• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Забудь про лень - чисти зубы дважды в день!"

Опубликовано Юркова Галина Александровна вкл 05.03.2015 - 22:28
Юркова Галина Александровна
Автор: 
Жуков Илья, 2 класс

Исследование причин необходимости ежедневной чистки зубов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Забудь про лень - чисти зубы дважды в день899.72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление общего и профессионального образования

 администрации Чайковского муниципального района

VIII муниципальная конференция исследовательских работ учащихся

учреждений общего и дополнительного образования

«Я - исследователь»    

МАОУ СОШ № 10

Исследовательская работа

«ЗАБУДЬ ПРО ЛЕНЬ – ЧИСТИ ЗУБЫ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ»

Направление:  здоровье  

 

Выполнил: Жуков Илья

ученик 2 «Б» класса

МАОУ СОШ № 10

Руководитель: Юркова Г.А.

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 10

г. Чайковский, 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………...…………….…...3

ГЛАВА 1. Зачем чистить зубы?…………………………………………….......4

1.1.Что такое зуб?  ....................................................................................................4

1.2.Строение зуба……………………………………………………………......4

1.3.Кариес………………………………………………………………...............5

1.4.Профилактика кариеса……………………………………………………....6

1.5. Правила гигиены полости рта. ……………………………………...............7

ГЛАВА 2. Экспериментальная часть……………………………………………9

2.1. Эмаль зубов может повреждаться от резкой смены горячей и

холодной пищи………………................................................................................9                                           2.2. Химическое взаимодействие  кислоты  и

соединений кальция.……........................................................................................9

2.3. Влияние зубной пасты на прочность зубной эмали…………………...…..9

2.4. Узнать, как мои одноклассники ухаживают за зубами…………..……....11

2.5. Консультация  стоматолога…………………………………………….....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….…………….…15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….…..17

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...18

Введение

Меня зовут Илья. Мне 8 лет и я учусь во 2 классе. Мне  очень нравится учиться в школе, так как я узнаю много нового и интересного, но я не люблю чистить зубы. Мама всегда заставляет их чистить перед сном и после завтрака. Но так ли это необходимо?

Цель – выявление причин необходимости чистки зубов.

Задачи:

  1. Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены.
  2. Познакомиться  с правилами   чистки зубов.
  3. Выяснить взаимодействие кислоты, смены температуры, влияние зубной пасты на прочность зубной эмали.
  4. Проконсультироваться у специалистов.
  5. Провести анкетирование.

Гипотеза: я считаю, что зубы нет необходимости  чистить, да ещё и два раза в день. Где я их могу замарать?

Объект исследования – уход за зубами

Предмет исследования - зуб

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы.
  2. Анкетирование.
  3. Эксперимент.
  4. Беседа со специалистами.

ГЛАВА 1. Зачем чистить зубы?

  1. Что такое зуб?

Зуб - это такая же часть нашего организма, как и любой другой орган.
По своей функции зубы делятся на резцы и клыки, которые предназначены для отрезания и отрывания пищи и жевательные (коренные) зубы, которые предназначены для перетирания (измельчения) пищи. Потеря тех или иных зубов ведёт к нарушению механической обработки пищи в полости рта со всеми вытекающими последствиями, не говоря уже о косметическом дефекте при отсутствии передних зубов.

У человека за весь период жизни зубы вырастают дважды.

Первые зубы появляются у ребёнка на первом году жизни. До двух с половиной – трёх летнего возраста их становится 20. К двенадцатилетнему возрасту первые зубы полностью меняются на постоянные зубы и больше смены зубов не наступает. [3]

  1. Строение зуба

По своему морфологическому  строению зуб имеет твёрдые ткани (эмаль, дентин, цемент) и мягкую ткань (пульпа – в народе её называют «нерв зуба»). (Приложение1. Рис.1)

То, что мы видим в полости рта, это эмаль, она покрывает коронку зуба. Эмаль относится к самой твёрдой части нашего организма. Строение эмалевых призм по твёрдости учёные сравнивают со строением алмаза.

Под эмалью зуба находится менее твёрдая ткань – дентин. Он напоминает костную ткань, пронизан огромным числом тончайших канальцев – до 50 тысяч на квадратный миллиметр поверхности.  Дентин корня зуба покрывает цемент, его строение тоже напоминает костную ткань, и он отвечает за прикрепление зуба к костной ткани челюсти.

