70 лет исполняется в этом году нашей Великой Победе! С каждым днем остается все меньше и меньше очевидцев тех суровых лет. Поэтому так важно сегодня обращение к вещественным свидетелям того времени - к прессе. Если для нас военная пресса - это правдивые источники информации, то какова же была их роль во время войны. На этот вопрос мы и ответили в нашей исследовательской работе. Задача - мобилизация духовных сил народа на борьбу с врагом - была поставлена перед прессой уже в первые дни войны. Как, какими средствами это достигалось, мы рассмотрели га примере нашей областной гпзеты "Правда Севера"
70 лет в этом году исполняется нашей Великой Победе! С каждым годом все дальше и дальше от нас события тех суровых лет, с каждым днем остается все меньше и меньше их очевидцев, и все чаще и чаще сегодня предпринимаются попытки переписать историю.
Но остались еще вещественные свидетельства того времени – это газеты. Опыт всех войн доказывает, что Победа достигается не только оружием, но и в первую очередь, высоким моральным духом. И если сегодня военная пресса – это правдивые источники информации, то в то время она и была тем неиссякаемым источником, который помог одержать Победу.
Сегодня, когда вопрос патриотического воспитания подростков встает очень остро, когда в Украине развязывается очередная информационная война против России, очень важно изучить весь арсенал средств, выработанный в годы Великой Отечественной войны, так как опыт военной прессы бесценен. В этом заключается актуальность работы.
Изучению особенностей прессы в годы войныуделяют сегодня большое внимание. Однако, как отмечают историки, вопрос этот не изучен полностью, представления о прессе военного времени «носят фрагментарный характер» [с. 13, 3]. Предметом нашего исследования стало изучение особенностей прессы военного времени.
Таким образом, объектом нашего исследования стало изучение особенностей нашей областной газеты «Правда Севера» в годы войны.
Тема работы – «Мобилизующая роль прессы в годы войны на примере газеты «Правда Севера»»
Цель – показать, как пресса, а именно, газета «Правда Севера», осуществляла мобилизующую роль в годы войны.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучить историю развития прессы.
2. Проанализировать особенности военной прессы.
3. Проанализировать и систематизировать печатные издания, выходившие в Архангельске в 1941-1945 гг.
4. Провести анализ газеты «Правда Севера».
5. Провести сравнительныйанализ роли газеты «Правда Севера» и российских центральных изданий в годы войны.
Чтобы решить эти задачи, мы использовали диалектический подход и следующие теоретические и практические методы исследования: анализ и синтез литературы по теме исследования, знакомство с федеральными и региональными документами, статистический и аналитический анализ, метод сплошнойи частичнойвыборки, метод классификации, сравнения, опросные методы - анкетирование, опрос.
Теоретической основой исследования стали работы Овсепян Р.П. [3], Кузнецов И.В. [2], Панарин И.Н.[4]. Изучение (анализ) литературы по вопросу позволило нам установить (синтез), какие изменения произошли в прессе в годы войны, и какова былаее роль в годы Великой Отечественной войны. Методомсравнения определили, что «Правда Севера» в годы войны выполняла ту же роль, что и вся центральная пресса – мобилизацию духовных сил народа для борьбы с врагом.
Анализ военных выпусков(частичная выборка) газеты «Правда Севера» позволил нам сделать вывод, что структура, содержание (тематика, стилистика, семантика), оформление газеты служили единой задачи – мобилизующей.
Проведенные нами перед началом работы опрос и анкетирование учеников показали, что хотя роль прессы в наши дни значительно уступает другим СМИ, но они знают газету «Правда Севера» и им будет интересно узнать о ее роли в годы войны. Что еще раз подтверждает актуальность выбранной темы (Приложение 1).
Значение работы:
1. Впервые проведен комплексный анализ газеты «Правда Севера» в годы войны и составлен алфавитный список прессы Архангельска и Архангельской области в 1941-1945
2.Материал может быть использован для патриотического воспитания подростков на уроках и во внеурочное время.
3.Материал может быть использован Архангельской областной библиотекой им. Добролюбова в рамках подготовки к 70-летию Победы и сохранения нашего наследия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I.ОСОБЕННОСТИ ПРЕССЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
1.1. Из истории прессы
Во-первых, определимся с понятиями, которые встречаются у нас в работе: пресса, печатные издания, газета, СМИ.
