• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Как сделать отдых на перемене полезным для здоровья и интереным для ума"

Опубликовано Силякова Светлана Николаевна вкл 12.03.2015 - 15:36
Силякова Светлана Николаевна
Автор: 
Пискаева Ангелина

Игра на перенмене необходима не только для развлечения и снятия умственной усталости после работы на уроке, но и для укрепления отношений с учащимися в классе (появлению новых друзей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_kak_sdelat_otdykh_na_peremene_poleznym_dlya_zdorovya_i_uma.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Городское Управление образованием

Администрации городского округа Саранск

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Как сделать отдых на перемене полезным для здоровья и интересным для ума?»

г.о. Саранск, 2014г

Содержание

     Актуальность проблемы                                                                                                                    

1. Изучение объекта исследования

1.1 Цель, задачи, объект исследования, методы и  приёмы работы,  гипотеза                                                

1.2 Перемена в школе – это смена видов деятельности

1.3 Экспериментальная часть. Выводы.                                                                          

1.4 Гипотеза подтвердилась! Выводы.                                                                              

1.5 Спасибо за помощь!                                                                                                    

2.  Список  литературы                                                                                                      

«Как сделать отдых  на перемене полезным для здоровья и интересным для ума?»

 Актуальность

 Я учусь в 4 классе. Мне 10 лет. С первого класса меня интересовал вопрос: «Почему ребята, по разному ведут себя на переменах?  

Я решила провести свое исследование, которое поможет мне определить – как сделать перемены интересными для учащихся?  Этот факт определил тему моего исследования.

1.1 Цель: организация отдыха учащихся на перемене с учётом их индивидуальных интересов.

Задачи:

понаблюдать, что делают на переменах ребята;

изучить, от чего  зависит их поведение на перемене;

выяснить, как организовать содержательный отдых на перемене;

улучшить дисциплину на переменах, повысить интерес к школе.    

Объект исследования – поведение школьников на переменах.

Методы и приемы работы: 

сбор информации из разных  источников;

чтение  литературы;

обсуждение, анализ, полученной информации;

собственные наблюдения, анкетирование, опрос

анализ собственной деятельности, мира своих увлечений

Гипотеза: игры на переменах могут способствовать повышению уровня интеллектуального развития, творческого потенциала и инициативности.

 1.2.  В первую очередь, мы выяснили, что такое «перемена», оказалось, что в словарях русского языка нет точного определения этого слова. В «Словаре синонимов и антонимов русского языка» я нашла синонимы этого слова - перемена - изменение, смена, чередование. Я пришла к выводу, что перемена в школе - это смена видов деятельности.
Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:
- кто-то просто ходит по коридору;
- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;
- кто-то увлеченно общается с друзьями;
- кто- то спускается в столовую, чтобы перекусить;
- кто-то с друзьями играет в игры;
- кто-то общается по телефону.

Но есть много опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены:
 На перемене дети дерутся.
На перемене дети высовываются из окна, толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам.
Баловство до добра не доводит - это известно..
Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…
    Как сделать перемены интересными для учащихся?

Занятия в нашей школе начинаются в 8 часов 30 минут. Ребята приходят в 8 часов. Эти 30 минут они проводят пассивно, поэтому не у всех детей бодрое и приподнятое настроение. Продолжительность урока - 45 минут. В графике предусмотрены большие перемены (20 минут) после 2,3 урока, остальные по 10 минут. Таким образом, для учеников нашего класса, работающего по расписанию 5 уроков, 60 минут школьного времени отводится на перемены! Это немало!

В нашем классе 22 человека, из них 10 мальчиков. Известно, что мальчишки народ активный, шумный и очень подвижный. На перемене некоторые из них шумят, активно общаются. Двигаются, сталкиваются друг с другом, падают.

Учитывая выше сказанное, наш учитель Светлана  Николаевна предложила поразмышлять над темой « Как проводить перемены, чтобы было интересно и полезно для нас» и реализовать исследовательский проект» Наши перемены».

Наша поисковая деятельность  была направлена на решение проблемы:  «Мы хотим, чтобы нам было интересно на перемене, но не знаем как». Учащиеся нашего класса были распределены на группы с учётом пожеланий. На защите проектов каждая группа предложила свой вариант проведения перемен. Одна группа предложила играть в настольные игры, другая – решили проводить подвижные игры подходящие для помещения, третья - выбрала интеллектуальные игры.

В результате каждый ребёнок мог провести перемену с учётом его интересов, улучшилась дисциплина на переменах, повысился интерес к школе.

При проведении подвижных игр мы заметили, что одни ребята оставались в классе, другие - выходили в коридор и стоя у стены наблюдали за другими детьми, в то время как большинство активно играли в игры. Почему так, по разному ребята ведут себя? Мы решили понаблюдать за поведением ребят на перемене. Нам захотелось  больше узнать о себе. Мы обратились за помощью к классному руководителю, она пригласила на классный час школьного психолога. Психолог Ольга Михайловна объяснила нам, что различное поведение ребят на перемене не случайно. Дети по своему восприятию информации и на уроке и на перемене делятся на три группы: аудилы, визуалы и кинестетики.

Так визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы или понаблюдать за одноклассниками. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось « рот держать на замке». Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

1.3 Экспериментальная часть.

