• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Права и обязанности ребёнка в сказочных произведениях»

Опубликовано Кузнецова Наталья Сергеевна вкл 14.04.2015 - 22:09
Кузнецова Наталья Сергеевна
Автор: 
Сушков Арсений

 

В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.

Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор   приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.

По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_skazochnyh_personazhey.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №36 города Мурманска

        

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «Права  и обязанности ребёнка

в сказочных произведениях»

Сушкова Арсения

ученика 2 Б класса

МБОУ школа №36

города Мурманска

Консультант-руководитель:

Кузнецова Наталья Сергеевна

МУРМАНСК  2015

Аннотация

В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.

Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор   приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.

По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.

                     

   

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть:
  1. Определение юридической компетентности
  2. Определение прав и обязанностей  ребенка в нормативно-правовых актах
  3. Права и обязанности в сказках
  4. Направления работы по формированию юридической компетентности
  1. Заключение
  2. Список литературы, интернет-источники
  3. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

                В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В России ещё многие взрослые: педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами.

Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. «Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты…»[1]

Гипотеза: предположим, что знакомство с произведениями детской классики формирует у подрастающего поколения юридическую компетентность, в частности представление о правах ребёнка.

Цель исследования: выяснить, как через  сказочные произведения формируется правовая культура ребёнка.

Задачи исследования:

  • Изучить нормативно-правовые документы, ознакомиться с произведениями, выявить особенности содержания произведений с точки зрения отражения прав и обязанностей ребёнка; провести анализ юридической осведомлённости учеников 2 класса; разработать тренинг, способствующий повышению юридической грамотности учащихся.  

Объект исследования: права и обязанности ребёнка.

Предмет исследования: процесс формирования юридической компетентности через знакомство с произведениями художественной литературы.

Методы исследования:

  • анализ;
  • сравнительно-правовой;
  • анкетирование;
  • обобщение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определение юридической компетентности

В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах появляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких людей. И как бы ни пытались заменить их друзьями, в самые трудные и горькие дни все равно обращаемся к родителям. Вот здесь и складываются взаимоотношения между  детьми и их родителями.

Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Эти отношения регулируются нормами Конвенции ООН о Правах ребёнка, нормами Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ребёнок должен получать так же, как и взрослый, полноценную и достоверную информацию о своих правах.

Мы должны говорить об общей юридической компетентности, которая подразумевает «уровень приобретенных знаний, навыков, опыта в сфере своей деятельности».[2] Деятельность понимается в широком смысле, то есть процесс взаимодействия с окружающими (с родителями, в частности), действия индивидуума в течение всей его жизни.

Определение прав и обязанностей  ребенка в нормативно-правовых актах

При рождении ребёнка между ним и его родителями возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей.

            После создания в 1948 году Организации Объединенных Наций принимается Всеобщая декларация прав человека. В статье 25.2 отмечается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. 

             В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о Правах ребёнка. Будучи документом особого значения, она провозглашает ребёнка «полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи».[3]

            Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир

            Часто при защите прав детей применяются различные  статьи Конвенции.

  • Статья, предусматривающая свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 3).  В сказке Ш.Перро «Золушка» нарушены права Золушки мачехой и сестрами, которые постоянно унижают и заставляют работать с утра до ночи и никогда не благодарят за выполненную работу.
  • Статья, провозглашающая право на справедливый суд (ст. 6). Так в сказке Р.Киплинга «Маугли» мальчика показали совету стаи, где он получил защиту медведя Балу и пантеры Багиры от Шерхана, посягавшего на его жизнь.
  • Статья на право уважения семейной жизни (ст. 8), применяется в случаях разлучения родителей и детей по причине депортации (принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность) родителей. В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в которой Баба-Яга, лишив жизни сестрицу Алёнушку, забрала Иванушку и превратила его в козлёночка.
  • Статья о праве на образование (протокол 1 к Конвенции ст. 2). Папа Карло,  предоставив Буратино букварь и достойную одежду, отправил его в школу.

