Данная работа характеризует сложное время, когда происходило становление рыночной экономики. Показаны плюсы и минусы каждой из систем. Отражена характеристика функционирования завода в каждой экономической системе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 54.23 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Алтайского края
658060, Алтайский край, Первомайский район, с. Берёзовка, ул. Зелёная, 30
Тел. 8(38532)79661
e-mail: beresovka68@yandex.ru
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Переход предприятия из командной экономики в рыночную на примере ОАО "АлтайВагон"
Выполнила:
ученица 11б класса
Кунгурова Анастасия
Адрес:
658060, Алтайский край, Первомайский район,
С. Березовка ул. Парковая, 15
тел. 8 e-mail.ru:
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Моисеенко Ирина Михайловна
Адрес:
658060, Алтайский край, Первомайский район,
ул.
Тел. 8-e-mail:
с. Березовка, 2015
Оглавление
Введение стр. 2
двух системах стр. 12
Заключение стр. 15
Список литературы и источников стр. 16
Введение
Смена экономических режимов - очень интересное явление, как в экономическом, так и в историческом смыслах. В 90-х годах двадцатого века наша страна пережила переход из командной в рыночную экономику. Все помнят эти времена: тяжелый кризис, рэкет, большая инфляция и многое другое. Крупные предприятия и сама страна оказались в тяжелом положении, ведь ни первые, ни вторая не готовы были к таким резким переменам. Многие предприятия закрылись, так и не сумев перестроиться к новому укладу и побороть кризис. Но многие все же смогли удержаться на плаву и существуют в настоящее время. Меня очень заинтересовала данная тема и я решила её изучить и выяснить, как влияют две экономические системы на одно и тоже предприятие. Одним из таких предприятий является ОАО "Алтайвагон" и я рассматриваю эту тему на примере данного предприятия.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире экономика очень неустойчива, и никто не может сказать: "когда это явление придет снова?".
Целью моей работы является анализ развития предприятия ОАО "Алтайвагон" в условиях командной и рыночной экономики.
Задачи:
Объект исследования: история развития предприятия ОАО Алтайвагон.
Предмет исследования: возникшие трудности при переходе предприятия на «рельсы» рыночной экономики.
Методы:
Командная экономика.
Командная экономика - это система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления. Данная экономическая система получила такое название потому, что государство имеет право командовать, управлять экономикой, поскольку оно является единственным и полноправным собственником всех ресурсов, имеющихся в распоряжении общества. В системе с командной экономикой центральное правительство принимает все решения в отношении производства и потребления товаров и услуг.
Командная экономика состоит из:
1. Централизованного планирования производства;
2. Централизованного снабжения ресурсами;
3. Централизованного ценообразования;
Правительство же и решает главные вопросы экономики: «как, для кого и что?» производить. Собрав данные со всей страны, оно делает анализ и составляет план для каждого предприятия. Такой тип экономической системы присущ для авторитарного и тоталитарного политических режимов. Одним из ярких примеров использования командной экономики является СССР.
Этот тип экономической системы признан экономистами не эффективным. Он имеет ряд недостатков, которые могут привести к недопроизводству или перепроизводству.
Недостатки командной экономики:
1. Монополизация экономики;
2. Отставание в научно-техническом развитии;
3. Милитаризация экономики;
4. Недооценка человеческого фактора;
Несмотря на то, что командная экономика считается неэффективной, этот тип системы имеет ряд преимуществ.
Преимущества командной экономики:
1. Устойчивость при умелом руководстве;
2. Способность быстро мобилизовать ресурсы;
3. Отсутствие безработицы;
4. Низкие цены на потребительские блага;
5. Гарантия заработной платы;
6. Низкая дифференциация доходов;
Рыночная экономика.
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики. Рыночная экономика может варьироваться от вариантов гипотетического невмешательства и свободного рынка до вариантов регулируемых рынков. Эта система основана на частной собственности. Этот тип экономической системы характерен для демократических стран.
