рассматривается учеными. Можно назвать работы известных исследователей, таких как Чарльз Уильям Моррис (1901-1979) — американский философ, автор книги «Основания теории знаков», Клайд Клакхон (1905-1960) — американский социальный антрополог, Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог-теоретик, он является одним из создателей современной социологии и социальной антропологии, Леонид Михайлович Архангельский (1919-1982) – советский доктор философских наук, Олег Григорьевич Дробницкий (1933-1973) – советский доктор философских наук, автор книги «Моральная философия» и др.
Объект исследования: ценности и ценностные ориентации современных подростков.
Цель работы: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков МБОУ СОШ № 25им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Задачи:
1. Определить значение понятий «ценности и ценностные ориентации».
2. Рассмотреть классификацию ценностей.
3. Определить основные ценности современных подростков
МБОУ СОШ № 25.
Гипотеза: если мы проведем анкетирование учащихся школы
№ 25, то сможем прийти к выводу, какие ценности и ценностные ориентации играют главную роль в жизни современных подростков.
Методы исследования:
1. Анкетирование учащихся 7-8 и 10-11 классов;
2. Метод рейтинга;
3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.
1.Понятие «ценности» и «ценностные ориентации»
Понятие "ценность" было введено в середине XIX века. Оно очень часто используется в философской и другой специальной литературе для указания на социальное и культурное значение определенных явлений жизни.
В основном классический период становления социальной науки описывает разные подходы в интерпретации ценностей.
Ч. Моррис считает, что все живые организмы желают пробрести какие-либо вещи независимо от того, предметы это, знаки или состояния. Все ситуации, в которых осуществляется выбираемое человеком поведение, так или иначе будет является оценочной ситуацией.
Еще один ученный К. Клакхон считает, что ценность - есть концепция того, что желательно, присуща для индивида или группы и оказывает воздействие на выбор доступных способов и целей действия.
В соответствии концепцией ценностей Т. Парсонса, главная классификация ценностей объединяется с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. С одной стороны, к оценке культурных образцов, а с другой, - к четырем значительным категориям объектов, с которыми человек всегда имеет дело: к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира. Но все же данная позиция не нашла широкой поддержки.
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут проявляться в виде материальных и нематериальных предметов, либо содержаться в самом человеке, в его биологических потребностях.
Необходимо обратить внимание на то, что проблема ценностей является разрабатываемой и в современной науке. Одни из первых публикаций, связанные с проблемами ценностей, появились в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов.
Приблизительно порядком полувека проблема ценностных ориентаций находится в центре внимания отечественных социологов. Все они вплоть до начала 1990-х годов показывали свою склонность к марксистскому видению ценностных феноменов, которое выражает весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных) - С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий и др.
Новейшие исследования ценностей свидетельствуют об их изменениях. Понятно, что это не оказать действие на содержание понятия "ценность". По их мнению, ценности — это общие представления людей о целях и нормах своего поведения, те ориентиры, которые существуют в сознании у каждого человека. Это также своего рода идеи, принципы, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности. То, что для одного человека может являться ценностью, другой и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.
Среди всей иерархии ценностей можно отметить те, которые являются общечеловеческими, то есть присущи большему количеству людей, например свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и др.
Отдельная личность может признавать множество различных ценностей существующими, влияющими на его жизнь, но не все из них он выбирает в качестве своих личных целей.
Сегодня ценностные ориентации считают определенным единством иерархически связанных ценностей, которые помогают человеку найти свою направленность в жизни.
Ценностные ориентации – это одни из главных элементов внутренней структуры личности, которые закрепляются личным опытом индивида. Совокупность ценностей человека составляет основу его ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, определяют критерии выбора вариантов поведения, принятия решений и видов деятельности. Устойчивая система ценностных ориентаций личности дает возможность определить свое отношение к миру, к культуре, к своей жизни, помогает ориентироваться в социальном пространстве.
