• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

сценарий экскурсии по теме "Представители животных отьряда Грызуны школьного живого уголка, которые могут содержаться в неволе"

Опубликовано Кравченко Валентина Петровна вкл 16.02.2015 - 15:38
Кравченко Валентина Петровна
Автор: 
Малышева Татьяна, Мельникова Анжела

практико-ориентированный проект, цель которого-это развитие самостоятельности и инициативности обучающихся, развитие презентационных и коммуникативных умений, формирование экологического мышления, воспитание любви к живому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstaviteli_zhivotnykh_otryada_gryzuny.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских, творческих и проектных работ учащихся «Проектная декада»

Название работы: сценарий экскурсии по теме «Представители животных отряда Грызуны школьного живого уголка, которые могут содержаться в неволе»

Направление:  практико-ориентированный проект

Авторы:        Малышева Татьяна Александровна, 8 класс МОУ СОш

п.Малиновский

Мельникова Анжела Владимировна, 7 класс МОУ СОш Малиновский

Руководитель:        Кравченко Валентина Петровна,

руководитель кружка «Человек находит друга» МОУ СОШ п.Малиновский

2009г

п.Малиновский

Паспорт учебного проекта

Название (тема) проекта:экскурсия по теме « Представители животных отряда Грызуны школьного живого уголка,которые могут содержаться в неволе»

Руководитель проекта: руководитель кружка, педагог дополнительного образования Кравченко В.П.

Консультант проекта: методист РСЮН г. Советский

Учебные дисциплины , близкие к теме проекта :биология, экология, литература.

Возраст (классы) учащихся, на который рассчитан проект:        3-7 классы

Состав проектной группы:        Мельникова Анжела, 7 класс

Малышева Таня, 8 класс Тип проекта: практико - ориентированный

Цели проекта:

Педагогическая: развитие самостоятельности и инициативности учащихся.

Практическая: удовлетворение потребностей учителя биологии, классных руководителей.

ч

Задачи:

Развивающие: развитие речи учащихся, презентационных и коммуникативных умений

Обучающие: формирование предметных компетенций и поисковых умений.

Воспитательные:формирование экологического мышления, воспитание любви к живому.

Практические: при разработке сценария экскурсии формировать умение систематизировать материал и презентовать его.

Вопросы проекта: расширение кругозора учащихся о животных отряда Грызуны.

систематизация и сбор материала о животных отряда Грызуны.

Необходимое оборудование: телевизор, видеокассета, натуральные объекты.

Проектируемые выходы, включая форму презентации:

разработка сценария экскурсии, проведение экскурсии для учащихся.


Введение

В воспитании детей огромная роль принадлежит школе. Экскурсии обогащают духовную жизнь учащихся, стимулируют желание больше увидеть, больше знать ,больше делать. Непосредственные наблюдения за животными способствуют формированию у учащихся экологического мышления.

Главная цель всякой экскурсии заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить их описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного, а в том , чтобы показать и научить их видеть жизнь природы , показать гармонию между природными объектами и человеком.

Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств.

Экскурсия дает возможность углубить и систематизировать биологический материал, формировать у учащихся навыки исследовательской работы на природных объектах.

Цель проекта: разработать сценарий экскурсии на базе школьного живого уголка.

Задачи:

  1. Изучение исторических справок о животных , которые будут представлены на экскурсии.
  2. Изучение физиологических и биологических особенностей декоративных животных отряда Грызунов и условий их содержания .
  3. Систематизация и отбор материала для экскурсии
  4. Составление рекомендаций при приобретении декоративных животных отряда Грызуны.

На информационном стенде школы висит объявление:


Тема экскурсии «Представители животных отряда Грызуны школьного живого уголка, которые могут содержаться в домашних условиях»

Цели экскурсии:

1) расширение кругозора учащихся о животных отряда Грызуны.

  1. расширение биологических знаний учащихся о животных отряда Грызуны, которые могут содержаться в домашних условиях.
  2. формирование эколого-нравственных позиций к животному миру.

Оборудование экскурсии: кинофрагмент «Животные . Класс Млекопитающие», живые объекты школьного уголка.

План экскурсии

  1. Вступление

Грызуны- одни из первых спутников человека, они начали досаждать нашим предкам своим присутствием 12 тыс лет назад. Слово «муш» означающее на древнем языке индейцев-«воровать». Крыс в Европе считали причастными к нечистой силе. Не последнюю роль сыграл в этом и блик этих животных, нам почему-то особенно не нравится голый ,покрытый чешуйками и редкими жесткими волосками, хвост и заостренная морда с маленькими глазками.

Предлагаем посмотреть кинофрагмент об отряде Грызуны с целью общего знакомства с животными этого отряда.

  1. Основная часть

Первая остановка: хомячок-пуховичок.

Паспорт объекта

Характеристика объекта.

