• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

История свадебного обряда

Опубликовано Пенкина Юлия Евгеньевна вкл 25.04.2015 - 19:22
Пенкина Юлия Евгеньевна
Автор: 
Кленова Кристина

Реконструкция свадебного обряда в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_svadebnogo_obryada.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА

Автор Кленова Кристина Викторовна

Панышева Виктория Андреевна

Руководитель Пенкина Юлия Евгеньевна

        С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа.  День свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей.

        К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси позабыты, хотя интерес к ним в последнее время возрождается. Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке. Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру. Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня.

В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества – венец и торжественно выводили под руки две свахи. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословить невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался. После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Отец ударял невесту плетью.приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть. После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п. При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор – с иконкой, а свекровь – с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.

В 18 веке происходят значительные изменения в свадебном обряде. Например у дворян накануне венчания  рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества. В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя - атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. 

1840 год стал знаковой датой в истории свадебного обряда. Это год, когда королева Виктория и принц Альберт поженились. Молодая королева Виктория обладала великолепным и изысканным вкусом. Она подарила стильный облик многим современным невестам. Во-первых, она смело облачилась в белое платье. До нее невесты надевали синее, красное, розовое, золотое или просто лучшее платье на свадьбу. Белый цвет некоторые считали траурным. Тем не менее, к 19 веку шикарное белое платье стало свидетельством роскоши и богатства, ведь такое платье приличным было надеть только раз в жизни. Более того, королева Виктория стала законодательницей моды на венок из живых цветов апельсина в волосах, а также на букет невесты из живых цветов (раньше его составляли из трав и пряностей, чтобы отпугнуть злых духов). А сын знаменитой королевы, принц Леопольд, герцог Олбанский, был первым, кто заменил угощение из чистого сахара на настоящий многослойный свадебный торт.

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.

Традиционная свадьба, на сегодняшний день, является самым востребованным и популярным видом свадебного торжества. Более половины всех московских молодоженов выбирают именно традиционную свадьбу. Это "классика жанра", сценарий которой сформировывался самим народом в течение многих веков. Тенденции моды, смена нравов и поколений привели к слиянию целого ряда традиций разных стран и народов. И в настоящее время такие свадьбы содержат в той или иной степени элементы как традиционной русской свадьбы, так и «европейской» или «американской» свадьбы, которые становятся сейчас всё более модными.


Поделиться:

Две лягушки

Весёлые польки для детей

На берегу Байкала

Пока бьют часы

Сочини стихи, Машина