Ценностные ориентации человека имеют три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Следовательно, ценностные ориентации – это:
- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие отношения конкретным субъектом ко всему что происходит и ориентация мире;
- способ определенной разделения человеком объектов по их значимости.
Таким образом, мы определили, что ценности – это система взглядов, жизненных предпочтений личности (или социальной группы), которые отражают ее способности понимания окружающей действительности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние, ценностные ориентации - это результат осмысленного выбора варианта действия.
2. Классификация ценностей
Человеческие ценности невероятно многообразны. Классифицировать ценности возможно по многим критериям. Основания их классификации могут быть характеристики явлений, выступающих ценностями (ценности делят на материальные и духовные). Разделяя ценности по субъектам, выделяют ценности общества, социальной группы (молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизни ценности можно отнести в следующие группы, моральные ценности, экономические, полит. Необходимо обратить внимание на ценности, которые социологи называют основными. Они составляют стержень ценностного сознания личности, обуславливая ее поступки в различных сферах жизнедеятельности.
Одна из самых обширных и объединяющих типологий ценностей является их деление на ценности-цели и ценности-средства.
Главным исследователем в системе социологического анализа ценностей и их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Теоретические условия, на которых М. Рокич рассматривал свой анализ, сводились к следующему: 1) общее количество реально значимых и мотивирующих ценностей невелико; 2) похожие ценности, которыми обладают люди, имеют для каждого из них различную значимость; 3) все ценности организованы в системы; 4) ценности влияют на действия целого ряда социальных феноменов, находящихся во внимании различных социогуманитарных наук.
На основании этого, Рокич разделяет человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, делит на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.
Все таки, необходимо понимать, что разделение ценностей на два основных типа весьма относительно, как и любая другая типология.
Нужно обратить внимание на еще одну типологию ценностей, по которой обычно выделяют традиционные ценности, те ценности, которые формируются внутри традиционного общества, и современные ценности.
Следовательно, можно прийти к заключению, что есть большое количество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Ценность не возникает сама по себе, а выступает как основа поведения индивида и социальной группы. Ценности могут быть абсолютными в виде Бога, могут выражаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в человеке, в его биологических потребностях.
3.Базовые ценности современных подростков МБОУ СОШ № 25
Происходят невероятные перемены, которые имеют отношение ко всем сферам жизни и деятельности социума, влияют на молодежь и формируют современный уклад жизни.
Под базовыми ценностями понимаются главные жизненные смыслы, от которых люди, вовлеченные в разные формы социальной активности, отталкиваются в своей жизни, именно они в основном характеризуют отношения индивидов ко всему окружающему миру, вырабатывают основные модели социального поведения.
Для исследования ценностных ориентаций подростков были опрошены учащиеся 6-7 классов в возрасте 12-14 лет в количестве 20 человек, а так же учащиеся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет в количестве 20 человек. Им была предложена шкала ценностей М. Рокича.
Учащимися в качестве основных терминальных ценностей были определены следующие:
на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (55%); на 2-м - счастливая семейная жизнь (52%); на 3-м - наличие хороших и верных друзей (49%); на 4-м - любовь (41%); на 5-м - уважение окружающих, коллектива, товарищей (44%).
Так же, значимыми являются:
Менее значимыми для учащихся оказались следующие ценности:
Что касается, инструментальных учениками были выбраны:
на 1-м месте - исполнительность (32%); на 2-м - чуткость (31%); на 3-м - твердая воля (27%); на 4-м - смелость в отстаивании своих взглядов (27%); на 5-м - терпимость (28%).
Необходимо заметить, такие ценности как:
выступают как наименее актуальные для учеников в возрасте 12-14 лет.
Учащиеся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет в количестве 20 человек определили наиболее значимые ценности:
на 1-м месте - здоровье (78%); на 2-м - счастливая семейная жизнь (54%); на 3-м - активная деятельная жизнь (51%); на 4-м - любовь (38%); на 5-м - уверенность в себе (35%).