Впервые это животное было обнаружено в 1839 оду в Аравийской пустыне. Потом на протяжении почти столетия его не удавалось увидеть в природе и его посчитали вымершим. Но в 1930 году во время экспедиции по Сирии профессору Ахарони удалось отловить хомячку с выводком и доставить в Англию. От них и пошло начало нового вида.

Нашего хомяка зовут Хома. Он очень интересный и забавный. Длина тела 15 см. Коренаст, с очень маленьким хвостом. Мех на спине рыжевато-коричневый, брюшко светлое. Шерсть густая, мягкая и бархатистая. На лапках у Хомы 5 пальцев. Передними лапами во время еды он действует как руками, набивая защечные мешки кормом до предела. Корм для хомяка мы используем разнообразный и полноценный: крупы. Хле, нежареные семечки дыни , тыквы, овощи , фрукты. Даем сваренные макароны, яйца, творог, сыр , ягоды и сухой корм для хомяков ,который есть в продаже магазинов.


Вообще хомячки всеядны, однако есть и запретные продукты- это жирные, сладкие, копченые и жареные.

Мы поставили себе вопрос: сколько корма в день может съесть наш Хома?

Для этого мы взвесили количество корма перед тем ,как дать его хомячку. В результате наблюдений мы выявили, что хомячок в день потребляет 27г сухих кормов и 20г влажных, особенно моркови!

В условиях неволи в запасах нет необходимости, но природа берет верх. Получая пищу ежедневно, хомячок часть ее прячет в домик свой. А воды хомячок пьет совсем мало, обычно ему бывает достаточно влаги, содержащейся в зеленых кормах.

Живет наш Хома в специальной решетчатой металлической клетке, есть в ней спальный домик, т. к. Хома очень любит поспать, лестница для лазания, колесо, в котором Хома с наслаждением крутится для поддержания своей формы тела. Хома- живое и проворное существо, очень любопытный. Он очень смелый : забирается на самый верх клетки и прыгает оттуда! Бывает и злой , но очень редко.

Золотистый сирийский хомяк- любимое животное ребят-кружковцев. Этому зверьку даже посвятили стихотворение:

В нашей школе на полу Клетка белая в углу.

В ней живет ручной зверек.

Рыжий-рыжий хомячок.

Морковка велика,

Чуть больше хомяка.

Он не ест ее сейчас,

Просто держит прозапас.

Он кладет морковочку Да в свою кладовочку А кладовка за щекой.

Вот он хитренький какой!

Какой же он наш Хома? И злой и кроткий, победитель и побежденный, скопидон и растяпа. Иначе говоря такой, какой есть, живущий по своим законам природы!

Вторая остановка: декоративная крыса

Паспорт объекта

Характеристика объекта

Первое упоминание об использовании крыс в научных опытах относится к 1856г. В последующие годы на них экспериментировали редко. Переломный момент наступил в 1907 г., когда в Вистаровском институте (США) была впервые создана генетически однородная линия белых крыс. Сейчас существует множество линий лабораторных крыс,


в последнее время у любителей домашних грызунов особой популярностью пользуются крысы голубоватой окраски, т.к. их запах в несколько раз слабее.

Наш Джерри имеет бело-черный окрас, вытянутую мордочку и длинный (больше туловища) хвост. Поселили мы Джерри в металлическую клетку размером 40*30* 30 см, что достаточно просторно, т.к. Джерри весьма подвижный зверек и любит лазать. Размер ячейки сетки составляет 15*15 мм, потому что при больших размерах ячейки Джерри может удрать. Жилище Джерри оборудовано домиком, полочкой и лестницей для лазания. Жилплощадь нашего подопечного выстлана опилками, которые мы меняем раз в 2-3 дня. Поддерживаем оптимальную температуру в помещении для Джерри 20-22 градуса, т.к. крысы не любят чрезмерно высокую температуру.

Кормить крысу несложно: они весьма неприхотливы в еде- кормим Джерри хлебом , сыром , овощами, фруктами, творогом. С удовольствием Джерри поедает сырое мясо, вареные яйца, колбасу- ведь Джерри - хищник и нуждается в богатой белками пище . Противопоказано сладкое, жареное, сильно соленое и острое. А вот сухие твердые корма (в отличие от хомяка) Джерри не очень охотно поедает . У Джерри в клетке всегда стоит мисочка с водой, потому что он много пьет и любит водой умываться.

Наш Джерри очень подвижный зверек: может в мгновение ока оказаться наверху клетки , потом внизу, может ухватиться передними лапками за решетку и долго висеть покачиваясь. За такие головокружительные трюки ребята прозвали Джерри «скалолазом».

Джерри постоянно ищет тесного общения с ребятами , обнюхивая их при этом. Он очень любознательный и обожает обследовать новые предметы: если положить в клетку незнакомую вещь, Джерри примется ее обнюхивать ,пробовать на зуб, таскать туда-сюда.

