• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Влияние социальных сетей Интернет на подростков"

Опубликовано Аширова Лилия Хамитовна вкл 14.02.2015 - 19:39
Аширова Лилия Хамитовна
Автор: 
Хазикиева Зенфира

Исследовательская работа "Влияние социальных сетей Интернет на подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khazikieva_sots_seti.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

XXI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.

     Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто проводят в них время.

     Социальные сети с каждым днем набирают популярность во всем мире. Они возникли около 10 лет назад, но уже сегодня трудно найти человека, который бы пользуясь интернетом, не пользовался бы социальными сетями.

    Многие родители подростков опасаются, что электронное общение может негативно сказаться на их социальном развитии, заменить общение лицом к лицу, отрицательно повлиять на их социальные навыки, привести к небезопасной связи с незнакомцами, и заменить более ценную деятельность. Есть мнения, что выявленных негативных последствий использования Интернета очень мало. Тем не менее, Интернет может иметь негативное влияние на физическое здоровье подростков, а время, проведенное в интернете, заменяет время выполнения физических нагрузок. Например, типичный 15-летний подросток тратит около 4 часов в день, сидя перед экранами, но менее одного часа в день получает физическую нагрузку.

    Следует заметить, что социальные сети заняли большую часть свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения, они заменили подростку хобби, реальное общение. Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость школьников в большинстве случаев становится пагубным. Ученик не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в связи с высокими темпами компьютеризации, постоянной связанностью с компьютером у подростков может возникнуть компьютерная зависимость, что влияет на его психическое и физическое здоровье.

Объект исследования –  школьники в возрасте от 11 до 15 лет.

Предмет исследования -  зависимость подростка от компьютера.

Цель исследования: изучение влияния социальных сетей на подростков.

Задачи исследования:

1. Выявить какие именно проблемы связаны с использованием Интернета

2. Выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей.

Методы исследования - анализ литературы, анкетирование, математический подсчет.

Глава I. Влияние социальных сетей Интернет на подростков

1.1.Понятие о социальных сетях

Применительно к Интернету социальная сеть - это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система друзей и групп.

         Наиболее важная составляющая развития телекоммуникационных сетей — это возможность непосредственного общения людей.

К исходным способам массового общения относятся:

  1. Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность общения посредством вычислительных сетей.
  2. Телеконференции или группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы группировки сообщений.
  3. Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течении незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC).

Изначально свободное общение пользователей, как таковое, во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это, с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования, общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен информацией был гораздо более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

Такие сообщества имели  особенности, обусловленные их техническим характером:

  1. как правило, пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка). Один реальный пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько виртуальных персонажей;
  2. основным способом коммуникации является обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, — смайлы (от англ. smile — улыбка);
  3. характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся социальной истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания «свой — чужой». В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений;
  4. стиль общения в таких средах, не в последнюю очередь из-за того, что общение ведется чаще всего от имени виртуального персонажа, который не имеет явно выраженного пола, возраста и социального статуса, более свободный, чем в обычной жизни.

 К современным средствам общения можно отнести:

  1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
  2. Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные.
  3. Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи.

С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети — т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой. В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

  1. в подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей — т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника;
  2. работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но тем не менее идентификация пользователя происходит постоянно;
  3. помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы;
  4. социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность).

Рассмотрим основные российские социальные сети:

  1. ВКонтакте  — современная молодежная социальная сеть для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Петербуржцем Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурсников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен.
  2. Одноклассники — остается известным сайтом, созданный на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой несмотря на разные города и страны проживания.
  3. Мой мир@Mail.ru — одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта — возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки.
  4. Мой круг — социальная сеть для профессионалов (поиска работы, трудовых кадров). Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы. Первоначально ресурс был задуман как сайт для поиска одноклассников, однокурсников, позже был перепрофилирован. 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex.
  5. Мир тесен — социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.
  6. Привет.ру — сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео.
  7. RuSpace — российская социальная сеть, аналог всемирно популярной американской социальной сети MySpace.

Среди наиболее популярных зарубежных социальных сетей можно отметить

  1. Facebook — год основания — 2004. По состоянию на начало  2014 года в Facebook было зарегистрировано более 1 млрд 400 млн учётных записей. Самая популярная социальная сеть в мире.
  2. Classmates — год основания — 1995. Количество участников — около 50 млн. Oдна из крупнейших социальных сетей в мире, объединяющая людей, желающих найти и поддерживать связь с теми, с кем учился, работал или служил в армии. К услугам его членов возможность выкладывать фотографии, биографии, участвовать в обсуждениях новостей в лентах своего сообщества. Classmates.com считается первой социальной сетью Интернета.
  3. MySpace — год основания — 2003. «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» — так определяют назначение этой социальной сети разработчики. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы.
  4. LinkedIn — год основания — 2003. Растущая сеть объединяет св. 100 млн. профессионалов из 150 отраслей производства. Пользователи располагают инструментами для создания собственного профессионального портфолио, поиска партнеров и клиентов, расширения круга профессионального общения.
  5. Friendster — год основания — 2002. Одна из старейших онлайновых социальных сетей, обеспечивающих поиск тех, «кто вам интересен» и построение социальной сети. В последние годы теряет популярность. Число пользователей — 8,2 млн. (июнь 2010 года) из разных стран мира.