Итак, под средством массовой информации (СМИ) понимают различные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. Пресса – часть СМИ. Пресса – это совокупность массовых периодических печатных (и электронных) изданий, включающих газеты, журналы и альманахи.
Совершим небольшой экскурс в историю прессы. Первоначально она была рукописной. Это была газета (IIвек до нашей эры, Италия). С появлением в Европе печатного станка (XVII в) - появляются периодические печатные издания.XIX век по праву считают «Золотым веком»прессы. Онастановится центром политической и культурной жизни многих стран Европы, в том числе и России. Но вXX веке пресса теряет свои позиции, так не может конкурировать с более современными СМИ - радио, появившимсятелевидением и Интернетом.
Однако, был период в истории XX века, когда пресса, и в первую очередь газета, вновь стала играть ведущую роль среди всех средств массовой информации.Это был самый тяжелый период в истории нашей страны – годы Великой Отечественной войны.
Именно на этом этапе развития прессы мы и остановимся, и проанализируем, какие особенности характерны для прессы того времени в целом по стране. Понятия «пресса военного времени» и «военная пресса» мы используем, как и авторы изученной литературы, как синонимы [2], [3], [4].
1.2. Мобилизующая роль прессы военного времени.
Пресса военного времени занимает особое место в истории журналистики. Изучению этого вопроса большое внимание в своих работах уделяли Овсепян Р.П., Кузнецов И.В., Панарин И.Н. Изучение работ этих авторов по данному вопросу позволяют сделать вывод о повышенном внимании к прессе на самом высоком уровне с первых дней войны. Об этом свидетельствуют следующие факты.
Необходимо отметить смену направления пропаганды в 1941-1945 гг.: после многих лет пропаганды пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. Начавшаяся война определялась не как классовая, а как всенародная, Отечественная, патриотическая.
В годы войны значение ее возрастает и значение информационной функции газеты, так как сама информация становится пропагандой.
С целью управления информационным потоком и контроля над ним, 24 июня создается Советское Информационное Бюро (Совинформбюро), на которое возлагается задача:«…в) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования»[с. 240, 2].
Ежедневные сводки Совинформбюро (СИБ) являлись, зачастую, единственным источником информации о положении на фронте в течение всего периода войны [4].«За время войны было обнародовано около 2 тысяч ежедневных сводок Совинформбюро, 122 сообщения «В последний час»» [с. 90, 3].
29 июня была принята «Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков», которая легла в основу выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года. В Директиве была сформулирована «программа действий по превращению страны в единый боевой лагерь», содержались меры и по изменению работы СМИ в военное время. Теперь важнейшей задачей газет стало разъяснение населению причин и характера войны, толкование войны как справедливой и освободительной [4].
«Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали перестроить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны» [с. 91, 3]. В первую очередь произошло сокращение числа тыловых газети журналов. «К 1942 г. в стране осталось 4560 газет, в то время, как в предвоенном 1940 г. их насчитывалось около 9000, а общий тираж прессы с 38 млн. уменьшился до 18 млн. экземпляров»[с. 221, 2].Принятые меры позволили реорганизовать и увеличить сеть фронтовой периодики. К концу 1942 г. выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет[с. 221, 2].
Однако, и тыловая пресса продолжала функционировать. И ей принадлежит «большая заслуга в сплочении масс на отпор врагу» [c. 93 – 94, 3].
Вывод: вгоды Великой Отечественной войны роль прессы заключалась в мобилизации духовных сил народа посредством:1. Пропаганды патриотизма, 2. Руководства информационным потоком,3. Структурной перестройки прессы.
II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕССЫ АРХАНГЕЛЬСКА В ГОДЫ ВОЙНЫ
2.1. Анализ прессы, издаваемой в Архангельске в годы войны.
В данной главе мы рассмотрим, какие структурные перестройки произошли в прессе Архангельскав годы войны.
Как было сказано выше, пресса – это совокупность печатных изданий. Во-первых, мы определили, какие печатные издания функционировали у нас с 1941 по 1945 гг. С этой целью мы изучили данные с сайта ЭКБ, провели статистический анализ (путем полной выборки), классифицировали исоставили их полный алфавитный список (Приложение 2).Наше исследование показало, что в предвоенном Архангельске (на июнь 1941 года) выходило 15 периодических печатных изданий:12 газет, 2 журнала, 1 бюллетень.Журналы были закрыты сразу с началом войны, поэтому термин «пресса»мы употребляем как синоним к термину «газета».