В центре коронки зуба и в корнях имеются полости, которые соответственно называются – полость зуба и корневой канал. Эти полости заполнены мягкой тканью зуба - пульпой. Она представлена кровеносными сосудами, лимфатическими сосудами, нервами, а также специальными клетками – одонтобластами. Эти клетки имеют отростки, которые проникают во все дентинные канальцы и заканчиваются на границе дентина с эмалью и очень чувствительны. Вот почему когда разрушение (кариес) эмали доходит до границы с дентином, зуб начинает реагировать болью на химические раздражители (сладкое, солёное …) и температурные раздражители. Так как пульпа зуба находится в замкнутом пространстве, то любой воспалительный процесс в ней вызывает отёк и это вызывает  сильнейшие боли. [3]

  1. Кариес

Кариес зубов (от латинского слова гниение) проявляется в постепенном разрушении твёрдых тканей зуба (эмали, дентина) с образованием полости различной формы и величины. Поражение зубов у детей и подростков кариесом зависит от медико-географических и бытовых условий жизни, возраста, состояния организма, характера питания, степени ухода за полостью рта.

У зубов три врага.

Первый враг – налёт, в котором «процветают» микроорганизмы. В процессе своей жизнедеятельности они выделяют молочную кислоту, разрушающую зубы.

Второй враг – сахар. Это не только продукт питания и жизнедеятельности микроорганизмов. Он срабатывает как клей, намертво «приваривая» зубной налёт к зубам.

Третий враг – недостаток микроэлемента фтора.

Сохранить зубы здоровыми на протяжении всей жизни важно и необходимо. Тем не менее, многие не соблюдают необходимые профилактические мероприятия и тем самым способствуют развитию заболеваний зубов.[4]

  1. Профилактика кариеса

Профилактика кариеса играет очень большую роль в здоровье человека. Больные зубы часто являются источником инфекции, откуда она по кровеносным и лимфатическим сосудам попадает в различные внутренние органы и нередко приводит к тяжёлым заболеваниям всего организма.

Имеется комплекс профилактических мероприятий, способствующих снижению кариеса зубов. Он включает общеоздоровительные мероприятия, рациональное питание, гигиенический уход за полостью рта, введение в организм микро- и макроэлементов, витаминов и др. биологически - активных веществ, укрепляющих структуру зубных тканей. В систему профилактических мероприятий обязательно входит санация полости рта у стоматолога. В зависимости от активности кариозного процесса и интенсивности поражения зубов кариесом дети должны санироваться (осматриваться и при необходимости лечиться) от 1 до 3-х раз в год с проведением профилактических мероприятий. Важная роль в профилактике кариеса принадлежит характеру питания. Существует прямая связь между количеством употребляемых углеводов и кариесом. Однако решающее значение имеет длительность пребывания углеводов в полости рта. Поэтому необходимо запомнить несколько советов:

  •  не есть сладкого на ночь
  •  не употреблять сладкое как последнее блюдо при приёме пищи
  •  не есть сладкое между приёмами пищи
  •  после приёма сладкого обязательно прополоскать рот водой.

И ещё один немаловажный момент в профилактике кариеса зубов – это повышение сопротивляемости организма к различным вредным воздействиям. С этой целью следует соблюдать здоровый режим труда и отдыха, обеспечивать достаточный, полноценный сон, заниматься физкультурой и спортом, обязательны прогулки на свежем воздухе.[4]

  1. Правила гигиены полости рта

Многих проблем с зубами можно избежать, если соблюдать основные правила гигиены полости рта.

Первое условие сохранения зубов здоровыми – это правильная их чистка. Последовательность действий, при чистке зубов следующая:
1. Расположите щетку под углом 45 градусов к поверхности
зуба; начните чистку при несомкнутых зубных рядах.
2. Начните чистить
зубы верхней челюсти со щечной поверхности.
3. Возвратно-поступательными движениями в горизонтальном и вертикальном направлении почистите внутренние поверхности
зубов, обращенные к языку.
4. Приступите к чистке жевательных поверхностей
зубов. Необходимо выполнить 10-15 движений с каждой стороны изо рта наружу.
5. При чистке передних
зубов расположите щетку перпендикулярно зубному ряду.
6. Круговыми движениями щетки проводят массаж верхних и нижних десен. (Приложение 1. Рис.2)

Что касается средств для гигиены полости рта, то основное средство – это зубная щетка, которая является наиболее эффективным приспособлением для ежедневного очищения зубов и десен от зубного налета.
Помимо зубной щетки в вашем арсенале средств ухода за
зубами должны присутствовать ополаскиватели и зубные нити.

