• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа "Правильный ранец - здоровый ученик"

Опубликовано Карташова Нина Фёдоровна вкл 12.02.2015 - 10:42
Карташова Нина Фёдоровна
Автор: 
Юдина Алёна

Исследовательская работа ученицы 3 класса "Правильный ранец - здоровый  ученик"

В данном исследовании  рассматриваются такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа "Правильный ранец - здоровый ученик"35.09 КБ

Предварительный просмотр:

XV ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция: Здоровьсбережение

Тема: "Правильный ранец - здоровый  ученик"

Выполнила:

                                                                                      Юдина Алёна

                                                                                     Ученица  4 класса «Б»                                                                  

                                                                                      МБОУ СОШ № 170                                                        

                                                                                      Руководитель  

                                                                                      Карташова Н.Ф.                          

                                                                                      учитель начальных классов                                          

2013 г.

                                     Оглавление:

Введение……………………………………………………….……2

Объект исследования...……………..……………………………....2

Предмет исследования …………………………………………….2

Участникиисследования..…………………………………………2

Гипотеза исследования….…………………………………………2

Методы исследования.....……………………………………….….2

Результаты исследования………………………………………….2

Выбираем ранец…………………………………………………....3

На все есть свои нормы…………………………………………....3

Угроза за спиной…………………………………………………...3

Эксперимент……………………………………………………….4

План эксперимента………………………………………………4-5

Рекомендации ученикам…………………………………………..6

Рекомендации родителям…………………………………………6

Рекомендации работникам школ…………………………………6

Результаты  исследования.………………………………………..7

Список использованной литературы…….…………………….....8        

1

Актуальность

Меня волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы “ Человек ”, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи

1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

4. Предложить свои способы решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 4 «б» класса МБОУ СОШ № 170

Гипотеза исследования.

Я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Методы исследования.

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

Результаты исследования.

“А что у вас, ребята, в рюкзаках?” Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период– с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели.

Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

На все есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные  в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – “Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования”, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы.

Угроза за спиной

Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на

левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.  Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Эксперимент

Изучив различную литературу по теме, ярешила провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 17 человек.

Всего было исследовано 17 ранцев и их содержание.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника ФАПа  информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных  классов.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников начальных классов.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

– самый правильный ранец;

– самый легкий ранец;

– самый тяжелый ранец;

– самый тяжелый ранец с принадлежностями;

– самый легкий ранец с принадлежностями;

– самый тяжелый учебник;

– самый “тяжелый” учебный день

– самый “ легкий” учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле:вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.

Проанализировав все данные исследования, я выяснили, что у:8-ми учеников вес ранца соответствует их данным, а у 9-тиучащихся – превышает норму, что вызывает риск заболевания опорно-двигательной системы, в частности осанки.

Я увидела, что вес правильного ранца далеко не всегда соответствует его реальному весу.

Я решила выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесила все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице.

Вес ранца без учебных принадлежностей:

На диаграмме можно увидеть следующее:

-у 5 человек вес ранца в норме

-у 11человек вес ранца тяжелый

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого, я записала все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. В моем классе все книги соответствуют норме кроме учебника по информатики (400гр).

Вес ранца зависит не только от размеров, но и в большей степени от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник и среду.Самыми “легкими” учебными днямиоказались понедельник и четверг.Причем в расчетах не учитывался вес папок по ИЗО.

Рекомендации ученикам:

– Не носите лишнего в ранцах.

– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям:

- Прошу  вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.

– У ваших детей от  тяжелых нагрузок портится осанка.

– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.

– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации работникам школ:

 Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе один – дома);

– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Я обозначила лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.

Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым!

Приложения

Результаты исследования

Ф.И. ученика

Пуст.

вес ранца

Реальный вес ранца

понед

втор

среда

четв

пятн

Балакина К.

1кг 190гр

5кг

5кг 200гр

5кг 500гр

4кг 750гр

4кг 780гр

Бузыцкова О.

1кг 085гр

4кг 300гр

4кг 500гр

4кг 800гр

3кг 720гр

3кг 800гр

Варламичев Д.

500гр

3кг 800гр

4кг

4кг 300гр

3кг 370гр

3кг 400гр

Дмитриева Д.

1кг  270гр

3кг 800гр

4кг

4кг 300гр

3кг 860гр

4кг 090гр

Жариков И.

310гр

3кг

3кг 200гр

3кг 500гр

3кг 460гр

5кг 050гр

Каляев А.

450гр

3кг 500гр

3кг 700гр

4кг 050гр

2кг 900гр

3кг 600гр

Капустина У.

1кг 260гр

4кг

4кг 200гр

4кг 500гр

2кг 990гр

3кг 500гр

Лахин И.

1кг 090гр

5кг 100гр

5кг 300гр

5кг 600гр

4кг 620гр

5кг 060гр

Меркулова Д.

720гр

4кг 200гр

4кг 400гр

4кг 700гр

3кг 700гр

4кг 200гр

Овсепян Ф.

760гр

4кг

4кг 200гр

4кг 500гр

3кг 540гр

3кг 800гр

Петрова К.

260гр

4кг

4кг 200гр

4кг 500гр

3кг 540гр

3кг 190гр

Саяпина П.

700гр

2кг 800гр

3кг

3кг 300гр

2кг 790гр

3кг 050гр

Тяжкун Ю.

890гр

4кг 200гр

4кг 400гр

4кг 700гр

5кг 680гр

5кг 750гр

Чиркин Е.

700гр

3кг

3кг 200гр

3кг 500гр

3кг 200гр

3кг 600гр

Шашкова К.

795гр

4 кг

4кг 200гр

4кг 500гр

3кг 050гр

3кг 500гр

Шерстнёв А.

440гр

4 кг

4кг 200гр

4кг 500гр

4кг 450гр

4кг 480гр

Юдина А.

1кг 170гр

4 кг

4кг 200гр

4кг 500гр

3кг  500гр

4кг 060гр

Список использованной литературы.

 1.О.В.Нестерова. Материалы санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.4.1178-02), которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.

 2.Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год

 3. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год:

 4.А.И.Савенков. Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа, 2000, № 12

 5.О.В.Нестерова «Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений.» Волгоград:Учитель,2006г.

 6. В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л. П. Кондратова - Варламова. «Гигиена детей и подростков» - М.: Медицина, 1989 г. - 512 с.

 7.М.В. Андропова. «Школьная гигиена». - М.: Медицина, 1970 г. - 284 с.

 8.С.И. Розонов, Р.Ю. Лосуков. «Основы системной экологии в помощь учителю». Пособие для учителей и практические занятия для учащихся 8-11-х классов.

 9. Научно-методический журнал «Биология в школе» (июнь - август 1998 г.) Издательство «Школа-Пресс».


Поделиться:

Самодельный телефон

Денис-изобретатель (отрывок)

Сказки пластилинового ослика

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Ласточка