• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изучение и сравнение звучания и значения личных имен в русском, английском и башкирском языках.

Опубликовано Суяргулова Айгуль Ришатовна вкл 20.02.2015 - 12:26
Суяргулова Айгуль Ришатовна
Автор: 
Нагимуллина Милена

Изучение и сравнение звучания и значения личных имен в русском, английском и башкирском языках

М.Р. Нагимуллина

МАОУ «Лицей №3»

Всегда ли мы задумываемся над тем, почему носим то или иное имя? Знаем ли, когда люди стали называть друг друга именами? А что они обозначают? А между тем многие считают, что имя может повлиять на нашу судьбу. И, действительно, давно известно, что древние халдеи, индейцы, скифы перед появлением на свет, особенно в знатных семьях, заранее подбирали имя малышу, веруя, что имя определяет и судьбу, и здоровье, и умственные способности.

Для каждого человека важно понять и узнать смысл жизни на Земле, определить свое предназначение. Это осмысление и осознание начинается с осмысления своего имени, имени своей матери, своего отца,  с озвучивания и осмысления своего родного города, села, родной речки, озера, светлых родников. Являются ли наши имена случайностью? Какое значение они имеют в жизни каждого человека, целого народа, а может быть, и всего человечества? Чтобы найти ответы на эти вопросы, понять свое предназначение, узнать новые интересные данные о собственных именах, выбрана нами эта тема.

Данная тема является одной из самых актуальных проблем современного языкознания. В языкознании существует особый раздел - ономастика, занимающийся изучением имен собственных. В нашей работе мы используем имя в первом значении: личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Такими именами занимается антропонимика.

Объектом нашего исследования стали личные имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей № 3», их звуковой состав и лексическое значение. Цель нашей работы: изучить звуковой состав и лексическое значение личных имен учащихся, сопоставить с их аналогами в английском и башкирском языках и выяснить, имеют ли они сходства в звучании и семантике.

Для осуществления этой цели мы поставили перед собой ряд задач:

 1. Изучить справочную литературу по теме.

 2. Рассмотреть историю возникновения личного имени и его влияние на жизнь  (на материале исследований ученых, занимающихся данной проблемой).

3. Выписать личные имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей №3», определить их звуковой состав и семантику имени.

4. Сопоставить личные имена учащихся с их аналогами в английском и башкирском языках.

5. На основании полученных результатов сделать вывод о сходстве личных имён в звучании и в семантике русского, английского и башкирского языках.

Для решения поставленной цели и задач мы использовали методы анализа, группировки и сравнения.

Работая над исследованием истории появления личных имён, мы обратились к трудам различных ученых, занимающихся данной проблемой. По их статьям и книгам выяснили, что личные имена появились в далёком прошлом, древние народы вкладывали в имена и в названия глубокий смысл, они считали, что имя защищает человека, оберегает его, является звуковым и смысловым талисманом. Но, главное, оно помогало в общении обращаться к человеку, или говорить о нём без его присутствия. Исследуем, каков состав имён учащихся 6а класса.

Работая над этим, мы составили список имен. Разделим их на две группы: имена, называющие лиц мужского, и имена, называющие лиц женского пола. Проанализируем значения имен учащихся 6а класса, используя различные источники, и составим словарь.

Личные имена учащихся на русском языке имеют различное звучание, то есть звуковой состав. Это и немудрено, поскольку произношения звуков, обозначенными одними и теми же буквами, в русском, английском и башкирском языках не совпадает.

Изучив справочную литературу, проанализировав список имен учащихся 6а класса, исследовав их семантику и звуковой состав, подведем итоги.

1. Среди личных имён учащихся 6а класса можно выделить группы имен по происхождению: христианские и мусульманские. Среди мусульманских имен – личные имена учеников башкирской и татарской национальностей. Далеко не у всех имен есть аналоги в других языках.

2. Сравнивая звучание и смысл собственных имен и выражая их лексическое значение на английском, русском и башкирском языках, мы поняли, что лексическое значение или семантика этих имен совпадает, однако этого сказать о звучании имен нельзя, поскольку произношение исследуемых нами имен различно. Это обусловлено особенностями произношения взятых нами языков.