Рыночная экономика считается наиболее эффективной среди экономистов и имеет ряд преимуществ:
1. Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;
2. Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);
3. Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия;
4. Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии);
5. Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.;
6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг;
Но несмотря на преимущества, у нее так же есть ряд недостатков:
1. Стремление производителей к монопольной власти на рынке;
2. Нестабильность развития экономики, которая выражается в периодической смене подъемов и спадов;
3. Загрязнение окружающей среды;
4. Рост безработицы и инфляции;
5. Усиление социального и имущественного неравенства;
6. Отсутствие гарантий и прав граждан на труд, образование, медицинское обслуживание, социальную помощь;
7. Отказ от производства невыгодных общественных товаров, за которые невозможно взимать плату: дорог, мостов, маяков, линий электропередач;
Вывод: я проанализировала информацию о двух экономических системах и выяснила, что экономисты считают более выгодной рыночную систему.
2.«Алтайвагон» в условиях двух систем.
2.1 Завод в условиях командной экономики.
История "Алтайвагона" начинается в 1941 году, во время войны. В срочном порядке эвакуированный Днепродержинский вагоностроительный завод имени газеты "Правда" перебрасывают в маленькую тыловую станцию Алтайская. Первоначально его хотели разместить на площадях Чугунолитейного завода имени газеты "Правда", но из-за того, что Барнаульский завод технически не подходил специалистам Днепродержинского завода, предприятие решили базировать на площадях АлтДОЗа. В то время деревообрабатывающий завод был невыгоден руководству. К тому же, АлтДОЗ приносил убытки. Только за восемь месяцев накопилось 71912 рублей и 77 копеек, что по тем временам было очень большой суммой. Итак, 7 октября 1941 года В.C. Беркин - директор деревообрабатывающего завода, подписывает акт, в котором передает все имущество АлтДОЗа Днепредержинскому вагоностроительному заводу имени газеты "Правда" и свои полномочия новому директору- Мишкину В. Д. В наследство вагоностроителям достается: ТЭЦ, несколько деревянных складские помещения и железнодорожная сетка. Однако, "Алтайвагону" пришлось отдать часть своего оборудования чугунолитейному заводу. Рабочие, прибыв на новое место, думали, что будут заниматься привычным делом. Но фронту было необходимо оружие, поэтому предприятие начинает выпуск корпусов для снарядов и головок авиабомб. В военное время активно зарождаются соцсоревнования и стахановское движение. В июне 1942 года вагоностроители в два раза перевыполняют план по производству бомб и снарядов. В 1943 году приходит план на изготовление 100 платформ и столько же необходимо восстановить, при этом военная продукция пока что остается основной. В 1945 году завод полностью переходит на производство вагонов.
За период в пять лет с 45 по 50 е гг. началось активная застройка г. Новоалтайска и улучшение самого завода. У АВЗ появились свои пашни, сад завода зазеленел. Началось строительство новых цехов и участков. При "Алтайвагоне" в 1947 году открылась поликлиника номер 1, появилась пекарня. В 1949 году завершилась реконструкция стадиона, появилась своя футбольная команда. Освоены новые вагоны, среди них: 2-осные платформы грузоподъемностью 20 т, крытые 4-осные вагоны грузоподъемностью 40 т, 57-тонных цельнометаллических полувагонов.
В период с 50 по 60-е годы сменилось три директора. В 1950 году был назначен З. О. Морозов, за ним в 1956 - П. С. Попов, и в 1959 - М. Я. Перлин. Введена автоматическая сварка под флюсом. В 1952 году образован цех тракторных сцепов. В 1953 открыт филиал Барнаульского машиностроительного техникума с вечерней формой обучения. В 1954 открыт Дом культуры АВЗ. В 1956 году уложены 11 тысяч м2 бетонированных и асфальтированных дорог на территории завода. В 1957 году сдан в эксплуатацию РЗЦ. В 1958 установлен памятник В.И. Ленину. За эти годы появляются: 60-тонные вагоны, крытые вагоны для перевозки крупного рогатого скота, 6 типов крытых вагонов, гильзы для двигателей тракторов, полевые вагончики, сцепы для перевозки леса. [5]
В 1969 Перлина сменяет Н. Г. Черников. В цехах ведутся занятия с рабочими и ИТР по вопросам конкретной экономики. В 1969 открыт книжный магазин "Звездочка". В 1964 заводу присвоено звание "Коллектив коммунистического труда". В 1969 году заложена капсула с посланием потомкам. [3] В 1967 заводу передано на хранение Памятное Знамя. Перешли на пятидневку. В 1968 начался выпуск шифоньеров. В 1969 году открыт спортзал АВЗ. Разработан цельнометаллический вагон из легких сплавов.
