У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Людям, потерявшим своё детство, моим землякам, посвящается исследователькая работа "Детство, опаленное войной".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Центр компетенций «Ориентир»
муниципального образования Усть-Лабинский район
Исследовательская работа
"Детство, опаленное войной"
Автор:
Трубинова Кристина
Руководитель:
Сундукова Людмила Викторовна
2015 год
Актуальность работы.
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной".
Проблема исследования: Тема детей войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме;
2) изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.
При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, архивные материалы.
Неопубликованные источники
Интервью с участниками и очевидцами событий
1. Интервью с Белаш Л.В., председателем совета ветеранов станицы Ладожской Усть-лабинского района.
2. Интервью с Сундуковой Л.А., ветераном труда.
Периодическая печать
«Сельская новь» от 1 февраля 2014 г. № 11 (13152)
Литература
Дергунов Ф. С. История станицы Ладожской / Ф. С. Дергунов. - Краснодар: Совет. Кубань, 2000. - 288 с.: фот.
В суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и вместе со взрослыми победили.
Станица Ладожская - это место, где я росту и учусь. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились, растили детей, ждали и верили, что обязательно вернутся с войны их отцы, мужья, сыновья, братья. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет.
В нашей станице есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. Вместе с родителями выходили на поля и дети: сажали и убирали картофель, серпами жали пшеницу. Те, кто был постарше садились на трактора, заменяя ушедших на фронт мужчин - пахали, бороновали землю. Многое выпало на долю детей военного времени, они рано повзрослели, позабыв на долгое время любимые игры…
Кузнецова (Якуша) Вера Александровна. Родилась 17 ноября 1927 года, в станице Ладожской. «Когда началась война, Вере Александровне было 14 лет. Несмотря на такое тяжёлое время, она посещала школу, как и все дети. Бушевала война. Повсюду на русской земле расползлись немецкие варвары. Пришли фашисты и в станицу, где проживала Вера Александровна. Немцы грабили, убивали, сгоняли людей в сараи, подвалы, а сами жили в теплых домах, так как за окнами была суровая зима. Женщин и детей заставляли работать: стирать белье, готовить им еду, убирать. Обращались очень грубо, устраивали побои. В 1943 году Вере Александровне исполнилось 16 лет. Пришла весна, затем лето, осень, много работы было в поле. Она работала на волах и коровах, пахала, сеяла, возила сено, молотила хлеб. Всё шло на фронт. В стране был голод. Людям приходилось делить маленький кусочек хлеба на десять человек, чтоб каждый мог съесть, хоть крошку. А когда приходила весна, люди питались корнями растений. Вот так прошло детство, юность и молодость Веры Александровны. В годы войны ей не было присвоено никаких наград. Но когда закончилась война, ей вручили медаль «Ветеран труда». В день Победы 1945 года она находилась в поле, вместе со станичниками они занимались прополкой свеклы. Долгожданная Победа, омытая кровью и потом советского народа, это и её Победа».
Гаценко Надежда Михайловна. Родилась в 1931 году в станице Ладожской. «Первая встреча 11-летней девочки с немцем запомнилась на всю жизнь: условный пересвист станичных девушек вызвал подозрение у немецкого верзилы с автоматом, и он грозно двинулся на маленьких разбойниц, казалось – жестокой расправы не миновать! Положение спас любимый пес Джульбарс, который бесстрашно с лаем бросился на чужака. Воспользовавшись замешательством, подружки бросились наутек. Затем, потеснив хозяев, немцы расположились в их хате. Разве можно забыть пережитый ужас и страх. Ладожская отличалась от других оккупированных станиц тем, что именно здесь был организован и активно действовал партизанский отряд и подпольный райком в тылу врага, поэтому немцы здесь особенно зверствовали, видя в каждом станичнике – и в старом и в малом - пособников партизан (да практически так оно и было – о деятельности партизан в Ладожской были осведомлены многие, и каждый старался помочь, чем мог, несмотря на угрозу страшной расправы). Надежда Михайловна спустя 70 лет помнит место, где был в станице сделан подкоп – тайный ход, по которому передавали связные сведения в отряд, об отважной женщине-инвалиде - связной разведчице. Не может забыть и имен станичных предателей, переметнувшихся в услужение оккупантам за мелкую подачку…
А разве можно забыть жестокие расстрелы схваченных немцами партизан на высоком берегу Кубани – этот кошмар малолетний ребенок видел своими глазами, спрятавшись с подружкой на чердаке. Была маленькая Надя и свидетелем того, как по радиорепродукторам, развешанным на столбах по всей станице, немцы передавали приказ о сборе всех лиц еврейской национальности (беженцы из Белоруссии, Молдавии, Украины) с ценными вещами у здания, где располагалось немецкое командование. В надежде на то, что их не расстреляют, а угонят в Германию, люди покорно исполнили приказание.
Бережно хранит Надежда Михайловна в своей домашней библиотеке книгу «История станицы Ладожской» с дарственной надписью автора, ее коллеги – учителя истории Федора Степановича Дергунова, в ней записаны и воспоминания Надежды Михайловны Гаценко о немецкой оккупации».
Муся Пинкензон родился 5 декабря 1930 года в молдавском городе Бельцы. «Когда Мусику было пять лет, о нём уже писала городская газета, как о местном скрипаче-вундеркинде. Муся был сыном врача Владимира Борисовича Пинкензона и Фени Моисеевны. В 1941 Владимир Борисович Пинкензон получил направление в военный госпиталь в Усть-Лабинск. Семья Пинкензон жила у Полины Ивановны Калёновой. Фронт приблизился к станице Усть-Лабинской. Госпиталь готовили к эвакуации. Немецкие войска вошли в станицу настолько неожиданно, что многие не успели никуда выехать. Вскоре семью Мусика арестовали. Для того чтобы запугать население станицы, решили немцы учинить расправу над арестованными. В числе приговорённых к смерти была и семья Пинкензонов.
К месту казни согнали всё население станицы. Владимир Пинкензон попытался обратиться к немецкому офицеру, чтобы попросить его пощадить сына, но был убит. Следом застрелили бросившуюся к мужу маму Муси.
Внезапно сам Муся обратился к немецкому офицеру:
– Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке!
Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, что стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь.Через мгновение над Усть-Лабинской зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли понять, что играет Муся. Вернее, они понимали, но не могли поверить в реальность происходящего.
11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал» - гимн коммунистов, который в тот момент был гимном Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё...
Опомнившийся немецкий офицер заорал: – Свинья, немедленно прекрати!
Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача...
Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. 11-летний мальчик, стоя перед лицом смерти, проявил такую силу духа, против которой оказалась бессильна вся мощь нацистского оружия. В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в Победу. Эту веру им вернул маленький еврейский скрипач... После войны на месте расстрела Муси Пинкензона в бывшей станице Усть-Лабинской, ставшей в 1958 году городом Усть-Лабинском, установили памятник».
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению тем, связанных с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне. В ходе сбора материала я узнала, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Снежная сказка
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Рисуем осенние листья
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца