• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Традиции Достоевского в рассказе Глеба Мехеда "Скрипач"

Опубликовано Тихонова-Абт Татьяна Николаевна вкл 15.02.2015 - 23:50
Автор: 
Кулагина Ариадна

Мини-исследование. Сравнительный анализ города Достоевского и города Мехеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_dostoevskogo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

                                                 

Мини-исследование.

                                                                                                                 

                                                                            Выполнила:

                                                             Кулагина Ариадна, 10 класс

                                                                            Руководитель:

                                                             Тихонова Т.Н., учитель

                                                             литературы 1 квалификационной

                                                             категории

                                           

Вступление:

Город – 1. Крупный населенный пункт, административный, промышленный и культурный         центр. 2. ….. 3. В старину на Руси: огражденное стеной, валом поселение, крепость. 4. Городская местность в отличие от сельской, деревенской… 5. …

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)

        Город – усадьба, ограда около жилья, населения.

(В.И.Даль «Большой толковый словарь русского языка»)

        Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

(Википедия)

        На сновании данных определений понятия «город» я делаю следующие выводы:

  1. Горожанин не связан непосредственно с земледельческим трудом, значит, для горожанина природа перестает быть матерью, и жизнь его протекает в искусственной среде, во взаимодействии с материалами, отнятыми у природы.
  2. «Огражденное стеной поселение». Огражденное от чего? Только ли от врагов? А, может быть, еще и от старых духовных ценностей?

Конечно, в каждую эпоху и в каждой культуре города имеют свою специфику, но видны и общие черты, позволяющие говорить о городе вообще. Поэтому не случайно тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Некрасова, С.А.Есенина, А.А.Блока, М.А.Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества Ф.М.Достоевского и Г.Н. Мехеда.

Цель моего исследования – проследить традиции Ф.М.Достоевского в рассказе Г.Н.Мехеда «Скрипач»

Актуальность исследования. Образ города в качестве предмета исследования выбран не случайно. Образ города – это образ создавшей его культуры. Естественно, что процессы, протекающие в городе, оказывают огромное воздействие на жизнь всего общества. Меняются ли люди с развитием цивилизации, меняется ли внутренне урбанистический пейзаж – эти вопросы, на мой взгляд, волнуют каждое поколение.

Город Достоевского.

Город у Достоевского – это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Достоевский глубже всех проник в непостижимую силу воздействия Города на психику и поведение его жителей. Вот что говорят о городе герои «Преступления и наказания»: «…в Петербурге много народу ходят. Говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Между тем, это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем» (Ч.6, гл.3,с.230). Еще вспомните, что говорит о Николке Порфирий Петрович: «…из раскольников, сектант… Рвение имел, по ночам богу молился, книги старые, «истинные» читал.» А затем приехал в столицу. «Петербург на него сильно подействовал, особенно женский пол, ну и вино». (Ч.6, гл.2, с.224). Глубоко верующий человек, приехав в столицу, настолько растлился, что готов на себя убийство взять, лишь бы очиститься от грехов.

Достоевский, продолжая традиции Некрасова и Гоголя, рисует «самый фантастический город с самой фантастической историей». Неслучайно его герои живут как бы в полусне и полуяви (Раскольников, Свидригайлов), в зыбких, с размытыми очертаниями комнатах («сарай» Сони). Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, убогие, темные комнаты, черные лестницы, облитые помоями – вот фон, на котором завязываются и разрешаются трагедии романа.

Многие события происходят на закате или рано на рассвете, в тумане. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи. Самое болезненное время суток.

Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома, кабаки нищего Петербурга. Истинную сущность города он видел не в его внешности, а в социальных контрастах. Поэтому Раскольникова так раздражают острова с их свежей зеленью, счастливыми женщинами и детьми, пышными колясками, наездниками и наездницами. Два мира, разделенные пропастью, неразрывно связаны друг с другом. Человек в таком городе одинок: «… И чего-чего в ефтом Питере нет. Окромя отца-матери, все есть» (Ч.2, гл.6). Неслучайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово «душно». В городе нет покоя душе человека, нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта.

Город Мехеда.

Дракон: …Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь…Я их кроил.

Ланцелот: И все-таки они люди.

Дракон: Если бы ты увидел их души – ох, задрожал бы… Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души… Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души.     (Е.Шварц «Дракон», Д.2, с.294).

Проблема преемственности поколений, их духовной неразрывности является одной из главных в современной литературе. Молодой, но очень талантливый писатель Глеб Николаевич Мехед в изображении города обращается к традициям русской литературы. Особенно заметно влияние Достоевского.

Если у классика город желтый, болезненный, чахлый, умирающий, то у Мехеда – серый, тусклый, безликий. Здесь трудно оставаться личностью. Об этом говорят «грязный асфальт», «серо-бурый людской поток», «грязные ботинки», «слякоть мостовой», «желтовато-болезненный цвет кожи» главного героя, «тяжелое пепельное небо», «бесцветные лица», «мышиного цвета пальтишко», «по черным веткам деревьев серыми комками раскиданный снег».

