В работе выяснены основные формы работы, которые могут применяться на уроках в начальной школе с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Предложены некоторые упражнения, которые помогут учителю достичь этой цели.
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на научно-практической конференции"Наука и молодежь-2015" | 219.33 КБ |
МЕСТО И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ФИО
студентка группы 4 «А”
ОБОУ СПО “ Рыльский социально-педагогический колледж”
Руководитель: Воронкова О.Н.
преподаватель математики
Аннотация. В работе рассматривается место и роль здоровьесберегающх технологий при обучении младших школьников. Обращается внимание на условия их эффективности. Приводится ряд упражнений.
Обратиться к теме сохранения и укрепления здоровья школьников, автора побудили слова советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [1].
Одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой в наше время, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни [2].
Целью исследования, проведенного автором стало изучение влияния систематического применения здоровьесберегающих технологий на успешность в обучении и улушение психического здоровья.
Чтобы достичь поставленную цель нужно разрешить, следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по данной проблеме.
2. Обозначить факторы, которые оказывают влияние на успешность обучения младшего школьника и его психическое здоровье.
3. Применяя систематически, во время непрерывной преддипломной практики здоровьесберегающие технологии, выяснить оказывают ли они влияние на успешность обучения школьников и их психическое здоровье.
4. Подобрать комплекс упражнения для профилактики утомления глаз, для релаксации, упражнения предупреждающие общее переутомление, а так же упражнения для нормализации и формирования правильной осанки.
Объектом исследования стали обучающиеся начальных классах.
Предметом исследования влияние внедрения здоровье сберегающих технологий на успешность обучения младших школьников.
Системный, сравнительный, проблемный и некоторые другие общенаучные подходы составляют теоретико- методологические основы, проведенного исследования. Выбор этих подходов обусловлен характером цели исследования и его задач.
Гипотеза исследования состоит в следующем: грамотное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет сделать обучение детей более успешным и укрепить не только их физическое, но и психическое здоровье.
В процессе подготовки и проведения исследования были изучены и проанализированы официальные документы такие как: Закон РФ «Об образовании»[3], Закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» (ст.28), Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Таким образом, начиная уже с начальных классов, каждому учителю необходимо выполнять комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Автор предерживается следующей точки зрения, что для формирования навыков ЗОЖ у младших школьников, учитель должен работать по следующим направлениям:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Систематическое использование экспресс-диагностик состояния здоровья.
В деятельности образовательного учреждения, в которм автор проходил практику, это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий).
Таким образом, в сфере деятельности педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Логичность и эмоциональность всех этапов урока.
6. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения проводились физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определялся и фиксируовался психологический климат на уроке, организовыалась при необходимости эмоциональная разрядка; строго следилось за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводились с учитом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток автор использовала, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
· упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание в своей работе удела профилактике зрительных функций у младших школьников. С этой целью использовала приемы, предложенные доктором медицинских наук В.Ф.Базарным. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого я использовала таблицы из набора «Демонстрационный материал для начальной школы» (Айрис-Дидактика, 2003.)
Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.
Через какое-то время заменяла тренажёр на новый: лист ватмана расчерчен на крупные клетки (10 на 10 см). Слева на листе цветок, справа – кот. Между ними – бабочка. Задаю траекторию полёта бабочки: 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево и т.д. Куда села бабочка? Кто сумел проследить за ней взглядом и ни разу не ошибся?
Нравятся детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». Я использовала два комплекта: стационарный, в виде ленты, и набор карточек. На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения не более 3 см. Дети сначала рассматривают человечка, а потом повторяют его движения. Слежу за тем, чтобы ученики действительно старались разглядеть человечка, а не повторяли движения за одноклассниками. Стационарный комплект представляет собой ленту длиной до 1,5 м и высотой 15 см, вывешенную над доской. На ленту наклеены прямоугольники разных цветов. На каждом прямоугольнике – схематичный рисунок человечка, выполняющего упражнение (высота – 10 см). Дети выполняют упражнения стоя, в двух вариантах: или по порядку следования человечков (первый, второй, третий…), или по названию цвета прямоугольника, который укажет учитель (жёлтый, белый, зелёный…). В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создавала сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
Изучив литературу и регулярно используя в своей профессиональной деятельности здоровьесберегающие технологии, автор подтвердила выдвинутую гипотезу: грамотное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет сделать обучение детей более успешным и укрепить не только их физическое, но и психическое здоровье.
Автор считает целесообразным использовать следующие приемы и упражнения во время учебных занятий:
Упражнения для профилактики утомления глаз.
1. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.
2. Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении чсовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.
3. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
4. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
5. Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Тренажер для глаз
Упражнение от утомляемости
Любые движения пальцами рук и кистями рук. Работает цепочка: моторика пальцев - мыслительная деятельность мозга.
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребёнок отвечает на вопросы:
Упражнения для нормализации и формирования правильной осанки:
1. «Память тела». Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.
2. «Физкультура сидя».Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке. Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.
3. Глубокое дыхание. Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4 – сдувается выдох.
4. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.
5. «Огонёк». Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.
6. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение физического и психического здоровья детей. Сократ говорил: “ Здоровье- не все, но все без здоровья – ничто”, поэтому следует серьезно относится к использованию здоровьесберегающих технологий на уроках, ведь от этого зависит здоровье подрастающего покаления.
Список литературы:
1.В.А. Сухомлинский Избранные педагогические сочинения, 1980, т. 2, с. 149
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
4. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
http://www.openclass.ru/node/53973
Ледяная внучка
Хризантема и Луковица
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Мороз и заяц
Сказка "Узнай-зеркала"