Структурная перестройка прессы Архангельска произошла в соответствиис Директивами партии и была напрямую связано с жизнью прифронтового города.
Уже в первый день войны Архангельский горком ВКП(б) разработал комплекс мер по преобразованию жизни города в новых условиях и приступил к их осуществлению. Главный принцип, по которому жил город и была структурирована пресса - «Всё, что не работает на оборону, - нецелесообразно» [6].
Таким образом, во-первых, продолжали функционировать те отраслевые газеты, которые имели большое значение для обороны страны. Это 1) морской порт (газета«Арктическая звезда»). За годы войны он «… обработал 457897 тонн груза, в том числе 1360 танков … и другие грузы, имеющие оборонное значение» [6]; 2)Северное речное пароходство («Речник Севера»). «За четыре военные навигации … было перевезено 21,6 миллиона тонн грузов …»[6]; 3) судоремонтный завод "Красная Кузница» («Красная Кузница»). «За годы войны ими были возвращены в строй 1012 кораблей…»[6].Во-вторых, закрывались те отраслевые газеты, которые не имели непосредственного значения для обороны, например, «Соломбальский целюлозник», «Цигломенский рабочий». Также, с началом войны «были закрыты все комсомольские газеты кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены»» [с. 221, 2], перестала выходить и газета «Северный комсомолец» В-третьих, открылись фронтовые издания (Архангельск имел статус прифронтового, 02.08.1941 года была создана Беломорская военная флотилия): «Краснофлотец» - газета Северного флота, «Патриот Родины» - газета Архангельского военного округа, газета Беломорской Флотилии «Северная вахта» (Приложение 2)
Таким образом, наше исследование показало, что структурная перестройка прессы в Архангельске проходила соответствии с требованиями директивных органов государства «…ведомственные и заводские газеты были закрыты, остальные выходили сокращенным тиражом, форматом и периодичностью…»[9].В годы войны в Архангельске выходила единственная газета областного значения – «Правда Севера». Ее издавал Архангельский областной и городской комитет КПСС, областной Совет депутатов трудящихся.
2.2.Анализ газеты «Правда Севера» периода Великой Отечественной войны.
Мы высказали предположение, что именно газета «Правда Севера» осуществляла в нашей области мобилизующую роль, которая была поставлена перед прессой в годы войны. Цель исследования – показать, как «Правда Севера», осуществляла мобилизующую роль.Для этого мы провели анализ газеты по следующим пунктам: структурная перестройка, содержание и оформление газеты.
Итак, посмотрим, какие структурные изменения произошли в газете. Мы проанализировали газеты довоенного (январь 1941 г.-25 выпусков) и военного времени (выборочно с 22.06.1941г. по 10.05.1945 г.- 66 выпусков) по следующим параметрам:тираж, регулярность и объем; и пришли к выводу, что в изменении структуры газеты прослеживаются общесоюзные тенденции. «Республиканские… и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах» [с. 221, 2]. Так, объем выпуска «Правды Севера» сокращается с 318 выпусков в год (1941) до 258 в 1945. По остальным параметрам также прослеживается снижение: тиража (с довоенного – 60.000 [5] до 48.000 – в 1945г), количества полос (с 8 (1941 г. – весь год) до 4 (1945 г.))
Далее мы проанализировали содержание газеты, сопоставили его с анализом центральной прессы в изученных нами источниках [2], [3], [4] и пришли к выводу, что, безусловно, главная цель нашей областной газеты, так же как и центральной прессы, была – мобилизация духовных сил народа. Для «Правды Севера» - это мобилизация жителей Архангельска и области на борьбу с врагом. А главным средством достижения этой цели была пропаганда патриотизма. Пропаганде патриотизма служило все: 1. Содержание, 2. Оформление, 3. Стилистика и семантика газеты. Эти моменты мы можем проследить уже в первом военном выпуске газеты.
Воскресный номер газетыза22 июня вышел как обычно и не предвещал никакой беды.О «вероломном нападении фашистской Германии на СССР» жители нашего города и области, как и все граждане всего Советского Союза, узнали 22 июня в 12 часов дня, когда Центральное радио передало правительственное Заявление[с. 90,3].
