• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Пришёл Спас – держи рукавички про запас.

Опубликовано Переляк Татьяна Вячеславна вкл 12.04.2015 - 0:36
Автор: 
Наумова Вероника

Есть такой праздник, который особо почитали в кубанских станицах, а по своей содержательности и поэтичности сравниться с ним могла разве что июньская Троица. Спас,  или Спасивка, как называли этот праздник в Черномории (первоначальное название территории нынешнего Краснодарского края), длился две недели и включал в себя три праздника – три Спаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Есть такой праздник, который особо почитали в кубанских станицах, а по своей содержательности и поэтичности сравниться с ним мог25.24 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

   Введение.                                                                                                            3                                                                                            

   1. Пришёл Спас – держи рукавички про запас.                                              3

   2. Сладкая жизнь.                                                                                               3

   3. Яблочко наливное.                                                                                         4

   4. Хоть и орех, а сладок.                                                                                    5

   Заключение.                                                                                                        5

   Литература                                                                                                          7

   

                                                                           

Введение
Люди, которые переселялись на  Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины, и представители других народностей.

Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга.

Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

Чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края.

1. Пришёл Спас – держи рукавички про запас.

       Есть такой праздник, который особо почитали в кубанских станицах, а по своей содержательности и поэтичности сравниться с ним могла разве что июньская Троица. Спас,  или Спасивка, как называли этот праздник в Черномории (первоначальное название территории нынешнего Краснодарского края), длился две недели и включал в себя три праздника – три Спаса.

 2. Сладкая жизнь.

      Первый Спас – Маковей. Гораздо реже его называли Маковым или Мокрым, так как в этот день было принято освещать мёд, мак и воду. В некоторых казачьих станицах освящали цветы, чаще всего васильки. Как и троицкая трава, васильки хранились за иконой, их использовали на свадебных обрядах, а также зимой – на Крещение в качестве кропильца при кроплении всех членов семьи, двора, хозяйства.

      Вообще, появление этого праздника – Спасивки – было связано с событиями XII века, когда войско московского князя Андрея Боголюбского разгромило рать волжских болгар. Чудесную помощь в этом русским воинам оказал образ Нерукотворного Спаса, чествование которого было установлено 14 августа, в день этого события. Правда, память об этом со временем почти утратилась.

     Существует иное, более распространённое, название праздника – Маковей, или Маковий (в честь святых мучеников братьев Маковеев). Потому и возникло представление о необходимости освящения в этот день мака, семена которого собирали накануне праздника в поле. Считалось, что освященный в церкви мак, как и освященная соль, обладает магическими свойствами, поэтому их использовали для защиты животных от «сглаза». Мак чаще применяли после отёла коров: новорождённому телёнку и его матери хозяйка-казачка крестообразно рассыпала этот мак по хребту, обязательно приговаривая слова молитвы. Заканчивала она эту  « процедуру» словами: «Кто думает эту корову испортить, хай (пусть) этот мак соберёт». Иногда, если мака в доме не оказывалось, его заменяли солью, освящённой в этот же день. Кубанцы верили, что после такого обряда никакой злоумышленник не мог сглазить или наслать порчу на эту корову.

     А вот «Медовым» Первый Спас стал оттого, что пчеловоды к этому празднику качали мёд второй, а то и третий раз. Казаки-пасечники вырезали в этот день из ульев лучшие соты и несли в церковь «на помин души усопших родителёв (родителей)». «Владельцы пасек на Медовый Спас сооружали длинные дощатые столы, расставляли на них миски с мёдом, раскладывали тёплый хлеб. Без приглашения приходили жители станицы и поминали родителей» (Н.И.Бондарь). Иногда специально для этого выпекали особые медовые пампушки, посыпанные освящённым маком. А так как у большинства казачьих семей водились пчёлы, то ко дню первого Спаса во многих домах готовили и медовуху и угощали всех, кто приходил к ним в гости.

     «Мокрым» же Первый Спас был назван потому, что кроме мака и мёда было принято освящать и воду. Такой обычай связан с приданием, согласно которому именно в этот день произошло Крещение Руси. Освящение могло происходить не только в церкви, но и около реки или колодца. Вода после «ритуала» обретала целебные свойства. А в станице Ильской, например, освящение воды в реке заканчивалось купанием, правда, сначала в воду бросали освященные цветы и маковое семя.

     Существовало также представление о том, что на Маковей всегда должен идти дождь, поэтому-то в этот день пожаров никогда не бывает.

3. Яблочко наливное.

    Яблочным Спасом называют один из самых почитаемых православных праздников – Преображение Господне (19 августа). Во многом этот праздник  был похож на Медовый Спас: в этот день происходило освящение различных плодов, в том числе яблок и винограда, а также цветов. Связано это было с тем, что наступало время наибольшего изобилия, а сам ритуал освящения плодов считался ещё и благодарностью Богу за посланное на землю плодородие. Отсюда и повсеместная на Кубани поговорка : «Петровка – голодовка, а Спасивка – ласавка (лакомка)».

    По распространённым кубанским традициям, женщинам, у которых были умершие дети, запрещалось вкушать яблоки и виноград до Второго Спаса. Объяснялось это лишь тем, что детям, чьи мамы всё же нарушили этот запрет, «никто не подаст на небе яблочка, и они будут плакать». В некоторых станицах запрет распространялся и на употребление любых фруктов. После освящения и благословления часть плодов раздавалась присутствующим в церкви детям.

4. Хоть и орех, а сладок.

    29 августа в Православной Церкви происходит чествование Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе этот праздник получил название – Третий Спас, или Ореховый, гораздо реже говорили «Спас на полотне». У кубанских казаков не было традиции широко отмечать этот праздник исключение – те станицы, где произрастали рощи грецких орехов. В этот день люди приносили в церковь орехи для освящения. Сам же праздник, будучи последним из почитаемых народом летних праздников, символизировал окончание лета. Да и вся Спасивка для казаков была временем подготовки к осенней поре. Не случайно по этому поводу бытовала пословица: «Пришёл Спас – держи рукавички про запас».

Заключение.

     Христианская вера была основой духовной жизни кубанских жителей и на протяжении столетий определяла мировоззрение казачества. Кубанские казаки считали себя защитниками христианского мира от посягательства врагов. Через веру казак ощущал своё единство с православным миром. Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения, смело и спокойно идти навстречу опасности.

     Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей становится для меня уже необходимостью. Знание истории Краснодарского края, обычаев, формирует наше самосознание. Ведь, к сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции казаков. Поэтому перелом наступит только тогда, когда изменится отношение к культуре родного края, и мы будем великими, когда каждый из нас будет чтить и помнить свои традиции. У кубанцев много православных праздников, и мне приятно знать, что обычаи и традиции этих праздников сохраняются и почитаются жителями моего посёлка Ильского, Северского района и всего Краснодарского края.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Алмазов Б.А., Новиков В.И, Мажола А.С. - "Казаки".  
  2. Бондарь Н.И.  Кубанское казачество.
  3. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар, 2007.
  4. “Военно-исторический журнал", №2, 2007 г.
  5.  Жиганова С.А. Обрядовые жанры музыкального фольклора Кубани. – Краснодар, 2008
  6. Левченко В.А.,  Казачий взгляд, № 10, октябрь 2007 г.
  7.  Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани. Краснодар.: Советская Кубань, 1993.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.materinstvo.ru/art/3682
  2. http://www.zavet.ru/kresenie2.htm
  3. http://www.kubanoved.kubannet.ru


Поделиться:

Юрий Визбор. Милая моя

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Сочинение

Весенние чудеса