• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Моя родословная"

Опубликовано Зарубина Елена Владимировна вкл 17.02.2015 - 16:39
Зарубина Елена Владимировна
Автор: 
Мангутова Марина

В современном обществе, в век Интернета, смартфонов и планшетов, все больше утрачивается связь поколений, память о предках. Поэтому школьникам важно знать историю своей семьи, ее представителей, знать свою родословную. Поэтому данная работа актуальна как для всего общества, так и для конкретного человека.

 

Цель исследовательской работы - собрать и сохранить наиболее ценный материал об истории моей семьи.

 

            Задачи исследовательской работы:

·         познакомиться с родословной семьи по маминой и папиной линиям;

·         составить наше семейное древо;

  • провести  анкетирование среди учащихся 2-х классов моей школы.

 

Методы исследования:

·         опрос,

·         наблюдение,

·         эксперимент (анкетирование),

·         анализ полученной информации.

 

Результаты исследовательской работы:

С помощью старших членов семьи, насколько возможно, была восстановлена родословная нашей семьи. Для этого по крупицам собиралась информация обо всех родственниках: не только о тех, кто находится рядом, но и о тех, кого уже нет в живых.

Перед началом работы мною была выдвинута гипотеза о том, что фамилия Мангутова происходит от названия древнемонгольских воинов. Эта гипотеза подтвердилась: моя фамилия действительно происходит от названия древнего монгольского племени Мангутов, или Мангытов. Это родовое имя, в свою очередь, дало название ряду географических объектов: селу Мангут в Читинской области, озеру Мангут и одноименной железнодорожной станции в Омской области, реке Мангут.

Вывод:

Данная исследовательская работа помогла мне лучше узнать свою родословную. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа228 КБ

Предварительный просмотр:

III научно-практическая конференция «Юный исследователь»

Исследовательская работа

«Моя родословная»

Выполнила:

Мангутова Марина,

ученица 2 «Б» класса

МБОУ СОШ № 8

Руководитель проекта:

Зарубина Е. В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 8

г. Красный Сулин

2015


Оглавление

1. Введение

3

2. Что такое родословие, генеалогия

2.1. Родословие и наука генеалогия

5

2.2. Генеалогическое (семейное) древо

5

3. Моя семья

3.1. Фамилия Мангутова

6

3.2. Я и мои родители

6

4. Мои предки

4.1. Представители родословной линии со стороны папы

7

4.2. Представители родословной линии со стороны мамы

7

5. Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»

9

6. Заключение

10

7. Список литературы

11

Приложения

12


  1. Введение

«Дерево держится корнями, а человек - семьей»

                                                                                                       Пословица

Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Продолжение  каждого из нас - это  дети. Дети – самое дорогое, что есть в жизни. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И даже если человек не совершил никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

        Однажды я увидела семейный фотоальбом со старинными фотографиями и спросила маму, кто изображен на них. Оказалось, что все эти люди – мои родственники: прабабушки и прадедушки, их братья и сестры. Мне, как представителю большой семьи, стало интересно, как жили другие мои родственники, мои предки. Поэтому данная работа актуальна не только для всего общества, но и для конкретного человека, в том числе и меня.

        Велика и практическая значимость данной работы. Во-первых, она послужит мотивирующим фактором для других учеников, как моей школы, так и других школ, для создания своей родословной, и, как следствие, недостающий кусочек истории еще одной или нескольких семей будет восстановлен. Во-вторых, результаты анкетирования могут служить источником для проведения классных часов в нашем классе, могут быть использованы на уроках окружающего мира.

Цель исследовательской работы - собрать и сохранить наиболее ценный материал об истории моей семьи.

        Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с родословной семьи по маминой и папиной линиям;
  • составить наше семейное древо;
  • провести  анкетирование среди учащихся 1 классов моей школы.

Гипотеза: Фамилия Мангутова происходит от названия древних монгольских воинов - мангутов.

Объект исследования – мой род.

Предмет исследования – представители рода.

Методы исследования: опрос, наблюдение, эксперимент (анкетирование), анализ полученной информации.

Этапы работы:

  • получение информации от родственников в ходе беседы;
  • изучение домашних документов, фотографий;
  • составление семейного дерева;
  • проведение анкетирования среди учащихся первых классов моей школы;
  • анализ данных, полученных в результате анкетирования;
  • составление презентации.

Предполагаемые результаты работы:

  • развитие интереса к истории семьи, семейным традициям, родословной;
  • установление  контакта между старшим и младшим поколениями;
  • воспитание эмоционально-позитивного отношения к себе и семье.


2. Что такое родословие, генеалогия

2.1. Родословие и наука генеалогия

        

        Для того, чтобы начать изучать тему данной работы и составлять свою родословную, нужно определить основные понятия.

        Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка [6].

         Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода.

        Существует даже особая наука - генеалогия (от греч. genea - «семья» и logos - «знание»). Это специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще [4].

2.2. Генеалогическое древо

        Генеалогическое (семейное) древо — это схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева» (см. Приложение 3).

        Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития ‒ ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье ‒ ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли [3].

        Генеалогическое древо можно восстановить, изучая историю, исследуя исторические архивы и беседуя со старшими членами семьи.


3. Моя семья.

3.1. Фамилия Мангутова

        В наше время у каждого человека есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. Давным-давно у людей были только имена и прозвища. Отчество и фамилия появились позже. Cлово «фамилия» имеет значения: «семья», «род», а также «семейное наименование» [6].

        Моя фамилия – Мангутова. Откуда она произошла? Мой дедушка рассказывал мне, что когда-то в древности были такие монгольские воины – мангуты. Может быть, моя фамилия как-то связана с названием этих воинов?

Мы с мамой искали сведения о происхождении нашей фамилии в Интернете. Вот что нам удалось найти.

        Фамилия «Мангутов» образована от слова «мангут», означающего название одного из монгольских племен. Из-за особенностей произношения это слово иногда звучало как «мангыт». Мангут — это название одного из родов монгольского происхождения, участвовавших в походах Чингисхана. Представители племени мангутов создали свою династию правителей в Бухаре в 1756—1920 годах. Род Мангут или, в современном произношении, Мангутовых, и поныне очень уважаем в Узбекистане. Некоторые источники описывают историю возникновения племени мангутов от монгольского рода Борджигин [2].

        В Забайкалье, в Читинской области, есть село Мангут. Еще в первой половине 17-го века казаки основали здесь заставу, названную по реке Мангут. С тех пор в местном диалекте проживающих здесь бурятов слово "мангут" означает "русский". Так древнемонгольские «мангыты» стали русскими «мангутами» [1].

3.2. Я и мои родители

        Я, Мангутова Марина, родилась 26 июня 2006 года в городе Красный Сулин. Мариной меня назвал мой папа. Имя Марина означает "морская" [5]. И действительно, я очень люблю ездить на море, а когда вырасту, хочу жить в городе Анапа на Черном море.

Моя мама

        Моя мама ‒ Мангутова Татьяна Сергеевна. Ее имя означает "основательница". Мама много занимается со мной.

        Моя мама работает старшим инспектором в секторе муниципального заказа.

        Я очень люблю свою маму.

                             

Мой папа

        Мой папа ‒ Мангутов Сергей Равильевич. Его имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает «Высокий, Высокочтимый». Мой папа очень умный, он много знает и умеет. Сейчас мой папа работает маркшейдером в Москве.

4. Мои предки

4.1. Представители родословной линии со стороны папы

Дедушка по папиной линии

        Мой дедушка Мангутов Равиль Хасянович родился 9 сентября 1946 года. Он вырос в большой татарской семье, в которой росли 5 детей: 3 брата – Харис, Ферид и Равиль - и 2 сестры – Сара и Зарифя.

        У моего дедушки золотые руки: он все время что-то мастерит, умеет делать мебель. В его доме многие вещи сделаны его руками.

        

Бабушка по папиной линии

        Моя бабушка - Мангутова Светлана Арамансовна.

        Моя бабушка пишет стихи, многие из них положены на музыку.

        У бабушки Светы и дедушки Равиля родились 4 детей: Сергей (мой папа), Наталья, Алиса и Алексей.

Прапрадедушка по папиной линии со стороны бабушки

        Дедушка моей бабушки Светы, мой прапрадедушка Филимонов Федор Тихонович, родился в 1898 году. Он прошел Великую Отечественную войну, дошел до самого Берлина, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

4.2. Представители родословной линии со стороны мамы

Дедушка и  бабушка по маминой линии

 

Мой дедушка Коломыцев Сергей Васильевич родился 22 февраля 1946 года в городе Красный Сулин Ростовской области. Учился в средней школе № 1 (нынешней гимназии).

        После школы дедушка пошел работать на завод, потом поехал учиться в Москву. Там он познакомился с моей бабушкой, женился и после окончания учебы вернулся в Красный Сулин.

        Дедушка много лет проработал на металлургическом заводе, имеет звание «Почетный металлург». Сейчас он на пенсии. Он много знает и умеет.

        Моя бабушка Коломыцева (Писаренко) Лариса Леонидовна родилась 26 августа 1952 года в городе Часов-Яр Донецкой области, Украина.

        После окончания школы моя бабушка поехала учиться в Москву, там вышла замуж за моего дедушку Сергея Васильевича и приехала жить в Красный Сулин. Здесь у них родились дети - моя мама Татьяна и мой дядя Сергей.

Прадедушка и прабабушка по маминой линии со стороны бабушки

Мой прадедушка Писаренко Леонид Григорьевич (27 сентября 1928 г. – 20 июня 2013 г.). родился в селе Стовбина Долина Ново-Санжарского района Полтавской области в Украине.