Общие рекомендации по гигиене полости рта звучат следующим образом:
*         щетку необходимо менять каждые три месяца;
*         щетка должна быть жесткая (HARD), т.к. она еще осуществляет массаж десны;
*         чистить
зубы нужно до и после завтрака;
*         необходимо несколько раз в день полоскать полость рта специальным лосьоном или настоями трав (ромашка, шалфей);
*         во время чистки желательно прочищать межзубные промежутки специальными нитями - флоссами, и никогда зубочистками, т.к. они травмируют десну;
* на чистку должно затрачиваться не менее трех минут.

Таким образом, чтобы избежать кариеса, и других заболеваний полости рта, необходим тщательный уход за зубами.[1]

Правильная гигиена полости рта – экономит колоссальное количество Ваших средств, делает регулярные визиты к стоматологу только профилактическими и всю жизнь сохраняет Ваши зубы и десны здоровыми.[2]

ГЛАВА 2. Экспериментальная часть

Изучив информацию об уходе за зубами и о том, что зубная паста помогает укрепить эмаль зубов,  мы решили  провести эксперименты.

2.1 Эксперимент 1. Эмаль зубов может повреждаться от резкой смены горячей и холодной пищи

Для эксперимента необходимо:

Кусочек стекла, зажжённая свеча,  и посуда с холодной водой.  

Нагрел стекло на огне, а потом опустил в холодную воду - стекло потрескалось. Из опыта становится ясно, что зубы надо беречь от резкой смены температуры.

2.2 Эксперимент 2. Химическое взаимодействие

кислоты  и соединений кальция

Яичная скорлупа, как и зубная эмаль, состоит из кальция.

Нам потребовались:  2 куриных яйца, уксус, 2стакана и 2 крышки.

Порядок выполнения:

Мама приготовила  9% раствор уксусной кислоты. Поверхность одного яйца обработал зубной пастой, и аккуратно положил в кислоту. Другое яйцо положили в необработанном виде в аналогичный раствор. Сравнили полученный результат. Обработанное яйцо сохранило свои свойства, а скорлупа другого яйца стала мягкой.

Вывод: В зубной пасте содержатся вещества, укрепляющие и защищающие зубную эмаль.

2.3  Эксперимент 3. Влияние зубной пасты

на прочность зубной эмали

Материал для исследования - зубная паста.

Необходимое оборудование: стеклянная тарелка, металлическая крышка, вода, прозрачный стаканчик, лук.

  • Есть ли у пасты запах? Понюхал лук, воду, зубную пасту.

Вывод: У зубной пасты приятный запах.

  • Легко ли смыть пасту с зубов?

В стакан с водой выдавил пасту, размешал. Вода окрасилась в цвет пасты.

Вывод: Паста растворяется в воде. С помощью воды легко смывается с зубов.

  • Очищает ли паста зубы?

Взял металлическую крышку, нанес на него пасту, потер зубной щеткой часть предмета. Остальную часть не трогал. Сравнил результат. Место, протертое зубной пастой блестит.

Вывод: Зубная паста хорошо очищает твердые поверхности.

  • Какие факторы вредны для зубов? Что может произойти с гладким блестящим камнем, если его поцарапать острым предметом?

Оборудование: камень, лупа, шило.

а) Камень поцарапал ногтем. Рассмотрел через лупу. Зафиксировать результат.

Вывод: На камне не осталось следов.

б) Поцарапал поверхность камня острым предметом (шилом). Рассмотрел через лупу.  На поверхности остались царапины, трещинки.

Вывод: Поверхность камня, как и зуба, достаточно прочная, но портится при механических повреждениях. Нельзя грызть твердые, острые предметы зубами.

Проведенные опыты помогли расширить и уточнить представления о зубах, о свойствах предметов по уходу за полостью рта. Подвести к осознанию необходимости правильно ухаживать за зубами, беречь зубы от механических повреждений, есть меньше сладкого. Яичная скорлупа, как и эмаль зуба, состоит из кальция и эксперимент с яйцом позволил сделать  вывод, что зубная паста не только хорошо очищает, но и защищает зубы. Отсюда следует вывод, что есть продукты, в которых содержится много кальция они полезные для зубов это молочные, а кислые сладкие продукты вызывают повреждение эмали, что приводит к разрушению зубов.