В 1970 году 689 работников награждены медалями " За доблестный труд". [1] Сданы в эксплуатацию инженерно-технический корпус и 119 квартирный дом по улицу Ударника 28. В 71 сдана первая очередь новой производственной котельной. Директором становится Л. П. Грачев, а после Ю. В. Вдовиченко. В 1972 году весь культурно-бытовой и жилой фонд прилегающий к заводу переведен на централизованное теплоснабжение. В следующем году открылась заводская столовая. В 74 году 38 вагоностроителей награждены орденами и медалями СССР. В 1975 сдан в эксплуатацию РЗЦ. 13 передовиков награждены орденами и медалями СССР из них 10 - орденом Трудовой Славы 3 степени. [5] В 1976 директором становится Е. A. Дубовцов. В 1977 открыт заводской музей Трудовой Славы, изготовлено и отправлено в Монголию 20 вагонов, начато строительство корпуса товаров народного потребления. В 1798 году разработан вагон для Кубы и двух ярусные вагоны для скота, сдан в эксплуатацию ЦРКП и первая очередь очистных сооружений для города. В 1979 году сдан первый 9-этажный дом и организованно подсобное хозяйство. [5]
В 80-х годах продолжалось техническое перевооружение цехов и участков завода. Строится углекислотная станция. Цельнометаллическому вагону модели 11-217 присвоен государственный знак качества в 1981 году. [1] Горячая вода с АВЗ подана в дома 7 и 8 микрорайонов. В 1982 году появляется новая поликлиника. В этом же году снесен последний деревянный барак. В 1983 году открыт детсад-комбинат и сдана в эксплуатацию углекислотная станция. В 1984 году сдана в эксплуатацию водолечебница и изготовлено и отправлено 600 вагонов для Кубы. [5] В 1985 завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Сдано овощехранилище в 1986. В 1987 вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС. В 1988 освоен выпуск мебельной стенки "Бештау". В строй вошли ЦМС, химчистка и кирпичный завод. Запущены в производство: вагон модели 11-270, ЦМЕ модели 11-269 для КНР.
Вывод: С самого образования завода командная экономика оказывала активное влияние на завод. "Алтайвагон" бы не появился без решения партии. Изучая историю завода с 1941 по 1945 года, я выявила признаки административно-плановой экономики в развитии предприятия:
1. централизованное планирование производства
2. централизованное распределение ресурсов
3. монополизация производства
4. милитаризация производства
2.2 Завод в рыночной системе.
С развалом Советского Союза уходят основные поставщики металлопроката, стального вагонного литья и других материалов. В это время директором завода становиться Виталий Андреевич Ряполов (период работы: 1990 - 2001 гг., 2002 - 2003 гг.). [3] В стране все строиться на бартере. Заводские снабженцы буквально "выбивают" материалы для завода, пропадая неделями в командировках. Завод становиться частью межреспубликанского концерна "Траснмаш". Из - за разрыва Советского Союза "Алтайвагону" приходится срочно осваивать выпуск вагонов - цистерн, платформ, полувагонов, ведь до 90 - х годов основной продукцией были крытые грузовые вагоны.