Нам захотелось ещё больше узнать о себе. Мы обратились к различным источникам информации, нашли тест на определение типа поведения  и провели в классе анкету для определения  типа поведения ребят, для того чтобы больше понимать друг друга, не ссориться и быть дружным классом. На эти вопросы мы отвечали в классе и попросили ответить своих родителей.

 И вот какая картина у нас получилась: в нашем классе визуалы -40%, аудиалы-40%, кинестетики -20%.Исходя из этих данных мы пришли к выводу:

Визуалы

любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы, рассматривать картинки в книжке


Аудиалы

любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры – обсуждать, доказывать, придумывают различные сказки, игры

Кинестетики

любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом

1.4   Об этом мы рассказали родителям. Многое они почерпнули и для себя. Разумеется, очень важно общаться с ребёнком на его «языке». Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Мы создали памятку для родителей, которая поможет лучше понять нас при выполнении дом. задания. Не портить настроение  ни себе, ни нам.

В заключении я хочу сказать, что для себя я открыла много интересного в организации содержательного отдыха на перемене. Собранный материал можно использовать как учителю, так и ребятам.
1.5 Гипотеза подтвердилась!  Игра  на перемене необходима не только для развлечения и снятия умственной усталости после работы на уроке, но и для укрепления отношений с учащимися класса (появлению новых друзей).

1.6 Ожидаемые результаты

  1. На переменах проводятся и разучиваются новые игры, и к ним привлечена большая часть ребят .
  2. Дети отличаются организованностью, между ними меньше происходит конфликтных ситуаций.
  3. Повысилась  двигательная  активность учащихся.
  4. Улучшилась работоспособность на уроке.
  5. Наметилось снижение уровня заболеваемости.

1.7 Выполняя проект, мы научилась проводить социологический опрос, обрабатывать информацию, работали с интернетом, отбирали материал, необходимый для моего проекта, учились систематизировать, выбирать главное, пополнили свой словарный запас.
    Мы считаем наш проект очень интересным, увлекательным и полезным для школьников любого возраста.

   За помощь в своей работе мы хотим поблагодарить  психолога нашей школы – Романову О. М.,  своего учителя  - Силякову С.Н..

2. Литература:

  1. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org  http://www.uchportal.ru
  2. Материалы электронных журналов «Здоровье», «Психология», «Классное руководство» за 2012, 2013 год.
  3. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
  4. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004 
  5. В.Д.Берестов «А в школе – перемена», Владимир, 2008 г.
  6. Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
  7. Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961
  8. Былеева Л. В. Русские народные игры. М., Советская Россия, 1988.
  9. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988
  10. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя д/с Под.ред Осокиной Т.И. М. Просвещение, 1989
  11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004
  12. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986
  13. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., просвещение, 1983
  14. Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991
  15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста, М., Просвещение, 1986
  16. Шитик С.М. Подвижные игры М., Физ. и спорт, 1955
  17. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
  18. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993

Приложения

  1. Правила поведения детей на перемене.

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).

2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься.

5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.

Банк

данных с играми  (игротека) разноуровневой подвижности.

Игры

Где найти

Упражнения для вводной гимнастики (лечебной физкультуры)

Комплексы упражнений

Учебники по физкультуре для всех классов

Подвижные игры

Игры с «кричалками» и «повторялками»

Разработки в папке «Школьная игротека»

Групповые игры

«Разорви цепь»,

«Воротца»,

 «Западня»,

 «Сторож»,

 «Море волнуется»,

 «Поймай замыкающего»,

 «Свободное место»,

 «Успей занять место»,

 «У медведя во бору»,

 «Обыкновенные жмурки»,

 «Рыбаки и рыбки»,

 «Поезд»,

 «Салки », «Салки с приседанием»,

 «Салки-елочки»,

 «Два стула и веревочка»,

 «Вьюны»

«Школьная игротека»

Книги:

- Былеева Л. В. «Русские народные игры»

- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

Командные игры

Успей взять кеглю

Сбей мяч

Бег за флажками

Перетягивание по кругу

Перестрелка

Точный удар

Игра «Пакет с секретом»

«Школьная игротека»

Книги:

- Былеева Л. В. «Русские народные игры»

Игры – эстафеты

Бег по кочкам

Эстафета с обручами

Посадка овощей

Бег сороконожек

Скорый поезд

Эстафета с мячами

Передал – садись

Мяч сквозь обруч

Рак пятится назад

Разработки в папке «Школьная игротека»

- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

Соревнования – поединки

Петушиный бой

Не теряй равновесия

Перетягивание с верёвкой

Эстафета со скакалками

Чемпионы скакалки

Дружно вместе каждый шаг

- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

Музыкальные игры, танцы

Успей передать

Музыкальные змейки

Приглашение

Найди свою пару

Если нравится тебе

Ходим кругом

Малоподвижные игры

Настольные игры

Шашки

Шахматы

«пазлы»

Интеллектуальные игры

Кроссворды , ребусы, шарады

Викторины,конкурсы

Школьная библиотека

Классные комнаты


Поделиться:

Новогодние гирлянды

Муравьиная кухня

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Воздух - музыкант

Рисуем зимние домики