  1. Опрос сверстников

Для того чтобы разобраться в том, насколько правильно школьники ухаживают  и имеют представления о зубах, мы решили провести анкетирование. (Приложение 2)

В анкетировании участвовали: 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 2 «Г», 2 «Д» классы МАОУ СОШ №10. Было опрошено 138 детей. Обработав полученные результаты, мы выяснили:

  1. Болели ли у вас зубы?

61% ответили да, 39%-нет. (Приложение 3. Диаграмма 1)

  1. Знаешь  ли, что такое кариес?

72% сказали да, 28% - нет. (Приложение 3. Диаграмма 2)

  1. Почему болят зубы?

54% считают,  что не чистят зубы, 44%- едят сладкое, 2% - не знают ответа. (Приложение 3. Диаграмма 3)

  1. Какие продукты необходимы  для зубов?

22% детей  ответили молочные продукты (молоко, кефир, творог, сыр),  61% фрукты и овощи, 17% не знают. (Приложение 3. Диаграмма 4)

  1.  Сколько раз в день ты  чистишь  зубы?

1 раз в день-15 %, 2 раза в день- 73 %, 3 раза -9%, не чистят-3 %. (Приложение 3. Диаграмма 5)

  1. Знаешь ли ты как правильно чистить зубы?

91%- ответили да, 9% – нет. (Приложение 3. Диаграмма 6)

  1. Сколько времени  ты тратишь на чистку зубов?

3 мин.-15 %, 2 мин.- 42%, 1 мин.-40%, 3%- не чистят вообще. (Приложение 3. Диаграмма 7)

  1. Проверяешь ли ты зубы у стоматолога?

74% - да, 26% - нет. (Приложение 3. Диаграмма 8)

  1. Лечили ли тебе зубы?

85% - да, 15% нет. (Приложение 3. Диаграмма 9)

  1. Знаешь ли ты сколько раз в год надо посещать стоматолога?

35% - знают, 65% -не знают. (Приложение 3. Диаграмма 10)

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть ребят  правильно и постоянно ухаживают за полостью рта и имеют хорошие и крепкие зубы.

  1. Консультация стоматолога

Изучив литературу, проведя опыты, анкетирование, я направился на консультацию к стоматологу. После осмотра зубов решил пообщаться с Надыршиной Верой Васильевной.

Вопрос:         Обязательно ли чистить зубы и зачем?

Ответ:  Да обязательно. Если не следить за  зубами и не лечить их при необходимости у стоматолога,  появляется маленькая дырочка, она может стать очагом инфекции, опасной и вредной для здоровья и самочувствия.

Вопрос:           Сколько раз надо чистить зубы в какое время?

Ответ: На самом деле было уже много споров по этому поводу. Но из последних данных я могу точно сказать, что идеальным вариантом является чистка до и после завтрака. Если возможности после завтрака почистить зубы нет, то рекомендуется скушать яблоко или пожевать жевательную резинку,  однако не более 5 минут.

Вопрос: От чего образуется кариес  и что это  такое?

Ответ:  Кариес - это разрушение ткани зуба в результате бактерий.

Причины:

  • Несбалансированное питание и плохая питьевая вода;
  • Наличие различных заболеваний;
  • Генетическая предрасположенность;
  • Стрессы, радиация и другие факторы, которые могут воздействовать на человеческий организм;
  • Плохая гигиена полости рта.

Вопрос:         Какие продукты полезны для зубов?

Ответ: _        Если же каждый день съедать по 1-2 сырых фрукта или овоща, то отложений на зубах будет меньше, а дёсны получат отличный массаж.  Полезных и необходимых для зубов веществ содержится в свекле, моркови, огурцах, яблоках, других овощах и фруктах: это витамины, минералы, органические кислоты и т.д.

Не меньше пользы приносит свежая зелень: Сельдерей, петрушка, укроп, лук, чеснок, салат убивают бактерии, отбеливают зубы и укрепляют дёсны.

Молочные продукты полезны для всего организма в целом – это известно, и на зубы они тоже оказывают положительное воздействие. Сыр предупреждает развитие кариеса, так как в нём много кальция; творог тоже улучшает состояние костной ткани.

Вопрос:          Сколько раз в год надо посещать стоматолога?

Ответ: Взрослым людям необходимо посещать стоматолога 2 раза в год, а детям и того чаще — каждые 3-4 месяца. Даже если ничего не беспокоит.

Вопрос:  Ваши пожелания детям.

Стоматолог:  Я скажу только одно слово — профилактика. Слово маленькое, но очень емкое. Начинайте профилактику с самого детства.

