• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа "Театр кукол"

Опубликовано Боденова Елена Михайловна вкл 26.03.2015 - 17:28
Боденова Елена Михайловна
Автор: 
Гаращук Полина

В данной папке конспект проектной работы "Театр кукол"  представленный на конкурсе "Ювента"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Проектная работа "Театр кукол"81.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Театр кукол»

Краткая аннотация проекта

Межпредметный учебный проект «Театр кукол» - это проект для учащихся 4 класса. Применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у детей универсальные учебные действия, помогает развитию связной речи, значительно пополняет словарный запас, делает речь более грамотной, выразительной. Проект проводится после уроков в рамках внеурочной деятельности.

Тема проекта:  пальчиковый театр

Участники проекта:  ученики 4 «Б» класса.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: долгосрочный.

Организаторы проекта.

Мы – ученики 4 «Б» класса и наш классный руководитель Боденова Елена Михайловна очень заинтересовались кукольным театром. На занятиях в рамках внеурочной деятельности мы решили узнать как можно больше о кукольном театре, а также создать свой маленький театр.

          Актуальность проекта.

  Вопрос «Чем увлечены современные дети?» очень актуален в нашем 21 веке, где все насыщено компьютерной техникой и всевозможными гаджетами. Большинство детей увлечены компьютерными играми. Этот вывод мы сделали, проведя анкетирование учеников нашего класса.

Анкетирование.

Анкета.  «Чем увлечены современные дети?»

Что вы больше всего любите делать в свободное время?

  1. Читать  - 3
  2. Смотреть мультфильмы - 0
  3. Рисовать - 3
  4. Играть в компьютерные игры - 9

Поэтому актуальность нашего проекта «Театр кукол» очевидна.

Одним из самых популярных и увлекательных направлений организации внеурочной деятельности   младших школьников  является театрализованная деятельность. Именно здесь ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.

Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель проекта: приобщить детей к театральному искусству путем создания театра кукол  своими руками и организации театральной постановки.

Задачи проекта:

  • расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
  • развивать художественные навыки и умение шить при изготовлении  кукол, сделать ширму и декорации для спектакля;
  • совершенствовать речь путем активизации словаря, совершенствования звуковой культуры речи, улучшения грамматического строя речи, развития диалогической речи, формировать навыки театральной речи; 
  •  развивать творческие способности;
  • учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности;
  • показать театральную постановку;
  • оформить и обобщить материал;

Методы и приемы:

- беседа;

 - рассказ;

- наблюдение;

 - изучение энциклопедической и другой литературы;

- поиск информации в интернете;

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное), упражнения по дикции;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Ожидаемый результат:

        постановки самостоятельных спектаклей;

        творческое и духовное развитие участников процесса;

        воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания и умения.

Объект: театр.

Предмет:  пальчиковый театр и профессия актёра – кукловода.

     Практическая значимость работы: 

   Мы узнали много интересного о кукольном театре и можем этой информацией поделиться с друзьями, родственниками, а также создать свой домашний театр. Это может стать ещё одним нашим новым увлечением.

    Перспективы развития проекта:

Перспективой проекта является дальнейшая работа над созданием новых кукол, сочинением сказок и их постановкой.

 Проект является моделью, которая поможет в дальнейшем самостоятельно осуществлять новые проекты.

                Календарный план развития проекта

Проект рассчитан на 7 недель и проводился в середине учебного года

Сроки проведения

15.11.14-26.12.14

Что будет сделано

Для кого

Кто примет участие в выполнении (ответственные и партнёры проекта)

1-2 неделя.

Подготовитель-ный этап

Информацион-ная кампания (анкетирование, беседа).

 Работа с литературой и средствами  массовой информации.

 Выбор сценария сказки для театральной постановки.

Обсуждение с родителями учащихся вопросов, связанных с проведением проекта. Проведение с учащимися подготовительных занятий.

Школьники, родители.

Учитель начальных классов, школьники, родители.

3-6 неделя. Основной этап

Ознакомление с критериями оценивания итоговых работ. Предварительный просмотр собранного учащимися материала, рекомендации по дальнейшей работе.