В 1991 году избран Совет директоров во главе с В.А. Ряполовым. Ведущие специалисты проходят курсы менеджмента в Колумбийском университете США. В отсутствии стабильных поставок материалов удается немного увеличить выпуск вагонов: с 4550 вагонов (на 1990 год) до 4922 вагонов. В том же году разрабатывается новый вид вагонов: спроектированы вагоны с одностворчатыми дверьми модели 11 - 278, по заявке Министерства хлебопродуктов. [4] Но в связи с ликвидацией Министерства хлебопродуктов вагон был не востребован. Несмотря на кризис, завод отмечает свое 50 - ти летие. На юбилей была проведена денежно - вещевая лотерея, где выигрыш получили 1000 человек. Был реконструирован ДК АВЗ и сданы в эксплуатацию 2 жилых дома общей площадью 15 483 м2. Вот что вспоминает о 1991 году А. Савостин, ветеран АВЗ:
" Трудные дни переживает сейчас завод. Но Виталий Андреевич находит силы и средства на благоустройство завода и на дальнейшее строительство жилья, на ремонт Дома культуры и на ремонт дорог, на многое, многое другое. В молодм директоре просматривается деловой, толковый руководитель, рачительный хозяин. Каким будет дальше? Время покажет." [1]
Все это показывает, что не смотря на кризис, дела на заводе шли неплохо. Но 1992 год становиться началом затяжного производственно - экономического кризиса. Производство грузовых вагонов сокращается на 300. "АлтайВагон" начинает борьбу за самосохранение. В марте было заключено лишь 50 % договоров, необходимых для нормальной загрузки завода. Рабочий день сокращен до 4 часов. Обостряются проблемы с поставками металлопроката с Казахстана и Днепродержинска (Украина). Но все же металл удается получать от российских поставщиков. Цена на металлопрокат заметно возросла и у завода не находились деньги, что бы покупать металл. Производство почти остановилось, начались сокращения. В 1922 году было сокращенно 1200 кадров. Зарплаты все же удавалось выдавать без задержек вплоть до 1995 года. Что бы спасти завод, "АлтайВагон" переходит на акционирование. Экономика в стране немного "теплеет" благодаря указу президента РФ "О нормализации платежно-расчетных отношений в народном хозяйстве Российской Федерации" № 720 от 1 июля 1992 года. [002/254] Но в стране все же царил кризис. В августе МПС России выплачивает заводу долг в 300 млн рублей (из долга в 1 млрд рублей), что дало возможность выставить поставщикам предоплату. Несмотря на кризис, отдел ОГК продолжает свою деятельность. В 1922 году по заказу Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) заводом был спроектированы полувагоны модели 12 - 282 и 12 - 282М. [002/257] Обе модели были реализованы заказчику в 1992 - 1993 годах партиями по 200 штук. [4] В этом же году концерн Братского лесопромышленного комплекса заказывает партию полувагонов. ОГК разрабатывает два образца полувагонов модели 12 - 283. Образцы были одобрены заказчиками, и позже завод изготавливает 200 полувагонов модели 12 - 283. Для Череповецкого металлургического комбината были изготовлены полувагоны модели 12 - 284, 12 - 285 и 13 - 288. Результатом работы ОКС был введен в эксплуатацию свинарник - маточник на 80 голов и начался перевод производственной котельной на газообразное топливо.
К началу 1993 года обстановка немного улучшается. Производство в январе возрастает на 80 вагонов. В феврале снова начинаются задержки с поставками материала. МПС задерживает с расчетом за сделанные вагоны. Долг достигает 5 млрд 718 млн рублей. Коллектив ОАО "АлтайВагон" переходит на 4 - дневную рабочую неделю и работает лишь в одну смену. В августе временно останавливаются основные цеха. Под угрозой сокращения находятся 700 человек. За год построено лишь 3338 вагонов. Кражи на заводе возрастают и руководству приходиться усилить оперативный отряд охраны. В 1993 году по заказу АО "АвтоВаз" был изготовлен опытный образец вагона модели 11 - 287 для перевозки легковых автомобилей. [4] Договор на приобретение был составлен на 100 вагонов, однако "АвтоВаз" приобрел лишь 46. Таким образом, 1993 год закончился для завода еще более плачевно, чем 1992.
Год 1994. По бартеру "АвтоВаз" предоставляет 50 машин "Жигули" за автомобилевозы. Их раскупают работники завода. В стране инфляция. Финансово - экономическое положение завода ухудшается. Плохое снабжение, разрыв хозяйственных связей с прежними поставщиками, рост неплатежей приводят к сокращению производства до 2449 вагонов. [6] В начале лета производство останавливается и вновь возобновляется лишь к середине июля. Акционеры не получает дивидендов и направляют все средства на производственные и социально - экономические нужны. Предприятию удается подготовить производство цистерн для нефтепродуктов и приступить к их выпуску. [4] Деятельность ОКС временно приостанавливается.
