Курение табака – один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета больше является отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу.
Проблема предупреждения употребления табачных изделий является серьезной проблемой. В рамках борьбы с курением вступил в силу Федеральный закон № 15- ФЗ от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Вступление в силу Федерального закона, возрастающее количество подростков употребляющих табачные изделия, отсутствие эффективной психопрофилактической работы по предупреждению развития табачной зависимости в подростковом возрасте определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение личностных особенностей подростков, склонных к табакокурению.
Гипотеза: личностные особенности подростков влияют на формирование склонности к табакокурению.
Нами была проведена практическая работа по снижению количества учащихся со склонностью к табакокурению среди учащихся в контрольной группе, так и в других группах. Результаты проведенных бесед с учащимися, выступление на общешкольном родительском лектории в январе 2013 г. показали, что проведенные мероприятия способствовали снижению склонности к табакокурению среди учащихся 8-х классов на 15 %.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты- снижение количества учащихся склонных к табакокурению (15%) могут быть в дальнейшем использованы в работе практического психолога, социального педагога, учителей и родителей в решении задач формирования личности, профилактики табакокурения и психотропных веществ.
Слайд 1
Выполнила: Китаева Евгения, 10 а кл. Научный руководитель: Педагог-психолог Нургалиева Гузель ФаязовнаСлайд 2
Цель исследования: изучение личностных особенностей подростков, склонных к табакокурению. Объект исследования: подростки, учащиеся 7 классов – личность подростков.
Слайд 3
Предмет исследования: личностные особенности подростков, склонных к табакокурению. Гипотеза: личностные особенности подростков влияют на формирование склонности к табакокурению.
Слайд 4
Любопытство Влияние сверстников (круг общения) Слабая воля (не умеют сказать НЕТ) Стремление показать c ебя взрослым, независимым Семья (материальное положение)
Слайд 5
Эмпирические методы: анкетирование, тестирование. Анкетирование «Твое отношение к курению» Анкетирование по характерологическому опроснику К. Леонгарда – А.Е. Личко Анкеты на выявление причин курения ( вопросы подобраны самой учащейся) Тест –опросник «Аддиктивная склонность»
Слайд 6
Анкетирование «Твое отношение к курению». Вот некоторые из них: Считаете ли вы курение заболеванием? 31 чел. ответили « нет», 0 чел. –«да», и 40 чел.- «не знаю»;
Слайд 7
Какова причина закурить сигарету в первый раз? За компанию- 12 чел. ( в контрольной гр. 3 чел.).; 5 чел. (в контрольной группе 1 чел.) – почувствовать себя взрослым, 40 чел. (в контрольной группе 13 чел.) не курят вообще; С кем вы курили в первый раз? Со сверстниками – 4 чел.; 1 чел. – один курил; 0 чел. с родителями; 2 чел. со старшими друзьями.
Слайд 8
«Если человек в меру и без вредных последствий употребляет табак и другие влияющие на психику вещества- это нормально» выбирают ответ «нет» -55%, не задумывались об этом- 30%, имеют склонность к курению 15 %;
Слайд 9
«Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты» - ответ «нет» выбирают большинство учащихся; Для снятия напряжения прибегают к сигарете 1% учащихся, за компанию – 7 %.
Слайд 10
Общее число учащихся 8 кл. протестированных в рамках исследования – 71 чел. Из них по опроснику «Твое отношение к курению» выявлено 18 чел . (25%) со склонностью к табакокурению и 53 (75%) не имеют такой склонности.
Слайд 11
По тест -опроснику «Аддиктивная склонность» имеют склонность к курению 15% , не имеют склонности 55 %, не задумывались об этом 30 %. Для снятия напряжения прибегают к сигарете 1% учащихся, за компанию - 7%
Слайд 12
Сравнение данных по акцентуациям у склонных к табакокурению и не склонных к табакокурению подростков. № п/п Акцентуации Склонные к табакокурению Не склонные к табакокурению 1 Гипертимный тип 15 30 2 Неуравновешенный тип 11 19 3 Циклотимный тип 13 23 4 Эмотивный тип 10 12 5 Экзальтированный тип 13 35
Слайд 13
Нами была проведена практическая работа по снижению количества учащихся со склонностью к табакокурению как среди учащихся в контрольной группе, так и в других группах. Результаты проеденных бесед с учащимися, мое выступление со школьным психологом на общешкольном родительском лектории в январе 2013 года показали, что проведённые мероприятия способствовали снижению склонности к табакокурению среди ребят в 8-х классов на 15%
Слайд 14
Нами выявлено, что среди подростков, склонных к табакокурению – 29 % составляет гипертимный тип. Исходя из приведённых данных мы можем сделать вывод, что личностные особенности (в нашем случае гипертимность ) влияет на склонность к табакокурению. Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что полученные результаты – снижение количества учащихся склонных к табакокурению (15 %) могут быть в дальнейшем использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности, профилактики табакокурения, психотропных веществ.
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Лепесток и цветок
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Вокруг света за 80 дней
Вода может клеить?
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?