Изготовление кукол для сказки, ширмы и декораций для спектакля.

Репетиции театральной постановки.    

Представление результатов деятельности. Выступление перед зрителями с подготовленной сказкой «Теремок»

Оценка проведенной работы (самооценка учителя, отзывы учащихся)

Участники проекта

Учитель начальных классов

7 неделя.

Заключительный этап

Организация презентации итогов проекта для руководства школы

Участники проекта

Ученики начальных классов

Организатор проекта

Ученики 4 «Б» класса

Боденова Елена Михайловна

Содержание.

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  1. История происхождения театра.
  2. Типы театров кукол.
  3. Виды театральных кукол.
  4. Озорной человечек.
  5. История театра кукол в России.
  6. 21 марта — Международный день театра кукол 
  1.  Практическая часть.

1.Выбор сказки для постановки.

2.Распределение ролей.

3.Репетиционная работа.

4.Выступление перед зрителями.

IV. Заключение

V. Литература

I.Введение

На занятиях в рамках внеурочной деятельности по программе «Там, где живут куклы…» мы говорили о театре, о профессии актера, о разных  типах театра и нас очень заинтересовал театр кукол. Мы решили создать свой маленький пальчиковый театр и попробовать себя в роли актеров – кукловодов. Но для начала нам захотелось узнать, когда и с чего всё началось.

II. Теоретическая часть

  1. История происхождения театра.

Что такое театр?

  • Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой 

Типы театра.

Драматический театр, театр комедии, театр оперы и балета, кукольный театр.

Нас интересует кукольный театр.

          Из истории кукольного театра.

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён. Ритуально-обрядовая – самая древняя форма кукольного театра. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако, в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, (условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол), пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая.  Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии. Куклы вышли из-под власти жрецов и из объекта поклонения превратились в персонажей народных театров — этого искаженного отражения религиозных мистерий. В средние века появились куклы-марионетки. Свое название они получили от фигурки божьей матери. Марионетка – это кукла, которая двигается с помощью нитей. Кукольное искусство появилось сначала в Древнем Египте, а затем распространилось в Древнем Риме и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в XVI веке. Кукольники вели бродячий образ жизни. Они показывали сценки из известных в то время опер и балетов. К началу XVII века у актеров-марионеточников появились свои театры. На сцене таких театров разыгрывались кукольные спектакли по мотивам известных опер. Из Италии марионеточные театры кукол распространились сначала во Францию, а оттуда по всей Европе.

     Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.

Вертеп - традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

   Во Вьетнаме с древних времён существует «Театр кукол на воде». Вьетнамский театр на воде – очень редкое зрелище. Деревянные куклы плавают в озере. Ими управляют актёры, находящиеся зачастую по пояс в воде, с помощью некоего подводного механизма.

В Японии традиционным был театр Дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением.

  1. Типы театров кукол

На сегодняшний день существует три наиболее распространенных вида театров кукол:

театр верховых кукол, которыми кукловод управляет снизу (перчаточные, тростевые, куклы на гапитах);

театр низовых кукол, более известных как куклы-марионетки;

театр срединных кукол, управляя которыми, кукловод находится на одном уровне с куклой.

  1. Виды театральных кукол

Кукол огромное множество самых разнообразных

  • Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
  • Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
  • Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
  • Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях — получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
  • Пятачковая кукла
  • Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.
  • Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
  • Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
  • Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
  • Ростовая кукла
  • Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Подробнее остановимся на некоторых видах:

  • ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ: ПЕРЧАТОЧНАЯ управляется кистью кукловода.
  • ТРОСТЕВАЯ  управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей.
  •  ПАЛЬЧИКОВАЯ  управляется пальцами кукловода
  • МАРИОНЕТКИ: лёгкая тростниковая кукла, управляется с помощью нитей, закреплённых на специальном «коромысле». Сценическая площадка называется платформой, находится на уровне глаз зрителя.
  • ТЕНЕВЫЕ  КУКЛЫ: плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол. Например, Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.
  • КУКЛЫ ВЕЛИКАНЫ: используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях. Непосредственные участники праздника масленицы – волк, коза, журавль.
  • КУКЛЫ-АВТОМАТЫ: это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях «Три толстяка»  Ю.Олеша (кукла наследника Тутти) или «Соловей»  Г.-Х.Андерсена. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
  1. Озорной человечек.

На рубеже 16-17 веков в Италии, а затем и в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра.

Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, а в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело, размахивая своей дубинкой.

В каждой стране за ним закрепилось своё имя. В Италии – Пульчинелла, во Франции – Гиньоль, в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, в Германии – Гансвурст, в Чехии – Кашпарёк, в России – наш знаменитый Петрушка.

Народ орешки щёлкает,

А то два-три крестьянина

Словечком перекинутся…

Хохочут, утешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

  1. История театра кукол в России.

      Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.

     В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.

     Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временнóго искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять "третьим жанром", а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

  1. 21 марта — Международный день театра кукол 

В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА - Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге известный деятель кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана вынес на обсуждение предложение отмечать во всем мире Международный день театра кукол. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос в 2000 году так и не был решен.

Только лишь через два года, в июне 2002 года в Атланте, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день театра кукол.

Президент УНИМА (2000 - 2004) Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

III.Практическая часть

  1. Выбор сказки для постановки.

В процессе работы над проектом мы узнали много о театре кукол. Вот наконец-то приступим к самому интересному – созданию собственного театра кукол. Мы выбрали пальчиковых кукол.  Для начала надо было решить, какую сказку мы будем ставить в нашем театре. Выбрать было нелегко, так как сказок очень много, а мы только начинающие артисты. Решено было взять сказку «Теремок» в стихах и на новый лад, а так как спектакль состоялся перед новым годом, то и все было связано с этим праздником.

  1. Распределение ролей.

Всем хотелось попробовать себя в роли актёра-кукловода, но роли достались не всем. Мы договорились, что это будет не одна постановка и все по очереди поучаствуют в разных  спектаклях.

  1. Изготовление кукол, декораций.

Теперь наступил немаловажный момент изготовления кукол и декораций для сказки. Здесь всем пришлось проявить много терпения, трудолюбия и научиться работать сообща.

На уроках труда мы шили наших персонажей сказки.

Сначала мы сделали шаблоны для выкроек и обвели их на фетре, затем аккуратно вырезали детали, сшили их, закончили работу пришиванием мелких деталей. Вот наши герои готовы. Мы немало потрудились, а Елена Михайловна нам, конечно, помогала. Стало понятно, что изготовление кукол – это нелёгкий и кропотливый труд, и чтобы этим заниматься, надо очень любить своё дело.

  1. Репетиционная работа

Итак, роли распределены, персонажи готовы, слова выучили, можно начать репетировать. Процесс репетиций также сложен и труден. Обидно, если кто-то подводит и забывает свои слова сказать вовремя и приходится репетировать ещё раз. Здесь важно дружно работать всем и тогда получается замечательный спектакль.

  1. Выступление перед зрителями.

Наконец-то наступил долгожданный день выступления перед зрителями – это был очень волнующий и ответственный момент. Нашими первыми зрителями стали ученики 1 «Б» класса, большинство ребят впервые увидели пальчиковых кукол, им было интересно наблюдать за ними, хотя герои, казалось, были всем знакомы.

Второе выступление было в старшей группе детсада, эти малыши на следующий год пойдут в 1 класс. Они в ответ нам показали свой «Теремок» на новый лад в масках, эту сценку ребята готовили к новогоднему утреннику.  Нам было интересно посмотреть на маленьких артистов, ведь мы тоже совсем недавно закончили посещать детский сад.

Третий спектакль был показан для учащихся нулевого класса нашей школы, также будущих первоклассников.

После выступлений перед зрителями было приятно услышать аплодисменты и похвалу от учителей в свой адрес, но с чувством радости было и чувство усталости, стало понятно, что не так уж легко быть артистом.

IV.Заключение.

Соприкоснувшись вплотную с театром, понимаешь, чтобы спектакль выглядел как нечто интересное, прекрасное, волшебное, чтобы представление понравилось зрителям, надо приложить для этого немало  усилий.

Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута.  

   Но мы думаем продолжить заниматься театральной деятельностью и попробуем сделать новых кукол для другого спектакля, где наши одноклассники, которые в этот раз не приняли участия в спектакле, также попробуют свои силы.

V. Литература

Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. — Приложения. — Кн. 1. — Спб., 1895. — С. 85-185.

Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство

Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра плоских изображений. — М.: Наука (ГРВЛ), 1983. — 184 с.

Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра объёмных форм / Отв. ред. В. И. Брагинский. — М.: Наука (ГРВЛ), 1992. — 312, [8] с. —800 экз. — ISBN 5-02-017450-5. (обл.)

Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 160 с. — 27 000 экз. — ISBN 5-09-003567-9. (в пер.)

Научно – практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Название работы:

«Театр кукол»

Авторы работы:

Лутфиев Рамиль Рустамович,

Скибко Виктория Сергеевна,

Гаращук Полина Николаевна

ученица 4 «Б» класса

 МКОУ  ГСОШ №4

04.02.04. I-ДУ №526795

г. Городовиковск

улица Горького дом 13а, кВ.4

359050

Руководитель:

Боденова Елена Михайловна

22.09.1973 г.р.  85 01 093145

г. Городовиковск,

улица Лазарева, 35

Место выполнения работы: г. Городовиковск

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«ГСОШ №4 им.Б.Б. Городовикова»

2015

Анкета участника муниципального конкурса проектных и исследовательских работ «Ювента» в 2015 году.

1.Фамилия, имя, отчество_______________________________________________

_____________________________________________________________________

2.Дата рождения (число, месяц, год)______________________________________

3.Класс______________________________

4.Учебное заведение (нужное подчеркнуть):

Школа _______________________________________________________________

Гимназия_____________________________________________________________

Лицей________________________________________________________________

Др.уч.обр.

5.Почтовый адрес школы с индексом______________________________________

6.Паспорт (свидетельство о рождении) серии____________№_________,выдан

7.Домашний почтовый адрес с индексом (по паспорту-прописью)

___________________________________________________________________

8.№ свидельства государственного пенсионного страхования_________________

9.ИНН_________________________________

10.Е-mail_____________________________________________________

11.Домашний телефон или телефон для связи (с кодом города)________________

12.Секция, для участия в которой направлена работа (нужное подчеркнуть)

Математика, физика, астрономия, география, информационные технологии, программирование, химия, технология, истрория науки и техники, история-общая, военная, лингвистика-русский язык, иностранные языки, литературное наследие и литературное творчество, педагогика, психология, валеология, философия, юриспруденция, политология, экономика и управление

13.Фамилия, имя, отчество научного руководителя, его научное звание, должность, место работы (полностью, без сокращений)

_______________________________________________________________

14.Работа выполнена в рамках дополнительных образовательных программ (научно-исследовательских центров, научных клубов, лабораторий, объединений, семинаров и т.п._______________________________________________________

15.Необходимые технические средства для демонстрации дополнительного материала во время доклада на предметной секции конференции (нужное подчеркнуть, если есть необходимость в данных средствах)

Компьютер (медиа-проектор)                             видеомагнитофон

Диапроектор (демонстрация слайдов)      кодоскоп (демонстрация информации)

                С порядком проведения конкурса, инструкцией по оформлению докладов и других документов ознакомлен(а)

Согласен(на),что невыполнение данных требований может привести к отказу Оргкомитета от моего участия в конкурсе.

___________________________________(подпись участника)

Далее заполняется Оргкомитетом:

Принял работу________________Дата___________________

Эксперты __________________________Дата экспертизы__________________

Результат участия в конкурсном отборе:_________________________________


Поделиться:

Как нарисовать китайскую розу

Браво, Феликс!

Лист Мёбиуса

Волшебные звуки ноктюрна

Галка в чужих перьях