Изменения происходят уже в первом военном номере (23 июня) – специальном выпуске газеты (совместныйс «Северным комсомольцем»). Во-первых, на первой страницу мы видим официальное правительственное Заявление.Во-вторых, газетанаполнена лозунгами («Теснее сплотим свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина!»), призывами («Наше дело правое.Победа будет за нами»)и статьями («Самоотверженно трудиться на своем посту!», «Обеспечим Победу над врагом»), в которых советский народ призывали немедленно встать на защиту Отечества.Не заметить эти лозунги и заголовки было невозможно – они были напечатаны крупным жирным шрифтом. Для усиления воздействия 2/3 первой страницы занимает портрет И.В.Сталина.
Таким образом, уже в первом военном выпуске мы видим, тенденции военной прессы (в тематике, семантике и стилистике и оформлении газеты), которые прослеживаются во всех проанализированные нами выпусках газеты. Сначала обратимся к тематике. Главными ее направлениями были: "освещение…боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма… советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла…» [c.111, 3].Это полностью нашло подтверждение в ходе исследования, о чем свидетельствуют примеры из составленной нами таблицы (Приложение 3).
Итак, в целях пропаганды широко использовались военные успехи, которые призваныбыли вселять веру в Победу. Невозможно представить военные газеты без сводокСовинформбюро. Они ежедневно рассказывали об успешных действиях советской Армии; со 148 выпуска за 1941 год, в газете появляется рубрика «Боевые эпизоды», в ней об успехах Красной Армии рассказывают очевидцы или военные корреспонденты.
Однако, «Правда Севера» выступала, прежде всего, «действенным инструментом в реализации конкретных хозяйственных задач»[с.231, 2]. Газета постоянно публикует статьи о тружениках тыла, поддерживает социалистическое соревнование (03.1944 г - рубрика «Областная доска почета им. товарища Сталина»). В июле 1942 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О задачах районных, областных … газет в связи с уборкой урожая и заготовками сельскохозяйственных продуктов в 1942 году» это постановление «обязало печать поддерживать передовиков аграрного дела…»[4]. «Правда Севера» начала активно публиковать «новости с полей», сообщая о перевыполнении плана, а также, что фронт нуждается в помощи тыла. (Приложение 3)Таким образом, мы видим, что все материалы газеты были призваны «способствовать повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу» [6].
В стилистикегазеты также четко прослеживаются те же тенденции. Особое место в газетах военного времени занимает лозунг, как «призыв в лаконичной форме, выражающий руководящую идею…» [7]. Неслучайно они были сформулированы уже 23 июня ГУПП и во многом определяли основное содержание газет [4] (Приложение 4).
Еще одним ярким стилистическим приемом является антитеза. Условно все материалы газеты можно «разделить на две категории — изображающие «своих» и врагов». Эти два образа резко противопоставляются. Враги предстают бесчеловечными монстрами, чтобы в них было легче стрелять:«звери»,«фашистские стервятники»…И наоборот, советские солдаты предстают сильными, уверенными в себе людьми. Война предстаёт справедливой, освободительной (Приложение 4)
Мощныморужием пропаганды всегда являлась сатира. Хотя в Архангельске не выходили сатирические издания, но в газете «Правда Севера» часто появлялись подобные материалы, перепечатанные изцентральных изданий. Ярким примером тому является плакатКокорекина «Смерть фашистской гадине» (№ 157/1941) и др.
Газеты не случайно стали главным средством пропаганды в годы войны. Они имеют возможность привлекать внимание посредством оформления к особо важным материалам, снабжая их броскими заголовками и иллюстрациями, печатая их соответствующим шрифтом и форматом, уделяя им бросающееся в глаза место в газете, художественно оформляя их.В данном случае упор делается на избирательность внимания человека. Так, например, информация, напечатанная в газете мелким шрифтом, не привлекает такого внимания, как информация, напечатанная крупным или жирным шрифтом.Активному воздействию способствует и семантика газеты (слова, фотографии рисунки, «широко используются изображения государственных символов, политических лидеров, популярных исторических персонажей» [7]). Это можно наблюдать в каждом выпуске газеты.
Еще один момент необходимо отметить. Пресса, а военная пресса особенно, отражает точку зрения официальных властей, следовательно.регулярно печатает директивы, распоряжения и постановления партии и правительства. Яркий пример тому – газета от 9 Мая 1945 года, которая содержит только официальные правительственные документы – Акт о военной капитуляции, Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9-го мая Праздником Победы и другие приказы Верховного Главнокомандующего к начальникам штабов, генералам, полковникам и т.д.