  1. Формирование зависимости у подростков

от  социальных сетей Интернет

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, проводящих длительное время в социальных сетях становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети.

Появляющуюся и крепнущую зависимость ребенок, зачастую не желает признавать. Посещение личной странички превращается в ежедневный обряд – неоднократно в течение дня подросток заходит туда в надежде увидеть какие-то изменения. Другие стараются добавить на спор как можно больше «друзей». Это бессмысленное «убийство» времени поглощает всецело – подростки тратят часы и дни, совершая действия «на автопилоте», становятся раздражительными и злыми. Если компьютер под запретом, возникают конфликты с родителями, что отражается на психическом состоянии подростка.

Одной из причин формирования зависимости может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое давление со стороны одноклассников или сверстников.

Зависимых от Интернета людей называют сетеголиками. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они  могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

• предвкушение следующего сеанса он-лайн;

• увеличение времени, проводимого он-лайн;

• увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

В основном сетеголики - это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.

Глава II   Изучение влияния социальных сетей на учеников

МБОУ Кудашевской ООШ

2.1.  Социологический опрос по выявлению зависимости от социальных сетей у подростков

Названные выше  проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Анкета состояла из 10 вопросов. Всего было опрошено 20 человек. Были выявлены следующие результаты:

На вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером?» большинство подростков  (8 человек) ответили 1-2 часа в день (40%), менее 1 часа –  6 человек (30%), от 2 до 4 часов – 4 человека (20%), более 4 часов – 2 человека (10%). В социальных сетях большинство подростков  нашей школы (9 человек) также проводят от 1 до 2 часов в день – 45%, менее 1 часа – 7 человек (35%), от 2 до 4 часов 2 человека (10%), более 2 часов день проводят в социальной сети 2 человека (10%), вообще не проводит времени в социальных сетях 1 человек (5%).

По результатам опроса выяснилось, что наиболее популярной среди подростков социальной сетью является Вконтакте, в ней зарегистрировано 18 человек (90%). В социальной сети Одноклассники проводят время 8 человек (40%). Менее популярными являются социальные сети Instagram -2  человека (10%), Mail.ru – 1 человек (5%), Ask.FM - 1 человек (5%), Twitter -1 человек (5%) , Facebook -1 человек (5%), Друг Вокруг - 1 человек (5%).

Анкетирование подростков показывает, что больше всего в социальных сетях их привлекает переписка с друзьями (17 человек, 85%), чуть менее популярны музыка (13 человек, 65%), фильмы и видео (9 человек – 45%). Менее половины опрошенных считают самым интересным в социальных сетях онлайн игры и приложения (7 человек, 35%). Знакомство с новыми людьми и общение в группах по интересам отметили 5 человек (25%), фотографии – 2 человека (10%).

Мы выяснили, что большинство подростков уверенны, что из-за проведенного в социальных сетях времени, их учеба не страдает. Лишь 17% подростков отметили, что иногда у них возникают трудности из-за слишком долгого времяпрепровождения в социальных сетях. 60% школьников ответили, что у них никогда не возникают проблемы с учебой из-за социальных сетей, 23% ответили, что возникают, но редко.

Для выявления первых признаков зависимости подростков от социальных сетей, мы задали вопрос раздражаются ли они если кто-то отвлекает их, когда они находятся в социальных сетях. Ответы разделились почти поровну: никогда 53%, часто – 5%, иногда 0 42%. Также мы выяснили, что большинство подростков 52% предпочитают проводить время с друзьями, а не находиться в социальных сетях (47%). На вопросы родителей о свем времяпровождении в социальных сетях большинство подростков (37%) реагируют спокойно, рассказывают с удовольствием, но были и те, кто ответили «рассказываю, нос неохотой (20%), «рассказываю, но не все» (26%), «стараюсь избегать вопросов» (26%), «они не спрашивают» (5%).

По итогам анкетирования видно, что в целом подростки осознают, что в современном мире существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей (80%), лишь 20% школьников оказались не согласными с этим утверждением.

В результате проведенных опросов и обработки информации, мы можем сделать вывод, что, в целом, у учеников нашей школы не наблюдается зависимость от социальных сетей. Возможно, это связано с возрастом опрошенных подростков. Но мы заметили, что у некоторых подростков все-таки имеются предпосылки к развитию зависимости от социальных сетей.