Не менее важными являются также:
Наименее важными являются такие ценности как:
Инструментальные ценности выбранные учениками :
на 1-м месте - воспитанность (62%); на 2-м - образованность (59%);
на 3-м - аккуратность (52%); на 4-м – ответственность, способность сдерживать обещания (39%); на 5-м - честность и чуткость (41%).
Так же значимыми являются:
Необходимо отметить, что такие ценности как:
у данной группы подростков выступают менее значимыми.
В результате, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (55% для учащихся 6-7 классов и 78% для учащихся 10-11 классов), счастливая семейная жизнь (52% и 54%), любовь (41% и 38%) были определенны как главные составляющие системы ценностей подростков школы. Для подростков меньшую значимость играют такие ценности как: счастье других; свобода как независимость; возможность расширения своего образования, культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; приятное времяпрепровождение; красота природы и искусства.
Исходя из данных анкетирования, стало известно, что учащиеся школы отдают свое предпочтение: воспитанности, исполнительности, аккуратности, честности и ответственности.
По результатам проведенного исследования ценностных ориентаций можно проследить, как распределились голоса учащихся 10-11 классов:
Таким образом, мы провели анализ анкет учеников 6-11 классов в количестве 40 человек МБОУ СОШ № 25 и пришли к заключению о том, что среди современных подростков распределение ценностей можно охарактеризовать как неравномерное, неоднородное. Но, тем не менее, была прослежена некая склонность к доминированию ценностей личностного характера над социальными. Очевидно, что для современных школьников присущи и духовно-нравственные, и полностью прагматичные, материальные жизненные цели.
Заключение
На сегодняшний день, считается, что ценность не существует "сама по себе", она выражается в действиях как основа поведения личности и социальной группы. Ценности могут быть абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов или существовать в самом человеке, в его биологических потребностях.
Современные подростки, это особая социальная группа, которая представляет собой определенный указатель на изменения, которые наблюдаются в обществе. И конечно, от изученности мира ценностей подростков, их жизненных планов, установок зависит результативность работы, которая разрабатывается в области образования.
Мы считаем, что подросткам необходимо предоставить самостоятельность, так как без нее они не смогут развиваться как личности. От того, какие же, все-таки, ценности у современных подростков, зависит будущее общества, поэтому нужно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Тест М. Рокича для учащихся 6-7 классов
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
1)
__ здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ уважение окружающих, коллектива, товарищей;
__ возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других.
2)
__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__ воспитанность (хорошие манеры);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ честность (правдивость, искренность);
__ трудолюбие;
__ чуткость (заботливость).
Приложение 2
Тест М. Рокича для учащихся 10-11 классов
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
1)
__ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
__ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
__ здоровье (физическое и психическое);
__ интересная работа;
__ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__ любовь;
__ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__ наличие хороших и верных друзей;
__ общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
__ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
__ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
__ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
__ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__ счастливая семейная жизнь;
__ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
__ творчество (возможность творческой деятельности);
__ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
2)
__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__ воспитанность (хорошие манеры);
__ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
__ жизнерадостность (чувство юмора);
__ исполнительность (дисциплинированность);
__ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
__ непримиримость к недостаткам в себе и других;
__ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__ ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
__ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
__ смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
__ честность (правдивость, искренность);
__ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
__ чуткость (заботливость)
3. Какие ценностные суждения являются для вас более значимыми:
___ "человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем"
___ "мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня"
___ "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы"
___ "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо"
___ "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел"
___ "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали"
___ "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены"
___ "главное в жизни — материальное благополучие"
Слайд 1
Ценностные ориентации современных подростков Автор работы: Чибиров СергейСлайд 2
Цель работы: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков МБОУ СОШ № 25им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. Объект исследования: ценности и ценностные ориентации современных подростков . Гипотеза: если мы проведем анкетирование учащихся школы № 25, то сможем прийти к выводу, какие ценности и ценностные ориентации играют главную роль в жизни современных подростков.