Таким образом, на основании международных документов выделены права и обязанности детей, которые регулируют их положение в современном обществе:

  • Право ребёнка жить и воспитываться в семье
  • Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками
  • Право ребёнка на защиту
  • Право ребёнка выражать свое мнение
  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию
  • Имущественные права ребенка

Права и обязанности в сказках

Некоторые положения правовых документов новы для современного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые, столь определенно, зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам,  затрагивающим его интересы. Что  же могут сделать родители, чтобы ребёнок чувствовал себя достаточно благополучным? А родители могут сделать для ребенка достаточно много. Но можно начать с малого. Прежде всего, вместе с ребенком читать сказки и пытаться объяснять, какие поступки совершают сказочные герои, сопоставляя поступки героев с правовыми документами.

          Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть как  личными, так  и имущественными. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, так свидетельствует статья 58 Семейного кодекса РФ «Как бы мне её назвать?- раздумывал Карло.- Назову- ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство- всех их  звали Буратино…Все они жили весело и беспечно…»[4]

«К важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту» – гласит статья 56 Семейного кодекса РФ – «Праву ребёнка на защиту своих прав и законных интересов соответствует  обязанность родителей защищать права детей». «Старая злая крыса Шушера обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть Буратино горло… Дверь распахнулась, вошел папа Карло. Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу».[5]

Таким образом, папа Карло является человеком, который …. (миниитог)

Во многих сказочных произведениях нарушаются важнейшие права человека, так, например, в сказках «Красная Шапочка» и «Белоснежка», «Колобок» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»  главные герои лишаются жизни, нарушаются личная неприкосновенность и свобода.

Нарушители прав ребёнка являются… Идёт ли за поступком  наказание? Снова миниитог О неотвратимости наказания…

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободное передвижение, а вот Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на труд. И перечислять можно очень долго и долго все сказочные произведения, в которых нарушаются права главных героев.

Немало сказочных произведений, в которых герои выполняют определённые обязанности.  Например, в сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мать-утка обязана была заботиться о своей больной Серой Шейке, у которой было сломано крыло. Это свидетельствует о применении статьи 65 Семейного кодекса РФ. Формулировка В целях обеспечения статей Семейного кодекса РФ Красная Шапочка обязана  была отнести больной бабушке пирожки и проведать её (статья 95 СК РФ) Формулировка

В сказке «Госпожа Метелица» Девушка обязана была каждый день выполнять определенные обязанности, сидеть у колодца и прясть пряжу по приказу мачехи (статья 97 СК РФ). Формулировка

Таким образом, существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.  

Направления работы по формированию юридической компетентности

Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами. Очевидно, что ребёнок должен получать так же, как и взрослый полноценную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях.

На мой взгляд, формированию общей юридической компетентности будут способствовать различные игровые формы правоведения  в школе.

В работе с детьми  можно использовать следующие  методы:

·   беседы по материалам прочитанного произведения,

·   сочинение историй, сказок,

·   рисование,  выставки работ,

·   игры (Приложение 1)

·   театрализация.

Родители принимали активное участие. С ними проведена работа:

·   творческая работа «Что обозначает имя моего ребенка»,

·   проведение различных игр и упражнений на родительских собраниях (Приложение),

·   приготовление национальных костюмов и блюд,

·   составление семейных альбомов,

·   изготовление генеалогического дерева своей семьи, визиток,

·   заполнение анкеты (Приложение 2)

Мы проанализировали уровень юридической компетентности учащихся.

  1. Назови права ребёнка, которые ты знаешь.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой

  1. Назови права, которые чаще, по-твоему, нарушаются.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.

  1. Назови, какие права ты нарушал.
  2. Какие обязанности ты выполняешь.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.

  1. Откуда ты узнаёшь о своих правах и обязанностях?

Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением. Это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка.  

 

 

Заключение

         Проблема воспитания в семье очень актуальна в настоящее время. Расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания – это право каждого ребёнка.

         В ходе исследовательской работы определено, что существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.  

Ребёнок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них.

Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. Сказочные произведения являются фактическим вымыслом, но содержат в себе правовые основы. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением, это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка.  Также нужно отметить важность просвещения родителей в этом вопросе. Ведь только повышаю юридическую компетентность всех членов семьи, мы помогаем создать наиболее благоприятные условия для развития каждого человека как личности.

                         

             

Приложение 1.

Работа с учащимися.

Задание №1.

Объясните, пожалуйста, какие права нарушаются (защищаются) в этой сказке.