Для предотвращения развития зависимости наших учеников в будущем, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

1. ограничение времени пребывания в сети;

2.  поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);

3. оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);

4.  увеличение времени пребывания в компании друзей.

Практическим применением нашей работы стала памятка для подростков и их родителей, которая поможет своевременно определить зависимость от социальных сетей и попытаться избавиться от этой зависимости.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Зависимость от социальных сетей – явление, набирающее скорость развития в современном информационном и компьютеризованном мире, которое негативно влияет на формирование психики, социальных и физических качеств подростка.

2. Наиболее подверженная риску зависимости является категория детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет, так как в этот период идет первичная социализация подростка, формирование его психики, мировоззрения.

3. Чрезмерное пребывание в социальных сетях способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка, нарушению межличностных отношений.

Таким образом, проблема формирования зависимости подростков от социальных сетей является действующей, важной и социально значимой. Полученные в итоге исследования результаты нами были озвучены на школьном родительском собрании, проведена лекция для родителей по проблеме зависимости подростков от социальных сетей. Разработанные памятки «Безопасность в социальных сетях» были распространены среди учащихся нашей школы.

Литература

Книги:

  1. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.

Статьи периодических изданий:

  1. Платов А.И.  Дети, Сеть и родители. //Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
  2. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.

Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet):

  1. Безопасность в Интернете //Интернет и все его секреты – Режим доступа: http://softuhitel.com/bezopasnost-v-internete/ (дата обращения: 15.12.2014)
  2. Безопасность в Интернете //Безопасность в Интернете. Google. – Режим доступа: http://www.google.com/intl/_ru/goodtoknow/online-safety/ (дата обращения:14.12.2014)
  3. Влияние социальных сетей на подростков //Блог Шичкина Сергея – Режим доступа: http://ritmlife.ru/category-articles/39-media/310-vliyanie-socialnih-setey-na-podrostkov.html (дата обращения: 6.11.2014)
  4. Влияние социальных сетей на подростков //Портал о детях – Режим доступа: http://www.all4kid.net/detskaya-psixologiya/psixologiya-podrostka/vliyanie-socialnyx-setej-na-podrostkov.html (дата обращения: 15.11.2014)
  5. Лучшие социальные сети мира // Вероятно, лучшие рейтинги Интернета – Режим доступа: http://alb-c.ru/raiting-social-network (дата обращения:14.12.2014)
  6. Опасности социальных сетей, которые не очень хотелось бы признавать // О жизни – Режим доступа: http://memo.im/opasnosti-socialnyx-setej-kotorye-ne-ochen-xotelos-by-priznavat/ (дата обращения: 25.10.2014)
  7. Основные правила безопасности в Интернете //User-Life – Режим доступа: http://user-life.ru/internet/osnovnye-pravila-bezopasnosti-v-internete.html (дата обращения: 16.12.2014)
  8. Подростковые социальные сети и их влияние на детей //Веселый жираф – Режим доступа: http://www.happy-giraffe.ru/community/18/forum/post/19481/ (дата обращения: 24.11.2014)
  9. Понятие «социальная сеть» //Интересное обо всем -  Режим доступа URL: http://www.cpcastle.com/internet/1013-ponyatie-socialnaya-set.html (дата обращения: 10.10.2014)
  10. Популярные социальные сети //Мир социальных сетей – Режим доступа: http://my-sety.ru/ (дата обращения: 4.12.2014)
  11. Путеводитель по социальным сетям мира //Социальные сети от А до Я - Режим доступа URL: http://www.social-networking.ru/ (дата обращения: 11.10.2014)
  12. Социальные сети /Кривошеев И.// Режим доступа URL: http://www.neumeka.ru/socialnye_seti.html (дата обращения: 11.10.2014)
  13. Социальная сеть //Википедия  - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC (дата обращения: 9.10.2014)
  14. Социальные сети в России //SmoNews – Режим доступа: http://smonews.ru/russian-social-networks (дата обращения: 15.10.2014)
  15. Социальные сети //Basetop – Режим доступа: http://basetop.ru/reyting-sotsialnyih-setey-i-servisov/ (дата обращения: 15.12.2014)
  16. Список социальных сетей //Создай веб сайт – Режим доступа: http://www.ph4.ru/tsoc_index.ph4 (дата обращения: 15.10.2014)
  17. Что такое социальная сеть (в Интернете)? //Genon – Режим доступа: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7d3dad14-1d39-4f49-aca6-d6ec53c92c0f (дата обращения: 20.10.2014)
  18. Шесть советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете // Центр безопасности Microsoft – Режим доступа: http://www.microsoft.com/ru-ru/SECURITY/family-safety/online-safety-tips.aspx (дата обращения: 24.12.2014)


Поделиться:

Вода может клеить?

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Пустой колос голову кверху носит

А теперь — мультфильм

Фокус-покус! Раз, два,три!