• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Здоровый образ жизни средствами физической культуры Востока

Опубликовано Трямкина Юлия Михайловна вкл 22.02.2015 - 18:14
Автор: 
Пылайкина Анастасия

Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы требует от исследователей самым тщательным образом подходить к анализу исторического педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских: индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других.

Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточной физической культуры. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов.

Цель работы - изучить теоретические и практические подходы к моделированию здорового образа жизни средствами физической культуры Востока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni_sredstvami_fizicheskoy_kultury_vostoka.docx94.35 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Пылайкина[1]

 студент 4-го курса технологического факультета

Ю.М. Трямкина        

преподаватель  кафедры «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности»

Институт пищевых технологий дизайна –

филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ, Нижний Новгород

Здоровый образ жизни средствами физической культуры Востока

Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы требует от исследователей самым тщательным образом подходить к анализу исторического педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских: индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других.

Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточной физической культуры. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов.

Цель работы - изучить теоретические и практические подходы к моделированию здорового образа жизни средствами физической культуры Востока.

Цель исследования обусловила решение следующих задач:

1.Определить исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения физической культуры Востока.

2.Изучить научно-методические подходы к построению тренировочного процесса.

3.Проверить эффективность методики путем проведения эксперимента.

        Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

        Как свидетельствует характерный памятник этой малоизвестной эпохи, написанный на санскрите сборник трактатов Аюр - Веда - Гараки, - коренное население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. В то же время советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.

В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов. Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.

Философская система йоги исходит из того распространенного среди народов древнего мировоззрения, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной - дыханием, жизненной силой. Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны - чакры. В низшем из них - в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника - свернувшись, дремлет источник жизненной силы, так называемая "змея кундалини", которая под влиянием упорно выполняемых умственных и физических упражнений просыпается и, ползя вверх от чакры к чакре, достигает макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи. Самадхи - это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия, покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья. Отсюда остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю чакру, в результате чего йог - через покинувшее его тело второе "я" - приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством, образующим мироздание.

Китайские хроники, относящихся к периоду VIII-VI веков до н. э., информируют, что первые ростки физической культуры, получившей развитие в долине Хуанхэ и Янцзы, появились в начале III тысячелетия до н. э. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в хрониках часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 году до н. э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Как свидетельствуют записи в хрониках, и в тот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях.

Восточные оздоровительные системы - это целостные .комплексные направления социокультуры Востока, сочетающие функции оздоровления, лечения, образования и тренировки, воздействующие не только на отдельные органы и системы, но и на весь организм человека в целом, на его духовное, нравственное и физическое здоровье, это наука о духовном и физическом совершенствовании человека.

Существует несколько известных методик физической культуры востока:

  • Йога
  • Гимнастика цигун
  • Кун-фу
  • Ушу
  • Тайцзицюань
  • Джиу-джитсу
  • Таэквондо
  • Кэмпо
  • Дзюдо
  • Карате
  • Самбо и др.

Основной особенностью восточных оздоровительных систем является отношение к проблеме Высшего "Я", которое объединяет воедино все стороны и формы проявления бытия во всех философско-мировоззренческих учениях -это соединение с Абсолютом, познание себя как части Абсолюта и контроль своего психофизического состояния, которые являются методологической основой восточных оздоровительных систем - даосизма, буддизма, индуизма, конфуцианства.

Такой подход обусловил многие специфические особенности как теоретико-методологических, так и практических основ применения восточных оздоровительных систем. Очень важной, в теоретическом и практическом плане, чертой восточных оздоровительных систем является, например, неразрывность союза самосознания занимающегося в состоянии медитации - как статической (сидячая медитация), так и динамической, т.е. при выполнении упражнений, с высшим Сознанием.

Восточные оздоровительные системы включают в себя: медитативные практики; восточные оздоровительные гимнастики, восточную медицину; восточные единоборства.

Главной особенностью восточных оздоровительных систем является использование различных медитативных практик в арсенале своих средств. Медитативные практики Востока - это специальные методики, применяющиеся в различных сферах восточной культуры и искусства и предназначенные для расширения умственно-психических возможностей человека, достижения озарения и прозрения в результате длительного размышления в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума.

Йога - учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений.

Характерные отличия системы йогов от обычных физических упражнений состоят в том, что почти все физические упражнения связаны с быстрыми и энергичными движениями, а упражнения йоги включают в себя преимущественно плавные движения или статические позы, которые выполняются с полной концентрацией внимания и сопровождаются полным расслаблением мышц и нервной системы. После занятий физическими упражнениями по западным методикам человек испытывает утомление, а упражнения йогов, если их выполнять правильно, не оставляют никаких неприятных ощущений.

Йога подразделяется:

  • В зависимости от философских и религиозных направлений - на даосскую, буддийскую, тантрическую, индуистскую или ведическую.
  • По способу постижения "Я" и Истины или Нирваны - на низшую (Карма йога, Мантра йога, Хатха йога, где основное внимание в практике уделяется 1-4 ступени, объектом выступают принципы Яма и Нияма, или телесные аспекты , и высшую (Раджа йога, Бхакти йога, Кундалини йога, Сахаджа йога и т.п.), где постижение Истины происходит через контроль эмоций, мыслей, концентрацию внимания и углубленную медитацию.
  • По времени образования - на классическую (Хатха йога, Бхакти йога, Кундалини йога, Раджа йога и др.), возникнувшую до XX пека н.э., и неоклассическую (Интегральная йога, Пурна йога, Агни йога, Сахаджа йога, трансцедентальная и др.), появившуюся в XX веке.