- Царевна-Лягушка

- Буратино

- Гуси-лебеди

- Снежная Королева

- Дюймовочка

- По щучьему велению

- Маша и медведь

- Золушка

- Золотая рыбка

- Аленький цветочек

- Айболит

- Красная шапочка

Задание №2[6]

Назовите все возможные детские песни, в которых объясняются права детей

-Всем на свете нужен дом

-Пусть всегда будет солнце

-Вместе весело шагать

-Песенка Мамонтёнка

-Облака

Задание №3

 Арсений «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». А теперь давайте вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что там случилось?

Дети: Лебеди по приказу Бабы-Яги унесли мальчика.

Арсений: Какое право ребенка нарушено?

Дети: Жить и воспитываться в семье

Арсений: Кто защитил мальчика?

Дети: Старшая сестра.

Арсений: А как нарушено это право в сказке «Маша и медведь»?

Дети: Медведь не пускал Машу домой, к семье.

Арсений: А кто еще вспомнит сказки, где нарушено это право?

Дети: «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом», «Снежная королева».

Арсений: «Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости, оскорбления, грубого обращения». Вспомним сказку «Муха-Цокотуха». Что там случилось?

Дети: Паук грубо обращался с Мухой.

Арсений: Какое право Мухи было нарушено?

Дети: Право на защиту от жестокости, грубого обращения.

Арсений: Кто защитил право Мухи от жестокого обращения?

Дети: Комар.

Арсений: А как нарушено это право в сказке «Колобок»?

Дети: Звери хотели съесть Колобка.

Арсений: И все-таки Лиса его съела. В этой сказке права Колобка никто не защитил, и поэтому с ним произошла беда. А еще сказки?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка», «Морозко», «12 месяцев».

Арсений: «Каждый ребенок имеет право на образование». Кто вспомнит сказку, где у героев было нарушено это право?

Дети: «Приключения Буратино».

Арсений: кто защитил право детей на образование?

Дети: Папа Карло.

Арсений: «Каждый ребенок имеет право не использоваться в качестве рабочей силы ». Вспомним сказку «Золушка». Что там случилось с Золушкой?

Дети: Она жила с мачехой, которая заставляла ее работать.

Арсений что она заставляла делать Золушку?

Дети: стирать, чистить посуду до блеска, натирать полы, готовить еду, шить платья, гладить, перебирать крупу, поливать цветник.

Арсений: какое право Золушки нарушила мачеха?

Дети: не использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Арсений: кто защитил право Золушки не использовать детей в качестве рабочей силы?

Дети: Фея.

Арсений:: «Каждый имеет право на медицинскую помощь».

В какой известной вам сказке это право у зверей было нарушено?

Дети: «Доктор Айболит».

Арсений: Кто защитил зверей, вылечил их?

Дети: Доктор Айболит.

Приложение 2.

Работа с родителями.

Решите кроссворд

1.     Индивид, в возрасте от 0-18 лет (ребенок)

2.     Совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством; свобода пользоваться чем-либо по закону (право)

3.     Основной документ, регулирующий права ребенка, принятый в 1989 году (конвенция)

4.     Нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе; правило, постановление (предписание) высшей власти (закон)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Школа  и права ребенка"

Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?

2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):

-дома, из средств массовой информации;

-в школе;

-из педагогической литературы;

-из других источников  

3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в школе?______________________________

_____________________________________________________________________________

4. Какие права у ребенка в семье?________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?_______________________________

_____________________________________________________________________________

6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Всеобщая декларация прав человека.
  4. Основы правовых знаний- уч. в 2-х частях, М.: Вита-пресс, 2003.
  5. Защита прав ребенка, М.: «Эксмо», 2005.
  6. Защита прав ребенка в современной России., Москва, 2005.
  7. Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.
  8. А.Ф.Никитин. Правоведение. М.: Просвещение, 2006.

Интернет-источники

  1. http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php
  2. http://mobile.studme.org/1640011627545/meditsina/pravovoe_regulirovanie_ohrany_materinstva_detstva
  3. http://loveread.ws/view_global.php?id=15438
  4. http://www.resobr.ru/materials/49/40195/


[1] Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.

[2] http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php

[3] http://mobile.studme.org/1640011627545/meditsina/pravovoe_regulirovanie_ohrany_materinstva_detstva

[4] http://loveread.ws/view_global.php?id=15438

[5] Там же

[6] http://www.resobr.ru/materials/49/40195/


Поделиться:

Карандаши в пакете

Самый главный и трудный вопрос

Сказка "Колосок"

Рукавичка

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики