• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мое любимое дерево. Вяз приземистый.

Опубликовано Курдюкова Галина Анатольевна вкл 03.04.2015 - 21:09
Автор: 
Илюхина Алена

Леса Республики Калмыкия – уникальные рукотворные экосистемы, они расположены в полупустыне, в регионе с экстремальными почвенно-климатическими условиями. Основной задачей лесоразведения в республике является повышение жизнеустойчивости, долговечности, защитных функций лесных насаждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_proekt_vyaz.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

Управление образования АЦРМО

МОБУ « Троицкая средняя общеобразовательная школа имени Г.К.Жукова»

Конкурс «Ювента»

Номинация «Исследовательские работы»

«Мое любимое дерево»

(Вяз приземистый на территории с. Троицкое)

                                                                                                     

с. Троицкое 2013 г.

Сведения об авторе

ФИО учащегося:        Илюхина Алена Сергеевна

Дата рождения:         15.06.2004 г.

Свидетельство о рождении: № 736427

СНИЛС: № 173-566-171 87

ИНН: 081703125302

Домашний адрес: с.Троицкое, ул. Дурдусова, 19.

ФИО руководителя, должность:         Курдюкова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов

Басюра Валентина Ивановна,

учитель биологии

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                                        3                                                                                                                          

  1. Литературный обзор                                                                            4
  1. 1.1. Биология и экологические особенности вяза приземистого          4                          
  2. 1.2. Значение и применение вяза                                                              6                      
  3. 1.5. Деревья в народном фольклоре                                                         7                            
  1. Методика исследований                                                                      9
  1. 2.1.      Метод изучения экологического состояния древесных пород                          

            2.2.  Анкета  «Вяз в  зеленом насаждении села Троицкое»                  10                          

  1. Результаты исследований.                                                                   12

          3.1.Геоботаническое описание вида вяза приземистого                         12                                

         3.2.Определение возраста побега вяза приземистого                              12                                        

         3.3Экологическое состояние вяза приземистого на территории   школьного   двора                                                                                             13

         3.4Фенологические наблюдения за вязом приземистым                         14                  

         3.5Посадка саженцев вяза приземистого                                                   15                      

       3.6Результаты анкетирования учащихся  «Вяз в  зеленом насаждении села Троицкое»                                                                                                      16

Выводы                                                                                                          16                        

         Планы на будущее                                                                                      16

Заключение                                                                                                   17

        Литература                                                                                                          18                    

           

Введение

        

                                                           Зеленый наряд городов и сел,

                                                             Всеобщее достояние, он требует        

                                                             Внимания, забот всех и каждого.

Леса Республики Калмыкия – уникальные рукотворные экосистемы, они расположены в полупустыне, в регионе с экстремальными почвенно-климатическими условиями. Основной задачей лесоразведения в республике является повышение жизнеустойчивости, долговечности, защитных функций лесных насаждений.

        Среди древесных пород защитных насаждений сухой степи и полупустыни нашего региона вяз приземистый (мелколистный) занимает не менее 70% всей площади.

Это дерево преобладает в  древесных посадках нашей школы, моей улицы, растет вяз и в моем дворе.

Меня заинтересовало это дерево и я решила написать проект.

Цель проекта: изучить экологию вяза приземистого в древесных посадках нашей школы.

Задачи:

  1. Провести литературный обзор по данной теме исследования.
  2. Собрать народный фольклор.
  3. Провести практические работы (опыты):

- изучить морфологию вяза приземистого;

- изучить экологическое состояние вяза приземистого на территории школьного двора;

- сделать поперечный срез веточки вяза и изучить его строение;

              - провести анкетирование среди учащихся школы

- посадить дерево

Актуальность и значимость своего проекта вижу в сохранении вязовых посадок на территории с. Троицкое. Если природа сумела сохранить вязы, то наша задача – поддержать экологическое состояние для дальнейшего сохранения зеленых насаждений.

Мыслить глобально – действовать локально - вот кредо для каждого человека, живущего на нашей планете и для меня в том числе.

                II. Литературный обзор

2.1. Биология и экологические особенности вяза приземистого – Ulmus pinnato-ramosa D

Систематическое положение изучаемого вида :

Царство Растения (Plantae)

Отдел Покрытосеменные (Anthophyta)

Класс  Двудольные (Dicotyledones)

Порядок  Крапивные (Urticales)

Семейство  Ильмовые (Ulmaceac)

Род  Вяз (Ulmus)

Вид  Вяз приземистый (Ulmus pinnato – ramos Dieck)

Вяз приземистый (Ulmus pinnato – ramos Dieck) является ценной древесной породой для создания защитных  и другого хозяйственного назначения лесопосадок на южных черноземных и почвах каштановой зоны, особенно в юго-восточных засушливых степных районах. Лесные полосы с его участием занимают не менее 70% всей площади. К настоящему времени значительная часть этих лесных полос находится в неудовлетворительном состоянии, что в значительной степени явилось результатом несоблюдения рекомендованной агротехники их выращивания  крайне неблагоприятных погодных условий в ряде лет последнего десятилетия. Несмотря на это, вяз приземистый остается главной древесной породой для создания лесных насаждений в тяжелых условиях сухой степи и полупустыни, особенно на почвах солонцового комплекса, где другие породы произрастать не могут. Перспективность вяза приземистого для этих целей связана с рядом его особенностей, свойственным древесным растениям пустыни. Известно, что   в естественных древостоях  вяз приземистый достигает возраста 100 и более лет (2).

Вяз приземистый в молодом возрасте обладает быстрым ростом. Он достаточно холодоустойчив, удовлетворительно переносит суровые зимы с очень сильными морозами в заволжских степях и полупустынях. Не повреждается также поздними весенними и ранними осенними заморозками.

Вяз приземистый является довольно светолюбивой породой. Эта древесная порода развивает глубоко идущую в почву и разветвленную в ней корневую систему, благодаря чему он хорошо переносит засуху. (1)

В условиях полупустынной степи Средних Ергеней на светло-каштановых в комплексе с солонцами почвах, обладающих, как и в других местностях, плохими лесорастительными свойствами, вяз приземистый, наряду с робинией лжеакацией, дубом черешчатым, вишней обыкновенной, смородиной золотистой, жимолостью татарской и скумпией оказался наиболее подходящим для лесоразведения. На 4-ом году он достигал уже высоты 3 м с диаметром кроны до 2,5 м. В 12-летних лесокультурах средняя высота у него была 7,2 м, наибольшая 7,8 м  диаметр ствола 10,4 см, больше чем такие же показатели у дуба и других пород (3,4).

Родиной этого вида считают Восточную Сибирь, Дальний Восток, северную часть Монголии, где он растет по каменистым местам и галечникам в долинах рек. Культивируется в пустынных районах Монголии.

При благоприятных условиях вяз живет до 400 лет. Плодоносит с 8-18 лет.

  1. 2.2. Значение и применение вяза.

 

Древесина вяза крепка, упруга, вязка, тверда, трудно колется и очень долговечна в подводных сооружениях (на ильмовых сваях построен г. Венеция). Луб идет на выработку мочала, кора – на дубление кож, листья и молодые побеги на корм скоту. Помимо ценной древесины вяз обладает еще высокими декоративными свойствами, делающими эту породу частым гостем в озеленительных посадках.(7)

 Применяют вяз и в медицине. Главный компонент коры вяза – слизь, состоящая из 2 и более полиуронидов и обладающая бактерицидными свойствами. Содержит также дубильные вещества, катехины, биофлавоноиды, полисахариды, волокна, тритерпеноиды. Луб богат также кальцием, магнием, фосфором, витаминами (А, В, С, К).

Применение:

*при гастрите, язвенном колите, изжоге;

 *при болезни Крона;

 *для снятия болей при опухолях внутренних органов;

 *при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;

 *при раздражении слизистой желудка или кишечника;

 *при цистите;

 *при подагре;

 *при инфекционных заболеваниях ЖКТ;

 *при бронхите, фарингите, пневмонии;

 *при диарее;

 *применяется наружно для лечения для лечения свежих ран и ожогов.

2.5. Деревья в народном фольклоре.

Пословицы:

Клонится, как вяз над рекой.

Дерево срубишь – ветви сами упадут.

Каково дерево, такова  отрасль.

Каково деревце, таковы и яблочки.

Кривое дерево в сук растет.

Куда дерево клонилось, туда и повалилось.

Куда дерево подрублено, туда и валится.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Руби дерево по себе.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

От высокого дерева – большая и тень.

Нельзя судить о дереве по его коре.

Загадки:

Дышит, растет, а ходить не может.         (Растение)

Летом холодит, зимой согревает.            (Дерево)

И летом весело, и осенью сытно,  зимой тепло.   (Дерево)

Веселит весной, летом прохлаждает

Питает осенью, зимой согревает.            (Дерево)

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет.        (Лист)

Летом вырастает, а осенью отпадает.    (Лист)

Летом кружатся, на землю ложатся,

С земли не вставают, и тут изгнивают.  (Листья)

Весной в цветном платьице,

Зимой в белом сарафане.         (Лес)

Летом в шубе, а зимой в кафтане.   (Лес)

Летом одетый, а зимой нагой.         (Лиственный лес)

                        III. Методы исследования

3.1. Метод изучения экологического состояния древесных пород.

1. Подсчитайте общее количество деревьев, выясните их видовую принадлежность.

2. Подсчитайте количество вяза приземистого, выясните количество суховершинных, сухих, срубленных деревьев, поврежденных гнилью, вредителями ,наличие трутовиков, лишайников. (6,8,10)

3. Дайте обоснование вашим исследованиям.

         3.2. Способы измерения различных морфометрических показателей.

Способы измерения высоты дерева:

1.  Измерь высоту рулеткой или верёвкой, забравшись на дерево.

2.  Измерь длину своей тени и тени дерева. Длина дерева будет равна: рост ученика, умноженный на длину тени дерева и разделённый на длину тени ученика.(11)

3.  Измерь высоту дерева с помощью линейки. Она будет равна: высоте линейки, умноженной на расстояние от глаз до дерева, поделённое на расстояние от глаз до линейки; к полученному результату прибавить рост ученика от земли до глаз.

  Способы измерения возраста деревьев:

1.  Возраст дерева определяется по годичным кольцам.

2.  Возраст дерева можно определить по количеству междоузолий.(5,9)

Способы измерения окружности ствола и вычисления его диаметра:

1. Окружность ствола измерь с помощь рулетки, используя формулу

S = 2Пr, вычисли диаметр ствола.

               3.3. Анкета  «Вяз в  зеленом насаждении села Троицкое»

1. Произрастает ли у вас во дворе, на улице в древесных посадках вяз?

2. Если есть то в каком количестве?

3. Нуждаются ли в уходе эти деревья?

4. Почему в древесных посадках нашего села преобладает вяз?

5. Есть ли у вас опыт участия в озеленении нашей школы, села?

  1. Результаты исследования

4.1.Геоботаническое описание вида вяза приземистого

Цель: Исследовать геоботанические показатели отдельного вида вяза гладкого для составления паспорта дерева.

Оборудование: рулетка, определитель растений, таблица для определения экологического состояния дерева

Даты проведения исследований

Результаты данного исследования отражены в форме таблицы.

Таблица № 1 «Паспорт дерева»

        

№п/п        

Показатели

Состояние, описание данных показателей

 Ь 1        

Полное название вида, рода        

Вяз гладкий Научное название рода Ulmus произошло от кельтского слова elm – «вяз, «ильм»»

2

Высота

5 м

3

Окружность ствола

89 см

4

Диаметр ствола

28,3

5

Форма кроны

Разветвленная, яйцевидной формы, с правильным двурядным расположением ветвей.

6

Цветки        

Цветки мелкие, невзрачные, ветроопыляемые, собраны в пучки, головчатые или листовидные соцветия.

7

Плод

Крылатки – орешки, по краю – голые, на коротких ножках.  Плоды разносятся ветром, во влажной почве прорастают через несколько дней

8

Листья        

Листья простые, черешковые, мелкие, эллиптические, по краю двоякозубчатые с тупыми зубцами. Жилкование сетчатое. Боковые жилки на листьях ветвятся у края пластинки. Расположение листьев на побеге очередное (спиральное), междоузлие – длинное.

9

Ствол        

Прямой, ровный. Кора темно-бурая, шероховатая.

10

Размножение        

Вегетативным путём (порослью от пня), при поражении корней образуются корневые отпрыски

11

Почки

Яйцевидные, до 4-5 мм длиной

12

Экологическая значимость

На листьях вяза оседает много пыли, что позволяет использовать его для озеленения

13

Краткое описание других признаков        

Вяз – однодомное, ветроопыляемое растение. Энергичный рост вяза наблюдается до до 40-50 лет, затем рост в высоту снижается. Живёт до 200 лет. Вяз морозоустойчивая порода, но сильных морозов не переносит. Требователен к богатству и плодородию почв, теневынослив.

4.2.Определение возраста побега вяза приземистого.

Цель: Изучить поперечный срез побега вяза.

Оборудование: пила, наждачная бумага, картон, клей, лупа.

Ход работы:

  1. Спилили побег вяза, сделали поперечный срез.
  2. Затерли наждачной бумагой, чтобы лучше изучить строение спила.
  3. Прикрепили на картон, сделав необходимые обозначения.
  4. При рассмотрении среза под лупой различили три слоя: наружный – тонкий, темный, кора; средний – плотный самый широкий, лежащий глубже – древесина и сердцевину – плотную центральную часть поперечного среза веточки.
  5. Подсчитали количество годичных колец – 9.

Вывод: изучили поперечный срез побега вяза, установили возраст – 9 лет и 5 год жизни был наиболее благоприятный, т.к. это годичное кольцо самое широкое.

4.3. Экологическое состояние вяза приземистого на территории школьного двора.

Цель: Изучить экологическое состояние вяза приземистого на территории школьного двора.

На территории школьного двора произрастает более 200 деревьев и кустарников. Это вяз приземистый, тополь черный и серебристый, туя восточная, вишня карликовая, смородина золотистая, сирень, шиповник.                        

Мы решили изучить экологическое состояние вяза приземистого на территории школьного двора и занести данные в таблицу.

Признаки

Количество

% от общего количества

1. Суховершинные деревья

31

16,8

2. Деревья с обрезанной кроной

15

8,5

3. Сухие деревья

0

-

4. Трутовики на стволах

0

-

5. Гниль на древесной раст., а также дупла, расщепление ствола, повреждение коры.

82

44,5

6. Наличие лишайников на деревьях

98

53,2

7. Кол. срубленных деревьев (пней)

18

9

8. Общее число деревьев вяза

184

100

9.Число подроста вяза (не включая взрослые деревья)

2

1

На вязах отметили повреждения вязово-смородиновой тли (Eriosoma ulmi). Этот вид тли свертывает в трубку (рис.) половину листа, которая затем болеет (июнь). Встречают небольших хищных клопиков (Anthocoris qallarum-ulmi D), питающихся тлей.

В августе отмечали повреждение листьев вяза гусеницами вязовой пяденицы (Abraxas sylvata Scop.). Отметим, что днем гусеницы сидят неподвижно, но при сотрясении веток падали на землю, или повисали на паутине .

Вывод:  Основные посадки вяза сделаны более 30 лет назад. Поэтому, видимо, у 44,5%  деревьев отмечены повреждения коры, расщепление ствола, гниль на древесине. Обрезка кроны (8,5%), сухих ветвей свидетельствует о работе по уходу за деревьями коллектива школы на территории двора.

4.4. Фенологические наблюдения за вязом приземистым (9)

Цель: Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием вяза приземистого.

Период

Основные признаки

Зима

Декабрь

Наиболее темный период зимы. Снежный покров невелик.

Январь

Световой день нарастает. Снежный покров увеличивается. Самые низкие температуры года (t-18-22  С).

Февраль

Световой день продолжает нарастать. Подтаивание снега. На возвышениях подсыхает почва. Днем бывают положительные температуры.

Весна

Март

Среднесуточная температура переходит за 5 С. В начале месяца отметили набухание почек (длиной 4 мм), и в конце (23 числа) цветение, до того как распустились листья.

Апрель.

Среднесуточная температура переходит за 10 С. В начале месяца распустились листья (3 апреля) средний размер которых составил 1-3 мм, а затем достиг 1,5 см.

Май

Интенсивный рост побегов. Размеры листьев достигают 3,5 см.

Лето

Июнь

Максимальная длина светового дня. Листья достигли максимальных размеров (6-7 см). В десятых числах созрели плоды.

Июль

Растение активно функционирует, особых изменений нет.

Август

Уменьшение светового дня. Холодные ночи и утра.

Осень Сентябрь

Начало пожелтения листьев (с 15 сентября).

Октябрь

Золотая осень. Начало листопада (с 15 октября).

Ноябрь

Небольшое количество листьев на деревьях. Первые заморозки.

Вывод: продолжительность вегетации (от начала распускания почек до опадения листьев) составляет_195дней.

 

4.5. Результаты анкетирования учащихся.

В анкетировании приняли участие учащиеся 1-4 классов. Количество респондентов составило 112 учащихся.

У 100% учащихся растут во дворе или на улице вязы. На вопрос в каком количестве, учащимся было трудно ответить,т.к. никогда не задавались целью их посчитать. Примерно 600 деревьев.

92% учащихся ответили, что вязы не нуждаются в специальном уходе. 8% считают, что нуждаются.

Учащиеся считают, что в посадках преобладае вяз т.к. это дерево хорошо выдерживает засуху, морозы. Пригоден для выращивания на  не очень плодородной почве.

У 86% учащихся есть опыт по озеленению нашего села.

4.6.Посадка саженцев вяза приземистого.

Цель: посадить дерево.

Оборудование: лопата, ведро.

Ход работы:

  1. Выкопали для посадки яму заранее (за 1-2 недели) диаметром 60-100 см и глубиной 60-70 см., при этом верхний и нижний слои почвы складывали в разные стороны.
  2. В центр ямы вбили посадочный кол.
  3. На дно ямы насыпали холмик из верхнего слоя почвы, перемешанного с перегноем. На холмик поставили деревце, расправив корни.
  4.  Присыпали корни землей из нижнего слоя почвы, перемешанного с перегноем. Уплотнил землю, подвязали  деревце к колу, полили. По краям засыпанной ямы сделали валик.
  5. Через сутки после посадки присыпали почвой промоины от полива, поверхность вокруг деревца посыпали перегноем.

Вывод: Посадив дерево, приняли участие в озеленении школьного двора.

ВЫВОДЫ:

  1. Вяз приземистый (Ulmus pinnato – ramos Dieck) является древесной породой наиболее подходящей для лесоразведения на южных черноземах  почвах каштановой зоны, особенно в юго-восточных засушливых районах.
  2. В степной зоне вяз приземистый обладает быстрым ростом в молодом возрасте, достаточно холодоустойчив, хорошо переносит пересадку.
  3. Изучены внешнее строение вяза приземистого.Изучив изменчивость длины листьев установили, что она колеблется от 2 до 7,7 см со средним значением 5 см.
  4. На территории школьного двора произрастает 119 деревьев вяза приземистого, экологическое состояние которых, с учетом ухода можно оценить удовлетворительно.
  5. Проведя фенологические наблюдения, отметили, что вяз приземистый начал цвести до распускания листьев 23 марта.  Листья стали распускаться 3 апреля, а плоды созрели в десятых числах июня. Листопад начался с 12 октября.
  6. Посадив дерево вяза, приняли участие в традиционном озеленении  школьного двора.

                           Планы на будущее:

Заложить опыт по выращиванию вяза приземистого из семян.

                       Заключение:

       Написав этот проект, считаю, что мной достигнуты те цели и задачи, которые я ставила перед собой.

Кажущийся обычным вид дерева, встречающийся нам в парке, школе, по дороге домой, вдоль трассы Элиста – Волгоград, оказался очень ценным для произрастания в условиях степной и полупустынной зоны нашего региона.

                

Литература:

  1. Харитонова Ф.Н. Биология и экология древесных пород. – М. : Лесная промышленность, 1968г – 305 с.
  2. Писаренко А.. Опыт лесоразведения в засушливой степи.- М.-Л.: Гослесбумиздат, 1969г – 94 с.
  3. Справочник по лесным культурам /Розин А.Н. – М.: Лесная промышленность, 1984г – 312 с.
  4. Линдекман Г.В. Порослевое возобновление вяза в полупустыне.- М.: Лесоведение, 1974г – 16 с.
  5. Общая биология под ред. Ю.И.Полянского. – М.: Просвещение, 1987г, с. 229-232
  6. Ливенцев В.П.,Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству. – М.: Просвещение, 1981г.
  7. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1980 г – с.58-60
  8. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Гопикал, 1994г. С. 139-142.
  9. Учебно-полевая практика по ботанике. – М.: Высшая школа, 1990г.,с. 157-163.
  10. Хотулева О.В. Экологическая оценка состояния деревьев. Биология в школе,№5,2005г.,с.48-50.
  11. Самкова В.А. Мы изучаем лес.Задания для проектов.Биология в школе ,№7,2005,с.14-16.
  12. Материалы Интернет-сайта http//ru. wikipedia, orq/wiki/.


Поделиться:

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Ветер и Солнце

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью