Исследовательская работа учащегося о развитии дистанционно обучения в России и Забайкальском крае.
Вложение | Размер |
---|---|
shishkina_tanya-distantsionnoe_obuchenie1.doc | 200.5 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
С.Верх-Чита Читинского района Забайкальского края
Курсовая работа по предмету
«Информатика»
«Дистанционное обучение»
Выполнила:
Ученица 10 класса
Шишкина Т.А.
Проверила:
Литвинцева Л.А.
Учитель информатики
Оглавление
Формы организации дистанционных занятий
Центр Дистационного Образования Забайкальского края
Функции системы дистанционного обучения
Комплекс Системы Дистанционного Обучения (СДО)
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет - пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет - технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Дистанционное обучение позволяет:
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме оффлайн,
Онла́йн (англ. online, от англ. on line — «на линии», «на связи», «в сети») — «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени.
Офлайн (англ. offline, «отключённый от сети») — сленговый термин, обычно применяющийся к чему-то, не относящемуся к Интернету — в противоположность «онлайну».
Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:
Формы организации дистанционных занятий
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…
Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.
История
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том, или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в передаче информации независимо от места и времени ее возникновения, т. е. появилась потребность в дистанционном обучении. Так, например, наскальные рисунки, оставленные первобытными людьми, можно рассматривать как определенные элементы дистанционного обучения.
Вся история существования и развития человеческого общества неразрывно связана с вопросами создания, передачи, переработки и хранения информации. Можно выделить несколько информационных революций, связанных с существенными преобразованиями общественных отношений вследствие кардинальных изменений в сфере обработки информации.
Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Этот качественный скачек в обработке информации привел к возможности передачи знаний от поколения к последующим поколениям.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило способы хранения, обработки и передачи информации.
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.
Можно предположить, что прообразом современного дистанционного обучения является так называемое «обучение по переписке» (corresponding learning), истоки которого были заложены в Европе середины XIX века. Принято считать, что начало дистанционному обучению было положено Ч. Тусеном, преподавателем французского языка Берлинского университета, и Г. Ланченштейдтом, членом Берлинского общества современных языков, создавших в 1856 году институт в Берлине, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. При этом следует отметить, что еще раньше в 1850 году в России был создан институт заочного обучения.
В 1858 году Лондонский университет разрешил допуск соискателей к защите дипломных работ без предварительного обучения. В этом университете была предусмотрена сдача экзаменов на академические степени всех уровней и всех специальностей, кроме медицины, всем желающим независимо от способа приобретения знаний, включая обучение по переписке или же самообучение. Позднее в этом университете появилась заочная форма обучения таких «экстернов».
В работе начало корреспондентского образования хронологически связывается с появлением первого курса корреспондентского обучения стенографии Айзека Питмана в Иллинойском университете США в 1874 году.
Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, — для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.
В 1877 году старейший шотландский Университет Святого Андрея предложил программу заочного обучения для женщин на звание лицензиата искусств, которая действовала на протяжении 55 лет. По этой программе обучались женщины во всем мире – вплоть до Палестины, Кении и Китая.
Вслед за этим заочную (корреспондентскую) форму обучения ввели некоторые другие университеты:
в 1899 году – Королевский университет Канады,
в 1891 году – Чикагский университет (США),
в 1911 году – Квинсленский университет (Австралия).
С самого начала дистанционное обучение получило свое развитие, как через появление частных корреспондентских школ, так и через развитие подразделений дистанционного обучения в классических университетах.
Наиболее известные частные корреспондентские школы второй половины XIX – первой трети XX веков были учреждения дополнительного образования, предлагавшими в первую очередь краткосрочные профессионально-технические курсы повышения квалификации (обучение технике стенографии, бухучет, перевод, техника безопасности и т. п.) и различные курсы предэкзаменационной подготовки. Например, Skerry's College в Эдинбурге готовил кандидатов к экзаменам Гражданской службы, University Correspondence College в Кембридже – выпускников неаккредитованных английских колледжей к экзаменам на степень бакалавра в университете Лондона, Diploma Correspondence College в Оксфорде - к вступительным экзаменам в Оксфордский университет. Это были, кроме того, первые специализированные учреждения дистанционного образования.
Появление первых корреспондентских программ в классических университетах, как правило, сопровождалось их дополнением (расширением – extension) специальными очными занятиями во внеурочное время на кампусах или в специальных летних, воскресных, вечерних школах и классах. Таким образом, Чикагский университет в 1891 году, а Университет штата Висконсин в 1906 году стали моделью современных бимодальных (dual-model) учебных учреждений.
К этому периоду относится появление в образовании ряда терминов, связанных в той или иной степени с ДО, характеризующих особенности обучения, обучающегося, учебного заведения, таких, как
· home-study – домашнее обучение,
· external student – «экстерн» – внешний студент,
· independent study – независимое обучение,
· extension – внешнее обучение.
Термин distant education (дистанционное обучение) согласно работе, впервые был использован в каталоге заочных корреспондентских курсов Университета штата Висконсин в 1892 году. Поэтому 1892 год можно рассматривать как год рождения ДО.
Выделяя данный исторический этап развития дистанционного обучения, следует отметить три существенных обстоятельства.
Во-первых, развитие корреспондентского/заочного обучения в выделенной исторической форме стало возможным в результате технической возможности оперативной почтовой переписки.
Во-вторых, произошли существенные изменения в традиционных формах образования, а именно:
· появились новые университетские структуры,
· появились специализированные частные школы,
· изменился характер процессов, поддерживающих образование,
· изменились роли субъектов образовательной деятельности.
В-третьих, произошло юридическое закрепление новой формы образования в виде возможности такого обучения, возможности подтверждения квалификации и получения официального документа об образовании.
Свое второе рождение «обучение по переписке» получило в 1969 году, когда в Лондоне был образован Британский открытый университет. Впечатляет современный размах деятельности этого высшего учебного заведения. Свыше 200000 студентов разных стран без выезда в Великобританию обучаются бизнесу, искусству, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям.
Многие исследователи считают, что история современного дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Гарольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным. На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. Открытый Университет Великобритании (Open University) был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
Внедрив у себя советские идеи, англичане поначалу запрещали иностранцам учиться по этой системе, принимая заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства. Прошло несколько лет, и, не увидев возмущенных протестов и исков со стороны Советского Союза, англичане начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и от иностранцев.
В течение XX века подобные учебные заведения были созданы во многих странах мира.
Французский национальный центр дистанционного обучения (CNED) был основан в 1939 году. О размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных курсов — 2,5 тысячи, количество пользователей — 185 тысяч, филиалы в 120 странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных курсов и образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации работы CNED, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.
Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе — это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.
В Канаде в 1972 г. появляется Открытый университет, в котором в настоящее время свыше 14000 студентов обучаются бизнесу, искусству, информационным технологиям.
В том же году в Китае образован Шанхайский телевизионный университет, объединяющий в настоящее время свыше 500000 студентов.
В 1974 году в Германии создан Ферн (Хаген) – университет с программами обучения по гуманитарным, социальным, экономическим и компьютерным наукам. Число студентов – 55000.
Голландский Открытый университет, в котором программы по бизнесу, управлению, экономике, праву и культуре осваивают 22000 студентов, был основан в 1985 году.
В 1989 г. в США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых, которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.
Расцвет образовательного телевидения приходится на 1960–1980 годы, когда Латинская Америка и многие другие страны интенсивно внедряли его, стремясь расширить доступ к знаниям за счет телевидения, а не за счет традиционных школ. Однако основной слабостью телевидения, используемого в качестве средства обучения, было то, что оно не обеспечивало обратной связи. Различные телевизионные образовательные проекты, реализовывавшиеся во многих странах мира, так и не смогли привлечь такое количество обучаемых, благодаря которым образовательное телевидение явилось бы более экономичной альтернативой традиционному обучению. Несмотря на то что телевидение обрело новую сущность в форме видео, ему продолжало недоставать функции динамичного взаимодействия, являющегося сердцевиной процесса образования. Поэтому в настоящее время учебное телевидение может играть лишь второстепенную роль в обучении, дополняя ДО, проводимое с помощью телекоммуникационной спутниковой образовательной технологии.
В 1993 году в США открыт международный университет бизнеса, где обучаются 30000 студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.
Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как General Motors, Ford, Wal-Mart, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей корпорация IBM.
Большой опыт в развитии дистанционного обучения имеется в Австралии. Там успешно функционирует консорциум девяти традиционных университетов – открытое обучение Австралии (Open Learning Australia – OLA). Обучение осуществляется по 150 дисциплинам высшей школы, охватывающим социальные науки и бизнес, с использованием как печатных материалов и почты, так и телевидения, радио, аудио- и видеозаписей. Однако просмотр телепрограмм и прослушивание радиолекций не является обязательным, так как все материалы дублируются печатными изданиями.
На рубеже XX-XXI веков число учреждений дистанционного образования разных типов и уровней за рубежом превысило 1100. В ряде стран (Китай, Латвия, Нидерланды, Алжир, Великобритания, Турция и др.) от 10 до 25% студентов получает образование в учреждениях дистанционного обучения.
На конкурентоспособность дистанционного образования за рубежом, помимо университетов и колледжей, существенное влияние оказывают государственные органы и крупные корпорации. Европейский рынок образовательных Интернет услуг более разрознен, поскольку существует значительная языковая проблема. Американский рынок находится на более высоком уровне компьютеризации, но уровень стандартизации дистанционного образования в США на данный момент отстает от общеевропейского.
В ближайшие годы основная проблема развития дистанционного образования, как в России, так и за рубежом, будет связана с ростом конкуренции на данном, довольно рентабельном сегменте рыночной экономики. В этих условиях необходимым фактором повышения уровня конкурентоспособности учреждений, действующих на рынке дистанционного образования, будет повышение качества образования, совершенствование методического инструментария и снижение затрат, в том числе, и посредством реализации систем стандартизации.
Традиционные заочные и очные формы образования дополняются системой «виртуальных университетов», где преподавание и обучение переносится главным образом или целиком в кибернетическое пространство. Обучение студентов осуществляется с помощью информационных технологий в учебном заведении, на работе, дома или в рассредоточенных учебных центрах. С помощью современных коммуникационных технологий они могут напрямую связываться с экспертами в любой точке мира, а также изучать их произведения с помощью лекций, записанных на различных носителях информации, пользоваться электронными библиотеками и т. д. Следует иметь в виду, что внедрение в образовательный процесс информационных технологий не исключает использование, как традиционных печатных материалов, так и непосредственного общения с преподавателем, причем последнее может осуществляться с помощью теле - или видеоконференций.
В перспективе студенты будут зачисляться в группы или на курсы, предоставляемые в интерактивном режиме многими университетами и другими учебными заведениями, объединенными между собой в консорциумы или ассоциации, где будут собраны воедино программы, соответствующие их запросам. После успешного завершения всех курсов учащиеся могут получить диплом выбранного университета благодаря международной системе зачета успеваемости.
Такие тенденции уже очевидны. Для этой цели создаются новые институты, а старые пересматривают свои стратегии преподавания в стенах учебных заведений и за их пределами. Устанавливаются партнерские отношения между университетами, телекоммуникациями и корпорациями массовой информации не только с национальным, но и с глобальным рыночным прицелом. Преобразования идут чрезвычайно быстро. Однако на государственном, институциональном и личностном уровнях существуют различия, которые будет нелегко преодолеть.
В новой учебной среде знания становятся структурированным продуктом. Они обладают чрезвычайной гибкостью и могут дать учащимся беспрецедентный контроль над содержанием, временем, местом и темпом обучения. Такие знания способны также стимулировать воображение и творческий подход преподавателей и учеников и хорошо соответствуют различным учебным стилям учащихся, особенно, более молодых поколений, воспитанных на визуальном восприятии телевидения.
Существуют, однако, опасные моменты. Электронные технологии являются инструментами, а не самоцелью, и важно выбрать инструменты, соответствующие образовательной цели, а не пытаться подогнать обучение под новейшую технологию. Хотя преподаватели сферы дистанционного образования уже располагают многими системами и подходами, необходимыми для эффективного использования новых технологий, следует проявить осторожность и убедиться, что они всегда разумно их применяют и при этом постоянно встречают соответствующую поддержку учащихся. Серьезный комплекс проблем обусловлен стоимостью технологии в сопоставлении с доступом к ней и правом справедливости, а также уже проявившимся неравенством в информационном обеспечении внутри отдельных стран и между странами.
ДО в России
В России еще с 30 годов XX века существует своя форма «обучения по переписке» – заочная. Предпринимались неоднократные попытки, следуя лучшим зарубежным образцам, внедрить дистанционное обучение с помощью радиолекций (1932г.), радиокурсов (1943), телевизионных уроков (1960–1970 гг.). В высших учебных заведениях страны накоплен значительный опыт работы со студентами вне стен учебного заведения. Однако решительного перерастания этого опыта в новую перспективную форму обучения пока не происходит, в основном из-за некоторых юридических проблем, но главное, из-за отставания информационных технологий.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.
Опыт российских учреждений дистанционного образования до недавнего времени распространялся в основном на различные виды дополнительного образования (второе высшее образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и т. п.). Базовой подготовкой по специальностям университетов и колледжей охвачен относительно небольшой процент населения.
Центр дистанционного обучения для детей-инвалидов открыт на базе школы-интерната для слабослышащих детей в Чите.
Пока на 25 детей приходится 6 учителей, на втором этапе реализации программы число преподавателей должно увеличиться до 26 человек.
В перспективе Черновская и Борзинская школы-интернаты могут стать филиалами центра дистанционного обучения.
Центр Дистанционного Образования Забайкальского края
Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов «Стремление»
Контактная информация
Адрес: 672020, г. Чита, ул. Дошкольная, д. 2
В настоящее время на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии II вида «Читинская школа-интернат для слабослышащих детей» 17 марта 2010 года как структурное подразделение официально открыт Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором запланировано обучение в режиме Оn-line 250 детей: в 2010 году-26 человек, 2011 году-126 учащихся, 2012 году-124 ребенка. Это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, зрения, речи и тяжелыми соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.
Основная цель деятельности Центра - обеспечить координацию и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в крае.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов работает по программам основного общего и дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий, осуществляет обучение по индивидуальным образовательным программам, ведет профессиональную подготовку. Особое внимание уделяется успешной социальной адаптации выпускника, ориентации детей на получение высокоинтеллектуальных востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего, связанных с владением информационных технологий. Среди курсов дополнительного образования открыты компьютерная графика, цифровое видео, интернет-журналистика, робототехника, основы профессии дизайнера.
Образовательная среда организуется на дому у ребенка. Каждому ученику на время обучения предоставляется бесплатное индивидуальное учебное оборудование (компьютер, сканер, принтер, web-камера, наушники, колонки, фотоаппарат, графический планшет, программное обеспечение), высокоскоростной доступ в Интернет, возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских курсах, а также общение со своими учителями и сверстниками. В Центре последовательно реализуется принцип ранней глубокой профилизации обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья.
Учебный процесс осуществляется с использованием индивидуальных дистанционных уроков, очных занятий, дистанционных занятий детей в малых группах (от 2 до 5 человек), дистанционных уроков с включением ребенка в режим реального урока, индивидуальных Оn-line консультаций с учителями. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогического консилиума, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в группе.
Рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации. Библиотекарь формирует для детей реестр сайтов по дисциплинам, что позволяет научиться быстро ориентироваться в информационном поле. Кураторы и педагоги стремятся к тому, чтобы ученики Центра участвовали в различных выставках, предметных неделях, конкурсах и олимпиадах. Это позволяет расширить круг общения ребят, возможности применения полученных знаний на практике.
Каждый ребенок занимается по удобному для него индивидуальному расписанию и в удобном для него темпе. Расписание составляется по согласованию с родителями или законными представителями в соответствии с возможностями здоровья ребенка. Уроки могут проводиться как последовательно, так и в течение всего дня. Каждый ребенок учится столько, сколько ему лично необходимо времени для освоения той или иной дисциплины. Весь учебный материал предлагается в электронном виде, поэтому ученик может неоднократно возвращаться к той или иной теме, правилу или орфограмме с тем, чтобы закрепить или вспомнить изученное. Также учебный материал подбирается и структурируется в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, корректируется в течение всего года в соответствии с конкретными результатами ученика. Результаты обучения фиксируются в электронном классном журнале и электронном дневнике, который доступен как для учеников, так и для родителей.
При поступлении в Центр все дети и родители проходят первоначальный курс очного обучения работе на компьютере индивидуально и в группах.
В структуре Центра функционируют 3 отдела:
-учебно-методический отдел;
-отдел психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности;
- инженерно-технический отдел.
Педагогическая поддержка каждой семьи осуществляется куратором. Педагог-психолог и социальный педагог Центра налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Психологическое сопровождение образовательного процесса организовано в очной и дистанционной форме с использование инновационных методов и приемов.
Методическое сопровождение образовательного процесса осуществляется через очные и дистанционные методические совещания и семинары. На эти мероприятия приглашаются специалисты органов управления образованием и специалисты муниципальных отделов образования, курирующие вопросы обучения и воспитания детей-инвалидов в крае. С целью эффективного построения взаимодействия с родителями на методические совещания приглашаются специалисты соц. защиты, здравоохранения, ранней реабилитации, общественные организации. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников по вопросам:
- составления индивидуальных образовательных программ на каждого ученика;
- использования здоровьесберегающих технологий в дистанционном режиме обучения;
- специфики построения урока с детьми той или иной категории;
- учета психологических особенностей детей разных категорий при планировании курса.
Техническая поддержка компьютерного оборудования осуществляется инженерами и программистами Центра.
Использование дистанционной формы обучения для детей-инвалидов позволяет:
-получить качественное образование независимо от места проживания;
-реализовать принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
-освоить наиболее способным детям высокие технологии, что повышает конкурентоспособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
-увеличить эффективность коммуникативной деятельности в режиме Оn-line (общение через сеть Интернет);
-формирует у ребенка потребность в систематическом и системном повышении интеллектуального потенциала, способствует освоению способов познавательной деятельности;
-способствует освоению системы дистанционного обучения высших учебных заведений, внедривших и эффективно использующих технологию дистанционного обучения студентов.
Функции системы дистанционного обучения
Основными пользователями системы дистанционного обучения являются: администратор, куратор, преподаватель и обучаемые (слушатели).
Администратор организует работу учебного центра.
Куратор организует учебный процесс в группе. Он формирует учебные группы на основе заявок на обучение, полученных по Интернет, по корпоративным каналам связи или любым иным способом.
Преподаватель готовит учебно-методические материалы по учебным курсам, проводит групповые и индивидуальные консультации со слушателями. Совместно с куратором группы принимает решение об аттестации слушателей на основании результатов очного или заочного, автоматизированного или автоматического контроля и тестирования.
Слушатели объединяются в учебные группы. Все слушатели учебной группы изучают одни и те же учебные курсы. Количество слушателей в учебной группе не ограничивается. К группе прикрепляется куратор, отвечающий за организацию учебного процесса, и преподаватели, ведущие учебные курсы. Сложный курс в группе могут вести несколько преподавателей.
Таким образом, Система управления контентом обучения реализует следующие основные функции:
Комплекс Системы Дистанционного Обучения (СДО)
Комплекс СДО включает в себя программное обеспечение, реализующее основные компоненты и функции СДО, а также аппаратную часть, состоящую из WEB-сервера и компьютеров пользователей.
Система реализуется по принципу «Тонкого клиента». Всё программное обеспечение и данные хранятся на WEB-сервере. Пользователям необходимо лишь иметь компьютер, подключённый к интернету и WEB-браузер. Никакого программного обеспечения устанавливать на компьютерах пользователя не надо. Работа с СДО почти ничем не отличается от работы с другими интернет-ресурсами. Все пользователи осуществляют вход в систему со своих компьютеров, используя персональные логины и пароли, и имеют доступ к своим разделам программы.
Схема работы с СДО
Функция | Пользователь | Модули компонентов |
Разработка учебного контента | Преподаватель |
|
Сохранение учебного контента в репозитарии | Преподаватель |
|
Регистрация слушателей; | Слушатели |
|
Выявление потребностей в обучении; | Слушатель Администратор Куратор |
|
Формирование групп слушателей; | Куратор |
|
Формирование учебных курсов для групп слушателей в соответствии с потребностью в обучении; | Куратор Администратор |
|
Доставка учебного контента слушателям; | Слушатели |
|
Проверка знаний.
| Слушатели Куратор |
|
Проект «ИТ для молодежи»
Проект "Твой курс: ИТ для молодежи" проводится в России Microsoft и PH International ("Прожект Хармони, Инк") совместно с партнерскими организациями с 2012 года в рамках глобальной инициативы Microsoft YouthSpark, которая призвана помочь молодым людям реализовать свой потенциал в трех ключевых сферах жизни: образовании, трудоустройстве и предпринимательстве.
Для чего?
Россия выбрала для себя путь инновационного развития и технологического лидерства, где особое значение для достижения этих целей имеет развитие отрасли информационных технологий. В июле 2013 года Правительством РФ был утвержден план мероприятий по развитию отрасли информационных технологий, направленных на ускоренное развитие. Согласно этому документу, реализация запланированных мероприятий позволит к 2018 году удвоить количество высокотехнологичных рабочих мест в отрасли информационных технологий России (до 600 тыс. рабочих мест), а также вдвое увеличить производство российской продукции и услуг в отрасли. Однако, согласно исследованиям и прогнозам, представленным «АП КИТ» и порталом Career.ru, уже сегодня рынок труда испытывает острую потребность в квалифицированных ИТ кадрах, при этом ежегодно сокращается число студентов, выбирающих ИТ-специальности. Кроме того, существует большой разрыв между умениями и навыками, которыми обладают молодые люди и умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения образования, трудоустройства или начала предпринимательской деятельности.
В ряде важнейших задач государства по поддержке отрасли ИТ в 2013 – 2018 гг. стоит развитие человеческого капитала и устранение дефицита специалистов в области информационных технологий, которое просто невозможно без совместной работы различных структур и поддержки ведущих игроков отрасли.
Участие в проекте «Твой курс: ИТ для молодежи», направленном на повышение престижности ИТ-специальностей и профориентацию молодежи в сфере информационных технологий, поможет организациям-участникам стать инициатором этой деятельности в своем городе/регионе, организовать мероприятия, направленные на знакомство молодых людей с возможностями построения карьеры в ИТ и обучение широкого круга молодежи базовым навыкам программирования, технологического предпринимательства по тренинговым программам и курсам для самообразования, которые предлагает один из лидеров рынка ИТ, корпорация Microsoft, в рамках глобальной инициативы Microsoft YouthSpark.
Помимо возможности включения данной инициативы в региональные программы по работе с молодежью и развития ИТ отрасли и информационного общества, она может быть рассмотрена в качестве составляющей региональных программ содействия занятости населения и социальной адаптации молодых людей в трудной жизненной ситуации.
Для кого?
Целевой аудиторией проекта являются дети и молодежь от 7 лет до 24 лет, включая молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Проект рассчитан как на учащихся средней и старшей школы, которые только находятся в начале пути определения своего будущего, так и для студентов вузов, делающих свои первые шаги в карьере или начинающих собственную предпринимательскую деятельность с помощью информационных технологий.
Цель проекта
Цель проекта «Твой курс: ИТ для молодежи»: содействие молодежи в профессиональном самоопределении, ориентирование молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии в ИТ отрасли; мотивация к обучению программированию и совершенствованию технических умений и навыков как основе карьерных возможностей, успешного продолжения обучения в высших и средних специальных образовательных учреждениях, а также приобретения учащимися дополнительных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства, продолжения образования или начала предпринимательской деятельности.
Проект реализуется через проведение профориентационных занятий, конкурсов, семинаров и курсов по основам программирования и предпринимательства для целевой аудитории на базе центров «Твой курс» и/или их партнерских площадок, например, школ.
Сайт проекта:
http://www.it4youth.ru
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Весенняя сказка
Отчего синичка развеселилась
Домик зимней ночью
Композитор Алексей Рыбников