Атмосфера города холодна, безучастна, равнодушна к человеку: «Игнатий Семенович сел на заплеванную и мокрую лавочку», «Падали бездушно-холодные снежинки», «одна из машин взорвала ровный городской шум грубым и резким гудком», «недовольно фыркнул автобус», «скользкие и сырые» стены «темного» перехода воняют «мочой и дешевым пивом». И люди в такой обстановке становятся хмурыми, угрюмыми, черствыми, бездушными. Парень в кожанке сбивает с ног Музова и крадет у него последние деньги; торговцы торгуют «копеечным» товаром; «потная баба», споткнувшись об умирающего Игнатия Семеновича, ворчит сердито: «…Ишь пьяный! Что за страна такая! Нажрутся и сидять на лестнице, человекам мешають». Ей даже в голову не приходит спросить интеллигентно одетого человека, не случилось ли чего, не нужна ли ему помощь. Сразу вспоминается возница, хлестнувший кнутом Раскольникова и рассмешивший тем самым прохожих зевак. Сразу вспоминается сцена гибели Мармеладова: равнодушие полиции. Ее волновало только одно: побыстрее избавиться от Мармеладова и замять этот случай, так как экипаж принадлежал богатому человеку.

Что так опустошает души людей, почему слово «дамы» Мехедом взято в кавычки? Почему эти «дамы», «обутые в грязные ботинки», «равнодушно втирали… в слякоть мостовой» розоватые гвоздички? Может быть, ответ кроется в самом начале рассказа?

«В местном Доме культуры, построенном еще в сороковые годы прошлого века, - некогда довольно красивом, а ныне обветшавшем здании с псевдокоринфскими колоннами, - только окончился концерт, посвященный Международному женскому дню.» Я заинтересовалась особенностями архитектуры 40-х – 50-х годов и выяснила, что ее называют «сталинским ампиром». Пышные фасады, украшенные колоннами, богатой лепниной, статуями, сочетаются с теснотой квартир, а иногда с отсутствием элементарных удобств. Сразу на ум пришла цитата из Достоевского: «…низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят» (Ч. 5, гл. 4, с. 206). Квартиру Музова Мехед тоже называет «пустой и душной».

Главный герой рассказа – Музов Игнатий Семенович – по профессии скрипач. Он существует в реальном и выдуманном мирах. Это помогало ему выживать, сохранять индивидуальность, но двоемирие разъединяло скрипача с людьми, делало одиноким и несчастным, потому что его Музыка никому не была нужна. Музыка – это красота. И опять слышна перекличка с Достоевским: «Красота спасет мир». Именно Музыка спасает душу героя: «И когда ему приходилось особенно тяжко, он доставал из футляра свою скрипку и переносился в далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир музыки, где обитали чудесные и светлые образы. В этом мире отдыхал от трудов Бог». Но несмотря на это «Странное чувство невыполненного предназначения все больше тревожило его именно потому, что казалось выше и важнее всего остального». Что это за предназначение? Глеб Мехед дальнейшим повествованием дает нам ответ: хотя бы на мгновение согреть холодные души и размягчить окаменевшие сердца. Музов спускается в поземный переход, достает скрипку и играет. В этом эпизоде ярко прослеживается влияние древнегреческого мифа об Орфее. Музыка Орфея на мгновение примирила всех лесных зверей, а музыка скрипача воскресила в душах людей надежду: «Дряхлая старушка тихо плакала в сторонке, чему-то улыбаясь беззубым ртом;.. пьяный уборщик стоял, опершись на метлу, с блаженством прикрыв отекшие веки… люди стояли не шелохнувшись, ожидая возвращения улетевшей мечты».

Но главное предназначение музыканта – найти чистую юную душу, так же любящую красоту, найти себе преемника. И Бог услышал Игнатия Семеновича: он увидел худенького мальчика с флейтой в руках.

- Не бросишь? Не предашь?

- Не брошу, - тихо сказал мальчик и посмотрел на флейту.

Как и у Достоевского, у Мехеда очень значимо имя главного героя: Игнатий – «огненный», Семен – «услышанный», Музов – от слова «музыка». Униженный и оскорбленный Семен Захарович Мармеладов передает эстафету Игнатию Семеновичу. Бог услышал Музова и даровал ему возможность выполнить свое предназначение. Горящая любовью к музыке душа находит успокоение.

Достоевский свято верит в то, что духовная красота и вера в Бога спасут Человека. Мехед верит в спасительную силу искусства, Музыки.

Заключение.

Глеб Мехед написал грустную и одновременно светлую историю о серых буднях нашей современной действительности, о музыке. О старости, о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает. О добре и зле, об одиночестве, о сером, мрачном, равнодушном городе, в котором все-таки возможно счастье.

Следуя традициям русской литературы, молодой писатель изображает город как одного из героев произведения. Тема города, получившая столь яркое отражение в произведениях русских писателей, нашла свое новое звучание на страницах мехедовского рассказа «Скрипач».

Использованная литература:

  1. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» – М., «Художественная литература», 1983г.
  2. «Литература в школе», №8, 2009г.
  3. Шварц Е.Л. «Обыкновенное чудо» - Кишинев, «Литература артистикэ», 1988г.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ» Ltd, 1992г.
  5. Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» - М., «АСТ», « Астрель», « Хранитель».
  6. Сайты Интернета.                                       


Поделиться:

Кто должен измениться?

За еду птицы готовы собирать мусор

Что такое музыка?

Огонь фламенко

Невидимое письмо