В 1995 году производство сокращается в два раза из-за того, что не удается заключить новые договоры с МПС. К осени рабочие остаются без зарплаты. Проведена перепланировка 4 и 5 этажей гостиницы под жилые помещения и проведено расширение склада ГСМ.
55-летие празднуется скромно. В 1996 году небольшими партиями производятся цистерны, полувагоны и крытые вагоны. МПС полностью прекращает заказы на крытые вагоны. Выпускают 400 штук глуходонных полувагонов. За год сделано 1809 вагонов.
На 1997 год изготовлено лишь 657 вагонов. Заводу пришлось заняться ремонтов цистерн и вагонов. Отремонтировано 2185 единиц действующего подвижного состава. Для АО "Выксунского металлургического завода" изготовлен образец платформы модели 13 - 292. [4] Партия платформ была изготовлена в том же году в количестве 40 штук.
Производство вагонов сокращается до 346-ти единиц. Зарплату задерживают до полугода и более. За 1998 год завод ремонтирует 3384 вагона. ОЦ и МСЦ соединяют в ОМЦ. В этом году у МПС России появляется потребность в изготовлении вагонов модели А - 300. ОГК активно начинает разрабатывать вагоны такой модели, надеясь в 1999 - 2000 года получить этот заказ. [4]
В 1999 году "АлтайВагон" произвел всего 264 вагона и ремонтирует 4171 вагонов. Задержки зарплаты сокращаются до 1,5 - 2 месяцев, а к осени завод полностью гасить долг по зарплате.
2000 год."АлтайВагон" произвел всего 205 вагонов и восстановил 3986 старых вагонов. Выплату зарплаты удается стабилизировать. Во второй половине года в Новоалтайске появляется ОАО "Вагонсервис", во главе которого встает Турбин. Это акционерное общество должно было вывести "АлтайВагон" из кризиса. Планировалось, что созданное общество реализует антикризисную программу в течение двух лет. [3]
Таким образом, производство вагонов за 10 лет на период кризиса снизилось с 4550 до 205 вагонов в год. Было ясно, что руководство не может справиться с управлением и вывести завод из кризиса. Поэтому был избран новый Совет директоров во главе с Петром Степановичем Яровым. Стратегические разработки и программа финансового оздоровления ОАО «АлтайВагон» Сергея Грантовича Хачатуряна, талантливого менеджера и экономиста, помогают предприятию в 2001 году выйти из кризиса. [3]
В год 60-тилетия завода образуется новый Совет директоров, во главе которого становиться П. С. Яровой (с 2001 по 2003 гг.). Политика ОАО "АлтайВагон" кардинально изменилась, что вскоре позволило выйти заводу из затяжного кризиса. Производство вагонов резко увеличилось с 205 до 1202 штук. Построено более 30-ти новых весоповерочных вагонов модели А-300. Параллельно с выпуском основной продукции, завод получает сертификат на выпуск новой платформы модели 13 - 2114. Начинается выпуск цистерн модели 15 - 289. Заработная плата с 1380 повышается до 2213 рублей. [6]
В 2002 году завод получает медаль "Лучший алтайский товар 2002 года" и по темпам роста становиться лучшим алтайским предприятием. "АлтайВагон" получает все больше заказов на изготовление новых вагонов. Начинается сотрудничество с Финляндией. Разрабатываются две новых модификации платформ 13 - 2114П и 13 - 2114К. На рынке возникает потребность в вагонах - цистернах. В сжатых сроках завод выпускает 306 вагонов - цистерн 15 -286 модели. В 2002 году было произведено 2237 вагонов и отремонтировано 2998 вагонов. В этом же году открывается первый филиал "АлтайВагона" в городе Рубцовске на базе бывшего завода тракторных запасных частей. Так же, по случаю 60-тилетия Новоалтайска, завод дарит городу 14 - ти метровую Стеллу. Вводится система штрафных санкций за нарушение дисциплины на заводе. Экономистами разрабатываются шкала цен, зависящая от объема заказа.
Чтобы лучше понять, какая обстановка была на заводе в 90-е годы, взяла интервью у Щербинина Владислава Михайловича, помощника главного инженера.
Анализ интервью:
Метод интервьюирования очень важен для более глубокого осознания определенных фактов особенно глазами очевидцев. Ключевые слова, которые проходят красной строкой через всё интервью – это слова «выжить» и «нам повезло». Повезло в том, что люди не опустив рук, делали то, что можно было делать. Руководство, понимая всю сложность ситуации, поддерживали, как могли. Действительно, самоотверженный труд, направленный на выживание дал свои результаты. Людям удалось не только «выжить», но и «сжав зубы» помочь предприятию выйти из кризиса. [приложение 1]
В настоящее время завод активно развивается. Показатели производства в начале этого тысячелетия в разы превышает показатели прошлого столетия. Предприятие продолжает активно перевооружаться, обновляется и усовершенствуется парк оборудования, цеховые корпуса и подъездные пути. Растут производственные мощности, «Алтайвагон» получает все больше заказов, в том числе и за рубежом. Завод сотрудничает с представителями Казахстана, Узбекистана и Эстонии. [3]
Предприятие имеет два филиала: Рубцовский и Кемеровский. В конце 2002 года принято решение об организации на базе бывшего завода тракторных запчастей в г. Рубцовске собственного литейного производства. 18 сентября 2003 — открывается рубцовский филиал ОАО "Алтайвагона". 12 марта 2004 года состоялось открытие кемеровского филиала ОАО «Алтайвагон». На 2004 год на заводе подсчитали среднюю численность работников в главном заводе и филиалах. Она составила 4918 человек. Производственные мощности позволяют ремонтировать 1,5 тысяч единиц вагонов в год и изготавливать около 7000. [6]
За эти года ОАО "Алтайвагон" активно участвовал в различных конкурсах. В ноябре 2003 года ОАО «Алтайвагон» награждено Главной Всероссийской Премией «Российский национальный Олимп». В 2004 году на церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» ОАО «Алтайвагон» признано победителем в номинации «За динамичное и эффективное развитие». В 2006г. ОАО «Алтайвагон» стало номинантом первой всероссийской премии в области машиностроения «Золотая колесница». В 2010г. предприятие удостоено высшей награды Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири – ГЕММА-2010», Диплома III степени конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года» в номинации «За развитие социального партнерства» и Диплома I степени в номинации "За формирование здорового образа жизни на предприятии". Акционерное общество на основании предложения Управления Алтайского края по промышленности и энергетике было включено в Национальный реестр "Ведущие промышленные предприятия России". В 2011 году ОАО «Алтайвагон» было награждено Почетной грамотой Российского Союза промышленников и предпринимателей за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта. [2]
Показателем эффективной работы ОАО «Алтайвагон» стало получение в 2005 году международного сертификата «Системы менеджмента качества ISO:9001». [2]
Вывод: Проанализировав историю предприятия с 1990 по 2002-е годы, я так же установила ряд признаков рыночной экономике в структуре завода:
1.Частная собственность.
2.Акционирование.
3.Стремление к монополизации
4.Что и как производить решает руководство завода, а не государство
5.Активное внедрение продуктов НТР в производство и ускорение НТП
3. Сравнительный анализ развития «Алтайвагона» в двух системах.
За долгую историю завода, "Алтайвагон" имел возможность развиваться в двух абсолютно разных системах. Проанализируем плюсы и минусы положения завода в обеих системах.
Плюсы административно-плановой экономики:
Минусы административно-плановой экономики:
Плюсы рыночной экономики:
Минусы:
Вывод: я проанализировала работу и развитие двух предприятий в двух системах. На основе изложенного мною материала, я могу сказать, что рыночная экономика действительно оказала более выгодное влияние на развитие ОАО "Алтайвагона". Командная экономика так же была довольно успешной, но все же потерпела кризис в 90-хх годах. В условиях современного мира и рыночной экономики, довольно успешно. Завод приобрел филиалы, производство расширилось. "Алтайвагон" получил признание, как в России, так и на мировом рынке. В 2005 году завод получил международный сертификат «Системы менеджмента качества ISO:9001». Так же завод расширил свое производство. Теперь у «Алтайвагона» есть два филиала: Рубцовский (стальное литье) и Кемеровский (производство различных моделей железнодорожных платформ и цистерн).