Слайд 3
Задачи: 1 . Определить значение понятий «ценности и ценностные ориентации». 2. Рассмотреть классификацию ценностей. 3. Определить основные ценности современных подростков МБОУ СОШ № 25.
Слайд 4
Методы исследования : 1 . Анкетирование учащихся 7-8 и 10-11 классов; 2. Метод рейтинга; 3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.
Слайд 5
Ш кала ценностей М. Рокича на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (55 %); на 2-м - счастливая семейная жизнь (52 %); на 3-м - наличие хороших и верных друзей (49%); на 4-м - любовь (41%); на 5-м - уважение окружающих, коллектива , товарищей (44%).
Слайд 6
Шкала ценностей М. Рокича Так же, значимыми являются: материально обеспеченная жизнь (40%); интересная работа (32%); красота природы и искусства (28%); приятное времяпрепровождение (26%);
Слайд 7
Менее значимыми для учащихся оказались следующие ценности: -свобода , в поступках и действиях (10%); -возможность расширения своего образования, культуры, интеллектуальное развитие (8%); -счастье других (4%).
Слайд 8
Что касается, инструментальных учениками были выбраны: на 1-м месте - исполнительность (32 %); на 2-м - чуткость (31%); на 3-м - твердая воля (27%); на 4-м - смелость в отстаивании своих взглядов (27%); на 5-м - терпимость (28%).
Слайд 9
честность, искренность (22%); ответственность, способность сдерживать обещания (20%); аккуратность (17%); воспитанность (17%); выступают как наименее актуальные для учеников в возрасте 12-14 лет.
Слайд 10
Учащиеся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет в количестве 20 человек определили наиболее значимые ценности: на 1-м месте - здоровье (78%); на 2-м - счастливая семейная жизнь (54%); на 3-м - активная деятельная жизнь (51%); на 4-м - любовь (38 %); на 5-м - уверенность в себе (35%).
Слайд 11
хорошие и верные друзья (32%); свобода, которая проявляется в поступках и действиях (29%); жизненная мудрость (28%); познание, расширение кругозора (25%); материальное обеспечение (20%);
Слайд 12
Наименее важными являются такие ценности как: творчество (12%); счастье других (9%); приятное время препровождение (7%); красота природы и искусства (6%);
Слайд 13
Инструментальные ценности выбранные учениками : на 1-м месте - воспитанность (62 %); на 2-м - образованность (59%); на 3-м - аккуратность (52%); на 4-м – ответственность, способность сдерживать обещания (39%); на 5-м - честность и чуткость (41%). Так же значимыми являются: исполнительность (32%); терпимость; рационализм (31%); смелость в отстаивании своих собственных взглядов (25%);
Слайд 14
непримиримость к недостаткам в себе и других (17%); высокие запросы (14%); твердая воля (9%); независимость (8%); у данной группы подростков выступают менее значимыми
Слайд 15
В результате, из терминальных ценностей: сохранение и укрепление здоровья (55% для учащихся 6-7 классов и 78% для учащихся 10-11 классов), счастливая семейная жизнь (52% и для учащихся 10-11 классов 54 %), любовь (41% и для учащихся 10-11 классов 38 %) были определенны как главные составляющие системы ценностей подростков школы.
Слайд 16
По результатам проведенного исследования ценностных ориентаций можно проследить, как распределились голоса учащихся 10-11 классов: «мое материальное состояние в будущем зависит, от меня» (12 чел.); «человек должен иметь доходы, которые зарабатывает честным путем» (7 чел.); «материальных успехов люди должны добиваться самостоятельно, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (4 чел.); «в современном мире все жестоко, для того чтобы выживать, нужно бороться за свое место и даже перешагнуть через некоторые моральные нормы» (2 чел.); «нужно быть гуманным, преуспевающим людям необходимо заботиться о тех, кто не преуспел» (1 чел.); «главное в жизни – материальное благополучие» (1 чел.).
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Зимовье зверей
Рисуем домики зимой
Снег своими руками
Два Мороза
Композитор Алексей Рыбников