Вывод; Таким образом, мы сделали обзор газеты с первого до последнего дня войны и можем сделать вывод – все материалы газеты были направлены на одно – мобилизацию духовных сил жителей нашей области на борьбу с врагом. Газетавнесла свой вклад в дело Победы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Каждый, кому небезразлична судьба своей Родины, опять и опять возвращается к изучению ее истории. 70 лет Победы – еще один повод открыть для себя новую ее страницу. Нам помогла сделать это наша областная газета «Правда Севера».
В ходе нашего исследования, мы познакомились с историей развития прессы, поняли, какую большую роль она играла в годы войны: она должна была мобилизовать все духовные силы народа на борьбу с врагом. Мы высказали предположение, что «Правда Севера», единственное областное издание, тоже выполняло мобилизующую роль. Чтобы подтвердить это предположение, мы проанализировали некоторые военные выпуски газеты, сравнили с анализом центральной прессы и увидели, что «Правда Севера», также.как и они, подверглась перестройке: структурной и содержательной, что помогло ей выполнить главную задачу – мобилизующую. А главным средством была пропаганда патриотизма, которую мы увидели в тематике, стилистике и оформлении газеты.
Изучив особенности прессы военного времени, мы поняли, что газета «Правда Севера» была тем мобилизующим фактором для жителей нашего города и области, который помог им не просто выстоять в годы войны, но и внести неоценимый вклад в дело Победы. Недаром городу присвоено звание Город-герой. Несомненно, большая заслуга в этом тех людей, которые готовили материал и издавали газету, но это может стать темой следующего исследования
Наше исследование достигло цели. Мы доказали, что главная роль газеты «Правда Севера» в годы войны была – мобилизация духовных сил народа на борьбу с врагом и показали, как (какими средствами) она осуществляла эту роль
В заключении мы хотим сказать, что наше исследование было интересным, познавательным и полезным. Наша работа имеет теоретическое и практическое значение. Впервые мы составили полный алфавитный список изданий, выходивших в Архангельске в годы войны, проследили структурную перестройку прессы, сделали комплексный сравнительный анализ военных выпусков газеты «Правда Севера». Этот материал может быть использован Краеведческим отделом областной библиотеки им. Добролюбова. Особенно в преддверии празднования Дня Победы. Кроме того, детальный анализ материалов ЭКБ позволил внести в них некоторые дополнения и уточнения.
Мы уверены, что материал может быть использован на уроках и во внеклассной работе как мощное средство воспитания патриотизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доморощенов С. Новоселов А. «Правда Севера» с читателями 90 лет: сборник заметок, зарисовок, очерков / ОАО «ИПП «Правда Севера». – Архангельск. 2007. 270 с.
2. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000): Учебный комплект (Учебное пособие; Хрестоматия) / И.В. Кузнецов. – 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 640 с. (гл. IV, с 220-298)
3. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-90-е гг.). - М., 1999. (гл. IV, с.86-112)
4. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны, - М.: Поколение, 2012 г., 411 с.[Электронный ресурс]// Royallib.com. Электронная библиотека[.Офиц. сайт].URL:http://royallib.com/author/panarin_igor.html
5.«Правда Севера». Книжное издание ОАО «ИПП «Правда Севера». – Архангельск. 1978.
6. Архангельск – Виртуальный музей Победы, посвященный событиям Великой Отечественной войны [Офиц. сайт].URL: http://pobeda.poklonnayagora.ru/ (дата обращения 05.03.2015).
7. Википедия. Свободная энциклопедия [Офиц. сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 05.03.2015).
8.«Правда Севера» [Электронный ресурс] // "Русский север" Электронная краеведческая библиотека [Офиц. сайт].URL: http://lib.aonb.ru/resurs.phtml?cid=49 (дата обращения 05.03.2015).
9. "Русский север" Электронная краеведческая библиотека [Офиц. сайт]. URL: http://aonb.ru/ (дата обращения 05.03.2015).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
Цель: выяснить значение прессы для сегодняшних подростков (12-18 лет)
Участники анкетирования: учащиеся 7 – 11 классов МБОУ СОШ № 17 (59 человек)
Анкета включала следующие вопросы.