3. От того как звучит имя, зависит как оно воспринимается носителем и окружающими, а правильная фиксация в официальных документах личного имени человека определяет его судьбу. Но это еще до конца не исследовано и научно не обоснованно, тем не менее, продолжает интересовать многие умы, однако данная проблема является объектом изучения уже других наук. А поставленные нами задачи решены, и цель исследования достигнута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изучение и сравнение звучания и значения личных имен в русском, английском и башкирском языках

Нагимуллина Милена 8а класс (Научные руководители - Морева Э.В., Суяргулова А.Р., Загитова Р.Ф.)

Был  в  старину  такой  обычай:

                                                        Несли  младенца  в  церковь. Там,

                                                        В  страницы  святцев  пальцем  тыча,

                                                                 Поп  имена  давал  по  дням.

                                                        Коль  ты  родился  в  день  Ефима,

                                                        То  назван  именем  таким.

                                                        Но  если  в  день  Иеронима,

                                                           То – хошь  не  хошь – Иероним.

                                                                         М. Владимов.                                              

Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далекие последствия в судьбе носящего это имя.     (Гюстав Флобер)

Всегда  ли  мы  задумываемся  над  тем, почему  носим  то или  иное  имя? Знаем  ли, когда  люди  стали  называть  друг  друга  именами?  А  что  они  обозначают?   А  между  тем  многие    считают, что  имя  может  повлиять  на  нашу  судьбу. И, действительно, давно  известно, что  древние  халдеи, индейцы, скифы  перед  появлением  на  свет, особенно  в  знатных  семьях, заранее  подбирали  имя  малышу, веруя, что  имя  определяет  и судьбу, и  здоровье, и  умственные  способности.                                                          

  Каждый человек, который рождается в этот мир, получает или определяет для себя имя, которым он пользуется на протяжении жизни своей. Оно, словно золотая нить, проходит через всю человеческую жизнь и собирает в себя все, что происходило в ней.

Имя является своеобразным отображением человека, с которым он себя отождествляет и под флагом которого собирает свое развитие. Человек и его имя тесно связаны до тех пор, пока он отождествляет себя с ним и применяет его в отношении себя  как свою идентификацию.

Выбор имени - сложная задача. Согласно выводам эзотерической ономастики, есть имена счастливые, приносящие удачу, а есть имена, которые мешают человеку продвинуться в жизни, достичь успеха. По имени определяют, предположительно, судьбу и предназначение человека. Грамотный анализ имени человека (и его рода) во многих случаях помогает найти причины болезней и неудач человека. Человеку имя выбирается и присваивается кем-то, но не самым человеком, которому это имя предстоит носить и использовать как «лицо» своей сущности. Т.е. в энергетическом плане, выбирающий имя человек, даже имеет возможность влиять на всю последующую жизнь того человека, которому он выбрал имя. Уже только по этой причине можно сказать, что обычное имя человека, в действительности, ему и не принадлежит.

Для каждого человека важно понять и узнать смысл жизни на Земле, определить свое предназначение. Это осмысление и осознание начинается с осмысления своего имени, имени своей матери, своего отца, своих родителей, с  озвучивания и осмысления своего родного города, села, родной речки, озера, светлых родников. Являются ли наши имена случайностью? Какое значение они имеют в жизни каждого человека, целого народа, а может быть, и всего человечества? Чтобы найти ответы на эти вопросы, понять свое предназначение, узнать новые интересные данные о собственных именах, выбрана нами эта тема.

Данная тема является одной из самых актуальных проблем современного языкознания. В языкознании существует особый раздел - ономастика,   занимающийся изучением имен собственных. Наука  о  собственных  именах  называется  ономастикой. Термин  этот  связан  с  греческим  словом  «онома» - имя. Что  же  такое  имя? В  толковом  словаре  Ожегова  это  слово  многозначное. Оно  имеет  восемь  значений.

В  нашей  работе  мы  используем  имя  в  первом значении: личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Такими  именами  занимается   антропонимика.

Антропонимика – наука  о  собственных  именах  людей. Это одна  из  самых  молодых  дисциплин. Но  корни  её  уходят  в  седую  древность. Роль  личного  имени  в  жизни  человека  волновала  людей  всегда. С  именами  у  всех  народов  Земли  связано огромное  количество  обычаев, традиций, примет, легенд, преданий, мифов. Но  научным  анализом  личных  имен, фамилий, прозвищ, псевдонимов  занимались  мало, от  случая к  случаю.