Несложные рекомендации:

• соблюдай гигиену полости рта. Устранение пищевых остатков с помощью зубной нити, удаление налёта зубной щёткой, полоскание рта после еды, массаж дёсен, употребление твёрдой пищи — всё это является надёжной защитой от кариеса;

• правильно питайся.  Приём пищи через определённые интервалы 4 раза в сутки. Необходимо ограничить употребление сахара, печенья, конфет, пирожных, сладкой газированной воды и мучных изделий;

• посещай стоматолога 2—3 раза в год. Ходи на осмотр к врачу, даже если тебе кажется, что с зубами и дёснами у тебя всё в порядке;

• ешь много овощей и фруктов. Организм должен получать все необходимые минеральные вещества и витамины, чтобы зубы всегда были крепкими и здоровыми;

• чисти зубы после каждого приёма пищи. Если в школе у тебя нет возможности почистить зубы после еды, то дома после завтрака и ужина чистить зубы надо обязательно;

• если у тебя заболели зубы или дёсны, скажи об этом родителям. Они запишут тебя на приём к стоматологу — все проблемы легче решаются, когда к врачу обращаются вовремя.

Помни: больной зуб — входные ворота для микробов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвинутой гипотеза полностью опровергнута в процессе всей исследовательской работы. За зубами ухаживать надо начинать пока они молочные, чтобы избежать повреждения зачатков постоянных зубов. Ещё в ходе работы я научился правильно чистить зубы.  

Проведя исследование и узнав много нового, важного и интересного о зубах, мы пришли к такому выводу: разрушение зубов или кариес вызывает кислота, которую выделяют бактерии, живущие в полости рта. Эти бактерии питаются остатками пищи и обожают сладости и газированные напитки. Так же из опыта мы поняли, что эмаль зубов надо беречь от резкой смены горячей и холодной пищи. Поэтому,  чтобы зубы были здоровыми и не разрушались, нужно тщательно и регулярно следить и ухаживать за ними.
Мы вывели правила, которые помогут сохранить наши зубы здоровыми:
1) Чистим зубы детской пастой со фтором утром перед завтраком и вечером перед сном;
2) После каждого перекуса поласкаем рот специальным полосканием для полости рта или просто водой;
3) Используем зубную нить, чтобы удалить остатки пищи между зубов;
4) Ограничиваем сладости, чипсы, газированные напитки, поп корн;
5) Не пьем горячий чай после мороженого;
6) Бросаем вредную привычку грызть карандаши, ручки и ногти;
7) Посещаем стоматолога 2 раза в год;
8) Едим продукты, содержащие кальций;
9) … И почаще улыбаемся ...

Думаем, что результаты нашей работы  можно применить для обучения детей  правильному уходу за зубами в детском саду, в школе.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. http://www.dantistforum.ru/index.php?showtopic=353/Правила гигиены полости рта
  2. http://www.dentalmechanic.ru/prophylaxis/oral-hygiene/Гигиена полости рта
  3. http://tat-21.ru/chto-takoe-zub/Что такое зуб
  4. http://tat-21.ru/roditelym-o-profilaktike/ Что должны знать родители о профилактике кариеса

Приложение

Приложение 1

Рис.1. Строение зуба

.

Рис.2 Правила чистки зубов

        

        

Приложение 2

Анкета

Класс_______

1. Болели ли у вас зубы?    да___     нет___

2. Знаешь ли ты, что такое кариес? да____   нет____

 3.  Почему болят зубы?________________________

4.  Какие продукты необходимы для зубов?____________________________

5. Сколько времени ты тратишь на чистку зубов?_________________
6. Сколько раз в день ты чистишь зубы?__________________
7. Знаешь ли ты как правильно надо чистить зубы? Да______ нет_____

8. Проверяешь ли зубы у стоматолога? Да___ нет____

9. Лечили  ли тебе зубы? Да_____  нет_____

10.Знаешь ли ты сколько раз в год надо посещать  стоматолога?  

Да____ нет____

             

Приложение 3

Результаты анкетирования

       

Диаграмма 1.                                             Диаграмма 2.

                          

Диаграмма 3.                                              Диаграмма 4.

                   

Диаграмма 5.                                                 Диаграмма 6.

               

Диаграмма 7.                                                     Диаграмма 8.

Диаграмма 9.

Диаграмма 10.


Поделиться:

Компас своими руками

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Цветущая сакура

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны

Ребята и утята