Моя прабабушка Писаренко (Мищенко) Мария Андреевна (12.12.1928 г. – 12.06.1999 г.) родилась в селе Чернозубовка Рузаевского района Кокчетавской области в Казахстане. У нее есть две сестры-двойняшки Надежда Андреевна и Анна Андреевна.

        Моя прабабушка жила в городе Часов-Яр Донецкой области, в Украине. Работала на огнеупорном комбинате экономистом. У моей прабабушки родились двое детей: моя бабушка Лариса Леонидовна и ее брат Юрий Леонидович (он живет в городе Бердянске в Украине и работает врачом).

Прапрадедушки и прапрабабушки по маминой линии со стороны бабушки

        Моя прапрабабушка Мищенко (Елисеева) Наталья Карповна родилась в  1910 году в  Морозовском районе  Ростовской области. Она была простой крестьянкой. Ее мужем был Мищенко Андрей Иванович, мой прапрадедушка.

        Родители Натальи Карповны Елисеевы Карп Сергеевич и Мавра Федоровна – мои прапрапрадедушка и прапрапрабабушка. У них было 7 детей: Степан, Андрей, Алексей, Павел, Наталья, Евдокия, Екатерина.

        Моя прапрабабушка Писаренко (Коба) Феодосия Александровна (09.05.1908 г. - 26.02.1996 г.) родилась в Полтавской области, в Украине. Ее мужем был Писаренко Григорий Федорович, мой прапрадедушка. В 1933 году мои прапрабабушка Феня и прапрадедушка Гриша переехали в Донбасс, в село Яма (сейчас город Северск Донецкой области). Прапрадедушка работал бухгалтером, а прапрабабушка - учительницей в ликбезе. У них родились двое детей: Леонид Григорьевич, мой прадедушка, и его сестра Антонина Григорьевна.

        Родители моей прапрабабушки Фени - Коба Александр Тихонович и Ксения Корнеевна - мои прапрапрадедушка и прапрапрабабушка. Они были простые крестьяне. У них было 8 детей: 3 сына - Яков, Иван, Корней, - и 5 дочерей: Галина, Александра, Ульяна, Феодосия, Нина.

        Родители моего прапрадедушки Гриши - Писаренко Федор и Агафья - мои прапрапрадедушка и прапрапрабабушка. У них было 3 сына: Григорий, Анистрат и Михаил.


5. Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»

        Изучив историю моего рода, мы решили провести анкетирование. В нём приняли участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов нашей школы (всего 30 человек).

        Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

  1. Знаешь ли ты, что такое родословная?
  2. Что такое семейное древо?
  3. Хотел(а) бы ты больше узнать об истории своей семьи?

        Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм (Приложение 1).

Проанализировав диаграммы, можно сделать два обобщающих вывода:

  1. Среди учащихся 1-х классов наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье.
  2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.


6. Заключение

В начале исследования передо мной стояла цель – собрать и сохранить наиболее ценный материал об истории моей семьи, составить семейное древо. С помощью бабушек и дедушек мы с мамой, насколько это возможно, восстановили родословную нашей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого уже нет в живых.

Перед началом работы мною была выдвинута гипотеза о том, что фамилия Мангутова происходит от названия древнемонгольских воинов. Эта гипотеза подтвердилась: моя фамилия действительно происходит от названия древнего монгольского племени Мангутов, или Мангытов. Это родовое имя, в свою очередь, дало название ряду географических объектов: селу Мангут в Читинской области, озеру Мангут и одноименной железнодорожной станции в Омской области, реке Мангут.

Моя исследовательская работа помогла мне лучше узнать свою родословную. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.


  1. Список использованной литературы:
  1. http://zabvo.ru/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?96491
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%ED%E3%FB%F2%FB
  3. В. С. Василевская. Моя родословная: для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008.
  4. В. К. Самсонов. Твоя родословная. – М.: Солон-Пресс, 2004.
  5. Имя Вашего ребенка/ Авт.-сост. В. И. Чепурко. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 222, [2] с.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 ООО слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.


Приложение 1.

Результаты анкетирования среди учащихся 1-х классов.

        1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да – 20 ответов

Б) нет – 1 ответ

В) не знаю – 9 ответов

        

2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

А) всех – 11 ответов

Б) мало – 14 ответов

В) ни одного – 5 ответов

3. Знаешь ли ты, что такое родословная?

А) да – 14 ответов

Б) нет – 16 ответов

4. Что такое семейное древо?

А) не знаю – 17 ответов

Б) знаю, но я не составлял(а) его – 12 ответов

В) знаю, и я составлял(а) его – 1 ответ

5. Хотел(а) бы ты больше узнать об истории своей семьи?

А) да – 29 ответов

Б) нет – 1 ответ

Приложение 2.

Презентация «Исследовательская работа «Моя родословная».

Приложение 3.

Семейное древо семьи Мангутовых.


Поделиться:

Три коробки с орехами

Загадка Бабы-Яги

Солдатская шинель

Лист Мёбиуса

Развешиваем детские рисунки дома