Заключение.
Я подробно познакомилась с двумя экономическими системами и проанализировала историю предприятия, выявляя в ней черты административно-плановой и рыночной экономики, которые оказали влияние на развитие предприятия. Свою историю завод начинает в 1941 году, в условиях командной экономики. «Алтайвагон» в буквальном смысле появился благодаря решению партии, что является чертой командной экономики. В 40-е годы и 1990 года предприятие находилось в государственной собственности. В 90-е года завод становился ПО, а после открытым акционерным обществом, каким и является в настоящее время. За эти года сменилось многое: и форма собственности, и форма управления, производство и многое – многое другое. Во времена СССР на предприятие оказывали такие черты командной экономики, как:
В период с 1990 годов по настоящее время в нашей стране официально строится капитализм, который сопровождается рыночной экономикой. Изучая историю предприятия, я так же выявила и следующие черты рыночной системы в развитии завода:
Так же я сравнила развитие предприятия и выяснила, что в условиях рыночной экономики предприятие функционирует более успешно, чем в административно-плановой. Я выполнила все поставленные мною задачи и вопросы.
Список литературы:
Приложение 1.
- Как сильно отразился кризис на производстве и развитии "
– Нам повезло. Мы падали медленнее остальных за счет поддержки МПС. Выживали мы. Нам МПС свои тарифы отдавал, мы этим рассчитывались с нефтяниками, угольщиками, металлом. Раньше мы делали только крытые вагоны. Только крытые. Когда наступили 90-е крытые вагоны были не востребованы. Появился заказ на вагоны цистерны с изменением конструкции. Благодаря конструкторскому бюро, мы изменили конструкцию и стали выпускать новые вагоны. Цистерны можно было заказать лишь заграницей, но цена на наши и заграничные отличалась в 4 раза. Наши цистерны были дешевле. В 93 году к нам обратился "АвтоВаз" с заказом сделать 100 вагонов для перевозки легковых автомобилей. Конструкция сложная, длинная. Смогли сделать лишь 46. В 98 спрос упал. Дурная возникла идея заняться саморемонтом. Около 5000 в год ремонтировали. В конце 90 не более 250 вагонов в год делали. Когда спрос появился, мы выиграли за счет готовой документации на новые вагоны. Кадры у нас нормальные, костяк мы всегда сохраняем. Вот тогда мы опередили конкурентов.
-Какая психологическая обстановка была на заводе?
- Обстановка была нормальная. Люди понимали, что чтобы выжить, надо сжать зубы и ждать новых времен. Коллектив на удивление был дружный, никаких забастовок.
- Что делало руководство для материальной и моральной поддержки рабочих?
- Выдавали, что могли. Получали выплаты и выдавали их рабочим, часто продуктами. Ветеранов никогда не забывали, хоть три килограмма крупы, но давали. Часто обычные, хорошие рабочие получали больше, чем я. Я считаю, что это справедливо. Когда были сокращения рабочего дня или недели, то просто ходили по цехам и объясняли людям:" Ребята, хотим выжить - сжимаем зубы".
- Были ли сокращения рабочих и производства? Насколько сильны они были?
- Естественно были. По-моему тысячи, я уж не помню. Это необходимо. Вынужденная мера. Нет работы - нет денег. А нет денег... Сами понимаете. Но выгоняли мы лишь пьяниц, да бездельников. Рабочий косяк всегда сохраняли.
- Какую политику проводило руководство для выхода из кризиса?
- Ну политика... Браться за все, что можно каким-либо образом. Делали мебель, санки, все что угодно. Мы делали мебель очень долго. Обычным людям её не купить, а богатым она не нужна. Помню, телеги делали
- Как работало конструкторское бюро в 90-е? - Надо отдать должное В. Т. Замуруеву и А. П. Комелькову. Они уж мертвы оба. Благодаря их руководству отдел главного конструктора всегда имел документацию. Нет документов - нет вагона. Именно с этого отдела все начинается.
Мастер-класс "Корзиночка"
Н. Гумилёв. Жираф
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Голубая лягушка
Как напиться обезьяне?