Классический йогический путь оздоровления и духовного совершенствования предполагает восемь ступеней (Патанджали):

1. Яма (общие нравственные требования).

2. Нияма (дисциплина).

3. Асана (позы).

4. Пранаяма (управление дыханием).

5. Пратьяхара - выключение чувств, введение чувств под контроль бодрствующего сознания, не связывание мыслей с внешним миром.

6. Дхарана (концентрация).

7. Дхьяна - медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.

8. Самадхи - созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.

Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.

В подростковом возрасте дети активно развиваются, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и сосредоточенности, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и справляться со стрессами повседневной жизни.

Молодые люди в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет отличаются более высокой силой и энергией. Они уже способны постичь тонкие особенности техники выполнения отдельных асан, поэтому могут заниматься йогой более интенсивно.

Исследование.

Цель исследования: определить эффективность методик йоги в учебном процессе на занятиях физической культурой среди студентов.

Задачи исследования:

  • Измерить показатели гибкости, ловкости и скорости до проведения занятий физической культурой с применением методик йоги.
  • Провести эксперимент.
  • Измерить показатели гибкости, ловкости и скорости после проведения занятий физической культурой с применением методик йоги.
  • Сравнить результаты.

Для подтверждения эффективности восточных методик, и в частности йоги, было проведено исследование среди студентов. Объектом исследования стали студенты группы ОП 11-11. Применение методик йоги было обусловлено развитием гибкости суставов, общим улучшением здоровья.

Базовые занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), а занятия, направленные на развитие гибкости, проводились дополнительно в среду и пятницу в течении 35 минут. Занятие состояло из трёх частей: вводная, основная и заключительная.

В подготовительной части занятия занимающиеся выполняли общеразвивающие упражнения на крупные мышечные группы для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящим упражнениям на растяжение.

Основная часть включала в себя выполнение комплексов упражнений из системы йога, предложенных в экспериментальной методике. Также выполнялись упражнения, связанные с развитием физических качеств (быстрота, силовые способности, выносливость и т.д.). Комплексы данных упражнений были дифференцированы по дням недели, которые направлены на максимальное развитие гибкости мышечных групп и суставов.

В заключительной части занятия проводились контрольные забеги (на время), эстафеты, соревнования.

При оценивании эффективности разработанной методики, были получены достоверные результаты улучшения скоростных показателей (бег 30 м (с), ловкости (бег 3х10 м (с), и гибкости (выкруты прямых рук назад с использованием гимнастической палки (см); наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (см); наклон вперед сидя, ноги врозь (см); приведение и отведение голеностопного сустава из положения сидя (см).

Результаты исследования приведены в таблице.

До занятий

После занятий

Бег 4х9м (с)

Бег 6 мин (м)

Гибкость

Бег 4х9м (с)

Бег 6 мин (м)

Гибкость

Девушки

11,6

1150

0,34

10,5

1430

0,44

Молодые люди

11,0

1280

0,32

9,9

1550

0,43

В таблице указаны средние показатели.

В структуре занятия статические упражнения на растягивание выполняются медленно и осторожно, при ритмичном и глубоком дыхании. Нагрузка дозируется на мышечные группы с помощью равномерного растягивания до появления слабых болевых ощущений.

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а в перерывах можно выполнять медленный бег или элементы активного отдыха.

Для того, чтобы эффективность предложенных комплексов упражнений была выше рекомендуется проводить занятия с использованием асан из йоги индивидуально, используя внеурочные формы, а также в домашних условиях.

Вывод.

После изучения теоретических и практических подходов к моделированию здорового образа жизни средствами физической культуры Востока, можно сделать вывод, что в учебном процессе на уроках физической культуры в высших учебных заведениях, использование предложенных упражнений из системы йога, для восстановления после физической нагрузки, развития гибкости суставов и общего улучшения здоровья, актуальны.

Отсюда можно сделать вывод о пользе применения методик йоги в учебном процессе. Их выполнение будет положительно сказываться не только на здоровье, но и на интересе к самим занятиям физической культурой среди студентов.

Список литературы:

  1. Иванов, Ю.М. Йога и психотренинг / Ю.М. Иванов. - М. - 1991. - (библиотека йога и экстрасенса).
  2. Лахманчук, Г.Е. Йога - ключ к здоровью / Г.Е. Лахмачук - Краснодар: сов. Кубань, 1997.
  3. Игнатьева, Т.П. Практическая хатха-йога. / Т.П. Игнатьева. СПб.: Нева, 2003.
  4. Ли Юаньго. Даоцзяо цигун яншэнсюэ (Даосская терапия «цигун»), Чэнду: Изд-во медицины, 1988.


[1]© Пылайкина А.А., Трямкина Ю.М., 2014


Поделиться:

Как нарисовать зайчика

Горка

Прекрасное далёко

Твёрдое - мягкое

Фокус-покус! Раз, два,три!