1.Какими СМИ вы пользуетесь чаще?
2. Выписывают ли печатные издания в Вашей семье?
3. Что вы читаете охотнее газеты или журналы?
4. Какие газеты вы знаете?
Вывод: Анализ анкет показал, что газета сегодня теряет свои позиции, как и в целом по стране: 35% (20 человек) опрошенных из современных СМИ чаще используют телевидение. Пресса (журналы, газеты) стоит на предпоследнем месте (24% - 14 человека), уступая Интернету (29 % - 17), опережая лишь радио (15% - 8). Печатные издания сегодня почти не выписывают (лишь в семьях 12% - 7 человек), читают электронные. Из печатных изданий наши подростки предпочитают журналы 72% (28 человек)
Анализ ответа на четвертый вопрос (открытого типа) позволяет сделать вывод, что ученики знают газету «Правда Севера» - почти половина (49% - 42 человека) назвали ее (см. Диаграмму)
Вывод: «Правда Севера» и сегодня является самой известной и популярной среди газет, поэтому ее «военная» история интересна ученикам и может быть использована как средство патриотического воспитания, что подтверждает актуальность темы исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ВОЕННАЯ ПРЕССА, ИЗДАВАЕМАЯ В АРХАНГЕЛЬСКЕ (1941 – 1945 гг.)
(Фрагмент из таблицы)
Вид исследования: статистический анализ периодических печатных изданий (полная выборка, сайт ЭБ «Русский Север»), их сравнительный анализ, систематизация и классификация.
Цель исследования: определить, какие структурные перестройки произошли в военной прессе, издаваемой в Архангельске, и соответствуют ли они, происходившим в стране
Наименование газеты | Издатель | Гг. издания | Вид печ. изд |
1.Агрометеорологический декадный бюллетень | Архангельская гидрометеорологическая обсерватория | Издавался: 1923 - 1968. | Бюллетень |
2. Арктическая звезда | Политотдел Севморпути. | 1935 - 1959. | Газета |
3. Большевистская мысль | Архангельский губком РКП (б). | 1921 - 1941. | Ежемесячный журнал |
… | |||
12. На боевом посту | Управление ООП Архангельского облисполкома | 1933 - 1969. | Газета |
13.Правда Севера | Архангельский областной и городской комитет КПСС, областной Совет депутатов трудящихся. | С 1917 - 200... . | Газета |
14. Речник Севера | Управление Северного речного пароходства и бассейновый комитет профсоюза рабочих морского и речного флота. | 1933 - 1996. | Газета |
15. Северный комсомолец | Архангельский губком РКСМ. 1920 - 1922. | 1920 - 200... . | Газета |
16.Соломбальскийцеллюлозник | Партком, завод, комитет ВЛКСМ, завком и заводоупр. сульфат - целлюлозного завода. | 1934 - 1941. | Газета |
17.Цигломенский рабочий | Комитет ВКП(б), завком и заводоупр. л/завода № 5 - 6 и 7 | 1929 - 1941. | Газета |
Вывод: на начало Великой Отечественной войны в Архангельске выходило 15 печатных изданий: 12 газет, 2 журнала, 1 бюллетень, в 1941-42 гг. перестали существовать 7 – совсем или на время войны. Вновь открылись 2.