На мордочке у Джерри есть важнейший орган ближней ориентиции-вибриссы— длинные жесткие осязательные волоски. Вибриссы компенсируют так называемую мертвую зону- пространство между мордой и под ней, не охваченное зрением. Ведь глаза, расположенные по бокам вытянутой головы, не позволяют грызуну видеть то , что находится у него под самым носом.

Джерри очаровательное животное! Ребята без боязни берут его в руки , что Джерри нравиться.

Третья остановка : морские свинки-родственники Хрюши?

Паспорт объекта

Семейство насчитывает примерно два десятка видов, и все- обитатели Южной Америки. Впервые они были одомашнены индейцами, и не только ради забавы... Свинок использовали для жертвоприношений. Индейцы верили ,что эти зверьки перетягивают на себя болезнь. Употребляли их и в пищу. По сей день крупных морских свинок (весом до 2,5 кг) разводят как мясных животных в Перу, Боливии, Колумбии и Эквадоре.

Часто задают вопрос: почему морская свинка так называется, не имея никакого отношения ни к морю, ни к свиньям? Свинкой ее окрестили первые испанцы, попавшие в Перу. Там они увидели выставленных на продажу симпатичных зверьков, похожих на молочных поросят. Звук, издаваемый этим грызуном, очень похож на хрюканье свиней.


Вместо когтей-неболыние копытца, что также объясняет название зверька.

Эпитет «морская» видимо, указывает на то, что животных привозили из-за моря, т. е. изначально свинки были « заморскими».

Кузя- очаровательное создание! Обожает ,когда его гладят и чешут за ухом. Первый ,из живущих в зооуголке, приветствует вошедших ребят своим «хрюканьем». Общение с ним доставляет большое удовольствие.

Жилищем для Кузи послужил старый аквариум, довольно просторный для нашего питомца. Кузя наш не умеет прыгать , поэтому аквариум мы не закрываем решеткой. Дно засыпаем опилом, который убираем через 1-2 дня во избежание неприятного запаха. В обитель Кузи мы поставили кормушку и поилку, которую он постоянно переворачивает, в этом проблема содержания животного в стеклянных или пластмассовых жилищах, т.к.невозможно применить подвесную поилку. Пытались мы несколько раз поставить Кузе домик из картона для отдыха ,но наш Кузя очень подвижный и любознательный, домик ему не понадобился.

Кузя- убежденный вегетарианец. С удовольствием употребляет свежую морковь, листья салата, капусты, хлеб, яблоки, банановую кожуру. Кузя ест не только сочную пищу, но и твердую: зерна овса,пшеницы, ржи, которые мы приобретаем в аптеке, и специальный комбикорм для свинок. Свинка с удовольствием поедает белый хлеб. Кормление мы проводим 1-2 раза в сутки: когда один раз , тогда оставляем Кузе пищи вдоволь, а когда два раза, тогда стараемся не перекармливать .

У Кузи чуткий слух, он слышит шаги ребят еще в коридоре школы и издает громкий пронзительный свист и прекрасное чутье.

Содержать морских свинок совсем не сложно, они занимают в доме немного места.

  1. Заключение

Если вы решили приобрести зверька (хомяка, крысу, морскую свинку и других из семейства грызунов) , то необходимо ответить себе на следующие вопросы:

  • хомяки-сумеречные животные, Готовы ли вы смириться с этим?
  • звери в спальне , несомненно, станут мешать вашему сну, постоянно проветриваемая кухня плохо отразится на здоровье питомцев. Есть ли у вас место для клетки?
  • учитываете ли вы тот факт, что звери - живые существа, от которых появляется грязь и которые могут что-то изгрызть?
  • все ли члены семьи согласны на приобретение животного?
  • нет ли у вас и ваших домашних аллергии на шерсть и пыль?

Итак, ответив на вопросы, и вы решили приобрести зверька, тогда:

выбирайте активных, молодых особей и ,конечно ,здоровых- у таких животных туловище гладкое, не костлявое, шерсть опрятная, не взъерошенная и без плешин, уши без корочек и болячек, глаза ясные , чистые и не слезящиеся, шерсть под хвостом не грязная , то есть таких ,какие наши Хома, Джерри и Кузя!

Список литературы

  1. Хомяки. Содержание и уход. М. Аквариум 2007
  2. Журнал о природе для детей и взрослых «В мире животных» № 7, 9 2006г., № 3 2007г.
  3. Азбука быта «Домашний зооуголок» Русич ,Смоленск 1997г
  4. Энциклопедия для детей Аванта
  5. Научно-методический журнал «Экологическое образование» №4        2004г

Поделиться:

Дымковский петушок

Акварельные гвоздики

Воздух - музыкант

Огонь фламенко

«Течет река Волга»