         Основное  внимание  ученые  уделяли  поиску  этимологии, то  есть  определение  происхождения  слова  и  значение  тех  слов, от  которых  образовались  личные  имена, прозвища  и  фамилии. Так  было  почти  до  второй  мировой  войны. Но  постепенно  ученые  переключили  своё  внимание  с  изучения  происхождения  отдельных  имен на  изучение  роли  их  в  определенные  исторические  периоды.

        Имена  людей – часть  истории народов. В  них отражаются  быт,  верования, чаяния, фантазия, а  также  художественное  творчество  народов. Наша  страна  многонациональна, и  у  каждого  из  народов, населяющих  её, есть  свои  замечательные  личные  имена.

        Имя  личное – специальное  слово, служащее  для обозначения отдельного  человека  и  данное  ему  в  индивидуальном  порядке  для  того, чтобы  иметь  возможность  к  нему  обращаться, а  также  говорить  о  нём  с  другими.

        Личные  имена  употребляются  не  только  в  быту, в  частных  разговорах. Но  и  в  документах, в  различных  официальных  ситуациях. Имена  употребляются  в  юридической  практике, где  малейшая  неточность  в  записи  вызывает  те  или  иные  последствия.

Объектом нашего исследования стали личные  имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей № 3», их звуковой состав и лексическое значение. Цель нашей работы: изучить звуковой состав и лексическое значение личных имен учащихся, сопоставить с их аналогами в английском и башкирском языках и выяснить, имеют ли они сходства в звучании и семантике.

Для осуществления этой цели  мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Изучить справочную литературу по теме.
  2. Рассмотреть историю возникновения  личного имени и его влияние на жизнь человека (на материале исследований ученых, занимающихся данной проблемой).
  3.  Выписать личные имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей №3», определить их звуковой состав и семантику имени.
  4. Сопоставить личные имена учащихся с их аналогами в английском и башкирском языках.
  5. На основании полученных результатов сделать вывод о сходстве личных имён в звучании и в семантике русского, английского и башкирского языках.

Для решения поставленной цели и задач мы использовали методы  анализа, группировки и сравнения.

Работая над исследованием истории появления личных имён, мы обратились к трудам различных ученых, занимающихся данной проблемой: Веселовского С. Б. , Ивашко  В. А. , Суперанской  А. В. , Угрюмова  А. А., Горбаневского  М. В., Петровского  Н. А.  Суслова  А. В., Гумар Саттар, Т. Кусимова, С. Галин. По их статьям и книгам выяснили, что личные имена появились в далёком прошлом, древние народы вкладывали в имена и в названия глубокий смысл, они считали, что имя защищает человека, оберегает его, является звуковым и смысловым талисманом. Но, главное, оно помогало в общении обращаться к человеку, или говорить о нём без его присутствия. Исследуем, каков состав имён учащихся 6 а класса.

Работая над этим, мы составили список имен.

Разделим их на две группы: имена, называющие лиц мужского, и имена, называющие лиц женского пола.

Мужские

Женские

Александр

Анастасия

Альберт

Ангелина

Артур

Анна

Ильдус

Гузель

Искандер

Елена

Салават

Ляля

Урал

Маргарита

Эмиль

Мария

Натали

София

Юлия

Проанализируем  значения    имен  учащихся  6 а класса, используя  различные  источники,  и  составим  словарь.

Словарь  имен

Александр- греч.  (герой, защитник)

Альберт - древн.герм. (благородный)                        

Анастасия - греч.  (вновь воскресшая)    

Ангелина –греч. (вестник, ангел)

Анна - древн.евр. (милость,благодать)      

Артур – кельт. (бурый медведь)

Гузель – тюрк.тат.  (прекрасная)

Елена – греч. (факел)  

Ильдус - тюрк. (друг Родины)

Ляля - фарси  (цветок, тюльпан)    

Мария – древн.евр. (безмятежная)   

Маргарита - лат. (жемчужина)

Наталия – лат.(рождество Господне)                                                                                                                                            

 Салават – араб.  (молитва, песня-похвала)

 София - греч. (мудрость)                    

 Урал- тюрк.тат.  (название горы)                                                                                      

 Эмиль- лат.(соперник)  

 Юлия- лат. (волна, жаркая)                  

Сопоставим личные имена на русском языке с их аналогами в английском и башкирском языках и определим их семантику (лексическое значение)

Имя

Значение имени  в русском языке

Значение имени  английском языке

Значение имени  башкирском языке.

Анна

милость, благодать

милость, благодать

Елена

факел

факел

Анастасия

Вновь воскресшая

София

мудрость

мудрость

(близкий друг)    

Ляля

(цветок)    

Мария

безмятежная

безмятежная

(госпожа,мать)

Гузель

(прекрасная

Наталия

Рождество господне

Ангелина

ангел

ангел

Юлия

волна

Маргарита

жемчужина

Александр

защитник людей

защитник людей

Искәндәр герой,защитник

Урал

(название горы)

Салават

(молитва,песня-похвала)

Альберт

благородный

благородный

благородный

Ильдус

(друг Родины)

Артур

Большой бурый медведь

медведь

Эмиль

старательный

Личные имена учащихся на русском языке имеют различное звучание, то есть звуковой состав. Это и немудрено, поскольку произношения звуков, обозначенными одними и теми же буквами, в русском, английском и башкирском языках не совпадает.

      Изучив справочную литературу, проанализировав список имен учащихся 6 а класса, исследовав их семантику и звуковой состав, подведем  итоги.

1. Среди личных имён учащихся 6 а класса можно выделить группы имен по происхождению: христианские (Анастасия)  и мусульманские (Гузель, Ляля, Урал, Ильдус, Салават, Искандер). Среди мусульманских имен – личные имена учеников башкирской и татарской национальностей (Гузель, Ляля, Урал, Ильдус, Салават). Далеко не у всех имен есть аналоги в других языках.

2. Сравнивая звучание и смысл собственных имен и выражая их лексическое значение на английском, русском и башкирском языках, мы поняли, что  лексическое значение или семантика этих имен совпадает, однако этого сказать о звучании имен нельзя, поскольку произношение  исследуемых нами имен различно. Это обусловлено особенностями произношения взятых нами языков.

3.От того как звучит имя, зависит как оно воспринимается носителем и окружающими, а  правильная фиксация в  официальных документах личного имени человека определяет его судьбу. Но это еще до конца не исследовано и   научно не обоснованно,  тем не менее, продолжает интересовать многие умы, однако данная проблема является объектом изучения уже других наук.  А поставленные нами задачи решены, и цель  исследования достигнута.


Использованная  литература.

1.  Веселовский,  С. Б. Ономастикон. Древнерусские  имена, прозвища  и  фамилии [Текст] / С. Б. Веселовский. -  Москва: Наука, 1974. – 256с.

2.   Горбаневский,  М. В.  В  мире  имен  и  названий [Текст] /. Изд. 2-е. – Москва : Знание, 1987. – 143с.

3.   Ивашко,  В. А.  Как  выбираются  имена [Текст] /Под  ред. А. Е. Супруна. – 2-е  изд., доп. – Москва: Высшая  школа, 1988. – 159с.

 4.    Ожегов И.,    Шведова Н.Ю Толковый  словарь  русского языка[Текст] / В. А. Ожегов . -    Москва: Азъ, 1995.

 5.   Кусимова, Т. Башкирские имена [Текст] / Т. Кусимова.  – Уфа: Башкирское книжное изд., 1991. – 467с.

 6.   Мюллер, В.К.    Англо  - русский  словарь [Текст] / В.К. Мюллер.  -  Москва:  Изд. «Русский язык», 1977. 625с.

 7.   Петровский,  Н. А.  Словарь  русских  личных  имен [Текст] / Н. А. Петровский. – Москва: Знание, 1966. – 312с.

8. Рылов,  Ю.А. Имена собственные в европейских языках [Текст] / Ю.А. Рылов. - АСТ Запад-Восток, 2008. – 493с.

9.  Суслов,  А. В., Суперанская  А. В.  О  русских  именах  [Текст] /  А. В. Суслов,  А. В. Суперанская. – Ленинград: Лениздат, 1991. – 292с.

12.   Угрюмов,  А. А.  Русские  имена [Текст] / А. А. Угрюмов. - Вологда, 1962. – 189с.

13.  Хорби А.С.    при  участии  А.П.Коуи   Толковый  словарь современного     английского     языка    для     продвинутого     этапа [Текст] / А.С. Хорби при  участии  А.П. Коуи. – Великобритания: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1982. 459с.


Поделиться:

Нарисуем попугая цветными карандашами

Ласточка. Корейская народная сказка

Одна беседа. Лев Кассиль

Ах эта снежная зима

Разлука