Таким образом, мы можем сказать, что структурная перестройка прессы в Архангельске произошла в соответствии с общесоюзными тенденциями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА СЕВЕРА»: ТЕМАТИКА (Фрагмент из таблицы)
Вид исследования: 1.анализ содержания статей военных выпусков газеты (метод частичной выборки – пронализировано 66 номеров с 1941 по 1945 гг)
2. систематизация и классификация их по темам
Успехи Советской Армии, героизм советского народа на фронте. | |
№ /год | Статьи |
167/1941 | - статья о Михаиле Жукове, который раньше был простым слесарем-электриком, а с началом войны, доблестно пошел защищать свою Родину. |
168/1941 | - «Племя сталинских героев» - о бомбардировочном полке майора Бузы -рассказ об одном из заданий, повествование ведется от первого лица. |
178/1942 | - «Подвиг донских партизан» - о диверсионной группе, которая напала на штаб немцев, убила немецкого полковника и десять гитлеровских офицеров. |
… | |
Героизм тружеников тыла. | |
149/1941 | - рассказ о А.Ф. Макарове, токаре-станочнике завода «Лесосудмашстрой», который ежедневно обслуживает два станка, перевыполняет производственное задание. Рассказ дополнен фотографией (фото А. Шестаковой) |
106/1942 | - «670 тонн сверх плана» - машинист Обаев перевез на 670 тонн больше. |
114/1942 | «Досрочно сдают молоко и мясо» - как колхозники Вилегодского района помогают Красной Армии) |
178/1942 | «Бригада на сеноуборке» - о бригаде Ижмякова из Исакогоровского района, которая перевыполнила месячный план, (бригада состоит лишь из женщин) |
… | |
Единство фронта и тыла. | |
120/1942 | - «Все для фронта! Все для победы!» - призывает утроить силы в тылу, т.к.фронт нуждается в помощи и люди различных профессий должны объединиться, стать единым целым для достижения общей цели. |
3/1943 | - 1 600 000 рублей внесли жены фронтовиков |
Международные отношения. | |
148/1941 | - «Настроение в Лондоне», «Антигерманская демонстрация в Дании». |
14.12.1941 | «Печать Англии и США о провале немцев на восточном фронте» -цитирует выступления английских газет «Таймс», «Дейли мейл», американских «Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк Геральдтрибюн» о значение победы советских войск под Москвой, рассказывает о провале наступления гитлеровских войск. |
… | |
Культурная жизнь. | |
150/1941 | С этого номера – регулярно –афиши Большого драматического театра, Госцирка, к/театров … |
Вывод: Центральными темами газеты были: успехи Советской Армии, героизм советского народа на фронте и в тылу, единство фронта и тыла.
Много внимания уделяется и международной жизни (в связи с открытием второго фронта, вниманием к союзникам, морским конвоям)
Необходимо отметить также, что газета была многофункциональной и печатала материалы и о ситуациях в школах и о культурная жизнь в городе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА СЕВЕРА»: СТИЛИСТИКА.
(Фрагмент из таблицы)
Вид исследования: 1.анализ содержания статей военных выпусков газеты (метод частичной выборки – пронализировано 66 номеров с 1941 по 1945 гг)\
2. систематизация и классификация их по стилистическим приемам
ЛОЗУНГИ/ПРИЗЫВЫ | |
23 июня 1941 года Главным управлением политической пропаганды Красной Армии были «сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм – это порабощение народов. Фашизм – это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие сталинские лозунги во многом и определяли основное содержание выпусков как военных, так и гражданских газет» [4]. | |
Лозунги на каждой странице: «Теснее сплоти свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина!» «Германские фашистские разбойники напали на нашу страну. Весь советский народ поведет победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» «Фашистские разбойники будут разгромлены» и др. … Лозунги во всех газетах, на каждой странице. | |
ПЛАКАТ-ПРИЗЫВ | |
№ 150/1941 - плакат Корецкого «Ударный труд – оплот оборонной мощи СССР»,рисунок Долгорукова «Врагу не будет пощады» № 151/1941-рисунок М. Поспелова «Девушки, на трактор» … | |
АНТИТЕЗА. Образ «свои» и враги | |
«Свои» | Враги |
- «Весь советский народ поведет победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» (№ 146/1941) - «Сталинские смелые соколы» о красноармейцах и их подвигах под заголовком (№148/1941) - «Племя сталинских героев» (№168/1941) - «Подвиг донских партизан» (№178/1942) … | -«Фашистские разбойники» - «сотрем в порошок фашистских бандитов», «фашистские разбойники» - «Обеспечим победу над врагом» - весть о «разбойничьем нападении» - Ощерилась омерзительная звериная пасть фашизма» - в ст. -«Самоотверженно трудиться на своем посту» (№146/1941) - «Лихо рубите фашистских стервятников» (№148/1941) - «Стереть с лица земли фашистских варваров» - «взбесившиеся фашистские псы» … |
ЮМОР И САТИРА | |
Плакаты и рисунки №150/1941 - рисунок Долгорукова «Врагу не будет пощады» № 153/1941 - плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» №157/1941плакат Кокорекина «Смерть фашистской гадине»), … | |
И др. |
Вывод; «Правда Севера» использовала все возможности газеты, в том числе и стилистические приемы для выполнения одной цели – мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом.
О чем поет Шотландская волынка?
Колумбово яйцо
Лупленый бочок
Кто чем богат, тот тем и делится!
Девочка-Снегурочка